Роман ШАТАЛОВ, Рязань
ДРУЗЬЯ И СОПЕРНИКИ
Я считаю, мне повезло и с теми, и с другими. С друзьями — особенно. И если только можно, оставьте, пожалуйста, в тексте благодарности тем, без которых у меня ничего бы не получилось. Лучше что-нибудь другое вычеркните…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Alpine CDA-9855R, CHA-S624
- Процессор: Alpine PXA-H701/RUX-C701
- Усилители: Audison VR 209, Brax 2400
- Акустика: Vifa M18WN19-04, Morel CDM88, Supremo
- Сабвуфер: Diamond Audio D910
Эта публикация стала неожиданной и для меня самого. Дело в том, что на одном из автозвуковых форумов (где я появляюсь под ником «Регион 62») возникла дискуссия по ещё даже неопубликованному материалу про машину Андрея Косинова из Екатеринбурга, ставшего в прошлом году чемпионом Европы в классе «Новичок без ограничений». Но ведь там, в Вельсе, на верхней ступени пьедестала мы с Андреем стояли вдвоём, поскольку набрали абсолютно одинаковые баллы. И тут за меня вступились друзья и земляки (Serjak, в частности). И, как положено верным друзьям, сдали меня вам с потрохами… Так что теперь я впервые не читатель этого журнала, а писатель. Что не так, вы поправьте, только благодарности, пожалуйста… или я уже просил?
По образованию я юрист, и вид моей деятельности никак не связан с автозвуком. Однако качественный звук интересовал меня всегда. Паяльник и всё, что с ним связано (с точки зрения радиоэлектроники), был у меня давно (радиокружки начал посещать с 7 лет), но в профессиональную область не перешло, прижилось как хобби.
Первый автозвуковой проект (уже не просто магнитола и пара колонок) состоялся в далеком 1998 году, когда я увидел в ВАЗ-2109 аппаратуры на несколько тысяч условных единиц (если память не изменяет, в ней стояло 12 динамиков, несколько сабвуферов и т.п.), и громкость в авто меня просто потрясла. Тогда, в 15 лет, не имея собственной машины (был родительский ВАЗ-2109), очень захотел построить похожую систему.
Стал интересоваться, где и как можно приобрести аппаратуру, получить подробную информацию, общался с разными людьми, имеющими отношение к автозвуку и не только. Тогда-то и стал читать журнал, в котором сейчас публикуется эта статья, тогда-то и сформировалась позиция, что мне больше интересно качество звучания, а не громкость.
Летом и в каникулы понемногу подрабатывал (много в 15 — 16 лет не заработаешь), чтобы купить себе первый в своей жизни усилитель и сабвуферную головку (JBL). Ящик под нее изготавливался самостоятельно, до сих пор помню, с каким удовольствием…
В 2004 году я впервые посетил соревнования ЕММА (до этого только читал). Впечатлений было столько, что твердо решил — выступлю обязательно. Наступил 2006 год.
К этому времени сменилось много компонентов в моей системе (и не совсем в моей машине), а главное — появился собственный ВАЗ-2112.
Летом 2006 года машина была подготовлена для участия в соревнованиях, но в расписании сезона остался только этап в Воронеже. Банальное незнание того, что регистрация прекращается за несколько дней до начала соревнований, привело к тому, что нас не пустили на площадку (несмотря на это, я с другом поехал в Воронеж, в надежде, что всё-таки можно будет посоревноваться, но чуда не случилось). Обиды было много, но еще больше стало азарта. Обещал себе, что приеду на следующий год и кубок возьму именно в Воронеже.
К апрелю 2007 года была готова очередная версия системы, c некоторыми принципами которой я не расстаюсь и сегодня. К уже имевшемуся головному устройству, трём усилителям DLS серии Classic и акустике Alpine SPX-177 был докуплен процессор Alpine 701 и чейнджер Alpine CHA-S624 (б.у.) с оптическим выходом. По моему мнению, подключение чейнджера 624-й модели (а это — «чистый» сидюк) к 701-му процессору по оптическому кабелю дает звук лучше, чем многие ГУ этой же марки. На открытии ЕММА в «Крокус Экспо» я впервые выступил в классе «Новичок без ограничений». Это был мой день рождения, там же, на площадке его и отметили, но результат подарком не стал: восьмое место из двенадцати участников. Подарком стало другое: рекомендации по модернизации системы, ее правильной настройке… Позже, когда стану готовить следующий автомобиль для соревнований, учту опыт дебюта: сделано будет всё, чего требуют правила, но ничего лишнего, время — твёрдая валюта, его всегда не хватает.
Далее пошли этапы: Тверь — пятое место (открутилась стойка с пищалкой, в результате минусы за крепление и проигрыш третьему месту 2 балла); Минск — второе место (вот тут радости не было предела, наконец-то машина начала конкурировать с другими) и, наконец, Воронеж, тот самый, год спустя… Результат — третье место, проиграл второму 1 балл, в результате не хватает как раз одного балла для прохождения в финал РФ. Забегая вперед, скажу, что один балл на соревнованиях может решить всё, для меня он аукнется ещё не раз. В 2006 — 2007 году мне хотелось как минимум поучаствовать в соревнованиях, как максимум — добраться до финала РФ. Пока пришлось ограничиться минимумом, хотя аппетит стал разыгрываться.
2008 год, выбор нового авто. Теперь уже машина выбиралась под будущий звук: глубокая и прямая приборная панель, отсутствие штатной магнитолы или возможность её лёгкой замены и тому подобное. Взял «Форд Фокус 2», многократно описанный в печати именно как платформа для звуковой системы. Но задача уже стояла другая: как минимум призовое место в финале РФ и поездка в Европу. Как максимум… нет, признаюсь, тогда так далеко в своих мечтах не заходил.
Апрель. Абсолютно пустое авто и желание побеждать — вот что меня воодушевляло, когда я готовил его к соревнованиям под открытым небом (своего гаража у меня нет) возле гаражей друзей после работы и все выходные напролет (огромное спасибо Олегу Борисовичу и Олегу Валентиновичу за предоставление инструментов и розеток).
Автомобиль был частично шумоизолирован: днище, задняя часть багажника, передние двери, на остальное тогда не хватило времени (сейчас идет доработка шумоизоляции). Как и в предыдущей системе, главный источник звука — чейнджер 624, с него по оптическому кабелю идет сигнал на процессор, а собственно головное устройство исполняет роль ручки регулировки громкости и радиоприёмника.
Центром очередной модернизации системы стали доставшиеся мне по случаю (я бы сказал иначе — по безумному везению) три усилителя Audison винтажной модели VR209. Два усилителя, каждый — включённый мостом, работают на мидбасы фронта. Один усилитель — один динамик, полное разделение каналов, а главное — при мостовом включении скорость нарастания возрастает вдвое, и Vifa начинает «стрелять» так, как в обычном подключении никогда не станет.
Мидбасы до установки в двери были доработаны: диаметр фланцев, рассчитанный на монтаж в корпуса домашней акустики, был уменьшен на 2 см. На металл двери установлено проставочное кольцо с наклоном на ручку КПП, «родная» обшивка (также шумовиброизолирована для устранения призвуков) была модернизирована с учетом доворота динамика, установлена сетка (штатная сетка не способствует хорошему звучанию), за динамиком на дверь наклеен поролон размером 30 х 30 см для уменьшения стоячих волн и резонансов.
Ещё один усилитель — Brax 2400, работает на ВЧ (Morel Supremo) и СЧ (Morel CDM88). Такое сочетание позволило получить детальность и устранить излишнюю слащавость «Морелей». Подиумы для СЧ и ВЧ-головок изготовлены из шпатлевки, вышкурены и окрашены в 8 слоев краской для бамперов, получается эффект пластика.
В системе питания появился дополнительный аккумулятор. Его ёмкость — всего 4,5 А ч, но используются они именно там, где больше всего нужны. Через разделительный диод к дополнительному аккумулятору подключены ГУ с чейнджером и процессор. Теперь при снятии основного аккумулятора или при «жёстком» запуске двигателя не сбиваются настройки, а приводы всегда работают равномерно, без сбоев.
Сабвуфер — два закрытых ящика объёмом по 23 л каждый (впоследствии будут уменьшены пенопластом до 19 л) под две 8-дюймовые головки Polk MOMO 2084.
Для изготовления корпуса была взята фанера 12 мм, сложена в два слоя, промазана клеем и стянута саморезами. Полученная панель крепится к лонжеронам автомобиля болтами, промежуток между металлической полкой кузова и вновь изготовленной ничем не заполнен, но сделаны проставочные кольца (углы выставляются по месту), так что диффузоры выходят непосредственно в салон. На полке закреплены 4 кубика размером 4 х 4 см (находятся рядом с проставочными кольцами), к ним крепится металлическая полка, так что всё оказывается связано в единую конструкцию, исключая появление дребезгов. Далее к верхней панели крепятся остальные стенки сабвуфера, образуя корпус треугольного сечения. Со стороны спинки сиденья к сабвуферу крепится фальшпанель, на которую ставятся усилители и процессор. Фальшпанель, в свою очередь, крепится к полу, получается предельно жёсткая и совершенно скрытая установка всего оборудования.
С этими сабами я дошёл до финала РФ, но после финала они были заменены одним 10-дюймовым Diamond Audio. Работает новый саб на одну половинку корпуса (объёмом 19 л), второе отверстие закрыто фальшпанелькой, а под сабвуфер было изготовлено новое проставочное кольцо.
К середине апреля стало ясно, что к майскому этапу в Волгограде не успеваю, пришлось взять отпуск за свой счет на две недели. Последние пять дней (и ночей) были самыми тяжелыми, разумные люди говорили: «Брось, зачем тебе это, денег не платят…» А я с незаконченным инсталом в ночь уезжаю в Волгоград, где на площадке впервые включил свежепостроенную систему. Хорошо, что это было начало сезона, сильных машин мало или не все успели их выставить, в общем, результат — второе место. А главное — 8 рейтинговых очков, рейтинговые очки теперь превыше всего, помните про один балл? Затем Нижний Новгород — опять второе место, потом Тверь. Вот только туда я ехать не мог, у друга детства свадьба, я свидетель. Пришлось применить беспрецедентную (насколько мне известно) технологию. На соревнования отправил родителей с доверенностью, даром что они в автозвуковом спорте ничего не понимают. Про мои недочеты судья мне рассказывал по телефону (он же и зафиксировал мой приоритет изобретения с родителями). Результат — пятое место, но получены заветные очки в копилку и ценные советы по настройке, Воронеж — шестое место, не угадал с настройками (эксперименты по настройке, так как Воронеж это последний этап перед финалом). Теперь баллов хватает для финала РФ.
Вот он, финал, вот она, «Горбушка», результат… опять тот самый один балл. Ровно столько я проиграл чемпиону России из 300 возможных. Но второе место даёт право на поездку на Еврофинал. Поставленная цель достигнута!
Теперь начинается самое интересное. Подана заявка на визу в австрийское посольство. Знать бы раньше, что будет столько проблем с визой, пошёл бы в другое… С выдачей затянули до пятницы (выезд планировался на воскресенье), но и в пятницу не дали, сказали — в понедельник…
А в остаток пятницы выходит из строя генератор (гарантийный случай, но генераторов нет в наличии), а для окончательной полноты праздничных ощущений инспектор забирает водительское удостоверение (временное, как известно, за границей не действительно). В понедельник выясняется, что обновленные подиумы невозможно перетянуть винилом (бракованный попался). Любой нормальный человек сказал бы себе: «Хватит!» и расслабился, но это же нормальный, а такие к нам не ходят…
В понедельник в 12 дня нечеловеческими усилиями я в суде доказываю, что был объезд препятствия с выездом на встречную полосу, т.е. штраф и права в кармане. 35 минут спустя звонок на мобилу, что дали визу (в Москве, правда). Спустя ещё час звонок от дилера: нашли генератор, меняем, через час можете забрать (огромнейшее им спасибо за помощь, особенно Виталию Антонову).
В 8 вечера понедельника были докрашены подиумы под СЧ и ВЧ. Отдельное спасибо Александру Васину за помощь с подиумами в самый ответственный момент и спасибо Сергею Грущину за «технические уши» под названием Phonic. Благодаря этому человеку были устранены недочёты в АЧХ системы, которые могли вылезти на Еврофинале.
0.35, вторник, впереди 2500 км и 2 суток, чтобы оказаться на площадке в Австрии (в это время почти все участники подъезжали или уже были там, готовили машины, отдыхали).
Теперь Москва — виза — Минск, а там — снова друзья (огромное спасибо за гостеприимство минчанам Максиму Германову и Сергею Юрову). Потом Брест, таможня, и в 23.30 среды я стоял у гостиницы в Вельсе.
Площадка Еврофинала — вот уж действительно где ощущаешь, что ты одно целое с командой! Такая поддержка, такая общая идея победить. С каким азартом наши судьи и другие участники сборной России отстаивают каждый балл из твоего протокола! Спасибо за помощь в переводе и борьбе за баллы Александру Лысенко (надо просто слышать, как переводит и комментирует Александр — шедевр, я такого и в театре не видел), Сергею Торговцеву, Андрею Вахтину. Ему отдельное спасибо и низкий поклон за финальную настройку системы уже в Австрии и за фантастическую скорость перемещения по площадке соревнований. Когда у меня сел штатный аккумулятор во время судейства, я едва успел понять, что произошло, а Вахтин уже притащил пуско-зарядное устройство и со словами: «Давай, открывай капот» подключил к клеммам. Драгоценные баллы были, таким образом, спасены, по правилам получаешь штраф, если за 5 минут не запустишь двигатель.
Вот так, собирая и настраивая автомобиль в основном на улице, но при поддержке друзей, удалось жителю нашего города стать чемпионом Европы. Это лишний раз доказывает, что даже с таким скромным инсталом можно и нужно побеждать, было бы желание. Для меня самое важное — результат (ЕММА — заразительная штука), а не «понт» в виде кожи и «типа красиво». А кроме желания, нужно ещё немного везения и, разумеется, друзья…
P.S. А можно ещё? Огромная благодарность моим родителям за беспрецедентную помощь и всем жителям города Рязани за моральную и техническую поддержку.
Шумоизоляция делалась частично, но мощно
Головное устройство (фактически — ручка громкости) и панель управления процессором
Настоящий источник — чейнджер в багажнике
18-сантиметровые «Вифы» были урезаны до 16 см
Готовая дверь: сетка заменена
Редкий случай: ВЧ-излучатель по диаметру больше СЧ
Установка акустики в опорное кольцо на двери
Подиумы для СЧ и ВЧ: самое тонкое место в 3-полоске
Вид на готовую акустику
Три усилителя закреплены к фальшпанели на корпусе сабвуфера, один — на полу багажника
Рядом с силовой арматурой виден мини-аккумулятор резервного питания ГУ и процессора
Для ясности: так устроен корпус сабвуфера
Выбор угла наклона опорных колец сабвуферов
Верхняя стенка ящика с закреплёнными кольцами и «кубиками»
Опорные площадки сабвуферов подходят под фальшпанель полки
Готовая верхняя стенка
Чтобы было понятно: верхняя стенка, вид из багажника. К ней уже пристраивались все остальные
Перед монтажом сабвуфера задняя полка дополнительно виброизолирована
В собранном виде ничто не выдаёт присутствия аудиотехники
Доступ к запаске тоже ничем не ограничен
Новейшая модификация: один Diamond вместо двух Polk MOMO
Вот главное: и результат, и друзья, и соперники, — все на месте…