Роман ДЕЕВ, г. Алапаевск Свердловской области
Моя история, в принципе — как и у большинства увлекающихся автозвуком, начинается с того момента, когда на полках магазинов стали появляться зарубежные компоненты.
ПЕРЕСДАЧА НА ПЯТЁРКУ
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer DEH-P88RS
- Усилители: Magnat The Rock 1000, Rockford Fosgate 40001 bd
- Акустика: MB Quart QSD 216
- Сабвуфер: Soundstream SPLX 124
Магнитолы, акустика, усилители… В то время очень модно было иметь магнитолу с компакт-дисками, домашние колонки, болтающиеся на задней полке автомобиля или в лучшем случае — акустику, врезанную в полку. Но время шло, появлялись новые технологии, новые материалы, новые идеи. Мой интерес к автомобильному звуку рос, и со временем это увлечение перешло в хобби. Или, наоборот, важно, что переросло. Я знал о соревнованиях по автозвуку в нашей области. Проводились они частенько, я с удовольствием их посещал, узнавая все больше о качественном звуке, а ещё больше — о громком, SPL. Собственно последний меня в основном и интересовал. Так я поставил себе цель: построить в своем автомобиле систему соревновательного уровня, громкую, мощную, надежную.
Автомобиль у меня использовался повседневно, но мешки с картошкой я возить не собирался, и места для сабвуфера в багажнике должно было хватить. Постройку системы начал с рисунков, набросков, чертежей и расчётов. Долго думал над оформлением багажного отделения, много внимания было уделено изучению теоретического материала из разных источников: Интернет, друзья, журнал «АвтоЗвук» — вот уже два года не пропускаю ни одного номера.
И вот настал черед выбора компонентов будущей аудиосистемы. К этому я отнесся очень серьезно. Средств на покупку «всего и сразу» у меня не было, покупалось всё по мере накопления денежных средств, поэтому и продолжался процесс около двух лет. И многие нюансы установки в моей голове успели поменяться.
В итоге я приобрел:
Головное устройство — Pioneer DEH P88RS, пожалуй, одно из самых лучших на сегодня, где идеально сочетаются цена и качество. Тестировался в вашем журнале и показал завидный результат. Встроенный процессор, 3 пары линейных выходов и т.д., в общем — подошёл по всем статьям.
Фронтальный усилитель — Magnat The Rock 1000, один из самых дешёвых и мощных четырёхканальников, впрочем, не будем заострять на нём внимание, планирую его поменять.
Фронтальная акустика — MB Quart QSD 216. Послушав её и сравнив с конкурентами, я понял что она мне подойдет: прекрасный мидбас, отличная пищалка, да еще и цена очень выгодная получилась.
Сабвуфер — Soundstream SPLX 124, в нём привлекло сочетание высокой чувствительности с большой мощностью, четыре обмотки по 1 Ом, прекрасный компонент для разного рода подключений, много кто пользовался этим динамиком в SPL, и все показывали очень хорошие результаты.
Сабвуферный усилитель — Rockford Fosgate 40001 bd. Легендарный аппарат, огромный запас мощности (4 кВт), надежный блок питания и внешне привлекателен. Выбирал я этот усилитель очень долго, общался на форумах (SPL club, Bassclub) с людьми, компетентными в этой области. И когда точно решил его приобретать, выяснилось, что не так просто этот усилитель найти. Удалось в конце концов отыскать только в Ростовской области, с помощью транспортной компании доставить в Екатеринбург, а здесь уж относительно недалеко.
Силовые и акустические провода в системе — Stinger, межблочные — Daxx, шумоизоляционный материал — STP.
Больше всего в моей инсталляции меня интересовал багажник, а в багажнике — сабвуфер. Много имелось мыслей по этому поводу. Были эксперименты с оформлением «фазоинвертор» и «бандпасс». Эксперименты с бандпассами не привели меня в восторг, может быть, потому, что так и не научился их готовить. Поэтому остановился на ФИ. Рассчитывалось оно с помощью программы JBL SpeakerShop. С ней я до конца разобрался только спустя год. До последнего, победного оформления я переделал два варианта.
Первый — фазоинвертор со щелевым тоннелем. Чистый объем получился 67 л, порт — 250 кв. см при длине 43 см. Частота, на которую был настроен порт, равнялась 53 Гц. Замеры производились на синусоидальном сигнале от 47 до 60 Гц прибором Termlab. Пик получился на частоте 51 Гц. Результат, правда, не поднимался выше 142 дБ. Но я был доволен проделанной работой и первый свой кубок за третье место получил на местных неофициальных соревнованиях, проводимых по правилам SPL Club именно с этим сабвуфером. Но хотелось более высокого результата, и спустя некоторое время начал экспериментировать с вариантом номер два.
Второй вариант был также с фазоинвертором, только цилиндрического образа. Две трубы диаметром 160 мм, длиной 51 см, а на концах труб выклеены раструбы из стекловолокна и полиэфирной смолы. Чистый объем корпуса — 65 л. Настраивались фазики на частоту так же, как и первом варианте, на 53 Гц, но на этот раз и пик звукового давления попал точно на 53 Гц. Прибор показал более приятный результат, 145,5 дБ. Я уже подумал, что нашёл свой идеал, ведь на официальном этапе IASCA в Тюмени в классе «Stock 1-260» был завоеван первый мой кубок за первое место с результатом 146,2 дБ. Но… в этой установке мне никак не нравился дизайн. А ведь были планы участия в соревнованиях по правилам EMMA, а там эстетика, качество и безопасность установки являлись решающими на пути к успеху. Поэтому я решил полностью переделать всю установку именно по правилам EMMA, это и стало третьим вариантом.
Автомобиль был разобран до основания. Двери, крыша, багажник и задние арки проклеил вибропластом, визоматом и спленом.
Правильное питание системы — одно из самых важных условий победы, ведь усилитель мощный, соответственно, и потребление у него немалое. Решено было поменять штатный генератор на более мощный, от Toyota. У штатного генератора максимальный ток около 70 А, и напряжение под нагрузкой не поднималось выше 13,2 В. У нового генератора сила тока 130 А, а напряжение стабильно держится на уровне 14,4 В.
Теперь о проводке: много времени было потрачено именно на эту составляющую установки. Силовой провод сечением 0 Ga (50 кв. мм) проложен напрямую от аккумулятора по левой стороне кузова. По левой стороне — и акустические провода левого канала (правого — по правой стороне). По правой стороне кузова укладывались и межблочники. Вся проводка уложена в гофрированную трубку и закреплена по правилам, интервал креплений не превышает 20 см. Были поставлены плюсовой и минусовой дистрибьюторы, предохранители на силовой провод 0 Ga — 200 А, на провода сечением 4 Ga — 100 А. Было принято решение об установке дополнительного аккумулятора. Поместил я его в багажном отделении кузова. Аккумулятором служил Stinger 2150. Его, как потом оказалось, с лихвой хватило, чтобы пропитать всю систему. Силовые провода от дополнительного аккумулятора по длине не превышают 30 см, что позволило избежать дополнительных предохранителей (следуя правилам EMMA 2008 г.). Плюсовой силовой провод от штатного аккумулятора приходит на автоматический предохранитель 135 А, а потом уже подключен к плюсовой клемме дополнительного аккумулятора. Тем самым аккумуляторы между собой развязаны предохранителем, опять же по правилам EMMA. Питание головного устройства подведено от дистрибьютора из задней части кузова, где установлен дополнительный аккумулятор, т.е. закоммутировано всё из одной точки.
Когда была окончательно проложена вся проводка, пришла очередь установки фронтальной акустики и изготовления сабвуферного корпуса. Для установки мидбасов изготовил подиумы по всем уже известной технологии — из гашёной пены и шпатлёвки. Затем подиумы были обтянуты вместе с обшивкой двери винилом черного цвета. ВЧ-динамики установлены на стойки лобового стекла с разворотом «в лоб». Для этого были выточены из металла «чашки» и жёстко закреплены к кузову автомобиля, для того чтобы полностью раскрыть потенциал твитеров.
Завершающим этапом стало изготовление сабвуфера. Результаты расчётов третьего варианта: 47 л чистого объема, длина «фазика» — 490 мм, диаметр — 160 мм, частота настройки 53 Гц. Самой трудоёмкой деталью стал тоннель фазоинвертора, так как цилиндрическую форму «фазика» я решил изменить на форму песочных часов. То есть из постоянного сечения тоннель переходил в переменное с обеих сторон. При этом внутренний диаметр на концах тоннеля достиг 190 мм.
Изготавливался тоннель с чистого листа, а если совсем точно — с чистого листа фанеры. Кольца нужного диаметра были выпилены и собраны в единую конструкцию, образовав своего рода скелет будущего тоннеля. Затем начался самый длительный процесс — выведение заготовки до идеальной цилиндрической формы с наружной стороны и идеальной формы в виде песочных часов — с внутренней. После «фазик» был покрашен в черный цвет акриловой краской и покрыт лаком.
Затем все детали корпуса сабвуфера были обтянуты винилом и собраны воедино, а сверху на сам корпус установлен усилитель. При этом конструкция, компоненты помещены в багажник, вся система по правилам EMMA входит в рамки класса «Новичок 2 сабвуфера».
Первые впечатления от прослушивания очень порадовали. Бас напористый, глубокий, громкий. Срезы частот кроссовера в головном устройстве следующие: сабвуфер сверху обрезан на частоте 50Гц, а снизу — подрезан встроенным кроссовером басового усилителя; у мидбасов снизу частотный диапазон подрезан на 63Гц, сверху — 2,5кГц; твитеры играют от 2,5кГц и выше.
Первые испытания моей системы были на соревнованиях EMMA 2008 в Екатеринбурге, где с результатом 144,2 дБ (трек №5 официального диска) я взял кубок за первое место. Второй кубок, также за первое место, выиграл уже в Челябинске, с результатом 145,2 дБ. Этот результат стал самым высоким в России в классе «Новичок 2 сабвуфера». На финале EMMA Россия я показал один из лучших результатов, 143,6 дБ, но здесь судьба распорядилась кубками иначе, вернее, я сам виноват, что мне по инсталляции сняли те драгоценные 5 баллов, которые и оттеснили меня на четвёртое место. Теперь буду разыскивать эти пять баллов и пересдавать экзамен по SPL…
Две главные награды в моей жизни
Моя самая первая система
Предыдущая инсталляция (с двумя тоннелями) и её трофей
Современный вариант, с одним тоннелем в форме песочных часов
Автоматический предохранитель между основным и дополнительным аккумуляторами
Дополнительный аккумулятор (Stinger 2150) и главные предохранители
Новый генератор Toyota (130A)
Передняя дверь без обшивки
Мидбас после сборки двери
Финальный декор двери
Корпуса пищалок смонтированы на крепёжных полосках
Собранные узлы загрунтованы и окрашены
Крепление корпусов пищалок — непосредственно к металлу стоек
Места крепления скрыты облицовками
Всё начинается с чистого листа… фанеры
Скелет тоннеля и первый слой стеклопластика
Наращивание оболочки
Самый трудоемкий процесс — доведение до идеальной формы
Подготовка к покраске
В процессе завершения установки
Завоеванные награды