Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Калибр у этих головок красивый, воспетый, можно сказать, поэтами и утверждённый Синодом. А вот их количество…
Fusion RE-SW120 | Sony XS-L124P5B | JVC CS-GX2200 | JL Audio 12w1v2.4 | Auditor Rip-300P | Hertz ES300D | Alpine SWS-1243D | Earthquake DBXI-12D | X-Program X-WB12 | Ground Zero GZRW 12XD-AL | Audiotop WN 12.4D | Revolt RW12 | Polk Audio MM 1240
ДЮЖИНЫ И ЧЕРТОВЩИНА
С числом 13 отношения у христианской общественности исторически не сложились. Причём с самого начала. Считается, что тринадцатым апостолом был Иуда Искариот, а от него и все беды. Сколько раз с тех пор и христиане, и приверженцы других религий сдавали своих друзей и наставников — не счесть. Однако число 13 по-прежнему в опале. Доходит до того, что тринадцатых этажей в высотках не строят, а кое-где (говорят) и тринадцатых гостиничных номеров не заводят. Подозреваю, что в средневековье могли бы и тринадцатые числа каждого месяца отменить, да вот беда — тогда пришлось бы заводить тринадцатый месяц из двенадцати (а по високосным годам — из тринадцати) дней. И, наверное, каникулы назначать на весь этот недоделанный месяц, а в те времена это ещё не было принято. В общем, обошлось, ну и слава Всевышнему*.
У нас в редакции «несчастливое число» тоже не в почёте. Евтушенко не раз высказывался в том смысле, что больше дюжины сабов — это перебор, а «больше» начинается сами понимаете с чего. Для начала — тринадцать (и более) «двенашек» не помещаются на столе перед измерительным комплексом (это если в два яруса). Далее — разминку головок мы проводим попарно, поэтому «лишняя» требует индивидуального подхода и лишнего часа работы. И потом, при измерениях большой партии комплекс Clio частенько даёт необъяснимый сбой. В данном случае сбой пришёлся на последнего (тринадцатого) участника, так что после осмысления результатов измерения параметров Тиля — Смолла пришлось проводить повторно. Но суеверия нам, конечно, чужды…
…Хотя бы потому, что повторные измерения потребовались ещё для двоих участников — расхождения измеренных и заявленных параметров оказались слишком существенными. В одном случае повторная часовая разминка ничего не изменила, а в другом — эквивалентный объём увеличился ещё на 15% (с 28 до 32 л). Лично я насторожённо отношусь к головкам, у которых после часовой разминки и суточного «отдыха» в ходе дальнейшего «разогрева» механические свойства подвеса ещё продолжают изменяться.
Вообще, у автора сложилось впечатление, что с диффузорами китайские производители для себя уже разобрались. Материал может быть выбран любой, главное, чтобы он был в меру технологичен. Алюминий, стеклоткань, кевларовая ткань — да не вопрос! А то, что для каждого из этих материалов надо подбирать оптимальный профиль диффузора, — всё это европейские причуды, которые и там, в Европе, уже стали забывать. Правда, пока ещё (по счастью) сильны позиции полипропилена и целлюлозы. Да, полипропилен украшают металлизацией, но такой жмотской толщины, что она практически не влияет на механические свойства материала. А вот целлюлозу умышленно норовят «улучшить», нанося на неё слой полимера либо добавляя слой текстиля, как правило — той же стеклоткани. Форма и материал диффузора меняют форму АЧХ на верхнем басе, но чаще всего (кроме особо тяжёлых случаев) не слишком сильно, и в сабвуферах с этим можно и нужно смириться, здесь есть вещи поважнее.
Поважнее — подвес. Говоря «подвес», я на самом деле подразумеваю обе упругие детали конструкции, отвечающие за величину эквивалентного объёма Vas головки. Пошли в ротацию подвесы с эллиптическим сечением гофров, хотя не факт, что кем-то проведен строгий анализ их преимуществ перед подвесами с круглым гофром. Да, «лежачий» полуэллипс должен иметь преимущества перед полукругом (как имеет их и плоский подвес), но при малых амплитудах, а сабвуферы работают всё больше с большими перемещениями диффузора. Преимущества «стоячего» полуэллипса видятся в увеличении максимального хода диффузора (длина резины больше), но «в малом» у них должны быть более заметными искажения, напоминающие искажения «переключения» в усилителях класса B. С шайбами ещё интереснее. Вогнутая центрирующая шайба, действительно, не допускает соударения каркаса звуковой катушки с нижней шайбой, но если при движении диффузора допускается переход её через плоское состояние (изгиб «вверх»), то серьёзного роста нелинейностей не избежать. Это если центрирующая шайба изначально сделана вогнутой. А если такая форма достигнута за счёт взаимодействия с упругостью подвеса (то есть диффузор стоит «враспор»), то при движении диффузора вверх упругость шайбы отрицательная (она не возвращает, а «выталкивает» звуковую катушку), и тогда нелинейности неизбежны и до достижения точки, когда шайба становится плоской. Есть ещё один способ повысить нелинейность (ежели вдруг кому надо): установить центрирующую шайбу со сжатием по внешнему периметру либо с растяжением — по внутреннему. В этом случае неплоскостность шайбы может быть незаметной на глаз, но нелинейности при переходе через «ноль» вам гарантированы. А в головках конструкции Slim расстояние между подвесом и центрирующей шайбой невелико, поэтому ко всем возможным проблемам добавляется склонность к крутильным колебаниям (поперечному наклону) диффузора, что, естественно, линейности добавляет не больше, чем валенки Тихона — концентрации озона в атмосфере дворницкой.
К чему я привожу здесь все эти рассуждения? А к тому, что повод для них нашёлся в ходе работы над нынешним тестом. При взгляде на осциллограмму воспроизводимого сигнала при измерениях нелинейных искажений иной раз возникали обоснованные подозрения, что с механикой головки дела обстоят не блестяще. По секрету и только для читателей «АвтоЗвука»: подозрения такие возникали по всем тем головкам, у которых измеренные нелинейные искажения от 2,5% и выше. Только не делайте из сказанного общее правило, наблюдение относится к сегодняшней группе участников.
Что касается общих правил, то они остаются без изменений. Помнится, было говорено, что для работы в акустическом экране чаще всего оказываются пригодны сабвуферные головки калибра 250 мм. И вот, в сегодняшнем тесте 300-миллиметровых головок не встретилось ни одной, которую можно было бы безоговорочно рекомендовать для фри-эйрного использования — слишком низкая у них частота резонанса, и подъём на низах слишком велик: как минимум 6 (а у кого-то и все 10) дБ на 20 Гц. Одно исключение всё же встретилось — подъём на низах у него немного больше 3 дБ, но характеристика ровная, поэтому, при условии, что у вас есть возможность выбрать относительно низкую частоту сопряжения с фронтами, такой динамик можно монтировать и в заднюю полку. Ну а требование выбора пониженной частоты сопряжения лишь подтверждает другое общее правило: чем крупнее сабвуфер, тем басовитее должны быть фронты. Многие из сегодняшних одноклассников не получили высокой оценки за форму АЧХ именно вследствие значительного перепада уровня в верхней части стандартного диапазона 25 — 100 Гц, а эту ситуацию можно разрулить именно выбором более низкой граничной частоты.
Известные нам правила связи между значением параметра EBP и поведением сабвуферной головки, разумеется, остаются в силе. Головки, у которых значение этого фактора не ниже 55, могут обеспечить достаточно ровную АЧХ в салоне. Те из них, у которых EBP 70 и выше, способны дать в ЗЯ частотную характеристику, имеющую неравномерность менее 1 дБ (мы её называем «аудиофильской»). Правда, значительного усиления от таких головок ждать не приходится, хотя «двенашки» при любых условиях (положение обязывает) какое-то усиление дают. Естественно, чем ниже EBP, тем выше усиление в оформлении с фазоинвертором, правда в жертву усилению часто приносится неравномерность частотной характеристики в ЗЯ. Участник с действительно низким EBP в сегодняшней группе только один, и к нему в полной мере относится то, что было сказано предложением раньше.
Но мы уже обратились к частностям, поэтому самое время к ним и переходить. Однако прежде перечислю те конструктивные особенности головок, которые подразумеваются как сами собой разумеющиеся. Они ничем не отличаются от тех, что были оговорены месяц назад в первой части теста 12-дюймовых динамиков. Так что постоянным читателям будет самое время перевернуть страницу. Корпус — штампованный из стального листа, материал подвеса — резина. В шайбе магнитной системы предусмотрена внутренняя кольцевая проточка. Высота магнита по «стандарту» 20 мм. Центрирующая шайба плоская, с регулярной формой гофров. Контактные зажимы пружинного типа. Диаметр звуковой катушки 2 дюйма, если не сказано иного. Кстати, насколько я помню, в прошлые времена среди «двенашек» с равной вероятностью можно было встретить головки с катушками калибра 2,5 дюйма, попадались и 3-дюймовые катушки, а вот 1,5-дюймовых, наоборот, не было. Нынче в той же ценовой категории заявленные мощности меньше не стали, зато увеличенные катушки теперь встречаются реже. Уж и не знаю — то ли ватты стали не те, то ли доллары…
Всё, начинаем знакомиться с нашей «дюжиной», заодно и выясним, такая ли она «чёртова», как должна бы.
* Нам один читатель высказал упрёк. Что, мол, слово «бог» и его производные пишем, как он выразился, «по-коммунистически», с маленькой буквы. Отчего (это он же предполагает) и все наши трудности. Вот мы и решили попробовать по-капиталистически. Может, и верно, чем Чёрт не шутит…
МЁД & ДЁГОТЬ
По суммарной оценке всех опередил Ground Zero. Особой неожиданности для нас в этом не было: это в России GZ всё никак не выйдет из категории «географических новостей», в Европе марку знают куда лучше, она, кстати, получала и европейские призы. В этом тесте, что характерно, Ground Zero не получил ни одной средней оценки — в большинстве «девятки», и лишь оценка реальной чувствительности оказалась невысокой. Так что «Лидер», без разговоров. Ещё двое уступили победителю лишь один балл: Earthquake и Audiotop. Ну то, что «Немезида» в очередной раз покажет свой непростой нрав, мы даже и не очень сомневались. Впрочем, Earthquake в мире сабвуферов тоже никогда не был аутсайдером. Эти двое — «Фавориты». С отставанием ещё на одно очко к финишу пришли ещё четверо. Тут мы опять включим известное правило и исключим того, кто получил лишний балл за «красоту». Остаются трое: Sony (surprise-surprise!), Hertz (логично) и Revolt (тоже неудивительно), которым мы с удовольствием даём нашу «Рекомендацию».