Студия: Installer Voice, Екатеринбург. Руководитель проекта: Александр Пастухов
Знаете, почему в подводных лодках так тесно? Да будь там просторно, им бы нипочём не погрузиться в волшебное царство. Воздух в 800 раз легче воды, недавно в газете прочёл…
ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ
- Тип системы: мультимедиа
- Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + тыловой центр + сабвуфер
- Источник: Alpine DVI-9990R
- Процессоры: Alpine PXI-H990
- Мониторы: Alpine TMI-M990, TME-M780
- Усилители: Alpine MRV-F900, PDX 1.1000
- Акустика: Alpine SPX-Z18T, SPX-Z15M
- Сабвуферы: Alpine SWX-1043D
А вода — в 800 раз тяжелее воздуха, так у меня получилось. Оттого в подводных лодках теснота сочетается с лютой энергетикой, при одной и той же скорости сопротивление будет в 800 раз больше. Не верите — берите калькулятор, проверяйте…
В явной форме Александр Пастухов, автор этого проекта, не признался, почему именно образ самой распиаренной подводной лодки в истории стал темой дизайна системы. Но, возможно, на уровне подсознания сыграла роль именно эта логика, тем более что в процессе беседы выяснилось: с бесхозным, не пристроенным к делу воздухом у Александра свои счёты, по акустическому ведомству.
Немного света пролили на происхождение концепции и заказчики Маша и Илья (немного — в смысле не много, а не в смысле пролили). Юная пара из солнечного Нижнего Тагила, даже, как мне показалось, чересчур юная, на глаз я не сразу разобрался, кто есть кто в довольно многочисленной и разновозрастной команде, прибывшей на фотосессию. Потом разобрался, и молодые нижнетагильцы мне объяснили: вначале была идея насчёт Dream Factory, типа — фабрика грёз на колёсах. Мысль о подводной лодке пришла тоже как-то бесконтрольно, когда обнаружилось: аппаратура, запланированная к установке в эту машину, в упакованном виде в эту же машину не поместилась. Руководителя проекта это, впрочем, не особенно смущало, проект системы к этому времени вчерне был готов, и по нему получалось, что распакованное — влезет.
Откуда взялся проект? Он в каком-то смысле — дитя другого проекта и объяснимых человеческих страстей. Илья и Маша в своё время увидели другую работу Александра, Lexus «Egoist», прошедшую по всем репортажам с автозвуковых соревнований (в том числе и наших). Проект, действительно, незаурядный, но и амбиции современной молодёжи легкомысленно было бы недооценивать. Маша и Илья задумали проект, с гарантией затмевавший бы «Эгоиста». В самой простой версии техзадание было таким: мультимедийная система самого высокого класса и максимально эффектного вида.
Всё просто, когда ясно сформулировано. Даже ещё яснее: в «Эгоисте» сочетаются разнородные (хотя неизменно топовые) компоненты, здесь хотелось сделать систему на одном козырном брэнде. В такой постановке выбор брэндов упрощается если не до минимума (минимум — это когда выбора нет), то до примитива. Pioneer или Alpine. А у кого ещё вы найдёте все компоненты одинакового топового уровня, от монитора до сабвуфера? У остальных — либо одно есть, либо другого нет, либо третье не годится.
Версию на «Пионере» анализировали. В принципе — можно, есть аудиоисточник требуемого класса, P90, скажем, есть видео (7900, здесь тоже без вариантов), но они не принадлежат одному семейству, и чтобы совместить их в одной системе, пришлось бы пожертвовать известной долей инженерного изящества. У Alpine же всё приготовлено заранее, именно для таких проектов. Называется — F#1 Status. На нём систему и стали собирать, вначале — на бумаге. Раз от каких-либо компромиссов отказались ещё до выхода «Наутилуса» в первое плавание, на берегу, так сказать, то и дальше на них не шли. Схема была реализована в варианте 6.1, то есть с двумя центральными каналами, фронтальным и тыловым. Далее: и фронт и, сурраунд (тыл, по-нашему) — трёхполосные и на топовых динамиках. Центры (оба) — тоже, но двухполосные. И главное: неуклонно поканальное усиление насквозь, один динамик — один канал.
Промежуточный итог: на схеме возникло 16 независимых излучателей. Это пока — без сабвуфера. Выбор акустики облегчила фирма — создатель семейства F#1 Status, в него входит трёхполосная модель SPX-Z18T и двухполосная SPX-Z15M. Значит: четыре этих и две тех. В отношении сабвуферов Александр (и не он один) уверен: для качественного звучания лучший выбор — «десятка» (кстати, на Урале говорят «десятчик» и «двенадчик», мне кажется, это как-то более мужественно). Но одного «десятчика» на такую гору широкополосной акустики, да в таком салоне, было бы недостаточно, решили — надо два. Это довело счёт по акустике до 18, а стало быть, такое число каналов усиления надо было приготовить. Усиление пришло в систему в униформе Alpine, разумеется, в слегка разных званиях. Все 16 небасовых каналов обслуживаются 4-канальными «статусными» MRV-F900, по всем законам арифметики их понадобилось четыре. А басы качают нарочно для этого придуманные импульсные PDX 1.1000, с выхлопом по киловатту на каждого.
Источник? Ну с этим-то всё как раз просто: DVI-9990R — это и аудио, и видео по самой верхней разметке, фронтальный монитор — из «статусных», подголовочные — из «общегражданского» семейства, но тоже будь здоров какие, плавали, знаем.
Засада ожидала создателей проекта не здесь, а в части процессора. Да, процессор серии F#1 Status изначально приспособлен для многоканальной формулы 6.1, но ведь на него предполагалось возложить и задачи деления частотных полос в поканальной системе с общим числом каналов 17 (два сабвуфера, понятно, считаем за один канал), а это уже чересчур. «Нет такого слова «чересчур», — дружно сказали участники проекта, в два молодых голоса и в один умудрённый опытом. И в системе появился не имеющий прецедента тандем из двух «мультимедийных менеджеров» PXI-H990, их объединённых сил хватило, чтобы каждому каналу усиления и каждому динамику дать требуемую полосу частот и необходимую временную коррекцию. Ну, при минимальной помощи пассивных кроссоверов.
Была (на ранней стадии проекта) и другая проблема. Touareg, как вы понимаете, электрически устроен очень по-современному, все команды бегают по CAN-шине, от которой даже простого ремоута не дождёшься, не говоря уже о сигнале включения габаритов. Здесь на помощь пришёл CAN-адаптер Alpine, основная задача которого — обеспечить управление с рулевых кнопок, а заодно, в виде бонуса, на его выходах появляется и +12 В для включения компонентов системы и сигнал о включении габаритов — для управления подсветкой.
Всё собрали, даже перевезли (на двух машинах), можно ставить. Фронтальную акустику разместили так: НЧ — в двери, СЧ — в торпедо, ВЧ — в стойки. Двери «Туарега» для установки акустики, в принципе, хороши, за одним исключением. Велики. По объёму. Головки Alpine/Scanspeak, так их, наверное, правильно будет называть, довольно низкодобротные, их надо бы или в ящик, или…
У Александра есть решение «или». Оно заключается в том, что объём двери, насколько это возможно, заполняется «акустическим балластом», на манер того, благодаря которому земляк Александра по имени Виктор и по фамилии Иванов в своё время заработал своё прозвище. Только в этом случае применяются не кирпичи, а экструдированный пенопласт. Блоки из него вклеиваются внутрь двери и подгоняются по форме так, чтобы не мешать работе механизмов, главным образом — стеклоподъёмников. Так удаётся сократить объём воздуха внутри двери до 50%, а бывало, по словам Александра, и до 35 — 40% от исходного. Помните, был разговор о борьбе Александра с бесхозными воздушными массами? Это вот — первое подтверждение сказанному. Будут и другие.
Одновременно с вытеснением ненужного воздуха при заполнении двери пенопластом решается и другая задача: позади басовой головки пенопласт наклеивается в виде небольших кубиков под произвольными углами, образуя нечто очень похожее на звукопоглощающие стены звукомерной камеры. Понятно, зачем, да?
Установка среднечастотников в торпедо натолкнулась на сложную систему воздуховодов, в итоге было найдено положение, при котором и расстояние между СЧ и ВЧ-излучателями сохранялось небольшим, и воздушные каналы не теряли функциональности. СЧ-головки работают на весь объём «подторпедного» пространства, которое должным образом к этому подготовлено: сама приборная панель, с виду не изменившаяся, изнутри основательно упрочнена стеклопластиком, а бесхозный воздух под ней заполнен синтепоном. Отдельный замкнутый объём выклеен для фронтального центра, и тоже с заполнением. «Чем меньше пустот, тем лучше звук», — А. Пастухов.
Тыл, он же, с учётом обстоятельств, сурраунд, тоже трёхполосный, на тех же головках, что и фронт, только там используются штатные пассивные кроссоверы, подключённые к усилителям би-ампингом. Басовики — так же, в дверях «с балластом», СЧ и ВЧ — в подиумах на задних стойках. А тыловой центр…
О нём нельзя говорить в отрыве от сабвуфера, потому что придётся отрывать. Два «десятчика» Александр задумал поставить друг напротив друга, он вообще считает, что фронтальная нагрузка для диффузора («пружинка», по его выражению) способствует. А здесь такую нагрузку друг для друга создают идентичные излучатели. Раз так, посторонние поверхности им не нужны, и решено было подвесить сабвуферную установку внутри салона на перископной, так сказать, глубине. Для этого вначале были сделаны 3D-эскизы, потом — совмещены с фото реального автомобиля, потом — сделаны шаблоны из фанеры… На этом этапе и выяснилось: конструкция чересчур изящна, чтобы удержать два X-Type на вытянутых руках, пусть и алюминиевых. Конструкцию опоры пересмотрели, она теперь опирается на пол в двух точках и цепляется за потолок — в третьей. Одновременно изменилась и конструкция акустики тылового центра. Объёма пулевидного подиума для тылового мидбаса (около 5 л) оказалось недостаточно, и, пользуясь новообретённой близостью конструкции к потолку, Александр пристроил к делу и находящийся под обивкой объём воздуха: подиум сообщается в «чердаком» салона через ПАС из неплотного войлока. А пищалка на потолке расположилась по-хозяйски, в своём подиуме с выборкой-тоннелем.
Любопытно, как всё происходит на подводных лодках. Неимоверное, кажется, не имеющее прецедента в наших публикациях количество компонентов в итоге разбежалось по машине относительно безболезненно для обитаемости. Багажник? Вы знаете, его приносили в жертву и куда меньшему оснащению, посмотрите, он ведь не забит под завязку, а там — шесть усилителей и восемь единиц акустики разного калибра, включая два торпедных боевых отсека объёмом по 25 л каждый. Лишнего объёма на подводных лодках не бывает, им надо распоряжаться с умом…
Фронтальный центральный канал (потом будет ещё один, не фронтальный)
Потеря штатного монитора не стала трагедией, специфическая автомобильная информация на него не выводилась, а для видео теперь есть другой, получше
Это не строенный фазоинвертор, а дань теме оформления. Типа — иллюминаторы…
Вот он, центральный, но тыловой. И СЧ/ВЧ-звено просто тылового, на заднем плане
Мониторы в подголовниках — то немногое в системе, на чём не стоит клеймо F#1 Status
НЧ тыловой акустики. Иллюминатор сюда поместился лишь один
Начиналось всё с 3D-эскизов, позже совмещённых с фото автомобиля в реале. Это всё — один из нереализованных вариантов
Уже в ходе макетирования стало ясно: консольная конструкция не годится. Второй вариант, «вразножку», стоит намного увереннее
В обивке потолка был сделан «полутоннель», позволивший частично утопить пищалку
Положение СЧ-излучателей определялось с учётом возможности сохранить работоспособность воздуховодов
Заполнение дверей пенопластом не только уменьшило их объём, но и создало акустические рассеиватели за диффузорами НЧ-головок
SQ
Touareg, как и других гостей столицы, мы устроили на съёмку в одну из московских студий, не будем называть имён, но это Sound Lab. И трудно было удержаться, чтобы не припахать к прослушиванию главного специалиста студии (не будем называть имён, но это Лысенко). Его тестовый материал отличается, на наш взгляд, особой жестокостью. На одном из дисков, например, есть запись музыкальной шкатулки, и он проверял, различаются ли на слух три разнокалиберные шестерёнки внутри (сказал — различаются, зачёт). На другом треке он требовал, чтобы было слышно, когда ударник бьёт в центр барабана, а когда — чуть не в центр. Подвергнув систему подобным изощрённым пыткам, мастер вышел к народу с вердиктом: верхняя середина и верха — выше всяких похвал, изумительная детальность и прочее. Поругал за нижний бас, сказав (видите, как нам удалось отлынить от работы), что «сабвуфер мешает мидбасу», размывая звучание в нижнем регистре. Впрочем (источник мнения прежний), это во многом связано с особенностями кузова «Туарега». После мастера трудно являться в калашный ряд, но отметим всё же: привычные нам фонограммы показали, что голоса в системе звучат несколько тяжелее обычного, очень внятное эшелонирование звуковой сцены сочетается с некоторой скученностью источников звука в центре. Но вообще — впечатляет не только видом, но и звуком.
RTA
Конечно, звучание системы определяется далеко не одной АЧХ, но всё же нельзя не заметить: горб на 40 Гц для системы такого класса говорит, что возможности настройки далеко не исчерпаны. Особенно если учесть: на остальной части характеристики придраться при всём желании не к чему, от 160 Гц и до самых звуковых окраин характеристика идёт «по-чемпионски», в пределах допуска ±3 дБ.