НА ОДНОМ ДЫХАНИИ
Многолетняя практика приучила знатоков и пользователей головных устройств Alpine произносить наименования моделей через вдох. Как это?
А вот так: «девять — восемь (вдох) сорок шесть». Вдох здесь нужен не для вентиляции лёгких, а для драматического эффекта: после него сообщается самое главное. Будет это «тринадцать» или «шестьдесят один», определяет одновременно и то, как часто говорящий обновляет оснащение автомобиля, и каким бюджетом для этого располагает. В общем, не для незрелых умов занятие и не для страдающих одышкой.
С этого года модели Alpine можно называть на одном дыхании, вернее даже — нужно, пространства для вдоха теперь нет. Начиная с модельного ряда нынешнего года вводится новая система обозначений моделей. Первые буквы остаются без изменений, а индексы теперь трёхзначные. Первая единичка — атрибут «голов» формата 1DIN, обозначение, начинающееся с двойки, относится к двухдиновым моделям. С одного-двух раз можно запомнить, я пробовал.
Вторая цифра — поколение. Моделям 2009 года присвоен 0. Естественно. 2009 — 0, наступит 2010 — будет 1, что тут непонятного? Третья цифра — модель и сегмент одновременно, как у «Ауди», скажем. Или у «Мазды». Больше цифра — выше класс. Старт новая линейка берёт с CDE-101R и CDE-102R в одиночном катании (эти две модели, кстати — самые новые поступления в каталог), в парном — с CDE-W203Ri. Буква «i», как и прежде, означает кабель-управление айподом, без выносного адаптера. В этом классе головных устройств (буква «Е» означает отсутствие шины управления) в непосредственно вышестоящей модели 103BT появляется встроенный модуль Bluetooth, а ещё на модель выше, CDE-104BTi — он же плюс «прямой iPod». Из моделей без шины модель CDE-9882Ri переживает «фейслифтинг» и появится в более выразительном дизайне, обозначаться она будет как CDA-9882RSi. Сохранилась также модель CDE-9880R. В классе CD-ресиверов с шиной Ai-NET на 2009 год перешли две модели, CDA-9886R и 9887R (со встроенным процессором Imprint).
Концепция Alpine — не спешить переходить поголовно на встроенный Bluetooth, в частности — ради гибкости в выборе конфигурации системы и оперативности аппаратного апгрейда. Так, новый вешний BT-модуль KCE-400BT разработан в содружестве с компанией Parrot, безусловным лидером в своей области. Для этого модуля характерен широкий перечень моделей телефонов, с которыми обеспечена полная функциональная совместимость. Кроме того, по мере появления новых телефонов программное обеспечение BT-модуля будет обновляться (не реже раза в три месяца), и новую прошивку можно скачать на сайте Alpine. С KCE-400BT могут работать все модели 2009 года, у которых нет своего встроенного модуля, а у кого есть (в том числе, у бюджетных 103BT и 104BTi) — он тоже от Parrot.
Мультимедийные и аудио-видео головные устройства пока обозначают свой формат буквой «W» перед цифрами. Запомнить тоже нетрудно: дубль ве — дубльDIN. Продолжится выпуск двухдиновых аппаратов IVA-W202R и IVA-W205R, теперь к ним добавятся и новые, появившиеся относительно недавно IVA-W502R и IVA-W505R, вторая (как и IVA-W205R) примечательна тем, что внутри у неё предусмотрена ниша для портативной навигационной системы PMD-B200P Blackbird, установка которой на положенное место превращает аудиовизуальную «голову» в навигационно-мультимедийное устройство.
Интереснейшая и знаковая деталь: для навигационного блока PMD-B200P использовано специально адаптированное обеспечение «Навител Навигатор 3.2» российского происхождения, что означает не только значительно более подробные карты за пределами Москвы (в сравнении с iGO, например), но и то, что в будущем (потенциально, по крайней мере) можно задействовать уникальную интерактивную систему информации о пробках, интегрированную в новые версии «Навитела». При этом, как сообщили представители Alpine, для PMD-B200P есть и карты Европы, так что можно будет, оставив машину на стоянке в Домодедово, прихватить Blackbird с собой в качестве портативного устройства. В аудиовизуальном качестве IVA-W505R представлена в тесте нынешнего номера, до навигационной роли, как мне сказали в отделе испытаний, дело тоже дойдёт. На смену однодиновому 105-му аппарату пришёл IVA-D106R. DVD-ресивер без монитора остался с прошлого года — DVA-9861Ri. Не забудьте глубокий вдох после «98», вторые две цифры произведут впечатление на подготовленного слушателя, модель не зря оставили на конвейере.
Новое и энергично развивающееся направление деятельности Alpine — цифровые медиаресиверы, «магнитолы без диска». Модели этого года носят обозначения iDA-X301, iDA-X303 и iDA-X305. Больше цифра… ну, вы уже знаете, а что первая цифра — тройка, ну, значит, так надо. Хотите — будет и четвёрка. Она появляется в обозначении дальнейшего развития концепции медиаресивера в новом, двойном, формате. Новинка сезона — цифровая медиастанция iXA-W404R. Тоже «бездисковая», она позволяет быстро управлять навигацией, телефоном с BT (при подключённом внешнем модуле), USB-плеером и цифровым ТВ-тюнером. Аппарат снабжён экраном 4,3” с физическим разрешением 400 х 234 пикселей. Порывы ветра времени заставили конструкторов сделать пользовательский интерфейс максимально приближенным к айподовскому: можно нажимать на экран и водить по нему пальцем до достижения требуемого результата. Ближе к концу лета появится ещё более навороченная модель iXA-W407BT — со встроенным BT и 7-дюймовым экраном. В названиях моделей цифр становится меньше, а цифровых технологий внутри них — всё больше…
Два украшения нового модельного ряда: IVA-W505R (с DVD и PND) и iXA-W404R (вообще без диска)
К концу лета ожидается «полноэкранная» модель бездискового ресивера iXA-W407BT
Растут и ширятся ряды «одиночных» медиа-ресиверов. Вверху — самая простая модель iDA-X301, внизу — самая крутая iDA-X305
IVA-W505R может работать не только с тем, что внутри, но и с тем, что снаружи
Из новых моделей, которые на одном дыхании: верхняя CDA-105Ri и средняя CDE-103BT
Единственная двухдиновая модель без видео: CDE-W203Ri
Оставленная «на второй год» CDE-9882R и вновь прибывшая CDE-101R
KCE-400BT предназначен для всех новых моделей (независимо от сегмента), у которых нет своего «попугая» внутри
Анфас Alpine: судьба технологий
Недавно в Москве побывал Михаэль ЛЕНАТЦ, руководитель Alpine GAIT (Global Alpine Institute of Technology). С ним встретился наш корреспондент Юрий ЕВТУШЕНКО, чтобы задать несколько каверзных вопросов. Других он обычно не задаёт…
Фото: Михаил Шабалин
Ю.Е.: Некоторое время назад любимый, можно сказать, конкурент Alpine распространил пресс-релиз, из которого явствовало, что компания Pioneer понесла заметные потери в кризис и вынуждена сокращать персонал по всему миру. Как себя в этих условиях чувствует Alpine?
М.Л.: Конечно, Alpine тоже почувствовал на себе действие кризиса. Это огорчает, но по-другому быть и не могло, мы — часть этого мира. Поскольку значительная часть производства Alpine непосредственно связана с автопроизводителями, где сокращение производства стало очень серьёзным, по цепочке это коснулось и нас. Мы были вынуждены пойти на сокращение 1000 человек. По большей части это были те сотрудники, которые имели короткий контракт, и когда срок контракта истёк, его просто не стали продлевать. В число этой тысячи входят 500 человек в Японии и 500 в подразделениях по всему миру. Одновременно Alpine принимает все меры по повышению эффективности своей работы, сокращению издержек, чтобы выйти на те цифры и добиться тех результатов, которые были запланированы на 2009 год.
Ю.Е.: Новаторские разработки Alpine были неоднократно отмечены самой престижной европейской наградой — «Продукт года EISA». В 2007 году вы получили сразу два приза: за лучшее головное устройство и за инновацию — медиаресивер iDA-X100. А в прошлом году в перечне призёров имя Alpine не появилось. Собственно, это уже и есть мой вопрос…
М.Л.: Вопрос, видимо, почему и что мы намерены предпринять, я так понимаю. Если бы я был в составе жюри EISA (что было бы интересно, но нелогично), я бы в первую очередь обратил внимание на модель W404, она действительно открывает новое направление в автомобильной технике. Однако в составе жюри меня нет и не может быть, и повлиять на решение я могу лишь одним способом: сделать так, чтобы все члены жюри вовремя получили возможность познакомиться с этой моделью. Остальное она расскажет о себе сама, я уверен. Мы в курсе возникающих проблем, когда не все члены жюри EISA успевают ознакомиться с номинантами. И что не во всех странах работают так хорошо, как в России, и не у всех такие хорошие тесты, как у вас. Что же касается модели W404, то мы уверены, что её неординарная концепция и замечательные возможности заслуживают признания всей мировой прессы.
Ю.Е.: Два года назад господин Карстен Ротт популярно объяснил мне, почему интерфейс USB не устанавливается в наиболее доступные модели Alpine. Теперь он устанавливается почти везде. Что изменилось с тех пор?
М.Л.: С одной стороны, за эти два года USB-компоненты стали значительно дешевле. С другой стороны, мы теперь лучше представляем, как будет развиваться цифровое окружение. Есть и коммерческая причина — слишком много обращений поступало от людей, которые хотели бы видеть USB в более дешёвых моделях.
Ю.Е.: А что вы, кстати, называете «дешёвыми»? Как я увидел в нынешнем прайс-листе, цены на модели начального уровня начинаются со 150 — 160 евро. Раньше техника была дешевле. Это как-то связано с экономической ситуацией?
М.Л.: Да. Как и на любую японскую компанию, на нас повлияло изменение курса йены к евро. Планирование проводилось по прежнему курсу, и мы надеялись, что младшие модели, да и вообще весь модельный ряд на рынке будут представлены по более доступным ценам. Однако из-за изменения курса компания была вынуждена пойти на повышение цен всего модельного ряда. Конечно, такая ситуация нас тоже не очень устраивает, и мы разрабатываем определённые контрмеры. Но нам нужно выживать.
Ю.Е.: Как и нам… Два года назад у меня была информация о том, что фирма Alpine получила заказ на разработку для одного из автопроизводителей OEM системы, устроенной по типу модели 505 — с доком для портативной навигации. Если не ошибаюсь, намечалось такое головное устройство устанавливать в автомобили 2009 года. Ну и как с этим обстоят дела?
М.Л.: Видимо, тут возникло определённое недопонимание. Был подобный проект с компанией Smart, но довести его до конца не удалось. Сейчас есть похожий проект с Mercedes, но там предпочли головное устройство по принципу «всё в одном», без съёмного блока портативной навигации. То есть в задуманном нами виде проект не состоялся, а жаль, это было бы очень по-новаторски. Но вы же знаете, кто в таких случаях заказывает музыку… И навигацию.
Ю.Е.: Проясните, пожалуйста, ситуацию. Модель W505, мультимедиа-ресивер с почти неограниченными возможностями (только что проходил у нас тестирование, так что воспоминания свежи). И вдруг обнаружилось: по входу USB он не считывает файлы формата WAV. Это как?
М.Л.: У декодирующего чипсета имеются определённые ограничения. Битрейт в формате WAV весьма высокий, для декодирования нужно много времени. Потребовалось бы переработать декодер, менять его архитектуру, а это вызвало бы удорожание. Зато мы ввели туда DVD-Audio.
Ю.Е.: Но когда к тому же USB-разъёму вы подключаете iPod, файлы WAV читаются…
М.Л.: Да, в таком варианте вы можете прослушивать WAV, но при этом их предоставляет сам iPod.
Ю.Е.: Хотелось бы узнать ещё вот что. Кажется вполне логичным, когда аудиовизуальное головное устройство при наличии USB способно считывать с него видеофайлы. Хотя бы DivX. Может ваш новый аппарат W404 делать это без помощи видеоадаптера 635-й модели?
М.Л.: Нет, и это было сознательным решением, результатом анализа наиболее ожидаемого применения устройства. Решение было таким: мы делаем головное устройство под iPod. Пусть оно идеально работает с айподом, с наилучшим возможным качеством воспроизводя звук и видео. Для большинства «айподоманов» воспроизведение видео с другого источника по USB не потребуется. А для меньшинства есть готовое решение: тот самый USB-видеоадаптер модели 635. Зачем заставлять большинство переплачивать за то, что им, скорее всего, не понадобится?
Ю.Е.: Меня персонально всегда интересовал вопрос: отчего производители car audio не поддерживают другие форматы, в частности FLAC? Тем более что декодер FLAC давно существует не только в программном, но и в аппаратном виде.
М.Л.: Здесь опять вопрос о большинстве. Есть форматы массовые, а есть те, которыми пользуется меньшинство. А теперь, представьте себе, для малоупотребительного формата требуется разрабатывать чипсет, причём неизвестно, будет ли он пользоваться спросом. Для массового рынка надо разрабатывать такие вещи, которыми может воспользоваться всякий