Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Была такая заповедь в старинной медицине: «Лечить подобное подобным». Нынче о ней мало кто вспоминает, но в токсикологии она действует до сих пор.
ПРИНЦИП ПОДОБИЯ
Fusion RE-SW150 | Lightning Audio S4.15.4 | Audiotop WF 15.4A | Oris AMW-15 | Rockford Fosgate P1S815 | Kicker C154 | Hertz ES 380 | Power Acoustik PW3-15H
В том смысле, что противоядия чаще всего — тоже яды. Чем, к примеру, лечат отравление метиловым спиртом, знаете? Этиловым спиртом — закачивают в желудок пострадавшего лошадиную дозу spiritus vini — больной потом просыпается в жутком похмелье, но всё же просыпается. И пусть мне кто-нибудь скажет, что этиловый спирт не яд. Кто так думает — у того уже, видимо, не утро…
Чуть позже вы поймёте, как именно мы сможем использовать мудрость античной медицины, но для этого надо разобраться, чем отличаются пятнадцатидюймовые сабвуферы от иных прочих… Написал я вот эту фразу и задумался. Как это, чем отличаются? У всех остальных размер другой. Хорошее наблюдение, зоркое. Но давайте всё же, пусть и в очередной раз, вспомним, что из этого следует.
Если не считать полудемонстрационных моделей головок эксклюзивного калибра, выпущенных некоторыми производителями (мне таких известно три), «пятнашки» остаются самыми крупными сабвуферами, применяемыми в нашей отрасли. Отсюда следует, что при прочих равных условиях ту же самую величину звукового давления они создают при меньшем ходе диффузора, а значит, и при меньших нелинейных искажениях. Ту же закономерность можно сформулировать иначе: при заданных ограничениях максимального хода диффузора пятнадцатидюймовый сабвуфер способен создать максимальное звуковое давление. (В такой формулировке эту закономерность вовсю эксплуатируют участники соревнований по SPL.)
Предположение о том, что ход диффузора «пятнашки» и стоящего к нему ближе всего двенадцатидюймового сабвуфера ограничен одной и той же величиной, имеет под собой определённые основания. Но, как было уже не раз писано, каждый сабвуферный калибр имеет свои особенности, и у «главного» калибра 15 дюймов эти особенности, пожалуй, выражены ярче всего. Вот как они возникают. Изготовители по тем или иным причинам, захватывающим широкий спектр от жадности до непонимания (но не сводящимся к нему), часто не изменяют геометрию сечения подвеса при переходе от двенадцати- к пятнадцатидюймовым головкам, поэтому жёсткость подвеса изменяется обратно пропорционально диаметру (то есть падает). Масса подвижной системы растёт почти пропорционально площади диффузора («почти» — потому что масса звуковой катушки постоянна), и всё вместе ведёт к снижению частоты резонанса Fs головки. Также по тем или иным причинам (тут уже по большей части из «бережливости») магнитную систему «пятнашкам» оставляют ту же, что стоит на «двенашках», как результат — силовой фактор Bl остаётся тоже неизменным. В итоге мы получаем головки с большим эквивалентным объёмом Vas, низкой частотой резонанса Fs и высокой электрической (Qes), а значит, и полной (Qts) добротностью. Эквивалентный объём пока оставим в покое. Что же касается Fs, то у «пятнашек» в ходу частоты резонанса от 22 до 27 Гц (хотя есть и исключения). В отношении добротности скажу, что только среди пятнадцатидюймовых сабвуферов можно встретить (и, кажется, такая встреча произошла в сегодняшнем тесте впервые) головки с полной добротностью больше единицы.
Смесь параметров если и не взрывоопасная, то для использования непростая. На практике такой коктейль означает, что на АЧХ (в закрытом ящике) в салоне неизбежно появится либо подъём на самом низком басе (10 — 40 Гц), если ящик просторный, либо же горб на 50 — 55 Гц, если повезёт — несколько ниже. Подъём/горб будет меньше в салоне крупного автомобиля. Неравномерность можно снизить за счёт выбора низкой частоты фильтра НЧ (60 — 70 Гц, а то и ниже), но при этом требования к басовитости фронтов существенно возрастают. Если для частоты сопряжения 70 Гц ещё можно подобрать шестидюймовые мидбасы, то при более низкой частоте сопряжения установщикам придётся проявить недюжинную фантазию (и профессионализм, конечно), дело иной раз может дойти до компонентных мидбасов 6 х 9 дюймов либо же — до трёхполоски с восьмидюймовыми басовиками. Итак, чтобы купировать врождённые особенности характера самых крупных автомобильных сабвуферов, можно применять три направления «лечения».
1. Выбор автомобиля с просторным салоном (это элементарно: берётся «Майбах»…).
2. Выбор акустики эксклюзивной басовитости (есть такая, надо просто места знать).
3. Выбор «взрослых» специалистов-установщиков (а уж такие-то точно есть).
Как видите, принцип древней медицины у нас тоже работает неплохо — с большими сабвуферами можно справляться с помощью большого салона, большой фронтальной акустики и крупных спецов по установке. Конечно, первое из трёх перечисленных направлений имеет несколько отвлечённый характер — автомобиль под сабвуфер реально никто не подбирает. Но по крайней мере, если у вас Daewoo Matiz — не парьтесь ни с «пятнашкой», ни с «двенашкой», кроме хлопот вы, скорее всего, ничего не получите.
Наверное, теперь есть резон сказать несколько слов об интерпретации измерений применительно к участникам сегодняшнего теста. Границы нашей «зоны интереса» 25 — 100 Гц определённо широковаты для сабвуферов данного типоразмера. Слишком высока верхняя граница. Да, в реальной «жизни» головку 38 см надо «резать» несколько (порой существенно) ниже, но менять «зачётный» диапазон под каждый типоразмер нет смысла. Правда, в таком диапазоне ни один из участников не сумел обеспечить неравномерность менее 2 дБ и получить за форму АЧХ высшую оценку (обычную, кстати говоря, для «десяток»), но мы же «пятнашки» сравниваем между собой, а не с кем-то ещё. Естественно, формализованный объём ЗЯ мы выбирали по неравномерности «менее 4 дБ» или даже «менее 6 дБ» — если минимальная неравномерность в ЗЯ по-любому выше 4 дБ. Понятно, что объём такого ящика существенно ниже оптимального (при котором АЧХ выходит на «полку»), и условный объём оформления (напомню, он определяется как корень квадратный из произведения объёмов ЗЯ и ФИ) получился ближе всего к объёму «правильного» ЗЯ. Впрочем, для оформления с ФИ, имеющего зачётную ширину полосы 4/3 октавы (по -3 дБ), требуется на круг объём 110 — 130 л — а это «кубик» со стороной полметра — и понятно, что в первую очередь инсталляторы будут ориентироваться на ЗЯ. Тем более что в ящике с ФИ «пятнашки» особенно явно проявляют свой склочный характер.
Как оказалось, при значении EBP менее 35 (29 — 30) максимум АЧХ устанавливается не там, где хотелось бы нам (то есть на 35 Гц), а там, где «хочет» динамик. За счёт подбора объёма и частоты настройки порта удаётся установить нормированную ширину полосы, но на 35 Гц будет в лучшем случае приходиться не максимум, а «склон» полосы, и это, наверное, самое большее, что можно сделать, чтобы получить ФИ с «музыкальной» настройкой. А вообще к головкам с таким EBP надо относиться с осторожностью — за исключением тех случаев, если вы берете сабвуфер для дома или же для автобуса. Но, как и всегда, головки с низким показателем EBP обеспечивают наибольшее акустическое усиление. У одного из участников значение реальной чувствительности в ФИ зашкалил за 98 дБ/Вт, так что мы даже сочли возможным поставить ему столь же эксклюзивную оценку по этому показателю.
До сих пор мы исходили из того, что для установки в акустический экран (free air) непригодны большинство «двенашек», не говоря о «пятнашках», аргументируя это значительным перепадом АЧХ между частотами 60 и 100 Гц. Но если уже мы согласились с тем, что крупные сабвуферы в любом случае необходимо «резать» ниже 100 Гц, то, наверное, логично признать пригодными для работы в FA любые головки, которые в объёме багажника (250 л) на среднем и низком басе выходят на «плато» без усиления на инфразвуке. А этому условию среди сабвуферов размера 380 мм удовлетворяют не так уж мало головок.
Если помните, до сей поры пятнадцатидюймовые головки имели ту «привилегию», что их нелинейные искажения измерялись в расширенном вниз (до 40 Гц) частотном диапазоне. Начиная с сегодняшнего теста, нам придётся их этой привилегии лишить — некоторые из участников продемонстрировали свою неспособность к работе в линейном режиме на частоте 40 Гц. Которые именно? Вы их узнаете сами — у них и в стандартном диапазоне искажения несколько выше, что нашло своё отражение в оценках по этому показателю. Правда, статистика по измерениям КНИ для пятнадцатидюймовых динамиков теперь как бы обрывается и начинается заново.
Кстати, о статистике. Как и было обещано четыре месяца назад, привожу таблицу сравнения основных показателей сабвуферных головок разного типоразмера.
Комментировать таблицу, наверное, не обязательно — о многом было уже сказано, и не раз. Вот только позволю себе обратить ваше внимание на вновь появившийся показатель осреднённого КНИ в диапазоне 50 — 125 Гц для 15-дюймовых головок. Как видим, искажений больше, чем для «десяток» по накопленной статистике за прошлые годы. Что поделаешь — таков нынче уровень массовой техники вообще, а не только акустики.
После этого оптимистичного заявления мне осталось перечислить конструктивные особенности головок, которые в описании конструкции будут приниматься по умолчанию. Корзина штампованная. Присутствие внутренней кольцевой проточки в нижней шайбе магнитной системы сомнений не вызывает. Центрирующая шайба плоская и с регулярной формой сечения гофров. Материал подвеса — резина. В пределах сегодняшнего теста можно было бы и ширину подвеса оговорить сразу (25 — 27 мм, исключений лишь два), но для сабвуферов этот размер говорит о многом, а потому выводить его «в умолчания» я не буду. Высота ферритовых колец магнитов может быть самой разнообразной, так что здесь тоже обойдёмся без умолчаний. Диаметр звуковой катушки 2,5 дюйма. Контактные зажимы пружинного типа. Способ прокладки проводов к звуковой катушке почти везде третий (по нашей классификации), а как именно они закреплены на центрирующей шайбе — об этом будет сказано. Ну вот и всё. Пора уже на обход — к нашим «пациентам».
Калибр сабвуфера, дюймов | 8<40> | 10<141> | 12<122> | 15<53> |
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) | 85,21 | 85,84 | 87,48 | 88,68 (88,80) |
Средний КНИ, (96 дБ, 50 — 125 Гц), % | 2,745 | 2,311 | 1,996 | 2,320 |
Средний КНИ, (96 дБ, 40 — 125 Гц), % | — | — | 3,002 | 2,421 (2,446) |
Средний эквивалентный объём Vas, л | 16,87 | 34,68 | 84,42 | 159,5 (161,3) |
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное количество баллов набрали двое, которые когда-то были слегка родственниками. Oris и Power Acoustik. У первого почти на 1 дБ выше реальная чувствительность, у второго на редкость низкие искажения. В общем, оба друг друга стоят и оба — «Лидеры». Дальше с минимальным отставанием идут Fusion и Hertz. Там и там высокая чувствительность, у Fusion выше в ЗЯ, у Hertz — в ФИ. Но второй требует более низкой частоты среза фильтра, и в нормированных тестовых условиях при прочих равных неравномерность его АЧХ будет выше. Это и разводит коллег по разным, пусть и смежным, разделам «Зала славы». Fusion получает звание «Фаворита», Hertz — «Рекомендацию».