Студия: «Автобам». Руководитель проекта: Владислав ПРЕСНЯКОВ
Интересно было бы, наверное, собрать коллекцию причин, по которым люди приезжают в установочную студию.
ПЕРЕМЕНА МЕСТ
- Тип системы: аудио/видео, 2 зоны
- Пассажирская зона:
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
- Источник: Alpine DVA-9861 Ri
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Монитор: Samsung LE 19A656
- Усилители: Boston GT 42, GT 40, GT 28
- Акустика: Hertz HV165L, HL70, HT 25, HCX 100
- Сабвуфер: Phoenix Gold RSd 10
- Зона водителя:
- Аудио: 2-полосный фронт
- Источник: Clarion MAX-678RDV
- Усилитель: Fusion FP-802
- Акустика: Morel Tempo 6
Сразу исключим банальные: поставить аудиосистему, настроить поставленную аудиосистему, переделать систему, которую не удаётся настроить, и тому подобное. Спектр причин обращения на самом деле намного шире. Рекорд необычности заказа, поставленный в 2001 году (вытащить морскую свинку, забравшуюся под торпедо, автомобиль Mazda 626, студия ОСИЗ, руководитель проекта — Сергей Гусаров) побить до сих пор не удалось, мы этого не ждём, да и не требуем. Заказ, с которым в студию «Автобам» приехал этот внедорожник, был далеко не столь эксцентричен, даже напротив, говорил о практичности клиента. Пока хозяин Prado ездил в основном сам за рулём, его всё устраивало. Но когда стал чаще занимать место на заднем сиденье, ощущение совершенства мира как-то померкло. И приехал человек в тюнинг-студию со списком пожеланий из двух пунктов. Первый: чтобы сзади было поудобнее сидеть. Второй: поставить в салон холодильник, можно пустой, чем его заполнить, он сам придумает.
Но! Вы же знаете, как это бывает. Пока обсуждали, что значит поудобнее и что значит холодильник, неподалёку шла завершающая фаза работ над каким-то мощным аудио/видеопроектом. Владелец Prado посмотрел, послушал и… ну я же говорил: вы знаете, как это бывает, что сразу не сказали, я бы это место пропустил.
В общем, понятие комфорта в поездке с водителем расширилось многократно. Такой, знаете ли, большой взрыв маленькой вселенной. И автобамовцы принялись за работу. «Вначале было слово», — это не про car audio, у нас вначале — проект, эскизы и схемы. Решено было сделать так: убрать оба ряда задних сидений (в этом чудовище их два) и заменить двумя. Только не рядами, а отдельными сиденьями, взяв от другой машины пару передних сидений, обычно технически более совершенных, нежели задние диваны.
Роль донора сыграл Nissan Maxima. Его сиденья, со всеми электрическими регулировками, установили в салоне максимально далеко от переднего ряда, оставив позади максимум полметра. В новой роли сиденья имело смысл поставить повыше, для этого к полу была прикреплена сварная рама из стальных профилей. Ну а то, что позже и «родные» передние сиденья, и «двоюродные» задние, и всё, что между ними, было перетянуто кожей одного тона и фактуры, я не упоминаю, вижу уже, что вы не дети, и такие вещи вам объяснять не надо.
Теперь в салоне открылось пространство, похожее на то, что изобразил художник на предпроектном эскизе. Здесь и расположилась конструкция, нет, неправильно, архитектурное сооружение, в котором помимо исходного холодильника (было бы смешно, если бы забыли, с чего всё началось) разместилась мощнейшая мультимедийная система. Мощнейшая — не в смысле ватт, хотя и их достаточно, а в смысле необычно разветвлённой схемы акустики. Впрочем, начинаем мы обычно с другого. Источник — DVD-ресивер Alpine DVA-9861, он находится в козырьке на крышке… правильно, холодильника, образующего центральный «мыс» архитектурного сооружения. Головное устройство управляет и процессором, с которого готовый сигнал раздаётся на усилители. Главный, пожалуй, в системе четырёхканальный Boston GT 42 обслуживает в общей сложности… восемь динамиков. Два канала работают на сдвоенные басовики трёхполосного фронта. Четыре Hertz HV165L при этом соединены попарно-последовательно, образуя нагрузку, ни в каком режиме не напрягающую усилитель. Два других канала использованы в СЧ/ВЧ-звене, здесь применена популярная «2,5-полосная» схема, при которой среднечастотник и пищалка работают от одного канала через пассивные фильтры, специально для них и спроектированные. В данном случае СЧ и ВЧ — это неразлучные компоненты Hertz: 70-миллиметровый HL 70 и пищалка HT 25, установленные на едином подиуме.
Второй четырёхканальник — относительный лентяй, два его канала участвуют в работе акустики тыла (в мультимедийной системе — сурраунда), два других выполняют работу одного — к ним подключены динамики центрального канала. Их, что весьма необычно, два, и стоят они никак не по центру. Владислав, автор этой концепции, начал с традиционного центра, где-нибудь вблизи экрана монитора, как и положено, но результат его всякий раз не устраивал. Излучатель центрального канала оказывался или слишком близко, не просмотровый зал ведь, а салон машины, пусть и очень просторный, или в результате хаотических отражений тембр акустики, призванной способствовать естественности звучания, становился как раз неестественным. И тогда Владислав хватанул экстренную дозу «Ментоса» и принял свежее решение: заменил один излучатель двумя, работающими в строжайшей фазе и ориентированными таким образом, чтобы созданный ими фантомный центральный источник звука попадал точно за центр изображения на экране. Не в центр, обращаю снимание, а за центр, ведь лица участников диалога на экране не упираются в стекло, а находятся на некотором расстоянии, верно?
Излучатели для центра и сурраунда были выбраны одинаковые — коаксиальные Hertz HCX 100. Тыловые головки стоят в подиумах, врезанных в обивку задней (самой задней, пятой) двери, а «фантомно-центральные» работают на небольшие объёмы, выделенные под поверхностью боковых «крыльев» аудио/видеосооружения в центре салона.
Работа с композитами, без которых это сооружение реализовать было бы немыслимо, оказалась более увлекательной, чем думали вначале. Так, на самой ранней стадии в «Автобам» заехал давнишний соратник Владислава Константин Сухаревский, тогда работавший в другой студии. И настолько увлёкся этой установкой, что и здесь случилась перемена мест, в данном случае — мест службы. В дальнейшем львиную долю работы с пластиком взял на себя именно Константин.
Конструкция в центре рождалась как бы послойно. Отправной точкой, а вернее — плоскостью, стал щит за спинками передних сидений. К нему и к полу салона крепится механизм, выдвигающий в рабочее положение 19-дюймовый монитор Samsung. Детали привода были взяты тоже от другого комплекта сидений Nissan Maxima, но ходовые винты пришлось вытачивать заново, с большей длиной. Потом от переднего щита начали расти базовые вертикальные стенки, внутри были выделены объёмы (по 12 л на сторону) для сдвоенных басовиков и отсек для того самого холодильника. Чтобы покончить с холодильным агрегатом: его купили готовым и, как водится у профессиональных установщиков, немедленно разнесли на составные части, которые скомпоновали уже по-своему.
А на фанерной основе начали формовать криволинейные панели, которые и дали в результате причудливый силуэт «мультимедийной архитектуры». Одновременно формовались детали, образующие объёмы для акустики центрального канала. Они получаются как бы составными: часть объёма — это плоские стеклопластиковые поддоны под верхней доской, часть образована в толщине доски с помощью перегородок. Итог — по 2,5 л на головку, для центра, да ещё на 4-дюймовых головках — вполне достаточно.
Звенья фронта в пространстве образуют весьма необычную структуру, к ней Владислав пришёл известным способом — проб и ошибок (надо только следить, чтобы в этой повторяющейся последовательности последней оказалась проба, а не ошибка). В данном случае это удалось. Басовики развёрнуты в сторону боковых дверей, а СЧ и ВЧ-излучатели стоят там, нацеленные примерно в центр потолка пассажирского отделения. Для воплощения такой геометрии двери (мы уже давно говорим о боковых, но задних) были основательно перепаханы: штатные места в нижней части заделаны, а в основания поручней имплантированы подиумы с опорными «восьмёрками» под две головки, фрезерованными из MDF.
Завершающий этап многодельной акустической системы в пассажирском отделении — сабвуфер. Его корпус состоит из двух частей, одна из которых надевается на другую. Внутренняя часть — это соединённые вместе «этажерка» для усилителей и прямоугольных очертаний корпус собственно сабвуфера с полезным объёмом около 18 л. Сверху на этот агрегат надевается внешняя обшивка, придающая всей конструкции законченный архитектурный облик, а заодно организующая воздушный поток от климат-контроля для задних пассажиров таким образом, что часть охлаждённого воздуха из выходного сопла отбирается и направляется внутрь корпуса, охлаждая усилители.
Теперь с удобством на задних сиденьях проблем не осталось самым решительным образом. А передние что, совсем выпали из картины всеобщего умиротворения? Ну нет, это было бы несправедливо. Когда машина попала в руки к её нынешнему хозяину, в ней обнаружился очень даже хороший мультимедийный Clarion в передней панели, правда подключённый к «никакой» штатной акустике в дверях, и даже небольшой усилитель, к которому был прицеплен корпусной сабвуфер. Часть доставшихся по наследству компонентов решили пустить в дело. В первую очередь, разумеется, Clarion, вещь реально козырная. Во вторую и последнюю — усилитель Fusion, только его переквалифицировали во фронтальный. Штатную акустику из дверей убрали сами знаете куда, она, поди, и поныне там лежит. В дверях «рабочей», передней зоны устроили опорные кольца по всем правилам, а на них установили мидбасы компонентных Morel Pulse 6. Скромно, но очень даже с достоинством. И чтобы уж с гарантией скрасить для водителя ожидание, прицепили ТВ-тюнер NRG, он может давать сигнал и на переднюю, и на заднюю зону. Но только на одну: цепи remote коммутировали таким образом, что при включении системы в пассажирском отделении передняя, водительская система обесточивается без всякого обсуждения. В этом отношении места и приоритеты заданы однозначно, здесь перемен не ожидается.
Пищалки водительской зоны не избежали «перемены мест», из дверей они уж совсем не играли
Усилитель, доставшийся по наследству, оставили, только он стал фронтальным
Даром что передняя зона не главная, акустику в двери поставили по всем правилам
Передние сиденья от «Максимы» подняты выше над полом
Другой механизм регулировки сидений стал основой для выдвижного монитор
«Вначале был проект», у нас — только так. Это — ранняя версия
Остальные холодильные узлы собрались в центральном «мысе»
Базовой плоскостью стала стенка за передними сиденьями
Теперь всё в сборе, начинается формирование криволинейных обводов
Идёт стройка: по сторонам объёмы для басовиков, в центре можно видеть вентилятор от распотрошённого холодильника
Монитор убирается внутрь, прикрываясь сверху фигурной крышкой
Справа виден скульптурный пластилин, по которому формовались обшивки
Другая часть — в ней самой. А по краям — светодиоды подсветки
Теперь на месте объёмная верхняя панель
Уже вот-вот. Верхняя панель в сборе и панель управления на конце «мыса»
Часть объёма для центральной акустики образована поддонами под верхней панелью
Теперь можно ставить и подсоединять начинку
Головное устройство VIP-зоны всегда на виду
Элементы фронтальной акустики образуют в пространстве причудливую фигуру
Крышка холодильника с головным устройством наверху служит границей мира материального и мира духовного
За задними сиденьями оставили места ровно на усилители с сабвуфером. А тыл — в самую заднюю дверь
Вся акустика пассажирской зоны установлена на такие кольца
В боковых дверях СЧ/ВЧ «восьмёрки» интегрированы в обивки, став продолжением поручней
Аналогичным образом встраивалась тыловая акустика
Бокс с усилителями левым краем захватывает часть охлаждённого воздуха из заднего климат-контроля
Две составные части усилительно-сабвуферного агрегата
Снаружи бокс имеет довольно сложные очертания, притом что сам сабвуфер — строго прямоугольный ящик
Они же, во время пробной сборки
SQ
Прослушивание этой системы (с заднего сиденья, разумеется) оказалось занятием исключительно забавным, Владиславу удалось создать в пассажирском салоне очень необычную акустическую обстановку. Вот наш постоянный номер: женский вокал в исполнении Magic Pump. Первое ощущение: где справедливость? Я сижу на месте почётного пассажира, а солистка совершенно явно отправилась на переднее сиденье, расположилась между водителем и… охранником, наверное, и поёт оттуда. При этом отзвуки, которыми так богата эта фонограмма, уходят в стороны, оказываясь намного ближе к почётному пассажиру. А бас остаётся впереди, причём далеко впереди, и оттуда, издалека, звучит очень деликатно, по-домашнему. Семь барабанов внесли окончательную ясность в геометрию сцены. Первый бьёт из центра бокового стекла, следующие по дуге уходят вперёд, ещё дальше, чем уходила вокалистка, а потом, строго симметрично — обратно, на правое стекло. Так же, по дуге, расположились и инструменты ударника на 11-й дорожке, при этом — с чётко выраженной вертикальной локализацией, не возникает сомнения, какой из инструментов выше, какой — ниже. На блюзовом треке рояль казался больше привычных размеров, при этом ноты занимали свои места в пространстве в соответствии с положением клавиш, как будто сидишь за спиной у пианиста, на порядочном, однако, расстоянии. С пространственными характеристиками системы играли, признаюсь, намного дольше обычного, система всякий раз преподносила привычный материал по-новому, это было свежо и увлекательно. В тональном отношении звучание показалось очень комфортным, без малейших признаков резкости, разве что бас, не подавляя своим напором, звучал как-то тяжеловато, будто с некоторой натугой.
RTA
Видите здесь какая штука — АЧХ системы скорее домашняя, нежели автомобильная, нет ни намёка на типовой для наших систем басовый «утёс», напротив, от 150 Гц и вниз характеристика идёт с медленным спадом и уж точно — без каких-либо горбов, вызывающих ощущение монотонности баса. Но из-за того, видимо, что максимум отдачи приходится на 120 — 160 Гц, нижние регистры воспринимаются необычно. Выше басовой зоны АЧХ ведёт себя сдержанно, без каких-либо явных сюрпризов, а подъём практически всей полосы ВЧ (5 — 15 кГц) придаёт звучанию яркость и выразительность без пронзительности, вызываемой чаще всего резкими и неширокими всплесками на АЧХ. Вспоминал, где я видел несколько похожие АЧХ и в итоге вспомнил: ими отличались фантастические работы Евгения Топорина («А3» №1/2006 и №11/2007), который вообще строит системы по домашним принципам, а часто — и на домашних компонентах.