измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПОСМОТРИМ КЕНДО?
Если кто-нибудь предложит вам назвать пару-тройку «самых японских» спортивных единоборств, почти наверняка вы вспомните дзюдо и карате-до. Ну, может, добавите к этому списку ещё сумо.
На самом деле есть ещё одна дисциплина, которой, по оценкам экспертов, занимается около 7 миллионов японцев. Это кендо. Кендо — не просто искусство боя на бамбуковых мечах. Причудливое сплетение техники (кендзюцу) с кодексом воинской чести (будо) и философией буддизма и синтоизма привело к тому, что кендо в действительности представляет собой путь к совершенствованию индивидуума. В каком ещё единоборстве действует правило, запрещающее участникам производить оскорбительные действия или выкрики в адрес противника? В какой ещё дисциплине удар засчитывается только тогда, когда его завершает дзасин? Тут мне даже не удалось обойтись без японского слова: дзасин — это состояние физической и ментальной (во как!) готовности к контратаке противника. И в каком ещё единоборстве на площадке присутствуют двое судей, строго следящих за тем, чтобы все действия участников совершались в соответствии с протоколом? Колющие и рубящие удары наносятся только в разрешённые места и из правильных позиций.
Ну в этом плане всё, как у нас. Участники сегодняшнего «Ринга», вернее, их «тренеры», конечно же, хорошо представляли особенности техники противника и те позиции, в которых они могут пропустить удар.
Поединок по кендо длится недолго — на него отводится пять минут основного времени. Если победитель не выявлен, назначается ещё три минуты времени дополнительного. Если и за это время победитель не выявлен, его определяют жеребьёвкой.
Pioneer DEH-P800BT
ОСНОВНОЕ ВРЕМЯ
Это вторая по старшинству модель среди аппаратов с BT линейки 2008 года. «Первый номер» команды когда-то уже принимал участие в наших соревнованиях, поэтому на этот раз участвовать не смог. Органы управления на лицевой панели P800BT по эргономике я бы разделил на две категории. Кнопочки нижнего ряда оставляют максимум места для крупного дисплея, но на этом их достоинства заканчиваются. Остальные органы управления относятся к другой категории. Левая клавиша выбора источников и переключения диапазонов тюнера вполне удобна. Ну а эргономика мультиконтроля вполне оправдывает его центральное положение на панели. (Хотя, будь он на 1 мм выше, было бы ещё лучше.) Панель снимается и устанавливается непривычными для «Пионеров» лёгкими движениями. Пульт ДУ хорошо держится в руке, и палец сам ложится на таблетку джойстика. Жаль, правда, функции её ограничены, в частности, перемещаться по позициям меню можно только с помощью мультиконтроля. Дистанция между кнопками чуть меньше, чем хотелось бы, и в нажатии они довольно-таки мягкие. Разумеется, аппарат снабжён тремя парами выходов. Микрофон, естественный для аппарата с BT — внешний и комплектуется клипсой на козырёк, конструкция которой даёт возможность повернуть микрофон в нужное положение. Вход Aux реализован гнездом Mini-jack (3,5 мм). Предусмотрена специальная шина для плееров от Apple — потребуется только приобрести интерфейсный кабель CD-I200. Есть гнездо (тоже 3,5 мм) для проводного ДУ, точнее говоря, адаптера для кнопок на руле. К шине IP-BUS можно, конечно, подключить обычный, «педальный» чейнджер, но здесь же с помощью адаптера CD-UB100 организуется более созвучный наступившему веку USB-интерфейс. Для управления звуком предназначен семиполосный графический эквалайзер с пятью заводскими предустановками и двумя пользовательскими. Центральные частоты эквалайзера такие: 50/125/315/800 Гц и 2/5/12,5 кГц — как видите, шаг полос постоянный, 4/3 октавы. Набор частот среза фильтров ВЧ и НЧ одинаковый: 50/63/80/100/125 Гц — тоже постоянный шаг, но уже через треть октавы. Фильтр ВЧ общий для каналов фронта и тыла и, конечно же, отключаемый. Предусмотрена функция ASL автоматического управления громкостью в зависимости от шума в салоне, чтобы микрофон не простаивал без дела между сеансами телефонной связи. Яркость дисплея регулируется от 0 до 15, но я бы не сказал, что даже на максимуме яркости насыщенно-голубой дисплей будет хорошо виден ясным днём. Зато дисплей нормально виден практически под любым углом. Имеется множество вариантов выбора картинок для дисплея, и, между прочим, в числе языков пользовательского интерфейса предусмотрен и русский.
Единственный банк АМ-тюнера отведён под станции диапазона длинных и средних волн. На дисплей можно вывести список пресетов и без проблем занести нужную частоту. Ручной поиск только пошаговый. 8 — 9 с требует ЧМ-тюнер для заполнения банка пресетов. При работе в RDS поиск осуществляется по четырём группам PTY. Ожидание по News. Синхронизации часов (функция CT) нет, хотя есть и часы, и даже календарь.
Понятно, что проигрыватель читает CD-текст и тэги, последние могут быть и на кириллице. Вводятся заголовки для дисков без текста. Список треков выводится на дисплей, только если диск с текстом. Зато предусмотрена редкая для звуковых «голов» возможность прямого ввода номера трека. Из привычного сервиса мы не обнаружили функции «спрятать диск». Ускоренный поиск относительно медленный, 8-кратный. В «компрессии» скорость поиска несколько выше, 10-кратная. Кроме обычных форматов читаются и файлы AAC. На дисплей можно вывести список папок по уровням и файлов в папке, нужный файл вы выбираете сами. Хорошо, что на дисплее отображается величина битрейта — кажется, теперь это умеют делать только «Пионеры». Не так хорошо, что номер трека показывается мелко. Для начального ознакомления с дисками CD и mp3 «Пионеру» потребовалось всего 4 и 5 с соответственно.
Мужской вокал на CD звучит почти не «по-цифровому» спокойно, сибилянты произносятся довольно правильно. Интонационная проработка лёгкая и довольно естественная. Женские голоса комфортны и спокойны, но далеко не статичны. Контрабас прозрачный и мягкий, бас-гитара довольно естественна, разве что порыва (драйва) маловато. Подробные и рельефные скрипки на верхних нотах, случается, теряют деликатность. Рояль собранный и аккуратный, но объёма ему слегка недостаёт. Бубен показался немного сухим и бесплотным.
Задник сцены в mp3 (битрейт 128 Кбит/с) отдалён, хотя и не утрачен вовсе. Второй вокальный план, напротив, несколько приближен, но стабилен. Поверху динамика почти не сжата. В звучании рояля порой прослеживаются «кислотные» оттенки, зато его никак не назовёшь скучным. Бас показался жёстким, рельеф его напряжённый. Атака проработана полностью, пожалуй, даже с некоторым избытком. Динамика барабанов тоже избыточная, хотя и не сильно. Верх не вполне оформлен по затуханию.
Переходим на повышенный битрейт 256 Кбит/с. Тылы сцены теперь практически на месте. Второй вокальный план там, где и должен быть, но иной раз его всё же тянет вперёд. Динамика поверху практически не изменилась. Рояль остался несколько ярким, но теперь он уже не агрессивен. Рельеф басов всё ещё напряжённый, да и затухание ударов бубна не вполне оформилось во времени.
Alpine CDA-105Ri
ОСНОВНОЕ ВРЕМЯ
Нынешняя линейка звуковых «голов» Alpine как раз открывается этой моделью. Съём передней панели (как и у его оппонента) осуществляется в откинутом положении. Ни эта, ни обратная операция проблем не создают, хотя при постановке придётся приложить кое-какие усилия. (Как видно, меняются поколения не только техники, но и их разработчиков.) Энкодер, по моим ощущениям, ровно на 1 мм ниже оптимума. «Титульные» шесть кнопок в аппарате нынешнего модельного ряда непривычно плоские, и углы у них довольно острые. С другой стороны, даже самые мелкие кнопки удобны в нажатии, поскольку возвышаются над панелью. Индивидуального пульта ДУ в комплекте нет. Есть три провода адаптивного управления аудиосистемой. Для тех моделей авто, которые адаптивной системе не по зубам, предусмотрено также гнездо, куда включается специализированный адаптер для связи с кнопками на руле. Разумеется, «старшенький» снабжён гнездом шины Ai-NET, а потому, как и любой шинный аппарат, способен работать с внешним процессором обработки звука Imprint. С гнездом USB, кроме двухметрового удлинителя, можно соединить переходник на Dock плеера №1, причём переходник уже входит в комплект (так что не хватает лишь айпода или айфона). Есть здесь ещё две шины. Первая — для подключения к дополнительному разъёму дисплея. Вторая — для трансивера BT (модель KCE-400BT). Если приобрести переходник KCE-237B, можно организовать вход Aux (вместо BT). Как вариант вход Aux (с помощью перехода KCE-121B) можно «заделать» и через шину Ai-NET. Кстати, мы воспользовались именно этим вариантом, поскольку «отдельного» входа Aux в этой модели нет, и это всё-таки минус. Управление звуком возложено на двухполосный полупараметрик. Центральные частоты у него традиционные: 60/80/100/200 Гц и 10/12,5/15/17,5 кГц; для регулятора НЧ предусмотрен выбор из четырёх значений добротности. Есть возможность отключения встроенных усилителей. Набор частот отключаемого фильтра ВЧ 60/80/100 Гц — что называется, ничего лишнего. Выход, который носит название Sub, согласно незыблемой традиции, широкополосный. Диммер автоматический. Для дисплея предусмотрена регулировка контраста в зависимости от угла наблюдения (от -5 до +3). Цвет шести «главных» кнопок может быть синим, зелёным, янтарным и красным. Остальные кнопки подсвечиваются зелёным, если для «титульных» кнопок выбран синий или зелёный, либо красным, если те шесть кнопок какие угодно, но не зелёные. Несколько необычный подбор вариантов — это тоже в традициях фирмы.
Для станций диапазона длинных и средних волн отведены отдельные банки. Полминуты уходит у ЧМ-тюнера на занесение в память шести станций по убыванию мощности. Ручной поиск, как всегда, удобный. В системе RDS поиск по всем положенным типам программ и ожидание по News. Функции CT нет, да и часов как таковых. (На фирме давно заметили, что автомобилей без часов не бывает. Или нет, есть один — Tata Nano.)
Из дополнительных режимов не реализовано сканирование. Конечно, CD-текст и, конечно, тэги. Причём, если в установках задать Language 3, будут читаться тэги и на кириллице. Удобно организована прокрутка списка файлов или папок энкодером. Кроме самых ходовых форматов воспроизводятся и файлы AAC. Скорость поиска на CD 12-кратная. В mp3 скорость такая же, но движение идёт неровными скачками по 6 — 8 с. Подготовка к воспроизведению CD и mp3 заняла 4 и 6 с соответственно.
С USB считываются файлы тех же компрессированных форматов mp3, WMA и AAC.
Сибилянты мужского вокала на CD мне показались суховатыми. Интонации проработаны аккуратно, но временами возникало ощущение, что какие-то особенности нюансировки оставались в стороне. Женский вокал душевный и мягкий, но и здесь отмечена некоторая сухость свистящих звуков. Скрипки на редкость подробные, живые и материальные. Рояль динамичен и собран, но каких-то штрихов, отличающих живой инструмент, ему недоставало. Контрабас этому аппарату, можно сказать, удался, внятных претензий у меня не возникло. У бас-гитары тоже естественный рельеф, а атака чуть сдержанная. Верх едва заметно обострён.
Задник сцены в mp3 (128 Кбит/с), по моим представлениям, пребывает там, где ему и надлежит быть. Второй план тоже на месте, если чуть и отодвинут, то стабилен. Сверху динамика заметно сжата (а как иначе, если остальные планы на месте?). Рояль подробный, но не нарочитый. Рельеф бас-гитары достаточно точен, хотя некоторая бархатистость всё же присутствует, атака приближена к той, что мы слышали «в оригинале». Верх оформлен, хотя, конечно, холодноват. Динамика барабанов передаётся корректно.
С переходом на удвоенный битрейт тылы остаются на своём месте, как и второй вокальный план. Сам вокал зазвучал ощутимо мягче, человечнее. Динамика поверху стала свободнее, но всё ещё поджата. Чувствуется, что средние планы «обросли» подробностями. Бас ещё ближе к тому, что мы слышали на CD, но атака всё ещё прорабатывается не полностью. Верх ощутимо прибавил в музыкальности.
Alpine CDA-105Ri, серийный №X1A15546
ЧМ-тюнер
- Диапазон CCIR
- Чувствительность, мкВ 1,0
- Полоса частот (-3 дБ), Гц 15 — 14900
- Отношение сигнал/шум, дБА 66
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,05
- Вход Aux
- Полоса частот (-1 дБ), Гц 16 — 58300
CD-проигрыватель
- Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -1,2/-0,8
- Отношение сигнал/шум, дБА 95,5
- Переходное затухание (1 кГц), дБ 91
- Линейность ЦАП (-90 — 0 дБ), дБ +0,2/-0,1
- Вибростойкость, мм 60
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,15
Аудиосекция
- Выходная мощность, Вт RMS (КНИ = 1%) 20,7
- Регулировка эквалайзера, дБ
- ВЧ +13,2/-11,0
- НЧ +13,6/-13,0
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Уровень шумов тюнера немного не дотянул до той отметки, которую мы считаем нормой для ЧМ-тракта. Частотный диапазон пусть и не самый широкий, но достаточный. В конце концов, головные устройства с такими возможностями приобретаются не для того, чтобы радио слушать. Ну или не только для этого. По входу Aux полоса достаточно широкая. По измеренным характеристикам CD-проигрывателя можно сформулировать одно замечание: спад на низах несколько превышает 1 дБ. Но на уровень -1,0 дБ АЧХ выходит уже на частоте 22 Гц — я не уверен, что этот проступок заслуживает карцера. На частотной характеристике присутствует подъём с максимумом +0,4 дБ на 12,5 кГц. Линейность ЦАПа довольно высокая, 0,3 дБ, это достойный показатель. Полярность выхода, естественно, соблюдена. Вибростойкость может показаться невысокой, в действительности всё, что не ниже 40 мм, по нашим представлениям, достаточно. Девять верхних ступенек регулятора громкости имеют высоту по 1 дБ, последующие вдвое выше. Ограничение на линейном выходе (сигнал 0 дБ) присутствует на семи последних ступенях регулятора, так что у выходного усилителя примерно 7,5 дБ усиления, без которых можно было обойтись. У эквалайзера по семь ступеней регулирования. Измеренные центральные частоты 66,1/87,2/111/212 Гц и 10,8/14,7/17,3/20,5 кГц. (Помнится, в прошлые времена точность реализации бывала выше.) Частоты среза фильтра ВЧ 67,2/87,0/110 Гц, крутизна спада 7,5 дБ/окт.
Pioneer DEH-P800BT, серийный №000005
ЧМ-тюнер
- Диапазон CCIR
- Чувствительность, мкВ 0,65
- Полоса частот (-3 дБ), Гц 16 — 18985
- Отношение сигнал/шум, дБА 65,5
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,1
- Вход Aux
- Полоса частот (-1 дБ), Гц 18 — 31800
CD-проигрыватель
- Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -0,4/-0,8
- Отношение сигнал/шум, дБА 91,5
- Переходное затухание (1 кГц), дБ 100
- Линейность ЦАП (-90 — 0 дБ), дБ +0/-0,8
- Вибростойкость, мм >230
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 3,6
Аудиосекция
- Выходная мощность, Вт RMS (КНИ = 1%) 19,2
- Регулировки эквалайзера, дБ
- от +11,5/-11,6
- до +12,2/-12,0
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
У тюнера замечательно высокая чувствительность. Отношение сигнал/шум, правду говоря, не столь замечательное. Хотя есть одно «но». АЧХ тюнера выше 3 — 4 кГц проходит на 1,5 — 2,5 дБ выше, нежели положено по стандарту. Вероятно, в серийных аппаратах частотная характеристика будет откорректирована, соответственно снизятся и шумы. Ширина полосы по входу Aux на практике вполне достаточная. На АЧХ секции CD присутствует незначительный подъём (0,25 дБ) в диапазоне от 2,5 до 4 кГц. Приятно порадовал показатель переходного затухания, в наше время такое встретишь нечасто, в том числе и у «чистопородных» головных устройств. Если помните, в одиночные тесты «голов» мы вводим дополнительный измеряемый показатель. Параметр линейности ЦАП говорит, насколько отклоняются показания измерительного прибора от «номинала» при воспроизведении фонограммы, записанной с уровнем 0, -10, …, -90 дБ. Значение линейности у этого бойца, прямо скажем, не выдающееся. Используемый цифровой фильтр относится к БИХ-типу (ISR) — в последнее время они встречаются совсем не часто. Ограничения на линейном выходе нет, CD и тюнер согласованы по уровню приемлемо. Реализация эквалайзеров Pioneer в былые времена могла служить лишь предметом зависти, по меньшей мере в отношении диапазона регулирования. Теперь — как у всех. Измеренные центральные частоты: 50,1/123/290/755 Гц и 2,17/5,26/12,24 кГц — неплохо согласуются со спецификацией. Частоты среза фильтра ВЧ 51,4/62,7/78,1/97,5/120 Гц, крутизна спада 10,5 дБ/окт. Для фильтра НЧ имеем соответственно 56,0/68,8/85,8/105/130 Гц и 18,5 дБ/окт.
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
- КОМАНДА
- Pioneer
- НОМЕР
- DEH-P800BT
- СУММА КОНТРАКТА
- 11000 руб.
- ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
- Интерфейс BT
- Может управлять айподом
- Работает с кнопками на руле
- Можно организовать интерфейс USB
- Читает и пишет по-нашему
- CD-текст и тэги
- Работа с заголовками
- Декодер AAC
- НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
- Нет гнезда USB
- Упрощённая реализация RDS
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Очень техничный и многообещающий боец
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
- КОМАНДА
- Alpine
- НОМЕР
- CDA-105Ri
- СУММА КОНТРАКТА
- 14490 руб.
- ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
- Может работать с кнопками на руле
- Интерфейс адаптивной системы управления
- Может работать с процессором Imprint
- Гнездо USB
- Готов к работе с айподом
- CD-текст и тэги
- Читает по-нашему
- Декодер AAC
- НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
- Нет индивидуального пульта ДУ
- Отсутствие прямого входа Aux
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Талантливый боец. Но не чемпион
ХОД ПОЕДИНКА
- Pioneer DEH-P800BT Исход боя Alpine CDA-105Ri
ЧМ-тюнер
- Диапазон CCIR — CCIR
- Чувствительность, мкВ 0,65 < 1,0
- Полоса частот (-3 дБ), Гц 16 — 18985 < 15 — 14900
- Отношение сигнал/шум, дБА 65,5 > 66
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,1 < 2,05
Вход Aux
- Полоса частот (-1 дБ), Гц 18 — 31800 > 16 — 58300
CD-проигрыватель
- Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -0,4/-0,8 < -1,2/-0,8
- Отношение сигнал/шум, дБА 91,5 > 95,5
- Переходное затухание (1 кГц), дБ 100 < 91
- Линейность ЦАП (-90 — 0 дБ), дБ +0/-0,8 > +0,2/-0,1
- Вибростойкость, мм >230 < 60
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 3,6 < 2,15
Аудиосекция
- Выходная мощность, Вт RMS (КНИ = 1%) 19,2 > 20,7
- Регулировки эквалайзера, дБ
- от +11,5/-11,6 > +13,2/-11,0
- до +12,2/-12,0 > +13,6/-13,0
РЕЙТИНГ
- Pioneer DEH-P800BT Alpine CDA-105Ri
- Радио 8 — 8
- CD 9 — 9
- Оснащенность 9 — 9
- Эргономика 8 — 8
- Звук (CD/mp3) 8/8 > 8/9
- Итог 42 > 42,5
СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Техника у бойцов заметно различается. У одного BT-вооружение, но для работы с USB или с айподом ему требуется дополнительная подготовка. Второй готов хоть сейчас работать с эппловским плеером, но ему ещё нужно «подогнать» BT. И даже для того, чтобы ввести «в бой» вход Aux, ему необходимы вспомогательные средства. И вместе с тем это соперники одного уровня, на что указывает не только «судейский протокол», но и простое сравнение личных карточек участников. Скрупулёзно подсчитано: у того и другого по восемь достоинств и по два недостатка.
Если брать степень подготовленности для построения звуковых систем, то она у них тоже одинаковая (три пары линейных выходов, шина универсальная плюс шина для айпода). Да, второй участник уже полностью готов для работы с «Плеером», но первый, даже вкупе с необходимым дополнением, обойдётся заведомо не дороже второго.
Технический уровень достаточно высок у того и другого. Но… Читаешь цифры технических характеристик, и почти не посещает тебя ощущение, что ты прикоснулся к чему-то великому. Всё большое и важное — на высоте, по мелочам — можно обсуждать.
Звучание, конечно, у того и другого разное. У одного оно более спокойное, у второго более праздничное. Сказать, чтобы у кого-то было явное преимущество, то есть преимущество в балл, нельзя. Но до жеребьёвки дело всё же не дошло — выручила «компрессия». В этом плане преимущество «Алпайна» становится уже ощутимым: более точное эшелонирование сцены, более точная динамика инструментов. И в итоге Alpine — победитель.