Студия: Accent-Audio. Руководитель проекта: Алексей Голышин
ЗИМОЙ И ЛЕТОМ
Не стану скрывать: заголовок был подсказан именем собственным, которым Алексей счёл нужным снабдить свой автомобиль. Раз «одним цветом», значит — и зимой, и летом, так выходит…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Carrozzeria RS-D7x
- Процессор: Carrozzeria RS-P70x
- Усилители: E.O.S. E-100 AB, E-150 AB, AE-620T
- Акустика: Eton 26HD1/A8, Scanspeak 15W/8530K01
- Сабвуферы: Peerless XLS SWR269
Не совсем так. Разумеется, я спросил, почему Monochrome. Ответ был честным и полным, но меня совершенно не устроил, мне вообще нелегко угодить. В последнее время… Идея Алексея, воплощённая в жизнь не без влияния «эммовской» тенденции — непременно обозначить тему и концепцию системы, заключалась в замеченной им «монотонности» своего творения. Все усилители — одного брэнда, те два, что работают на фронт — построены по схеме «двойное моно», стало быть, строго по моноканалу на динамик. Вот как-то примерно так.
Почему меня не устроила такая стройная схема? Да потому, что, едва составив её и смахнув последние опилки, Алексей немедленно приступил к нарушению созданной им эфемерной гармонии. Ну не сразу, а дождавшись зимы. То, что прошлым летом, может, и было «одним цветом», зимой стало интенсивно перецветать. У автозвуковых спортсменов (а Алексей к этой категории относится без всяких оговорок), как известно, два времени года: лето и переделка системы. Зиму в системе, не сменив окраски, пережило немногое. Среди немногого — усилители E.O.S. Credo, давшие повод для формулировки концепции. Остальное…
Прежде всего: систему покинул источник. Им раньше был Ural ConceRt CDD. Что перестало устраивать в этом, безусловно, уникальном аппарате? Ничего конкретного. Просто, как признался Алексей, он из CDD вырос. Вернее, это я так сформулировал. Алексей оказался скромнее, он сказал: «Наступил момент, когда я стал в системе слышать Ural. Почерк остальных компонентов слился в единую картину, на фоне которой проступал голос источника». Вот так. При этом Алексей по-прежнему считает CDD исключительным головным устройством для поканальных систем самого серьёзного разбора. Но, как оказалось, пришло время…
Время пришло, понятное дело, не летом, и его пришло достаточно, чтобы сделать ответственный и нетривиальный выбор. Что сейчас установлено в центральной консоли? Не совсем то, что намётанный глаз читателя со стажем уже подметил на снимке. В глубине скрывается голова Carrozzeria RS-D7x — японский аналог, а вернее, даже прототип «неяпонского» Pioneer ODR. Такие вещи везутся со своей малой родины на нашу большую в индивидуальном порядке, с разным пробегом, в разном состоянии и комплектации и всегда находят нового владельца славянской наружности. Экземпляр Алексея прибыл, например, без лицевой панели и фишки питания. Это даже к лучшему, решил тот, поставил доставшуюся по случаю «морду» от P9, а вход питания переделал в лучшую сторону: теперь плюс и минус питания — провода по 2,5 квадрата, прямо на плату, с минимальными потерями. В комплекте с источником прибыл и процессор, тоже в гриме Carrozzeria и с той же родословной ODR. Теперь сигнал требуемого качества на месте, можно было двигаться дальше. Географически Алексей при этом старался двигаться недалеко. Процессор и оба фронтальных усилителя были установлены под передние сиденья, на «парадных» фото их нет, потому что при многочисленных и несомненных профессиональных талантах нашего фотографа шеи, как у жирафа, у него нет, а без такой оснастки до усилителей не добраться.
Такое размещение компонентов обусловило и максимально короткое путешествие сигнала. Оптический кабель длиной 1,5 м доносит цифру до процессора, самый длинный межблок — к усилителю под «дальним» сиденьем — меньше метра. Да и акустическая проводка — не то, что тянуть из багажника.
Теперь — акустика. По итогам зимы она стала необычной и по составу, и по компоновке. Что касается второго, Алексей твёрдо придерживается убеждения, что полосные излучатели надо размещать по возможности ближе друг к другу. Фактически это означает высокое расположение мидбасов. Это не ради высоты звуковой сцены, на ней свет клином не сошёлся, а для минимизации фазовой путаницы в полосе совместной работы головок. Мидбасы в такой позиции в системе Алексея уже были, но другие. Eton Discovery. Расставание с ними прошло (согласно чистосердечному признанию Алексея) тяжело, но новые претенденты на место в дверях покорили и не отпускали. Это — головки Scanspeak модели, вообще говоря, не предназначенной для автомобильного применения. При рождении… А уже после рождения один питерский мастер отважно переделал им подвижную систему (конкретно — заменив центрирующую шайбу), и головки стали «дверными». Заметим: ход этот придуман не в городе Петра. Ровно таким же образом урождённые Scanspeak Revelator превратились в своё время в Genesis Absolute и Xetec P6.
Узлы установки мидбасов в несвойственные им места на дверях были первоначально сделаны под Discovery с их весьма небольшой установочной глубиной, и было небеспочвенное опасение, что гораздо более мясистые «Сканы» не войдут. Вошли, отчасти — благодаря переходному кольцу (вообще-то, из комплекта Genesis, что, как вы уже поняли, не суть). Кольцо выручило как раз на недостающие три миллиметра.
В итоге мидбасы оказались установлены так: к причудливой поверхности панели двери подогнаны высокие опорные кольца, в панели и в обивке заделано всё, ставшее ненужным, проделано ставшее необходимым. Кроме того, понадобилось перенести ручку открывания двери, а у «Акцента» конструкция этого узла древняя: на жёстких тягях, а не тросах, с которыми всё было бы на раз-два.
Новые пищалки встали туда же, где уже были предыдущие, комплектные для Discovery. Но встали не так и, главное, не те. Алексею довелось послушать ВЧ-головки Eton нового поколения с металлокерамическими куполами, и автомобильные MGS, и их домашний аналог 26HD1/A8, у которых купол поменьше, а магнит и тыловая нагрузочная камера — существенно больше. Выбрал домашние, не особо взирая на габариты. Кстати, чтобы потом не забыть: «монохромность» системы ещё и в том, что все динамики в ней — 8-омные.
Редкие пищалки пришлось заказывать в индивидуальном порядке и ждать довольно долго, хорошо ещё, что зимы у нас… Ну вы знаете какие. По прибытии товара выяснилось: Eton 26HD1/A8, помимо габаритов, отличает и то, что тыловая акустическая камера сделана частично разгруженной через акустическое сопротивление, а значит, для нормальной работы за спиной у пищалки должен был находиться хотя бы небольшой, но ничем не занятый объём. Его при формовании монолитного подиума обеспечили с помощью высокотехнологичного элемента, заформованного в шпатлёвку. Любители культурного отдыха на природе легко узнают в нём доработанный стаканчик для прохладительных (или иных) напитков.
Все головки 8-омные? Да ладно, вон на схеме Peerless XLS, что мы её, не знаем, что ли? Эту, вполне возможно, не знаете. У Peerless под одним и тем же групповым названием XLS выпускаются и автомобильные, и домашние головки, по параметрам имеющие немного общего. Эта, в частности, в индексе которой вместо банального «10» значится SWR269, при работе в салоне автомобиля выходит на штатные характеристики в закрытом ящике объёмом в считанные литры. «Считанные» означает десять или меньше, когда пальцев на двух руках хватает. При подборе объёма из пальцев и исходили. Ящик был сделан объёмом 10 л «в чистоте», с учётом собственного объёма головки (при таких литражах им уже никак нельзя пренебрегать), а потом постепенно уменьшался с помощью «акустического балласта» — мерных пенопластовых блоков. Итоговым литражом стало значение 7,5 л. Ещё раз, медленно, для светловолосых или у кого с пальцами нелады. Калибр головки — десять дюймов. Объём закрытого ящика для неё — семь с половиной литров. Не наоборот.
Конструктивно только что описанная диспропорция воплощена очень остроумно. Машина Hyundai Accent производства всемирно известного автогиганта ТагАЗ до замужества с владельцем называет себя пятиместной. Потом, уже после выхода из загса, оказывается, что на полместа жениха всё же обули: при двух нормальных пассажирах сзади третий должен быть совсем плёвым человечишкой, половинного размера. Полместа сзади и отдали сабвуферу. Ящик для него собран из двух половин, притянутых к стальному щиту и его рубчатому каркасу позади сиденья. В месте монтажа ящика в щите вырезано окно (специалисты ТагАЗа — идейные противники люков и подлокотников в спинке заднего сиденья). Только после окончательной подгонки объёма головка была установлена «начисто»: не только на болты, но и на герметик по контуру фланца.
Часть объёма ящичка (по-другому не скажешь) выступает в багажник, а там вокруг него выстроена небольшая конструкция, несущая на себе сабвуферный усилитель (снова длина акустической проводки сведена к минимуму). В роли сабвуферного использован двухканальный E.O.S., запаса его мощности при мостовом включении хватает даже на 8-омную нагрузку, а режим работы становится далёким от критического.
У автозвуковых спортсменов, как уже говорили, два времени года. Когда у других зима, эти возделывают поля и ухаживают за всходами. Когда остальные приступают к севу, эти начинают собирать урожай. Первые же плоды, принесенные «Монохромом» в закрома хозяина, оказались сортовые: «бронза» на Magnitola-Team в Москве и «золото» — на EMMA Украина в далёком Харькове. Планы Алексея — чтобы всё лето таким цветом…
Carrozzeria прибывают к нам по одному и всегда находят нового владельца
Уникальный шанс заглянуть под сиденья, где живут процессор, два усилителя и силовые дистрибьюторы
Если выучить кенвудовский пульт говорить на языке «Пионера», получается самое удобное, без конкурентов, управление на руле
Излучатели поставлены нетрадиционно с целью свести к минимуму разность фаз
При изготовлении подиумов для пищалок внутрь было имплантировано по полстакана воздуха
У выбранных пищалок металлокерамический купол поменьше, чем у MGS, а магнит — побольше
К криволинейной поверхности дверных панелей подогнаны опорные кольца
Кольца намертво примоноличены к металлу
Теперь — сплошная виброизоляция
На обивках дверей прорезается то, что нужно, и заделывается то, что уже не нужно
При новом размещении мидбасов пришлось переносить не только кнопки стеклоподъёмников, но и ручку открывания двери
Переходные кольца (от Genesis) дали недостающие три миллиметра глубины и привели диаметр фланца к стандарту
Крепление мидбаса: фланец к кольцу, кольцо — к опоре на двери. Болтов — не жалеть!
По мысли конструкторов автомобиля, в центре должен был сидеть пассажир калибра 10 дюймов. Алексей нашёл «полуместу» лучшее применение
Это — не весь объём сабвуферного корпуса, нет. Примерно половина…
Заготовка внутренней (встроенной в спинку) половины корпуса
В стальном щите за спинкой прорезано отверстие, по которому будут состыкованы половины ящика
Передняя часть корпуса опирается на трубчатый каркас
Задняя, выходящая в багажник часть ящика привинчена и приклеена к щиту
После окончательной подгонки объёма сабвуфер посажен на герметик
Готовый сабвуфер до монтажа сиденья
Сабвуферный усилитель живёт за спиной сабвуферного ящичка, сводя длину акустических проводов к минимуму
SQ
Сразу отметим: система звучит необычно, с ясно обозначенными приоритетами. Любители мощного, «с мясом», звучания (а это вполне достойные люди) могут упрекнуть автора системы в некоторой легковесности. Те же, кто больше ценят детальность, аккуратность, прозрачность, упрекать не станут, это точно. Так, например, уже после первых нот Magic Pump в голову приходит слово «богато». Так звучит голос: в нём действительно щедро, но со вкусом дозированы обертоны, очень чёткой оказалась фокусировка образов, а бас, не поражающий напором, как будто намеренно, демонстративно прорисовывает рельеф легко и предельно точно. В соло на ударных (трек 11 «АудиоДоктора») обращает на себя внимание непривычная деликатность звучания не только тарелок, но и барабанов, которым деликатность, как принято думать, не совсем свойственна. Блюзовый трек 12 позволяет не только слышать инструменты раздельно, не в куче, но временами побуждает слушать партию отдельного инструмента как сольное выступление — настолько чётко артикулировано и фокусировано в пространстве их звучание.
RTA
Ещё до начала измерений я спросил у Алексея, не предвидит ли он, что прибор покажет дефицит нижнего баса. Для этого имелись две причины: характеристики сабвуфера были уже известны. 7,5 л, если кто уже забыл, и при прослушивании эффекта, как от двух «пятнашек» тоже отмечено не было. Алексей, видимо, результат знал и ничуть не беспокоился. И верно: «карманный» сабвуфер играет всё до 20 Гц, а судя по ходу АЧХ — и ниже, если дадут что играть. Слышимая же легковесность басового фундамента вызвана, скорее всего, относительно небольшим уровнем в полосе частот 50 — 80 Гц, где сосредоточена немалая доля информативного баса. Ну это хозяину виднее. Захочет — подправит, не захочет — значит, есть причина. Что же касается остальной части АЧХ, то о ней и говорить нечего, от 200 Гц и до самых до окраин — ни одного огреха, если не считать узенького «шлепка» на 800 Гц. Хотите — считайте, а мне как-то даже не хочется, мелочность не красит…