Название этого города всяк пишет по-разному. Вот Берлин — всюду Берлин, если на латинице, конечно. А у Кёльна в ходу по меньшей мере три не очень-то похожих написания.
БУКВЫ ЛАТИНСКОГО АЛФАВИТА
У немцев — Koln, а если не нашлось точечек над «о», можно Koeln — все поймут, и никто не обидится. У французов — Cologne. Им этот город тоже не чужой, двадцать лет тут хозяйничали. Итальянцы называют этот город Colonia, и как раз они-то правы. Полностью — Colonia Claudia Ara Agrippinensium. (Колония Клавдия алтаря Агриппины). Ну а дальше от Колонии Агриппины к средневековью осталось только «Колония», местным простонародьем переведенное на своё наречие. Кёльн.
Не раз бывал в этом городе, но только сейчас понял, с чем его сравнить. Кёльн — это германский Екатеринбург. Нет, правда, не только по относительному размеру (оба — четвёртые в своей стране), но и по образу. Промышленности — до дури (здесь Рур, там — Урал со всеми вытекающими, вернее, выкапываемыми последствиями), достопримечательность — одна (здесь — Собор, там — «Плотинка», кажется. Или ещё что-то есть? Если есть, наш, получается — круче). Стиля — никакого. Уж давайте без обид, таково моё мнение. Это не безбашенная Москва, не озорной и очаровательный Берлин, не вечно похрапывающий на антикварной мебели Питер и даже не буколический Зинцхайм, откуда в Кёльн в этом году весьма неожиданным образом переместилась главная выставка нашей индустрии в Европе — Car + Sound.
Почему переместилась — никто сказать так и не смог. Зачем — понять ещё труднее. Добираться удобнее? Да ладно, за десять лет, что я езжу на эту выставку, ни от кого ещё жалоб не слышал. Гостиниц больше? А что, был случай, что кому-то не хватило? Не припомню… А! Вот! Выставочные площади, наверное, дешевле — за окном-то сами понимаете что бушует. Выяснил. По сравнению с Зинцхаймом — вдвое. Дороже. Результат оказался предсказуемым: участников стало меньше, а стенды — скромнее. Впрочем, не настолько меньше и не настолько скромнее, чтобы пожалеть о занесённом в кассу бюджетных авиалиний Germanwings.
А раз число участников стало обозримым, а роль и статус каждого прибывшего со своим товаром в Кёльн пропорционально возросли, попробую пройтись по всем, ради справедливости придерживаясь алфавитного порядка. Приблизительно, без буквоедства. Вот Alpine. Как и все эти годы — здесь, разве что «здесь» переехало. Начав гнуть свою линию бездисковых головных устройств, Alpine гнула её и здесь, показав, в том числе, новые двухдиновые модели «переводчиков с айподовского».
На эту же букву — Audiosystem, но тут история несколько драматичнее, придётся задержаться. Известно, что Audiosystem (и Steg) — это GT Trading. А GT — это Тициано Джакомони. Кризисные явления в капиталистической экономике подбили этого достойного мужчину на взлёте новых проектов, в частности — процессора Kameleon, показанного на прошлой выставке в виде прототипа, в котором, надо полагать, он теперь и останется. Увы, идея была очень хорошая. Созданного ещё до кризиса германского подразделения фирмы, делавшего акустику под маркой Audiosystem, кризис коснулся куда слабее, но без усилителей — не жизнь, и там нашли решение, благодаря которому всё останется на своих местах. Предвидя неприятности, группа усилительных конструкторов GT Trading во главе с неким Иваном Москони (фамилия — от давнишних предков, имя — для гармонии, сам по-русски — ни бум-бум) организовала фирму имени главного конструктора, а её включил в свою орбиту немецкий Audiosystem. Теперь нишу, занятую в прошлом усилителями Twister, займут другие — Mosconi Audiosystem. Аппараты, надо отметить, по всем признакам вышли знатные. «Стеги» пока делаются по прежним лекалам и под прежним именем, но Ivan (раз по-русски не понимает, пусть будет так) говорит, что в его бригаде уже месят новое тесто и для премиум-класса.
Следующий в очереди — Audiotec Fischer. Он же — Brax, он же — Helix. У Хайнца (он же собственно Фишер) наготове несколько новинок. Одна — усилитель Plug & Play, предназначенный для максимально удобной интеграции в систему со штатным головным устройством. Другая — новые головки для трёхполосок. Диффузорные, разумеется (Хайнц — мастер держания носа по ветру международного класса), и сразу две: попроще для Helix, покруче — для Brax. Сам Хайнц признался, что ему больше нравится звук у Helix, просил никому не говорить, но я забыл, что он просил, а теперь уже поздно, вырвалось…
Bewith. Вам это имя что-нибудь говорит? Ничего страшного, это означает, что вы — вместе с большинством. Это — глубоко, до мозга костей, японская фирма, доселе продававшая свою продукцию исключительно дома и только сейчас вышедшая с ней на рынки «рыжебородых варваров». Изделия Bewith — верх необычности. Одно — головное устройство в зеркале заднего вида. То есть в зеркале — пользовательский интерфейс, остальное, включая мощнейший звуковой процессор, спрятано, где удобнее спрятать. Хочу быть правильно понятым: это не склёпанная наспех, на потеху и неизвестно чем забавная фенечка, а исключительно серьёзная техника, и цены тоже серьёзной. Её демонстрировали в машинах, где даже стёкла были закрашены, чтобы толпы рыжебородых не отвлекали от невесомой музыкальной паутины. Второй продукт, такого же назначения акустика крайне необычного устройства: мидбасы, рассчитанные на работу в корпусах с заданными характеристиками, и СЧ/ВЧ-головки калибра 50 мм, поющие от 200 Гц и до небес. И у тех и у других диффузоры сделаны несимметричными, что даёт очень необычные характеристики направленности. Об этом сужу не со слов стендистов: с год назад у меня в руках (и, как следствие, в лаборатории) побывал один такой комплект. Чума, однозначно, правда и цена ураганная.
Пропускаем насколько букв, останаливаемся на «Е» — что-то мне в ней нравится. Здесь у нас Elettromedia. Итальянцы привезли две демомашины: Fiat на Hertz и Chrysler — на Audison. С первым всё ясно и по фото, а вот второй… Здесь они собрали демонстрационную систему на компонентах Thesis и процессоре Bit One с новейшей версией программного обеспечения. Вот вам пример «новой волны»: штатную «голову» «Крайслера» вообще не трогали, единственный источник сигнала в машине — iPod, который после небольших доработок гонит битстрим с несжатых записей по Wi-Fi непосредственно на процессор, а тот — на усилители со своими ЦАПом. Очень, между прочим, интересно звучит машина.
Кто тут ещё на мою букву? EMMA, как же без них. В этом году (или, возможно, в этом городе) решено было соревнования, открывающие германский сезон, не проводить. Вместо этого в Кёльн пригласили чемпионов прошлогоднего финала. В их числе был и Майк Крюк, безумный проект которого занял целых 10 страниц этого номера, и то — с сокращениями. Десять машин с лучшим в Европе звуком собрались в одной половине зала (наших приглашали, но просто показаться на такое расстояние — это слишком). В другой половине собрались наиболее отвратительно звучащие машины Европы. Отвратительно, но очень громко. Это, как вы поняли, чемпионы по dB Drag.
А вот теперь — забавная, на мой взгляд, история, лишь отчасти нарушающая алфавитную гармонию. Вижу вдруг надпись «EASCA» и, как и вы только что, спрашиваю себя: а это ещё что такое? Оказалось, что не только у нас возникла тенденция в параллель (или в пику, кто там разберёт) с устоявшимися формулами автозвуковых соревнований затевать альтернативные и малобюджетные. Основатель EASCA (расшифровывается, кстати, как European Auto Sound Association, какая роль отводится букве «С», я что-то не понял) Роберт Лакатос изложил позицию новоиспечённого союза. Если вкратце: минимум коммерции, соревнования — на базе дилеров и установщиков, общедоступные, либеральные в судействе… В общем, очень похоже на то, с чего всё начиналось в Америке четверть века назад. Диск — свой, не пересекающийся с другими известными, правила — тоже свои. И даже — свои конкуренты на этом, казалось бы, совсем не доходном поле деятельности. Спустя всего полчаса мне уже крутил пуговицу другой поборник соревновательной альтернативы, инженер-акустик Клаус Метнер, создатель ассоциации AYA (сокращение от вопроса «Are You Authentic?». Типа: «А ты настоящий?» Дурацкое, по-моему, название, хотя не настаиваю). По его рассказу выходило, что и правила, и принцип составления диска, и подходы к судейству были придуманы у них, а нехороший человек Лакатос всё это дело — того… В части декоммерциализации и малобюджетности, надо признать, AYA дошла до геркулесовых столбов. Их судейский диск вообще записывается на CD-R (на одном и том же приводе из года в год) и выдаётся судьям на время соревнований, с возвратом, чтобы, значит, авторские права исполнителей и всё такое. Кто спросил, привёз ли я себе копию? А сами-то как думаете? И тот, первый, тоже захватил, я же не немец, в самом деле…
А немцы… Вот Eton, он на месте, никуда не делся, подход к делу прежний: не пытаться соревноваться с пулемётом по скорости вылета новинок, чтобы не бить мимо цели. Тихая, спокойная и предельно аккуратная доводка удачных моделей, из которых важнейшая, разумеется, — акустика MGS. Хотя нет, есть и новинка — семейство малогабаритных усилителей MA размером в половину этой страницы.
Как нам разыскать здесь Fusion, никто не подскажет? Уж не по зелёным ли человечкам? Вот они. Компания показывала всю гамму усилителей и акустики, к сожалению, очень перспективного, на наш взгляд, «iPod-кассетника» CA-IP500 не привезли. Ground Zero развернулись хоть и скромнее, чем в былые годы в Зинцхайме, но тем не менее подходяще. Гвоздь показа — новая серия компонентов Reference Line: усилитель с выбором тока покоя и безумная акустика ручной работы, созданная специально приглашённым в компанию специалистом из Словении по имени Звоне Распор. (Zvone Raspor, если надумаете из любопытства отыскать в Интернете. Поищите, внушает.)
Сейчас я пробегу по нескольким подряд буквам латинского алфавита с целью добраться до одной, очень для нас важной. Тем более что фотографии скажут о том, о чём я вдруг забуду. Kenwood — в полном размере, со всей гаммой техники. Maestro — подразделение MB Quart — здесь, в отличие от MB Quart, под своим именем. Там у них интересно деловые переговоры организованы, между прочим. Mu-Dumension (латиница так латиница, не стану на греческий сбиваться), как всегда, показывает в Германии гораздо больше техники, чем мы потом видим здесь. Как-то с ней вяло получается, а жаль. На стенде Magnat, как обычно, — главный специалист и герой российского автозвука Ник Кёниг, Kicker (сбился с алфавита, так и знал), показывает круглые сабвуферы Solobaric, а неподалёку, почуяв освобождающуюся нишу, MTX выкатила квадратные, один — самый, как утверждаются, квадратный из больших и большой из квадратных.
Pioneer не отступает ни перед чем, большая часть экспозиции — техника, установленная в реальные автомобили. Rockford Fosgate — столп и оплот, это даже не обсуждается… И вот она. Буква «S». Пусть в меня запустит чем-нибудь нетяжёлым тот, кто скажет, что эта буква — латинская. Наша, как есть наша. С неё начинается имя компании Stopol Group, ставшей единственной российской со своим стендом на европейской выставке. Помимо компонентов Kicx, которые в Германии видели и раньше, Stopol привёз образцы головных устройств Phantom, о которых мы не раз писали. Это те, которые сделаны по мерке конкретных автомобилей. С продукцией такого, чрезвычайно важного для современных машин типа рассчитывала выступить в одиночестве швейцарская Zenec, но одиночества не вышло: прямо через проход Борис Ровда (руководитель Stopol Group сам приехал, а не просто отправил людей) расставил свою технику, по возможностям в целом ряде случаев превосходящую швейцарскую. При всём, так сказать, уважении к обладателям премии EISA 2008 года. Респект, однозначно, каким алфавитом ни напиши.
Глубоко российская буква «S» появилась на выставке и ещё раз. Латвийский филиал ивановского «Стандартпласта» пусть и занял немного места на стенде EMMA (рука дружбы, так сказать), но представил популярные теперь не только у нас материалы StP широко и остроумно. В виде маечек и труселей на вешалке — сразу было видно, что материалов много, что они все разные и что раскроить их по мерке — дело техники.
На букву «V» у нас тут Vibe, что, как известно, означает Vented Innovative Box Enclosure. Инновацию они привезли смешную, но небесполезную — гламурную пробочку для затыкания тоннеля фазоинвертора. А после них у нас что? «Z»? Про эту букву уже было, а алфавит, особенно латинский, не резиновый…
Alpine: форматом 2DIN можно распорядиться по-разному, поместив внутрь портативный навигатор или отдав всё экрану и iPod
Audiosystem теперь фирма немецкая. А усилители делает итальянец по имени Ivan
Bewith приехал в Европу. Очень дорого, очень необычно и очень качественно
Под маркой Brax начинает выпускаться и домашняя акустика. Причём в корпусах из сланца, как те, с которых Хайнц Фишер начинал много лет назад
Новый усилитель Helix P40 Plug and Play
Вот, собственно, plug для включения в штатную проводку
Новые среднечастотники: в правой руке Хайнца — Helix, в левой — Brax
В центре экспозиции Elettromedia — две машины: для количества и для качества
На машине для качества ключевые компоненты составили тему аэрографии. Здесь — Bit One…
… а здесь — Thesis
Это уже не аэрография: Thesis voce и violin (СЧ и ВЧ) на торпедо
А вот главное: iPod по Wi-Fi передаёт битстрим на Bit One, а оттуда — на Thesis due по Cat 5e. Всё понятно?
Майк Крюк в обычной для него позе: с его машиной по-другому не получается
Машины с лучшим звуком заняли одну сторону зала…
Клаус Метнер: «Are you authentic? Или как?»
…на другой собрались машины с худшим
Роберт Лакатос: «А «С» — так, для красоты…»
Фрагменты парада машин еврочемпионов
Eton: очень большие машины и новые, очень компактные усилители
Kenwood: вся линейка — «живьём» в машинах
MTX: всё самое квадратное и самое большое
Fusion: где-то этих человечков мы уже встречали…
Maestro: деловые переговоры в разгаре
Ground Zero открывает направление High End
Magnat: Ник Кёниг, как всегда, не дремлет
Rainbow по-прежнему претендует на лавры производителя самой дорогой акустики
Rockford Fosgate: без них и Кёльн был бы неполным
«Штатно-нештатные» мультимедийно-навигационные «Фантомы» составляли конкуренцию лидеру этого направления на европейском рынке
Stopol Group: наши пошли…
Pioneer: главная идея — командный дух
m-Dimension: компонентов у них больше, чем добирается до нас
StP: подходите, примеряйте
Vibe: инновация от профессионалов