измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
До меня самого смысл этой фразы в исполнении доцента кафедры философии дошёл не сразу и как-то по частям. Сегодня я это так понимаю: любые потаённые, так сказать, «подводные» процессы можно обнаружить по «ряби на воде».
СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ
JVC KD-R707EE | Sony CDX-GT637UI | Alpine CDE-102Ri | Kenwood KDC-W4644UY | Pioneer DEH-P5100UB | Звучание в mp3
Хотя, конечно, чтобы выносить суждения о глубинных процессах, надо примерно представлять, что там, в глубине, водится и как оно взаимодействует, а иначе «рябь» для вас так и останется рябью. Представить, что происходит в глубинах современной электроники, в общем-то, не так и сложно. Вот совсем недавно просматривал в Инете учебник по аналоговой электронной технике для студентов по специальности CEng (инженер связи) и обнаружил фразу: «Авторы осознают, что наше время — время цифровой электроники…» Ну мы тоже не шилом бриты — осознаём. Но само по себе появление такого рода извинительных фраз формирует у студента (а позднее, если сильно повезёт — инженера) стойкое представление о том, что аналоговая электроника — что-то второстепенное. Впрочем, применительно к технике коммуникаций в справедливости этого утверждения и сомневаться не приходится. Где бы сейчас была мобильная (и не только) связь без цифры — нетрудно представить, можно даже конкретно обозначить её предположительное местонахождение, место популярное, хотя и тесноватое. Однако в том, что касается техники звуковоспроизведения, представления о вторичности аналоговой аппаратуры ничего, кроме вреда, принести не могут. А инженеров-схемотехников с уклоном в звуковоспроизведение, как мне кажется, нынче почти не готовят, такую специализацию вы можете выбрать лишь факультативно, да и то в наиболее серьёзных учебных заведениях. (Вот, кстати, там как-то обходятся и без философии.) Как нетрудно понять, при существующем положении дел костяк коллективов разработчиков звуковоспроизводящей техники даже в крупных фирмах составят люди, не обладающие глубокими познаниями в аналоговой аппаратуре и её особенностях применительно к звуку.
Такова сущность. Как она «является»? Чтобы понять это, мы можем обратиться к подборке головных устройств, принимавших участие в сегодняшнем тесте. «Головы» по теперешним меркам недорогие, хотя тут многое, как и прежде, зависит от брэнда. В том смысле, что один и тот же ценовой уровень для Alpine является начальным (или почти начальным), тогда как, к примеру, для Kenwood он будет приближаться к верхней планке. Поэтому обозначение данной ценовой категории дадим в наиболее обтекаемой формулировке: категория не высшая. И для меня было немалым сюрпризом обнаружить в этой группе аппарат с полноценным звуковым процессором (DSP), со всеми положенными для «голов» такого рода временными задержками, мощным кроссовером и серьёзным эквалайзером. Но в ходе ознакомления с функциями DSP у меня сформировалось ощущение, что имею дело как бы с «процессором для среднего класса». В нём, к примеру, не предусмотрен режим работы с трёхполосной акустикой, да и крутизну фильтров кроссовера процессор менять не умеет. Мы с вами привыкли к тому, что процессорные «головы» парят где-то там, в вышине, где небо чёрное и глянцевое, а воздуха ни фига нет (или это от взгляда на ценник дыхание перехватило). Однако процесс закономерен — по мере снижения стоимости микросхем DSP они будут находить для себя «экологические ниши» в технике более приятного ценового диапазона. Прибегнув к экстраполяции, можно (с ужасом или с восторгом) представить себе такую ситуацию, когда беспроцессорных «голов» не останется вовсе или привилегия обходиться без процессора сохранится лишь для моделей категории Top High End, там ещё будет громкость на потенциометре и настройка радио со стрелочкой. Титановой. Ой, извините, размечтался…
Конечно, с точки зрения ортодоксального аудиофила, такая ситуация ничего, кроме ужаса и праведного гнева, вызвать не может. Но давайте подумаем, насколько этот гнев обоснован? Во-первых, ничто не мешает производителю ввести режим обхода процессора (bypass), правда желательно, чтобы и в этом режиме остался доступным хотя бы простенький тембр. Однако есть ещё и «во-вторых», оно заключается в том, что по мере совершенствования DSP их вмешательство в музыкальную фактуру становится всё менее заметным. И подтверждение тому — процессорный участник из сегодняшней группы. Режим bypass у него работает честно, что со всей определённостью подтверждено измерительными приборами, а различия звукового почерка при включённом и выключенном процессоре минимальны, фактически их удаётся почувствовать лишь в наиболее динамичных записях с хорошей высокочастотной составляющей, типа «горячих» тарелок. Хотя, если уж совсем честно, процесс «конвергенции» звучания процессорных и беспроцессорных «голов» имеет взаимный характер: не только звучание процессорных аппаратов становится интереснее, но и звуковой потенциал «обычных» головных устройств движется им навстречу. Понятно, что вторая составляющая процесса не вызывает у нас особой эйфории, но деваться некуда, вернитесь на пару абзацев и ответьте сами: а может ли быть иной выход при происходящих «глубинных» процессах?
Очень не хотелось создавать у читателя впечатление старческого брюзжания, но, боюсь, уже создал. Теперь, когда терять нечего, продолжу в отношении эргономики. По мере насыщения «голов» цифровыми функциями, но в известной мере и независимо от него, логика построения общения пользователя с головными устройствами тяготеет к логике общения с компьютером. Один из «поверхностных» признаков — исчезновение с лицевых панелей аппаратов кнопок пресетов. Там, где пользовательский интерфейс хорошо продуман, вы можете вызвать список станций на дисплей нажатием одной кнопки, но в любом случае его надо ещё прокрутить, выбрать нужную позицию и при этом смотреть не на дорогу, а на дисплей. Когда вы сидите перед монитором компа, обращаться с развёртывающимися окнами меню кажется вполне естественным, но когда меню настроек головного устройства имеет пять уровней, это определённо перебор. И вообще, как мне кажется, в головном устройстве желательно иметь «железную» кнопку на всякую функцию и лишь начальную настройку производить программно. Однако нынче мы наблюдаем обратную тенденцию: «железные» кнопки исчезают с лицевой панели, а весь пользовательский интерфейс строится программно. Так оно, конечно, проще производителю. Гладкое «лицо», похоже, стало считаться признаком современного головного устройства, а вот удобнее ли стало этим пользоваться — вопрос, мягко говоря, дискуссионный.
Кто-то возразит, что при наличии кнопок на руле использование водителем кнопок на самом головном устройстве сводится к минимуму, а пассажир может и по меню «побродить». Но, во-первых, существуют ещё автомобили без этих самых кнопок — мне, как и любому россиянину, представить себе такой автомобиль особенно просто. Во-вторых, не везде и не для всех моделей авто доступны адаптеры к штатным органам управления. Потом, напомните-ка мне, что там позволяют сделать эти самые рулевые кнопки? Переключать треки или задействовать поиск станции тюнером, а ещё управлять громкостью и в лучшем случае балансами. Те же пресеты с руля доступны только «перебором», а включить элементарный повтор трека с помощью рулевых кнопок точно не удастся. И если раньше во многих «головах» были специализированные кнопки Rep или, скажем, Rnd, то теперь нам всё чаще предлагают для включения одного из этих режимов выйти во второй-третий уровень меню.
Хотелось ввести в текст немного позитива, и, знаете, нашёл. Прогресс в части технологии дисплеев виден невооружённым глазом. Одна из отличительных особенностей современных «голов» — это яркие и контрастные дисплеи с хорошим углом обзора. Да и диммеры, по счастью, перестали выполнять несвойственные им функции — признака принадлежности аппарата к числу «продвинутых» головных устройств. Впрочем, здесь всё логично, если процедура общения с аппаратом завязана на дисплей, то, дисплей по меньшей мере должен читаться бесперебойно.
Теперь настала пора перечислить те функциональные особенности аппаратов, которые в ходе описания будут подразумеваться неявным образом. И хотя подозреваю, что большинство читателей давно их уже выучили наизусть, приходится ориентироваться на меньшинство — тех, которые впервые и случайно (разумеется) взяли «АвтоЗвук» в руки. Итак, «сокровенная» информация включает следующее. В ЧМ-тюнере три банка по шесть пресетов, АМ-тюнер располагает лишь одним банком и работает как на средних, так и на длинных волнах. В RDS поиск по 29 типам программ (PTY), а также режим ожидания по News. И ещё синхронизация часов по коду CT. CD-проигрыватель воспроизводит CD-текст и тэги — мы теперь перестали считать такую способность плюсом, наоборот, её отсутствие считаем минусом. С прошлого номера решили также принимать разумеющимся присутствие декодера кириллицы — в конце концов, аппараты продаются здесь у нас, а не там у них. Стандартные компрессированные форматы, как и всегда, mp3 и WMA, хотя, как я подозреваю, в ближайшее время в этот перечень надо будет добавить и AAC (файлы с расширением .m4a — MPEG4 Audio). Если сказано, что формат AAC считывается с накопителя USB, то он непременно читается и на диске, отступления от этого правила в звуковых «головах» нам не встречалось (в мультимедии бывало всякое — там у разработчиков простора для фантазии больше). Присутствие гнезда USB, как и линейного входа, плюсом не считаем — аппараты без того и этого перешли в разряд антиквариата (или хай-энда). Если иного не сказано, то управление айподом осуществляется по USB-разъёму с помощью кабеля USB-Dock из комплекта плеера. Линейных выходов — три пары. В последнее время мы приводим данные по времени, которое проходит с момента окончания загрузки диска до начала воспроизведения первого трека/файла. Диски всегда одни и те же: CD с количеством треков 99 (больше и не бывает) и диск с 27 файлами mp3, содержащимися в 9 папках — всего папок 12, уровней 3. Три дополнительных режима воспроизведения и три сервисных функции (я их всё-таки перечислять не буду, пусть уж новички не обижаются). По-прежнему я считаю минусом, когда после выгрузки диска головное устройство сразу же переключается на радио. Почему? А представьте себе — не все слушают музыку того формата, которым заполнен эфир, и резкий переход может вызвать непредсказуемые реакции водителя. Думается, с явлениями разобрались, перекурим и начнём подбираться к сущности.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наибольшее число баллов сразу у двоих участников — Kenwood и Pioneer. Если воспользоваться исправно работающим правилом «звукового приоритета», то в победители выходит Pioneer. Но правомерно ли ставить на одну доску процессорный и «обычный» аппарат? «Головы» со встроенным звуковым процессором в обозримом будущем не будут звучать, как «обычные» головные устройства в традиционном аудиофильском понимании, зато они умеют много такого, что беспроцессорному аппарату не под силу. И каждый, кому нужен аппарат со звуковым процессором, аудиофильские альтернативы и рассматривать не станет. Тем более что создатели головного устройства Kenwood и так заметно продвинулись в совершенствовании звука процессорного источника. Решено: как Pioneer, так и Kenwood получают почётное звание «Лидера». Третьим финишировал Alpine, и он заслуживает звания «Фаворита». Рекомендации мы сегодня не даём, и так не награждённые остались в меньшинстве.