Пётр ХОХЛОВ. Измерения: Дмитрий ПРАСЛОВ
ВЫСОКИЙ СТАРТ
Почему-то принято считать, что аудиотехника средней ценовой категории должна появляться только взамен техники уровня начального. Но стереотипы тем и хороши, что их можно ломать.
Mystery MB 4.400 V2 | Power Acoustik Demon 1000 | Fusion RE-AM90040 | Art Sound PA450.4 | Pioneer PRS-D420 | Soundstream LW4.620 | X-Program X-D40
Порой даже нужно, вся история науки и техники — непрерываемая череда выходов за рамки ранее известного и привычного. Мы привыкли считать, что двухканальные усилители знаменуют собой (не одновременно, но последовательно) как первую, так и завершающую стадию построения аудиосистемы. Если вы с удовольствием пользуетесь усилителями головного устройства, но постепенно начинаете ощущать, что без сабвуфера вам больше не жить — это стадия первая. Тут вы, скорее всего, приобретёте двухканальный усилитель, подключите его мостом к сабвуферу и на некоторое время останетесь полностью удовлетворёнными. Завершающая стадия — это когда вы знаете, какая вам нужна акустика, какой сабвуфер (или сабвуферы), возможно даже, всё это у вас есть. Но теперь вы настолько круты, требовательны и образованны, что понимаете: ни один четырёх-, пяти- и даже шестиканальный усилитель ваши запросы полностью не удовлетворит, а набрать нужный комплект звукоусиления можно, лишь используя энное количество двухканальных усилителей. Эту стадию я назвал завершающей не потому, что за ней последует прекращение любых изысканий в этой области, а просто за неимением другого слова, кроме паскудно-гламурного «топовая». Просто если стадию «головное устройство плюс сабвуфер» многие из нас преодолевают довольно быстро, то на «завершающей» можно оставаться всю жизнь, ибо предела совершенству нет.
По идее, где-то в середине находится «четвертичный период», где царят четырёхканальные усилители. Наигравшись с сабвуфером, некто начинает вдруг осознавать, что басы это, конечно, круто, но можно бы и о музыке подумать. А какая от «таблеток» головного устройства может быть музыка? Только не надо меня упрекать в снобизме — в принципе, Музыку (именно так, с большой буквы) можно услышать и от усилителя «магнитолы», и от совсем недорогой акустики — художественный уровень и техническое качество вещи разные. (Я неоднократно слышал высказывания о том, что совершенствование технических средств идёт нога в ногу с деградацией Музыки, как искусства, и не сказал бы, что я с такими утверждениями в корне не согласен.) Но если действительно говорить лишь о техническом качестве воспроизведения, то хотелось бы, чтобы это качество соответствовало реалиям сегодняшнего дня, чтобы не просто были «верхи» и «низы», а всё это шло бы с адекватным динамическим диапазоном и звуковым давлением. А вот этого как раз от усилителей головного устройства требовать нельзя. И если вам нужно что-то ещё, кроме мощного баса, то тут одним сабвуферным усилителем не обойтись. Обратите внимание, текущий абзац я начал словами «по идее». В том смысле, что любой четырёхканальный усилитель может быть заменён парой двухканальных, так что нужда в первых может никогда и не возникнуть. То есть вы можете просто докупить к имеющемуся сабвуферному усилителю ещё один двухканальник или даже моноблок — в последнем случае старый двухканальный аппарат переводится в разряд фронтального. И т.д. и т.п.
Правда, все эти рассуждения неявно подразумевают, что автомобиль — некоторая данность, которая никогда не меняется. А такое предположение, как я понимаю, ошибочно — меняется эта данность, только подтаскивай. Скажем, у вас в авто стояла «голова» с сабвуферным усилителем, но потом машина «пришла» другая, с головным устройством и акустикой, но без усилителей. Вот тут-то вполне ожидаемо наступает «четырёхканальная» стадия. «В старой машине у меня стоял усилитель с сабвуфером, теперь, наверное, надо и на фронты поставить что-нибудь помощнее».
Впрочем, названный вариант использования четырёхканального аппарата (сабвуфер плюс фронт) это лишь один из многих. Некоторые, как мне говорили, никак не хотят отвыкать от басовитой тыловой акустики (сиречь «лопухов»). Пользуясь случаем, я, конечно, не премину заметить, что такие тылы, в сущности — пережиток досабвуферной античности: бас они по-любому дают «не такой», а звуковую сцену на себя оттягивают, попросту говоря, портят. Тем не менее «фронт плюс тыл» — это второй вариант, позволяющий занять четырёхканальный усилитель. Следующий вариант использования четырёхканальника (который по распространённости уступает двум первым в разы) — это работа на два сабвуфера. А что? Два сабвуфера всегда лучше, чем один — они и локализуются меньше, и звуковое поле создают более равномерное. И если кто-то может сказать, что типичной мостовой мощности (4 Ом) 250 Вт маловато, то сказать то же самое про полкиловатта будет уже вдвое труднее.
Лично мне больше всего симпатичен следующий вариант использования четырёхканальника: би-ампинг трёхполосного фронта (на отраслевом арго — 2,5 полосы). Симпатичен, потому что логичен. В принципе, можно замахнуться и на три-ампинг (на том же диалекте — «полная поканалка»), но в этом и логики меньше (на серединке и пищалке мощности невеликие, пассивные фильтры по разделу полос справляются, как правило, неплохо — надо ли их на отдельные каналы «вешать»?), и одним четырёхканальником тут не обойтись. Кстати, в би-ампинге обычной двухполосной акустики смысла больше — мидбас, что ни говори, работает с солидными мощностями, да и индуктивность катушки у него больше, нежели у «серединки», а значит, и токовый отклик «вреднее». Но если для би-ампинга баса и комбинации СЧ/ВЧ-головок в трёхполосной системе достаточно, чтобы диапазон перестройки фильтров «добивал» до 500 — 800 Гц, то для того, чтобы на «поканалку» повесить двухполосный фронт, надо иметь диапазон хотя бы до 4 кГц. А усилители с такими фильтрами — редкость. Впрочем, в сегодняшней, по старым временам довольно малочисленной, группе участников такие усилители нам всё же встретились, даже не один (а два). Ещё двое (из семи) одноклассников по параметрам своих фильтров могут работать с «трёхполоской» в режиме би-ампинга. Вот, кстати, один из резонов, по которым к усилителям повышенной ценовой категории имеет смысл присмотреться внимательнее.
Что я всё о фильтрах? В конце концов, главный параметр усилителя мощности — это именно мощность, иначе «что в имени твоём?». И по этому параметру участники нынешнего группового теста имеют все предпосылки для уважительного отношения. Да, мы всегда говорили, что мощность внешнего усилителя может быть почти любая. Но при условии, что она не ниже 60 Вт на канал (4 Ом). Выше 90 Вт по большому счёту не нужно, но тоже при одном условии. Если мощность на нагрузку 2 Ом не меньше примерно 130 Вт, значит, в мостовом режиме на 4 Ом усилитель сможет отдать 250 Вт, а это по нашим меркам — минимальный энергетический потенциал, когда усилитель имеет смысл «грузить» на сабвуфер. Как совмещаются требования «не больше 90 Вт на 4 Ом» и «не меньше 130 Вт на 2 Ом»? А без проблем, при условии, что блок питания располагает достаточным резервом и его напряжение не сильно «проседает» на двухомной нагрузке. И вот тут, как нетрудно догадаться, следующая причина не слишком жадничать при выборе четырёхканального усилителя.
В общем, приобретая не самый дешёвый усилитель, вы имеете больше шансов на то, что он сможет удовлетворить естественные требования к характеристикам фильтров и выходной мощности. Другие технические характеристики, конечно, тоже не следует сбрасывать со счетов. Правда, здесь уже не всё так однозначно. Например, мы полагаем необходимым, чтобы частотный диапазон усилителя (по уровню -1 дБ) был не ниже 30 кГц. И это, конечно, не потому, что кто-то услышит недостаток верхов не то что на частоте 29, но даже на 20 кГц. Кстати говоря, одиночный тон 20 кГц некоторые молодые люди слышат. Как мне сейчас вспомнилось, когда-то пресловутые «британские учёные» (исследующие, как известно, всё обо всём) опубликовали свои выводы, по которым наибольший процент таких «высокослышащих» наблюдается среди лиц, страдающих бронхиальной астмой. Ничего себе жертв требует искусство…
Так вот, рубеж 30 кГц мы задаём потому, что если усилитель его превышает, это означает, что на частотах 18 — 19 кГц вносимое им затухание будет меньше 0,5 дБ. Правда, это утверждение почти стопроцентно справедливо для «обычных» усилителей, работающих в классе AB — их полоса, как правило, ограничена поверху простеньким фильтром первого порядка (RC-фильтром). А в последнее время множатся ряды широкополосных усилителей класса D, а их полоса поверху ограничена фильтром более «крутым». То есть полоса может быть и меньше 30 кГц (главное, чтобы не сильно меньше), а затухание на звуковых частотах они вносят минимальное. В этих случаях мы не сильно заостряли своё внимание на ограничение поверху, проще говоря, балл за оценку технического уровня не снижали. Впрочем, «D-классы» пока ещё не свободны и от других огрехов, в частности, уровень нелинейности (коэффициент нелинейных искажений) у них не только выше, чем у «аналоговых» усилителей, но, что самое неприятное, он мало зависит от уровня сигнала. То есть не исключено, что, выбрав комфортную громкость прослушивания, вы сможете обнаружить в музыкальном материале некоторую «замутнённость». Если кто-то станет возражать, что у акустики уровень КНИ на порядок выше, то я отвечу вот что. Во-первых, не на порядок, хорошо выполненные головки имеют на средних частотах коэффициент гармоник 0,4%, а то и 0,25% — последний показатель даже немного ниже того, что мы видим у иных «D-классов». Во-вторых, спектр нелинейностей головки «короткий», главная составляющая — это 3-я гармоника, а выше 5-й там уже почти ничего и нет. Такие компоненты в значительной мере маскируются основным сигналом. У импульсного усилителя — сплошной «частокол» чётных и нечётных гармонических составляющих, включая и 9-ю, и 10-ю гармоники. И, как это ни прискорбно, переходное затухание (разделение каналов) в импульсных усилителях далеко не всегда бывает достаточно высоким — мощная радиочастотная составляющая играет роль несущей частоты и способствует прониканию сигнала из одного канала в другой. Впрочем, в обычных автомобильных усилителях с переходным затуханием, как мы знаем, тоже нередко возникают проблемы. И тоже в значительной мере они связаны с присутствием ВЧ-помехи от источника питания. Однако по нашему опыту, если показатели переходного затухания хуже, чем 53 дБ, это, скорее всего, связано с ошибками в трассировке печатной платы.
По технике на сегодня всё. Но есть ещё один аспект, за который следовало бы внимательнее отнестись к недешёвым усилителям. Они просто красивы. Согласитесь, мы же любим окружать себя красивыми вещами. Вот, скажем, в сегодняшней группе лишь один участник выглядит простовато (и то на мой пресыщенный взгляд), все остальные приятно взять в руки, а кое-кого просто из рук и выпускать не хочется. Вот сейчас мы на них и посмотрим.
МЁД & ДЁГОТЬ
Лидер определился сразу. Наибольшее количество баллов набрал усилитель Art Sound. Не слишком дорогой аппарат и оснащён по высшему разряду, и мощности у него в достатке, да и сделан на совесть. По два балла уступили победителю ещё два участника. Pioneer и Soundstream. Первый сделан исключительно качественно, хотя некоторые технические характеристики усилителя класса D вызывают вопросы. Ко второму по технике вопросов практически и не было, а что касается фильтров, то по этой части Lil Wonder выступил отменно. Словом, между этими двумя выбрать трудно, поэтому оба получают звание «Фаворита».