Студия: Redline Engineering. Руководитель проекта: Игорь ЛАВРИН
BMW — постоянный персонаж ночных кошмаров профессионального установщика. Чем новее и навороченнее, тем страшнее…
ПОМОЩЬ ЗАГРАНИЦЫ
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: OEM BMW
- Усилители: Zapco DC1000.4, DC350.2, DC500.1
- Акустика: Hertz HSK 163, HSK 165
- Сабвуферы: JL Audio 10W3v2-4
Несправедливо это как-то по отношению к важнейшей для нас профессии. Ведь во всех видимых аспектах баварские машины должны были бы стать образцом тотального шоколада. Ведь кто такой владелец BMW? Вкус у него обязан быть, и хорошую работу он оценить в состоянии, есть у установщика основание всё сделать как следует. Деньги — тоже есть, так что оценить хорошую работу он сможет не только в формате похлопывания мастера по плечу. А профессиональный установщик потому так и называется, что за работу берёт деньги. Когда-то давно знал я одного, который не брал, он ещё в 1998-м уехал куда-то под Вологду и там постригся в малую схиму. Больше я о нём ничего не слышал, да и не должен был…
Остальным его коллегам BMW являются по ночам, поскольку в этих машинах сделано всё, чтобы не пустить туда нашего брата с нештатным аудиооборудованием. Точнее, всё, кроме одного — качества звучания штатного. Эта причина перевешивает все остальные, и BMW в работу берут. Плачут, но берут…
Ну да ладно, поздно горевать, эту M3 в работу уже взяли. Задание — вполне ожидаемое: сделать в великолепной машине звук, который не позорил бы её славное имя. С чего обычно начинается этот процесс (если не считать непременной «шумки»)? С замены головного устройства. Так, всё, приехали. В продвинутых комплектациях, а уж M3 на такую имеет все основания рассчитывать, штатная «голова» так завязана на прочую электронику, что её ампутация подвергает жизнь машины серьёзной опасности. Ну, может, не так трагично, но функции, доступные со знаменитого кругляша iDrive на центральной консоли, станут недоступными. Возможно, есть такие меломаны, что на это согласятся, но им (а более вероятно, что ему, вряд ли больше одного найдётся) можно порекомендовать отправиться на Вологодчину, разыскать там одного схимника лет сорока и попроситься к ним в обитель — в обычном мире таким людям трудно.
Хорошо, раз так, оставляем штатную «голову», что там с выходами? Нет, так приделаем. Ну, здесь не очень-то приделаешь. Здесь, в M3, выход с «головы» оптический, идёт он в багажник и втыкается в штатный усилитель, обслуживающий фронт, тыл и сабвуфер (в штатной комплектации есть нечто с таким названием, данным, надо думать, сгоряча). Звенья цепи «голова — усилитель — акустика» на любые попытки их разлучить реагируют, как барышня на выданье — немедленным обмороком. Так, отсоединение любого из динамиков вызывало обнуление выходов усилителя и приглашение на авторизованный сервис. Ну ладно, решили отложить на потом, авось заграница нам поможет…
Так, здесь что-то дело не идёт, пойдём с другого конца, с акустики. У баварцев, знаете ли, есть несколько древних традиций. Кожаные штаны, перья на шляпах и трёхполосная акустика с басовиками под сиденьями. Такую архитектуру временами используют любители в своих экспериментах, но те из них, что оказываются удачными, по конфигурации мало напоминают то, что применяется в BMW. Так что фронтальную акустику решено было делать тоже трёхполосную, но по-нормальному, с басовиками в дверях. Здесь заграница помогла немедленно. На роль фронтальной акустики взяли комплект Hertz HSK-163, с целлюлозными низкочастотниками HV 165L и 70-миллиметровыми диффузорными мидрейнджами HV 70.
Для среднечастотников в дверях были относительно готовые места, потребовалось только сделать переход со штатных 100 мм на новый калибр 70 и всё основательно усилить. Для басовиков места, естественно, не было, а когда стало, возникла интересная конфигурация: HV 165L на подиумах из MDF закреплены на металле двери и работают на весь её объём. А среднечастотники установлены так, что объёмом акустического оформления для них служит пространство между обивкой двери и её внутренней панелью с зашитыми, разумеется, технологическими окнами. Дело здесь, само собой, не в объёме, среднечастотнику много не надо, а в том, что так две головки акустически изолированы друг от друга, причём без установки отдельных боксов. В комплекте HSK 163 есть положенный кроссовер, его решили использовать частично, реализовав более гибкую в настройке «2,5-полосную» схему. СЧ и ВЧ-головки подключены через соответствующие фильтры кроссовера, а НЧ — напрямую к усилителю. Ехидный вопрос Игорю, а не оставил ли он часом висеть без нагрузки выход фильтра НЧ, что, как известно, надёжный способ спалить усилитель резонансной нагрузкой, был встречен с пониманием и даже готовностью отвечать за содеянное. «Там на НЧ фильтр первого порядка, у вас же про это было написано. Так что ничего страшного, что один вывод индуктивности висит неподключенный…»
Зачёт, поехали дальше, оттягивая по возможности самый трудный вопрос — подключение усилителей. Долго тянуть не получится: пищалки встали в штатные места, с переделкой сеток, тыл на основе двухполосного комплекта HSK 165 (у которого мидбас HV 165, без L) — в задних дверях, по образцу передних, но на месте среднечастотников оказались пищалки, а кроссовер используется по штатной схеме.
Вот теперь — усилители. Самое примечательное в этой системе, доложу я вам. Ночные кошмары породили не испарину на лбу, а интереснейшее, даже назидательное решение. Вот оно, в готовом виде, опуская муки творчества. Во-первых, какие усилители (во-вторых будет «как» усилители, но это — во-вторых). Заграница помогла. Четыре американских усилительных агрегата, использованных в системе, относятся к серии Zapco DCS. Здесь S означает series, а вот DC — Digitally Controlled. В составе каждого усилителя — цифровой процессор, реализующий все функции, обычно на него возлагаемые: кроссовер с выбором крутизны, эквалайзер, отдельный басовый корректор и временные задержки. Настройка может проводиться двояко: либо с устанавливаемого на приборной панели блока управления, либо по USB с ноутбука, при этом все усилители в системе могут (и должны) быть соединены в цепочку по шине данных, каждому дан свой сетевой адрес, и с одного USB-порта становятся видны и доступны все. В данном случае — все четыре.
Ещё про «какие»: усилители Zapco категории Reference используют балансные входы Symbilink, даже разъёмы у них особенные, чем-то напоминающие S-Video. О значении такой особенности в машине, где интенсивность помех от бортовых устройств достигает штормовой силы, говорить излишне.
Вот теперь — «как» установлены усилители. С одной стороны, конечно, здорово, что сигнал от головного устройства до багажника идёт по оптике, его так и так пришлось бы по оптике пускать, в силу упомянутой особенности электромагнитной обстановки на борту BMW. Но вот как выдернуть сигнал с усилителя, отказывающегося работать без штатной нагрузки? Здесь пригодилось устройство, нарочно разработанное для этой цели фирмой Audiocontrol. Опять-таки, с точки зрения баварцев, заграничной, в смысле — американской. Блок LC7 получает до шести каналов уровня громкоговорителей и подаёт их на выход через буферные каскады как обычный линейный сигнал, даже с возможностью подстройки уровней в парах каналов и дистанционной регулировки баса. Теперь осталось обмануть штатный усилитель и не утратить преимуществ помехозащищённых балансных линий. Первую задачу решают адаптеры JL Audio CL-LSA (Load Sensing Adapter), включённые на выходе усилителя, они создают у него ощущение, что с нагрузкой всё нормально. Предвосхищая наивный вопрос: «А обычные резисторы с этим бы не справились?», отвечаю по-одесски, вопросом: «А вы что думаете, если бы справились, надо было бы огород городить?» Сказано же: только заграница поможет в борьбе с этим автомобилем…
На выходе же из LC7 уже вполне облагороженный линейный сигнал немедленно, на расстоянии в несколько сантиметров, преобразуется в балансный с помощью конвертеров Zapco, предусмотрительно разработанных и производимых фирмой. Теперь уже гораздо более защищённый от помех сигнал наконец идёт на усилители. Четырёхканальный DC1000.4 работает на фронт: два канала — напрямую на басовики, два — через частично используемые кроссоверы — на СЧ/ВЧ. Двухканальный DC350.2 полностью отдан тыловым каналам, а два моноблока DC500.1 работают каждый на свой сабвуфер: две 10-дюймовые головки JL Audio в закрытых ящиках объёмом по 20 л на головку.
Конструктивно корпуса сабвуферов выполнены по комбинированной схеме: MDF со стороны багажника, стеклокомпозит — со стороны крыла. На передних панелях сабвуферных боксов установлены оба басовых моноблока, каждый — со своей буферной ёмкостью. Другой буферный конденсатор подвешен под полкой багажника вместе с двумя другими усилителями и штатным чейнджером, он переехал туда из левого крыла, когда в него собрался вселяться сабвуфер. Кстати, только буферные конденсаторы AIV в этой системе не заграничные. С точки зрения баварцев…
Параллельно с борьбой за звук перешили кое-что в салоне, что для звука тоже на пользу
Тыловая акустика: мидбасы без «L»
Фронтальная трёхполоска: СЧ и ВЧ — где были, НЧ — где отродясь не было
Сабвуферы, их моноблоки и буферные ёмкости образовали подобие стереопары в багажнике
Небасовые усилители подвешены под полкой, вместе с перебравшимся туда из крыла штатным чейнджером
SQ
По техническому заданию, оговоренному заказчиком, в машине требовался в большей степени окружающий звук, нежели удалённая фронтальная сцена. Этот эффект проявляется в полной мере, создавая довольно непривычное (хотя и не уникальное) ощущение от прослушивания. Все привычные фрагменты звучали так, как должны звучать, если забраться к исполнителям на сцену: близко не только пространственно, но и тонально, солистка Magic Pump в жизни едва ли подпустила бы к себе малознакомого мужчину на такое расстояние, и голос звучал, действительно, как будто прямо перед лицом, при этом очень ясно и разборчиво. Семь барабанов расставлены совершенно равномерно (заграница помогла временной коррекцией в усилителях), сохраняют постоянную тембральную окраску. Которая, впрочем, несколько легковесна. На дорожке 11 появляется возможность почувствовать себя барабанщиком, все инструменты — на расстоянии полусогнутой руки и звучат соответственно, с ураганной атакой и исключительно вкусным басовым подпором. Блюзовый трек впечатлил рельефом бас-гитары, бас в системе просто ювелирный. Мужчина-вокалист, надо сказать ему спасибо, чересчур близко не подбирается (ещё не хватало), но ощущение, что стоишь с ним на сцене, а пьеса исполняется «специально для нашего дорогого…» сохраняется в полной мере…
RTA
Всё таки «десятка» — самый музыкальный калибр сабвуфера, если с оформлением не промазать. Здесь — не промазали, по басовой части АЧХ можно приборы калибровать. На более высоких частотах характеристика не столь хрестоматийна, стоячок на 125 Гц явно салонный, а расположенный выше горб с центральной частотой 300 Гц и последующий провал на 500 Гц могут быть связаны с работой разделительных фильтров НЧ/СЧ (номинальная частота там 500 Гц, но фильтры — это дело такое…). А вот другой, более пологий и менее глубокий провал с центром в районе 3 — 4 кГц — генетическая особенность акустики HSK 163 при работе под небольшим углом к оси. Факт, нам известный по результатам тестов, каждая акустика имеет право на свой почерк.