Студия: Master Security. Руководители проекта: Руслан ТАИРОВ, Игорь КОРСАКОВ
Только не рассказывайте, сделайте милость, как вы ещё студентом лазили по Домбаю и Азау. Другие горы. Другие…
КТО В ГОРАХ НЕ БЫВАЛ…
- Тип системы: аудио/видео
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер + «пикник»
- Источник: Pioneer AVIC-F900BT
- Мониторы: Prology HDTV-909
- Усилители: Hertz EP4, EP1D
- Акустика: Hertz HSK 163.3, Soundstream SST-80-8, SST05
- Сабвуферы: Hertz HXS 300 D
Ближе и ниже, но, если всё правильно посчитать — мощнее. Называются — Воробьёвы. Долгое время они назывались Ленинскими, и, на мой взгляд, это правильно. Ведь таким образом в их имени хранилась память о крупном знатоке автомобилей премиум-класса. Только-только поступив на службу в советскую власть, вождь пролетариев отобрал у какого-то буржуя Turcat-Mery 1915 года (то есть трёхлетку с небольшим пробегом), а как появился административный ресурс, отправил наркома Красина закупать «Роллс-Ройсы». Новые, прямо с завода.
Поэтому (наверное, поэтому, есть лучшее объяснение — несите) Воробьёвы (ex-Ленинские) горы стали крупнейшим в московском регионе, да, вероятно, и за его пределами, открытым (во всех смыслах) автоклубом с секциями по маркам и моделям. Проезжать там вечером и наблюдать за сбором членов клубных секций очень забавно. Вот здесь — только Hyundai, и не лезьте со своим дурацким «Мерседесом». А здесь — Mazda. «Трёшки» налево, «шестёрки» направо. А тут — «Хонды»…
Хозяин этой машины именно «тут» обычно и тормозит, он — завсегдатай хондовских сходок. И во многом именно здесь родились и концепция, и даже состав системы, которую впоследствии в его машине построили. Собственно машина была куплена в США, сюда такие, кажется, не ввозились, даже когда ещё выпускались. Далеко, конечно, не трёхлетка, но на ней не в Кремль надо было ездить, так что ничего страшного. Тем более что карбоновый капот (он уже был) у машины был задран сразу, под ним всё было приведено в порядок, потом — установлен настроенный впуск, спортивный выхлоп, регулируемая по жёсткости подвеска, все дела. И — на горы имени знатного автомобилиста, показать, обсудить, прикинуться между светофорами…
Когда всё стало ездить и выглядеть, как требовалось, пришла закономерная мысль про звук. В машине от прошлого владельца осталась очень грамотная «голова» — «девятисотый» Pioneer с навигацией и Bluetooth, так что одной заботой меньше, но больше ничего путного не было. Штатные «лопухи» сзади и что-то совсем невнятное — спереди. Там, на Воробьёвых горах, знатоки вначале наказали: «голову» не трогать, навигацию по России — запустим. Запустили. А в отношении остального не только посоветовали, но и продемонстрировали, как выглядят, работают и звучат компоненты, поставленные в их машины. Плюс дали действительно очень ценные рекомендации по поводу одного спецпроекта, который к этому времени зародился.
Так что в Master Security Александр приехал практически с полным пониманием того, что ему нужно, и полным багажником того, что для этого надо поставить. Это были три усилителя Hertz EP, включая один импульсный басовый моноблок, трёхполосные Hertz Hi-Energy для фронта, два 12-дюймовых сабвуфера Hertz серии HXS (где S, согласно форменной документации, означает SPL, куда предстояло заворачивать, уже ясно, я думаю), плюс некоторые компоненты, поставившие мастеров студии в некоторый тупичок. 8-дюймовые головки Soundstream, которые не сразу удалось отнести к определённой категории — то ли очень маленькие сабвуферы, то ли очень большие мидбасы; и пара пищалок совершенно невиданной (в car audio, по крайней мере) конструкции, с длинными кольцевыми рупорами.
Это вот и были компоненты для спецпроекта. Машина тюнинговалась как тусовочная, для Воробьёвых гор, и аудиосистема делалась для того же. Все «Саундстримы» предназначались для той части аудиосистемы, которой предстояло работать не на салон, а на окружающую действительность. И здесь, надо признать, рекомендации горцев оказались очень квалифицированными. Приобретённые компоненты Soundstream входят в небольшую, но крайне любопытную серию «сверхгромких», у рупорной пищалки, например, подтверждённая (фирма это подчёркивает и прилагает техническую документацию) чувствительность составляет 106 дБ/Вт, у «восьмёрок» доходит до 96. И те и другие головки по характеристикам далеки от типично автомобильных и близки к типично сценическим, отсюда и рупоры, и гофрированные тканевые подвесы на «восьмёрках», и фантастическая чувствительность.
С тем и приступили. Начали с фронта («голова»-то уже на месте). В дверях закрепили алюминиевые листы, закрывшие лишние прорехи, на них — композитные подиумы и басовые «шестёрки». Для изготовления подиумов под СЧ и ВЧ пришлось кое-что попилить. Для начала — облицовки стоек, они были сделаны на всю длину салона. А потом — среднечастотники. Чтобы сделать их компактнее, от фланцев головок отпилили крепёжные «уши», а сам фланец обточили по периферии ещё на пару миллиметров, насколько было можно без ущерба для подвеса. Лишившись крепёжных узлов, среднечастотник стал предельно компактным, но крепление его в подиуме могло быть только на клею (Poxypol, если кому интересно. «Strong stuff», как говорил один из братьев Блюз). При этом, разумеется, отштамповали и новую защитную сетку. Подключена акустика по популярной «2,5-полосной» схеме: басовики напрямую, СЧ/ВЧ — через частично используемый штатный кроссовер.
Фронт, таким образом, сложился, и стало можно приступать к главному — к багажнику. Там сабвуферы, там усилители, там — спецпроект, который по ходу обсуждения в студии приобрёл совсем уже эксцентричный характер. Размещение усилителей, как оказалось, возможно одним-единственным способом, именно тем, что отражён на снимках. Только так обеспечивается возможность доступа к запаске (а она здесь есть, не «Феррари» всё-таки). Справа и слева от подъёмного пола с усилителями встали сабвуферы. Конструкция — классическая для такой компоновки: фанерная фронтальная панель и композитный остальной корпус, повторяющий обводы крыла. Акустическое оформление — ФИ.
Третий элемент оснащения багажника — два бокса объёмом по 8 л каждый для SST-80. Низко-среднечастотные компоненты «тусовочной» акустики работают напрямую от двух каналов отдельного (от фронта) усилителя, работают в полную полосу, а рупорные ВЧ-излучатели, установленные в обивке крышки багажника — от своих каналов, но через пассивные ФВЧ, подобранные так, чтобы согласовать пищалки с естественным спадом среднечастотников. SST-80, несмотря на калибр, по существу — очень мощные среднечастотники с возможностью воспроизведения части нижних частот, я бы сформулировал так.
Пищалки — не единственный обитатель крышки багажника. Установщики предложили врезать туда и монитор, раз уж источник позволяет воспроизводить видео. И тут Александр выступил с совсем уже неожиданным предложением: установить туда цифровую фотокамеру, которая бы в автоматическом режиме фотографировала происходящее в «тусовочной», задней полусфере машины, одновременно записывая это на карту памяти и демонстрируя участникам в реальном времени. На отдельном мониторе.
Сказано — сделано. Хотя нет, сказать было гораздо легче. Камеру распотрошили, питание организовали от бортовой сети через преобразователь, слот для карты памяти вынесли из корпуса и установили сверху в обивке, а процесс съёмки автоматизировали с помощью таймера. Теперь, если включено головное устройство и открыт багажник, подаётся питание на «тусовый» четырёхканальник, мониторы, камеру и таймер, после чего из камеры начинает вылетать птичка с интервалом 15 секунд. Изображение выводится на левый из двух 9-дюймовых мониторов, на правый одновременно может поступать видеосигнал с головного устройства, если туда заряжен DVD, естественно.
Братья-горцы (воробьёвые) оказались не единственными, кто оценил необычную систему. Выяснилось, что это очень к месту при обычных семейных выездах на природу: открыл багажник (или включил музыку и открыл багажник, зависит от того, что было до этого), и фото на память организуются без вмешательства, к тому же — все в кадре. Потому что фотографа зовут Honda Prelude, он на место в кадре не претендует…
При установке фронтальной «трёхполоски» среднечастотники вначале уменьшили в диаметре
А вот тут — самое главное. Включая и «спецпроект». Усилители, сабвуферы, даже буферная ёмкость — это всё понятно. А вот два динамика в глубине…
Слот для карты памяти вынесли из корпуса, он теперь — в обивке крышки багажника
Не осталась не у дел и крышка багажника. Мониторы (бывает), рупорные пищалки (редко, но бывает) и фотик (а вот этого сроду не было)
Алюминиевый раструб + акриловое центральное тело = кольцевой рупор с чутьём 106 дБ
SQ
Александр сразу предупредил, а мастера студии подтвердили: он не аудиофил. Он — тусовщик, и к нюансировке звучания фантастических требований не предъявлял. К громкости — предъявлял, было дело. Но систему-то делали профессионалы, поэтому звук (так сказать, «от заведения») получился очень неплохим. Хотя и не без огрехов. Центр сцены подтащили ближе к центру торпедо без временной коррекции, одним балансом, и это сказалось на фокусировке, голоса расположены хорошо, правильно, но расплываются в пространстве, как будто артист не может выбрать, где ему встать на сцене. Соло на ударных звучит с упором на барабаны, у которых тугая и выразительная атака. Интересно слушается и блюзовый трек, но здесь проявился норов нижнего баса, который временами подпрыгивал по уровню, забивая остальные инструменты.
Теперь выходим из машины и открываем багажник. Вот здесь звучание — совсем необычное (как и компоненты, его производящие). Действительно, создаётся ощущение живого концерта на открытом воздухе, если стоять близко к сцене. Немедленно вспоминается звук эстрадных колонок, а верхние частоты в исполнении рупорных SST совершенно не похожи на привычное деликатное попискивание автомобильных твитеров. При этом сабвуферы продолжают работать, и спектр звучания получается полным и довольно достоверным, именно в концертном, а не студийном, смысле. Дополнительно впечатление оживляют открытые передние двери, из-за расстояния между ними и излучателями в багажнике создаётся неожиданно правдоподобное эхо, вновь звук как будто отражается от задника сцены.
RTA
Надо признать: хоть и не требовали, АЧХ получилась очень неплохой, всюду, кроме нижнего баса. Здесь характеристика поначалу идёт многообещающе (для системы такого назначения), с мощным подъёмом к нижнему краю диапазона. Но сразу ниже 40 Гц АЧХ начинает «штормить», отсюда и слышимые огрехи на нижнем басе.