Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Виталий КАРЕВ
Был у меня знакомый филателист, он даже некоторое время платил мне зарплату. Так вот у них, у филателистов, оказывается, очень ценится «целая вещь, прошедшая почту». Век живи…
ЦЕЛАЯ ВЕЩЬ
- Тип системы: аудио/видео
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion HX-D2, VCZ628
- Усилители: Genesis Stereo 60, Five Channel, Monoblock
- Акустика: CDT CL-61, Focal 3W2
- Сабвуфер: Alpine SWR-1522
Это значит… Ну вы же не филателист, поэтому я объясняю. Только не говорите, что филателист, эти два вируса в одном организме не живут. Ах, это жена журнал купила… Ну тогда объясняю всем остальным. Целая вещь, да ещё «прошедшая» — это когда конверт, марка, штемпель, — всё принадлежит одной эпохе и реально было однажды использовано по прямому назначению.
Эта машина почту прошла. Дважды везли её пароходом по волнам Атлантического океана. Один раз — с завода в Америку, первому владельцу. Второй раз — обратно, нынешнему…
А почему вещь целая в филателистическом смысле — потом увидите. Владелец… а впрочем, к чему нам анонимность, Александр Лазовский его зовут, если бы он хотел оставаться инкогнито, не надо было ездить на соревнования, результаты которых публикуются в Интернете. Так вот, Александр первую свою систему (он поправляется «так называемую систему») построил в возрасте 15 лет. Родители не уследили за семейной «девяткой», и в ней появился диковатой конструкции сабвуфер. Позже были другие опыты, ещё позже — другие машины. Впервые о серьёзной системе Александр задумался, когда стал владельцем Honda Civic. И уже начал было строить, но потом подумал и решил: на этот раз надо, чтобы наверняка. К тому же к этому времени Александра начало пробивать на соревнования, а значит — тем более наверняка. Верный способ Александр выбрал такой: открыл сайт «АвтоЗвука» и составил два рейтинга студий — по наградам, полученным в журнале (это просто, они уже рассортированы), а потом — по наградам, полученным на соревнованиях (чуть сложнее, но тоже не пять томов «Капитала»). По векторному критерию получалась студия Eclectic Audio. Что теперь? Взять «Хонду» и отправиться в студию? Это примитивно, даже несерьёзно. Взял Александр «Оку», она у него зачем-то припрятана, и приехал на ней. Приехал, с одной стороны, жалом поводить, посмотреть, что сделали, что делают, как делают, как готовы сделать. А с другой — провести тест на снобизм. Если при виде серпуховского шедевра мастера начнут пофыркивать в сторону — не тема, понтов, значит, излишек, а умения пропорционально — недостаток. Звуков фыркающей тональности не последовало, да и не могло, если вспомнить: немало своих призов Виталий Карев собрал вообще на «Таврии», у которой, говорят, подшипники только чистым салом смазываются, а то не поедет.
Показанное впечатлило по всем пунктам (что, что и как), поэтому Александр вернулся домой, взял из гаража «Хонду» и… продал её к чёртовой матери. Решил: если делать как следует, то и машину надо взять, чтобы ни при каких обстоятельствах не было ни мучительно, ни больно. Подходящий экземпляр «Ешки» нашёлся на аукционе в США и должным порядком прибыл в Москву. Теперь можно было судить и рядить про то, что сюда ставить. И вот здесь начал действовать фактор «целой вещи». Приборная панель «Мерседеса» — это именно целая вещь, вмешательство в её эстетику, даже с лучшими намерениями, крайне чревато. В качестве головного устройства уже был выбран «Суперкларион» HX-D2, единственный в своём роде и, весьма вероятно, в своём же роде — последний. Вещь красивая, стильная, солидная, кто бы спорил. Но появление её на панели W211 сразу превращает торпедо в вещь «нецелую», пусть и прошедшую трансатлантическую почту.
На панели «Мерседеса» наблюдалась такая картина: штатный дисплей, на который, помимо прочего, были возложены и обязанности навигационной системы. Для сведения: у W211, вывезенных из-за океана, навигацию запустить можно, в отличие от некоторых других моделей, прошедших ту же «почту». Ниже дисплея — «улыбочка» из второстепенных кнопок, типа центрального замка, ниже — пепельница. Куда ставить? Об этом в некотором смысле позаботились конструкторы машины. «Улыбочка» из кнопок ниже экрана, как оказалось, расположена на крышке, из под которой, тихонько урча моторчиком, выезжает штатный чейнджер на шесть дисков. Выезжает, чтобы его перезарядили (если приспичило) и убрали восвояси. Вот сюда-то Карев и предложил поставить новую «голову».
Штатный привод теперь выдвигает на передний план HX-D2. Головное устройство не чейнджер, ему надо находиться на виду чаще и дольше, и в этом случае кнопки на выдвинутой крышке смотрелись как-то неизящно. Выручил здоровый образ жизни хозяина машины. Он — мужчина глубоко некурящий, пепельница для него — не священная деталь оснащения салона. На неё и перенесли кнопки, заменив их на крышке чейнджера (теперь уже — не чейнджера) «улыбочкой» чисто декоративной.
Удалось ли таким же образом сохранить нетронутым стиль интерьера за пределами приборной панели? А вот и нет. При всём уважении к штутгартским дизайнерам в отношении акустики Карев был твёрд: ставим так, как надо, а не так, как можно. «Мерседес», к счастью, не БМВ, где фронтальные НЧ-излучатели ставят куда попало (попадает почему-то под сиденья), так что с этими элементами задуманного трёхполосного фронта всё прошло гладко. Шумовиброизоляция, подиумы, твёрдые, как Карев в вопросах размещения акустики, и дело сделано. Чуть сложнее вышло с СЧ/ВЧ. По канонам процессорной системы их надо было разместить поближе друг к другу с ориентацией «в лоб». Архитектура по итогам проб сложилась. Пищалки (из комплекта акустики CDT Audio CL-61) встали в стойки со смещением в сторону салона, а вернее — в сторону СЧ-головок, смонтированных на треугольниках зеркал. При этом, заметим, шторки безопасности, находящиеся в стойках, ничем не загорожены и сохранили свою работоспособность, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. «Серединки» — критическое звено в трёхполосных фронтах, надо сказать, встали на отведенные им места максимально органично и совсем уж чужеродными в породистом интерьере не выглядят, благо калибр у Focal 3W2, согласно номеру, три дюйма.
За деликатное отношение к салону машина отблагодарила аудиостроителей возможностями, предоставляемыми багажником. Вот вы снимки уже видите, назовёте на глаз и навскидку литраж сабвуфера? Вот же он, в глубине багажника. Нет, не сорок литров. И не шестьдесят. Полных сто двадцать — такова глубина багажника, в которую мы вам только что предложили заглянуть. Такой, прямо скажем, несдержанный объём понадобился для работы сабвуфера на 15-дюймовой головке Alpine. Кстати, мы посмотрели: по нашим тестам этому сабвуферу объёма надо много, но не настолько, 80 л — за глаза. Знали об этом и Александр, и Виталий, но первый намеренно попросил увеличить объём для расширения суббасовой полосы вниз, а второй согласился, что именно такой эффект наступит.
Три усилителя в системе — одной марки, но все три — разных моделей. Сначала предполагалось, что их будет два: Stereo 60 — на пищалки, Five Channel — на всё остальное. И уже заготовлены были усилители, когда Виталий, оценив басовые аппетиты своего заказчика, усомнился в адекватности басового усилительного канала выбранному сабвуферу. На сабвуфер поставили отдельный моноблок, один канал Five Channel остался не при делах, но и беды тут нет: остальным четырём больше питания достаётся.
Два усилителя, которые покрупнее, смонтированы на алюминиевых рамах на фасаде (в смысле — стороне, обращённой в багажник) сабвуферного корпуса, форма которого, кстати, предельно проста: ящик со скошенной стенкой. Третий, маленький Stereo 60, установлен на верхней стенке короба. На похожем алюминиевом каркасе слева в багажнике — DVD-чейнджер, благо видеовход штатного монитора организовать удалось без проблем.
Это немедленно превратило систему из чисто аудио в мультимедийную, пусть и с двухканальным звуком. А это дало возможность Александру уже в двух соревнованиях сезона заявиться сразу в двух категориях: SQ и MM. На дебюте в Москве Александру досталась «двойная бронза», а спустя неделю в Твери расклад оказался нетривиальным: первое место за MM (это при двух каналах звука), но при этом — лишь шестое по SQ. Карев, как опытный (мягко сказано) спортсмен, объяснил этот феномен: «Знаю я этого судью, он бас не любит…» Значит, бас по-своему удался, раз за него — и сразу шестое…
Пищалки в стойках смещены в сторону мидрейнджей, что приближает СЧ/ВЧ-узел к модели точечного излучателя
Этапы обустройства жилплощади для среднечастотников: от каркаса до вселения в отделанные подиумы
Только совсем опытный глаз заметит: «улыбочка» с кнопкой аварийки в центре должна была стоять на этаж выше
Здесь уже чего-то не заметить трудно: трудолюбивые моторчики выдвинули HX-D2 на передний план
«Мерседес» не БМВ, здесь двери уже как-то приспособлены для акустики
В левую нишу багажника, не трогая живущий там дисковод навигационной системы, встроили DVD-чейнджер
Об истинных размерах сабвуфера можно судить, только когда он находится вне машины
15-дюймовый диффузор не помещается внутри даже весьма просторного люка в спинке заднего сиденья
Алюминиевые рамы, на которых смонтированы Five Channel и Monoblock
SQ
Зная характеристики басовой системы (и её оценки «нелюбителями» баса), изначально приготовились было: «Сейчас как даст…» Нет. Не дало. Бас действительно глубокий, внушительный, но совершенно не производит впечатления доминирующего, при этом отлично локализуется (отлично значит большую часть времени — отчётливо впереди). А вот привычный тембр голоса Наталии Княжинской, которая поёт для нас уже какой год, заметно изменился, она как будто повзрослела, в голосе появилась несвойственная хрупкой девушке сила. Семь барабанов благодаря совместным усилиям процессора и «лобовой» установки акустики тембрально практически идентичны (ну разве чуть-чуть), но и здесь «мяса» больше обычного. Соло на ударных показало: тарелки отменно определены в пространстве, барабаны и здесь кажутся крупнее «стандарта», хотя — без перебора нижнего баса, его много, но не чересчур. На слух, во всяком случае.
RTA
АЧХ системы — единство теории, практики и прикладной психологии. Перед прослушиванием Виталий поинтересовался у Александра: «Бас накрутил, небось?» и получил в ответ слегка виноватое: «Так, чуть-чуть, на четвёрочку…». Вот эту «четвёрочку» вы сейчас и видите. А ещё видите, что, действительно, 15-дюймовая SWR работает явно в объёме, большем жизненно ей необходимого, АЧХ ниже 50 Гц идёт вверх самым отважным образом. Непривычная окраска голосов и некоторых инструментов тоже нашла если не объяснение, то иллюстрацию: нижняя (и «нижне-средняя») середина воспроизводятся с заметно более высоким уровнем, нежели верхняя середина и верха.