измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
КРОМКА ПРОГРЕССА
В рассуждениях о прогрессе и фирмах-производителях излюбленное словосочетание писателей — «передний край прогресса». Прогресс при этом представляется в виде плоской конструкции, наподобие ковра-самолёта.
Правильнее было бы представлять его чем-то вроде ножа с острым передним краем. Кто не успел запрыгнуть на этот край, будет неумолимо разрезан, а те высокие достижения, которые оказались выше режущей кромки, неминуемо достанутся тем, кто там, на переднем крае, обосновался. Из такого представления также следует, что прогресс на первых порах не затрагивает глубинных слоёв жизни, а меняет лишь видимый, поверхностный слой. Вот, к примеру, скажите, много ли изменилось оттого, что вместо кинескопных телевизоров мы теперь смотрим ЖК, а некоторые даже — страшно сказать — плазму. Да ничего, разве что понемногу отвыкаем задавать себе вопросы о естественности цветопередачи картинки. Чтобы, значит, не расстраиваться. А с распространением цифрового вещания на таких вопросах надо будет поставить крест окончательно. В аналоге мы видим помехи — это похоже на то, как смотреть из окна поезда через немытое стекло. В цифре всё будет хорошо, пока скорость потока (битрейт) не превысит возможностей тракта, а как только это произойдёт, картинка приобретёт мозаичную структуру. И это похоже только на цифровое телевидение и ни на что больше. Но это я немного отвлёкся. Так вот, по прошествии некоторого времени прогресс проникает всё глубже и глубже. Попробуйте представить себе жизнь в дотелевизионную эпоху (или в послетелевизионную, но это ещё сложнее). Или эпоху до появления персональных компьютеров. Или — до холодильников… И т.д., и т.д.
А вот «заднего края прогресса», наверное, не существует, только срез его становится всё глубже. Образно говоря, персональные компьютеры могут появиться и в горных селениях Перу, а дороги — в удалённых деревнях Восточной Сибири. Нет, с последним я всё-таки хватил через край, но, в общем, понятно, что этого самого края быть не должно, поскольку после него уже ничего нет.
Получается так, что все те производители, которые находятся на переднем крае и имена которых мы в нашей отрасли произносим с придыханием — Alpine, Clarion, JVC, Kenwood, Pioneer, Sony (по алфавиту, чтобы никому не обидно было), нашу жизнь, по сути, не меняют. Это несмотря на то, что, не будь вводимых ими новшеств, «нож прогресса» если и не остановился бы, то затупился изрядно. А жизнь меняют те, кто идёт следом, в нескольких шагах от передней кромки. Их имена как будто и не на слуху, а между тем в наших одиночных тестах, как правило, участвуют лишь персонажи с переднего края, а те участники, которые следуют плотными рядами за ними, фигурируют лишь в групповых. Тут всё логично — массовые продукты и тестируются в массе, иначе и быть не должно. И не будет, наверное. Но всё же любопытно было посмотреть: а что получится, если взять массовый продукт и копнуть чуть глубже, нежели это удаётся сделать в рамках группового теста? В конце концов мы так и сделали. И выбрали мультимедийный аппарат Supra SWM-703B. Начали…
Кнопочное оснащение у мультимедийных аппаратов, как правило, минимальное, поскольку дисплеи нынче у всех сенсорные, и выполненных «в железе» кнопок либо мало, либо очень мало. В данном случае без «очень»: предусмотрены кнопки переключения треков/станций, выгрузки диска, включения и управления громкостью. Кнопки невелики и над рамкой дисплея почти не возвышаются. Очевидно, что их использование рассматривалось авторами разработки в качестве запасного варианта. Для зрителей основная управленческая нагрузка ложится на пульт ДУ. В пульте (для разнообразия) не 44, а 43 кнопки. Маркировка кажется очень контрастной, в том числе и вследствие лаковой поверхности кнопок и поверхности пульта. Кнопки, конечно, ничуть не удобнее в нажатии, чем это типично для «карточек», но тут уж ничего не поделаешь.
Интерфейсное оснащение головного устройства Supra, как видим, среднее. Отсутствие цифрового выхода звука мы считаем минусом, хотя понятно, что типичному обладателю такого аппарата вряд ли придёт в голову связываться с внешним декодером многоканального звука. Выходы видео равноправные и независимые, то есть подключение или отключение нагрузки к одному из входов не влияет на амплитуду сигнала на другом. Айпод можно подключить к шине USB, аппаратом он будет рассматриваться как накопитель общего типа. Кстати, гнездо в формате USB Mini помещено на правую торцевую стенку дисплейного блока, в верхней её части, что довольно практично. Есть слот для карты SD, вы его можете использовать как резервный источник музыки или видео. Аппарат снабжён внутренним трансивером BT и может выполнять все обычные функции интеллектуального hands-free, правда без избыточности. В частности, ничего не известно в отношении возможности голосового набора. Из регулировок звука здесь предусмотрен лишь обычный тембр, считается, видимо, что для подобных устройств это не главное. Диммер не обнаружен. Управление углом установки дисплея осуществляется касанием средней или нижней части экрана. Удобно, однако, поскольку нажатие кнопки Open сразу вызывает открывание дисплейного блока и выгрузку диска. Всего наклонных позиций четыре, последняя из них — под 40 градусов к вертикали.
В настроечном меню лишь выбор региона вещания для тюнера и калибровка сенсорного экрана. Пользовательский интерфейс русский, но если вы в меню Setup DVD-плеера выберете язык меню, скажем, английский, то и общаться с вами аппарат станет уже на нём. Не очень понравилось то, как спешно Supra выходит из настроек звука или изображения — замешательства на 3,5 с достаточно, чтобы входить в режим пришлось повторно.
Оба банка АМ-тюнера предназначены для станций средневолнового диапазона. Если в настройках выбрать регион «Россия», то два банка из трёх будут отведены для станций нижнего ЧМ-диапазона. «Автоматика» работает на все банки сразу, заполнение двух первых из них длится 35 с, и ещё 8 уходит на третий, «западный» банк. Режим ожидания PTY, как и синхронизация часов (CT), не предусмотрен хотя часы имеются. Поиск осуществляется по 11 музыкальным и 12 речевым типам программ.
С накопителя USB считываются звуковые файлы в общепринятых компрессированных форматах, а также видео в MPEG1/2/4, по этому показателю Supra обходит и некоторых именитых «коллег».
С дисков в «компрессии» считываются тэги (но не по-русски). CD-текст на дисплей не выводится. Открыть переднюю панель можно и без включения аппарата, и в нём реализованы все привычные сервисные функции. Из дополнительных режимов нет сканирования, зато предусмотрено программное воспроизведение на 16 шагов. В mp3/WMA выводится список в два столбца: слева папки, содержащие звуковые файлы, справа — файлы в папке. Как только вы выберете папку, начнётся воспроизведение первого файла, даже если вам это не требовалось. Зато нужный файл вы можете выбрать, просто ткнув пальцем в его имя — такое программное расширение мне до сих пор встречалось лишь в «головах» от грандов отрасли. Ускоренный поиск фиксированный, скоростей пять, от двойной до 20-кратной. Подготовка к воспроизведению дисков CD и mp3 заняла по 17 с, для ознакомления с DVD аппарату понадобилось на пару секунд больше, по скорости «соображения» он всё же отстаёт от изделий фирм первого эшелона.
DVD-плеер не накладывает ограничений на регион диска. Диски DivX читаются без проблем, звук в DTS (конечно же) не воспроизводится. Выбор пунктов меню возможен прямо с использованием сенсорного экрана, до сих пор программная реализация и этой функции подавалась только ветеранам отрасли, теперь, как видите, уже не только. Выйти в меню Setup можно, когда воспроизводится любой диск. Меню построено в двух с половиной уровнях, страниц здесь шесть, хотя в данном случае хватило бы и трёх (включая настройки картинки «на стороне» плеера). Ну, для нас не новость, что многие производители не желают дорабатывать пользовательский интерфейс под конкретные изделия. В главное меню (Title) диска можно выйти только с пульта ДУ, а во внутреннее меню — только с помощью виртуальной кнопки, но к этому привыкаешь. Языковые предпочтения исправно передаются в режим воспроизведения диска. Адресный поиск осуществляется по главкам, частям и времени в пределах части. То есть по всему.
Слушаем. Мужские голоса на CD достаточно детальны, сибилянты слегка обострены, но в общем похожи на себя. Интонационная подача показалась сглаженной, самые низкие компоненты голоса немного запаздывают. В женском вокале маловато певучести, а у скрипок — лёгкости движений. Удары бубна переакцентированы, а чистоты им не хватает. Тарелки как бы уменьшены в размере и слегка замутнены. Рельеф бас-гитары тяжёлый, атака передаётся чересчур осторожно. Роялю недостаёт порыва, и объём его почти не ощущается.
Задник сцены в mp3 (128 Кбит/с) практически на месте. Второй вокальный план держится несколько поодаль, однако держится стабильно. Поверху динамика заметно ограничена, перед началом трека слышен артефакт, как будто аппарат делает «вдох». Вокал ощутимо упрощён, а звучание рояля кажется скруглённым. Бас по характеру похож на тот, что мы слышали на CD. Верх — тоже, в частности, у бубна резкая, «прыскающая» ударная фаза. С переходом на повышенный битрейт (это, как всегда, 256 Кбит/с) изменений немного. Тылы остались там же, вокал второго плана приобрёл подвижность, но по большей части всё ещё отдалён. Правда, поверху динамика стала свободнее, но мягкости голос так и не приобрёл.
Щелчок зажигалки Джеймса Бонда кажется смазанным, а удары, извините, в табло, без подсказки на видео и узнать непросто. Выстрелам и взрывам не хватает резкости. Стекло бьётся, я бы сказал, с «акриловым» звуком. Правда, диалоги передаются очень чётко, будете заниматься изучением иностранных языков — пригодится. Конечно, и вокал в музыкальном сопровождении артикулирован очень неплохо, а вот динамика барабанов воспроизводится далеко не полностью. Басов субъективно немного, и оформлены они не идеально.
Теперь смотрим. DVD-плеер на внешний монитор честно выдаёт полосу «чернее чёрного». В режиме паузы, как обычно, задействована память на поле — наклонные линии кажутся зубчатыми. Яркостных шумов как в NTSC, так и в PAL немало, правда в основном они имеют случайный характер. Уровень цветовых шумов на диагональной сетке средний. Передаются все три градации чёрного и столько же белого. Контрастные цветные переходы воспроизводятся без окантовки — тут они молодцы (не переходы, конечно, а разработчики). Центровка картинки «по нулям» в горизонтальной плоскости и со сдвигом вверх на 1%, что, наверное, тоже близко к идеалу. Ширина трёх проблемных переходов между цветными полосами 0,25/0,4/0,5% (NTSC) и 0,4/0,4/0,3% (PAL) — это не много и не мало. Цвета мягкие и комфортные, возможно, даже чуть блёклые, но в мониторе эта проблема решается на раз. В европейской системе лица имеют чуть заметный коричневатый оттенок.
Формат представления кадра в мониторе не переключается, это, кстати говоря, распространённый недочёт у недорогих «голов». Картинка в широком формате передаётся без геометрических искажений. Чтобы выйти к настройкам параметров изображения, требуется три нажатия кнопок. Это, впрочем, не так уж и страшно, хуже, что палетты настройки закрывают всю центральную часть экрана. Все параметры регулируются в пределах от 0 до 14 (по умолчанию стоят на 7). Наш вариант настройки получился таким (Я/К/Н/Цт): 10/14/7/7. Контрастность, как видите, пришлось установить на максимум, и похоже, что на максимум светимости дисплея мы не вышли. Цветовой тон можно не трогать. Насыщенность и в среднем положении не самая высокая (по монохромным цветам). Но у лиц оранжево-жёлтый оттенок, а если насыщенность уменьшить, оттенок сменится на коричневый, поэтому мы сочли за лучшее оставить регулятор в среднем положении. Ширина переходов между цветными полосами 1,0/0,7/0,8% (NTSC) и 0,7/0,7/0,7% (PAL). Яркостных шумов, понятно, не меньше, чем поступает с плеера, но здесь можно заметить и регулярную составляющую в виде почти горизонтальных полос. Передаются три градации белого и одна — чёрного. Разноцветности на диагональной сетке нет. Мелкая прямая сетка воспроизводится без горизонтальных линий. На контрастных цветных переходах присутствует лишь незначительная окантовка по набросу яркости.
Supra SWM-703B, cерийный №000208
ЧМ-тюнер
- Диапазон CCIR/OIRT
- Чувствительность, мкВ 1,6/1,1
- Полоса частот, Гц (-3 дБ) 15 — 9700
- Отношение сигнал/шум, дБА 66
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,4
- Вход Aux, полоса частот (-1 дБ), Гц 14 — 16300
Аудио (CD)
- Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -1,1/-2,0
- Отношение сигнал/шум, дБА 76,5
- Переходное затухание, дБ (1 кГц) 63
- Динамический диапазон, дБ 65
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,2
Видео (DVD)
- Разрешение по горизонтали, твл 460
- Амплитуда сигнала на линейном выходе (75 Ом), В 1,4
Видео (дисплей)
- Формат 1,76:1
- Количество пикселей 320 х 234
- Диагональ изображения, мм 177
- Системы цветности NTSC/PAL/SECAM
- Контрастность 90:1
- Разрешающая способность (4:3/16:9), твл -/340
- Яркость, кд/м2 135
- Углы обзора, град.
- H ±50
- V +30/-10
Аудиосекция
- Выходная мощность, Вт RMS (КНИ = 2,6%) 18,1
- Регулировка тембров, дБ
- ВЧ +13,7/-13,0
- НЧ +14,0/-13,6
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Мультимедийное головное устройство
- КТО
- Supra SWM-703B
- ПОЧЕМ
- 13600 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Слот SD
- Трансивер BT
- Оба ЧМ-диапазона
- Читает тэги
- Широкие углы обзора дисплея
- ЭТО — МИНУС
- Нет цифрового выхода звука
- Нет CD-текста
- Не переключается формат кадра
- Невысокая яркость дисплея
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Мультимедиа для всех
- РЕЙТИНГ
- Интерфейс 8
- Удобство управления 8
- Технические характеристики 7
- Видео (дисплей/DVD) 7/8
- Аудио 8/7/8
- Итог 38,17
Уровень шумов тюнера не столь и высокий, нынче редко бывает меньше. Вот, правда, коррекция тюнера американо-азиатская, потому и полоса ограничена. Как при работе тюнера, так и при воспроизведении CD на выходе появляется ограничение на максимуме громкости. У регулятора басов эквалайзерная частотная характеристика, диапазон регулирования измерен на центральной частоте 58 Гц. Регулятор ВЧ имеет обычную тембровую характеристику, и диапазон, как и обычно, измерен на 10 кГц. Обратите внимание, при каком уровне искажений зафиксирована максимальная выходная мощность усилителя, у его микросхемы оказались довольно высокие искажения.
Уровень шумов показался довольно высоким, поэтому мы решили повнимательнее рассмотреть спектрограмму шумов. Никакого криминала, впрочем, не нашли: спектр сплошной, амплитуда составляющих держится на уровне -95 дБВ (это значит, децибелы относительно 1 В), а выше 2 кГц поднимается до -92 дБВ. Видимо, основные составляющие находятся выше 22 кГц, а измерительный комплекс Clio такие частоты просто «не видит». Динамический диапазон измерен по японскому стандарту JIS как относительный уровень гармоник (относительно 0 дБ) сигнала частоты 1 кГц, записанного с уровнем -60 дБ.
Амплитуда видеосигнала на выходе плеера необычно высокая, отсюда, наверное, и пониженная насыщенность картинки на внешнем мониторе. У дисплея практически идеальное соотношение сторон (16:9), а следовательно, и отсутствие геометрических искажений картинки формата Wide. Пиксели дисплея относительно крупные, с этим, вероятно, связаны и широкие углы обзора (особенно по горизонтали). Чтобы никто не спрашивал, как это измеренное разрешение оказалось выше физического, сразу попробую объяснить. Во-первых, измерение разрешения по таблице имеет погрешность до 20 твл. (Впрочем, соотношения этих показателей в пределах одного теста означают реальные соотношения по детальности картинки между теми и другими участниками.) Во-вторых, чем меньше контрастность дисплея, тем меньше «биения» полосок, по которым на экране определяется разрешение. Мы же неспроста говорили, что дисплеи с низкой яркостью более комфортны в просмотре, а здесь яркость как раз невысокая.