При изучении конструкции любой акустики непременно приходится заглядывать в наставление, хотя бы для того, чтобы почерпнуть оттуда бесценные сведения о допустимой мощности. На сей раз резонов для этого оказалось значительно больше.
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ
Бесплатные советы:
1. В компонентном варианте предпочтительно выбирать между двумя верхними положениями аттенюатора.
2. В коаксиальном варианте ориентируйтесь на нижние положения аттенюатора.
В наставлении подробно изложены плюсы и минусы поканального подключения (за пределами нашей необъятной этот приём носит название би-ампинга). А также сравнительные достоинства и недостатки коаксиальной и компонентной акустики. Толково изложено, под каждой позицией можно подписаться. Например, компонентная акустика «позволяет наилучшим образом организовать звуковую сцену при правильном выборе позиции твитера». Тут даже и добавить нечего. Коаксиальная — «оптимальна, когда требуется компактная инсталляция, либо в тех случаях, когда место для твитера не предусмотрено». Тоже не подкопаешься. Вот только причём здесь это? Перед нами как будто обычная разнесённая система аудиофильского класса (см. фото).
А вот и нет. Обратите внимание на твитер с привинченной к нему стойкой. Думаю, большинству из нас сразу становится ясно, где тут «собака порылась». Конечно, пищалка может устанавливаться вместо алюминиевого центрального тела («пули») внутрь звуковой катушки мидбаса. Правда, фотограф этого знать был не обязан, поэтому снимок коаксиального варианта пришлось добавить буквально при вёрстке номера.
Теперь всё становится на свои места — в любом смысле. Нам становится ясно, зачем изготовитель приводит сравнение достоинств коаксиальной и компонентной акустики. И сама акустика становится на места (штатные), независимо от того, предусмотрено там место для отдельно стоящего твитера или нет. Итак, акустика на всякий (в смысле — на любой) случай.
Вообще говоря, интересная ротация происходит в автомобильной акустике. Производитель с мировым именем на букву «F», который доселе ни разу не был замечен в попытках проникновения в бюджетный сектор, заводит себе новый брэнд (на букву «A»), чтобы этот самый сектор освоить. Тут мы все с пониманием киваем: знаем, мол, в каком ценовом секторе происходит львиная доля продаж. Но одновременно производитель, который снискал всемирный авторитет своей сабвуферной продукцией, но при этом в акустике никогда не поднимался выше среднего ценового уровня, вдруг выходит «в мир» с акустикой элитного класса. Конкретно — Kicker. Надо бы тоже покивать, типа «рекламный трюк», но что-то не кивается. Вот и Kenwood (см. «ковёр» прошлого номера) туда же. Не много ли «трюков»? Остаётся признать, что сектор аудиофильской акустики имеет немало вакантных мест, которые сейчас и занимают те производители, которые могут себе это позволить.
А мы начинаем знакомиться с устройством самого продвинутого из «Кикеров». Материал диффузора… вот тут есть некоторая нестыковка с данными, полученными от импортёра. Как там утверждают, диффузор трёхслойный, сверху-снизу — углепластик, между ними — Rohacell, это такой пористый материал. Есть он там или нету, неразрушающими методами установить нельзя, а вот про внешние слои — можно. Наши инструментальные исследования показали: сверху — углепластик крупного плетения, снизу — стеклоткань мелкого. Какое оборудование требуется для такого исследования? Уникальное и очень дорогое, омметр называется. Уголь проводит (и очень даже хорошо), стекло — нет.
Алюминиевое центральное тело имеет каноническую форму. Кстати, если выкрутить это самое «тело», внутри на керне хорошо видно медное кольцо Фарадея, позволяющее резко снизить индуктивность катушки, но главное, снижающее модуляцию магнитного потока полем катушки, тем самым повышая линейность. Литой корпус имеет неповторимую «аэродинамическую» форму, и резонансы в нём задавлены насмерть. Ширина резинового подвеса типичная для головок этого размера, 10,5 мм. Под аккуратным резиновым чехлом скрыт более чем солидный магнит габаритами 99 х 18 мм. Опытным читателям, наверное, понятно, что такие магниты с дюймовой звуковой катушкой не сочетаются, в данном случае диаметр катушки 38 мм (1,5 дюйма, по-старому), а значит, резервы рассеиваемой мощности тут кикеровские, старый конь… Переднего уплотнительного кольца на корпусе нет, но оно если и требуется, то лишь для установки штатных грилей салона, а в данном случае акустика снабжается рамками даже в двух вариантах — они защёлкиваются на ободе корпуса и каких-либо дополнительных требований к посадочным местам не предъявляют. Диаметр осевого отверстия 10 мм, но оно как бы и не отверстие, поскольку всегда занято: в него закручивается либо крепление «пули», либо стойка твитера, в последнем случае здесь же проходит и провод пищалки. Центрирующая шайба имеет невиданную прежде (мною, по крайней мере) форму гофров. Во-первых, они остроугольные. А во-вторых, у них разная высота, за двумя высокими гофрами следует один низкий, потом опять два высоких и т.д. Уже к этому моменту становится ясно, что конструкция «Кикеров» защищена не одним патентом, в дальнейшем это станет ещё более очевидным. Для обдува звуковой катушки предусмотрено 16 овальных окошек в корпусе. Контактные зажимы — миниатюрные, пружинного типа. Провода к катушке мидбаса проложены по третьему способу с прошивкой в шайбу широкими диагональными стежками.
Стойка твитера — казалось бы, что тут может быть нового? У «Кикера» эта стойка снабжена снизу кольцом с пружинными фиксаторами. Кольцо, во-первых, ограничивает усилие закручивания стойки, но главное, оно позволяет в процессе инсталляции правильно ориентировать надпись «Kicker». Насчёт «главного» я написал с издёвкой, но потом понял, что в таких конструкциях изготовителю действительно есть чем гордиться, и брэнд должен быть виден сразу. Купол твитера из материала Tetoron (это, как я понимаю, один из вариантов искусственного шёлка) имеет диаметр 30 мм. Обратите внимание на значительную высоту корпуса: есть основания предполагать, что задняя камера пищалки устроена совсем не так просто, но, к сожалению, изготовитель об этом ничего не сообщает (как и вообще об особенностях конструкции). Для заглублённого монтажа пищалки на её корпус надевается упорное кольцо, а снизу она фиксируется резьбовой деталью (назвать «гайкой» хитрую конструкцию с четырьмя пружинными упорами язык не поворачивается). Для полузаглублённого монтажа вы можете установить под опорное кольцо одну или две проставки, обеспечивающих разворот оси. Во втором случае у вас появляется возможность плавно регулировать разворот оси пищалки от 0 до 25 градусов (относительно нормали к поверхности монтажа).
Знакомство с устройством кроссовера начнём с конца, вернее, с самого начала, хотя мы к этому не привыкли. С перемычек. Первая из них соединяет входы фильтров ВЧ и НЧ — на ней хорошо видна надпись «Input». Удаляете перемычку — получаете все условия для би-ампинга. Вторая перемычка сменная, она позволяет выбрать уровень твитера. Ту, что установлена на фото, вы легко найдёте по надписи «+6 dB». Есть ещё «+3 dB» и «0 dB». Зачем нужны перемычки (в них всегда задействованы три контакта), почему нельзя было, как обычно, ограничиться двумя дополнительными зажимами? Ответ простой: если для изменения уровня твитера используются не последовательные резисторы, а честный Г-образный аттенюатор, то нужен либо переключатель на два направления, либо набор таких перемычек, соединяющих три точки. Резисторы аттенюатора закрыты фрезерованным радиатором — не потому, конечно, что 5-ваттные резисторы в цепи пищалки могут перегореть, а чтобы повысить стабильность номиналов. От перегрузки пищалка защищена галогенной лампой. В схеме кроссовера три бессердечные катушки и пять полиэфирных конденсаторов. Согласно наставлению здесь фильтр НЧ с крутизной 12 дБ/окт. и фильтр ВЧ с крутизной 24 дБ/окт. Сколько должно быть деталей? Шесть, а здесь восемь, два конденсатора «лишних». Разобрать кроссовер оказалось делом непростым, поэтому расшифровку схемы провели по результатам измерений. Фильтр НЧ на самом деле эллиптический, а фильтр ВЧ дополнен корректирующей RC-цепочкой, позволяющей поднять «верхний верх». Между прочим, в нашей отрасли корректирующий контур (Contour) встречался только у продвинутых европейцев, и это одна из причин сделать предположение, что в разработке данной акустики «Кикерам» кто-то помогал. Итак, формула кроссовера будет такая: IIe + IV.
Прослушивание начали с компонентного варианта — именно в таком исполнении акустика поставляется изготовителем. В верхнем положении аттенюатора тарелок очень много. Почерк у них приметный, не до предела музыкальный, но чистый и заводной. Устанавливаем среднюю перемычку («+3 dB»). Тарелок опять в избытке, но звуковая окраска у них более привычная — звонкости стало больше при сохранении достойной чёткости. При выборе «нижней» перемычки («0 dB») количество верхов приходит в норму, но чистота металла оставляет желать лучшего. Решили вернуться к предыдущему варианту, а что многовато верха, так в нашей отрасли это не криминал. Вероятно, в реальной инсталляции предпочтительнее будет выбирать между двумя верхними положениями, а уровень твитера скорректировать иным способом (при би-ампинге это сделать проще всего). Бубен показался несколько субтильным — не тихим, нет, но «тела» ему недоставало. Рельеф бас-гитары в полном порядке. Атака порой кажется несколько затянутой, но это мимолётное впечатление. Очень динамичный мужской вокал, лишь свистящие звуки ставятся жестковато. Женский вокал тоже открытый и чёткий, но также не лишён напряжённости на некоторых нотах. Весьма впечатляет динамика барабанов, при этом тихие звуки затухают плавно и предсказуемо. В саксофоне на верхних нотах порой появляются призвуки, но микродинамика очень достойная, с негромким, но отчётливым перестуком клапанов.
Теперь устанавливаем пищалки внутрь мидбаса, аттенюатор, естественно, оставляем в той же позиции. Тарелок как будто стало больше, а возможно, так просто кажется, поскольку они приобрели несколько упрощённую трактовку. Ставим перемычку «0 dB». Тарелки стали спокойнее и музыкальнее, хотя некоторая схематичность всё же осталась. Бубен теперь уже вполне материален, но в компонентном варианте он звучал всё же более интеллигентно. Мужчины теперь не нажимают на свистящие, зато шипящих словно стало больше. В женском вокале тоже прибавилось шипящих, но одновременно появилась раскованность и плавность. Общее впечатление оказалось двояким. С точки зрения звуковой достоверности к этой акустике, несомненно, возникают кое-какие вопросы. Но вопреки всему она умеет нравиться — проходившие мимо сотрудники соседнего журнала останавливались и оставались послушать. Они люди балованные и делают это далеко не всякий раз…
- Пиковая/RMS-мощность (по данным изготовителя), Вт 180/90
- Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 68 — 21500
- Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89
- Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 – 4000 Гц), % 1,08
- Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 – 125 Гц), % 0,93
У мидбасовой головки довольно жёсткий подвес, то есть скромный эквивалентный объём Vas. При этом частота резонанса, как видите, довольно низкая, по крайней мере ниже, чем у героя «ковра» из прошлого номера. Вывод простой: подвижная система должна быть тяжёлой, и действительно, расчётное значение массы 15,7 г, это больше, чем у любого из участников группового теста №6 за этот год. Поэтому даже при весьма высоком значении силового фактора (5,77 Тл м) чувствительность мидбаса оказалась не из высоких (87,3 дБ/Вт), а на величину средней чувствительности системы, как и всегда, повлияла высокая отдача пищалки (в среднем значении аттенюатора). Нелинейные искажения на басах вышли на редкость низкими — тут усилия разработчиков по повышению линейности были отнюдь не бесплодными. В отношении искажений на средних частотах того же сказать не могу, на некоторых частотах (500 Гц, в частности) значение КНИ заметно возрастает, как видно, в «слоистом» диффузоре идут какие-то процессы, которые без моделирования и не понять. Впрочем, не скажу, что искажения высокие, они просто не так впечатляют, как линейность на низах.
На характеристике импеданса мидбасовой головки сразу обращает на себя внимание медленный рост импеданса с частотой, означающий низкую индуктивность головки (а это как раз результат деятельности кольца Фарадея). Есть мнение, что головки с низкой индуктивностью и обеспечивают динамичное звучание. Ещё можно заметить пару маленьких пиков на 1,7 и 4 кГц, отражающих какие-то внутренние резонансы в подвижной системе. На импедансной характеристике твитера хорошо виден второй пик, отсюда можно сделать вывод, что задняя камера разделена на две части, соединённые между собой чем-то вроде фазоинвертора. Характеристики фильтров (по напряжению на реальной нагрузке, то есть головках) примечательны по нескольким позициям. Обратите внимание, как растёт с частотой крутизна фильтра НЧ — как мы теперь знаем, это характеристика фильтра Кауэра. Совсем маленький горбик на изломе характеристики фильтра, который мы первоначально сочли артефактом, со всей возможной точностью совпал с частотой аналогичного горбика (1,7 кГц) на характеристике импеданса. Сложный профиль характеристики фильтра ВЧ на частотах от 3,5 кГц (притом что импеданс твитера в этом диапазоне почти не меняется) можно объяснить лишь присутствием корректирующей RC-цепочки, упомянутой выше. Формально частоты среза фильтров НЧ и ВЧ 2,4 и 6,0 кГц соответственно.
Теперь смотрим, что получается по звуковому давлению. Даже крутой до предела эллиптический фильтр НЧ не сумел подавить пик на частоте 4 кГц. Как в такой ситуации прикажете определять «частоту раздела», о которой так любят писать в наставлениях? Будем считать так: по звуковому давлению полоса НЧ ограничена частотой 4,9 кГц, полоса ВЧ — частотой 3,6 кГц. Можете сравнить с частотами среза по напряжению. Акустика не Восток, она гораздо тоньше…
Импедансная характеристика системы в целом имеет очень спокойный характер, обычный, впрочем, при использовании фильтров высоких порядков. (Вот вам ещё один довод против приверженцев фильтров первого порядка.) Средний импеданс (кроме резонансной области) 4,2 Ом, минимальный — 3,0 Ом. Здесь же мы видим суммарную АЧХ системы в компонентном исполнении. Оба пика на осевой характеристике (частоты 1,5 и 4 кГц) обусловлены особенностями поведения мидбаса. А на частотной характеристике твитера хорошо заметен спад на частотах выше 11 кГц. Частотная коррекция в данном случае позволила не столько скорректировать этот спад, сколько ограничить высоту пика на 4 кГц. (Пик, если кто не понял, обусловлен сложением характеристик двух головок.) Дисперсия излучения не фантастическая, но приемлемая.
А вот как выглядит АЧХ системы в коаксиальной её ипостаси. В области наложения двух излучений (от 2,5 до 5 кГц) частотная характеристика существенно изменилась. Отгадка простая: мы изменили полярность включения твитера, поскольку такая АЧХ нам показалась предпочтительной. Действие аттенюатора не показано, но нетрудно догадаться, что при такой форме частотной характеристики нижнее положение аттенюатора будет ближе всего к оптимуму. Хорошо видно, что в коаксиальном варианте включения дисперсия системы более ровная.
При установке в объём типовой двери мидбасы выйдут на добротность 0,65 — значение, близкое к оптимуму для корректной передачи структуры баса без принесения в жертву его глубины. Нижняя частотная граница в «чистом поле» составит 77 Гц, а в салоне спад АЧХ становится очень плавным, и уровень -3 дБ соответствует частоте 34 Гц. Чего, казалось бы, желать ещё? Но американские разработчики (или заказчики — не суть) не были бы американцами, если бы не проработали вариант установки в кикпанели. Объём минимального ЗЯ (по добротности 1,1) 3,1 л, а это практически то что надо. Нижняя частотная граница при этом составит 95/91 Гц. Естественно, и все промежуточные объёмы ящиков (от 3 до 35 л) этой акустике не противопоказаны.
Параметры Тиля — Смолла | ||||
Мидбас | Твитер | |||
Fs, Гц | Vas, л | Qts | Fs, Гц | |
Заявка | — | — | — | — |
Факт | 63,0 | 9,13 | 0,598 | 889 |
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Компонентная акустика 6 дюймов
- КТО
- Kicker QS65.2
- ПОЧЕМ
- 20500 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Перестраиваемая конструкция
- Повышенный резерв мощности
- Может работать в кикпанели
- Низкие искажения на басах
- Ровная дисперсия в коаксиальном варианте
- ЭТО — МИНУС
- Не самое корректное звучание на верхней середине
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Вероятно, самая универсальная акустика из известных
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 8
- Чувствительность 8
- Басовый потенциал 8
- Звук 8
- Итог 41