Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
По живой силе — из автоматов, по технике — из гранатомётов, так, кажется, полагается? Можно и наоборот, но эффективность недружественных действий окажется не та…
ШТУРМОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
JL Audio A6450 | Kicker MX 700.5 | Kicx QS 5.300 | Magnat Black Core Five | Revolt RS 150.5
По традиционному распорядку гранатомётами по технике работают специально обученные люди, которые и называются соответственно. Но это — в поле. А при ведении военных действий в стеснённых условиях удобнее, чтобы если не все, то хотя бы многие из стрелков являлись по совместительству и гранатомётчиками. Так и появились подствольники…
Между многоканальными усилителями и штурмовыми винтовками с гранатомётом нетрудно провести параллели. Начнём с того, что те и другие применяются в стеснённых условиях. То есть, если условия позволяют, имеет смысл завести отдельный «гранатомёт» (басовый моноблок). Специализированная техника (как той, так и другой категории), конечно, мощнее, и «дальность поражения» у неё больше. Но басовый моноблок, в общем-то, не каждому и нужен. А объединение двух различных видов вооружения в одном устройстве позволяет сэкономить пространство и — что тоже немаловажно — денежные средства.
Есть одно (как минимум) принципиальное различие между подствольным гранатомётом и «моноблоком» в составе многоканального усилителя. Если первые появились после того, как конструкция гранатомётов как самостоятельных устройств была многократно обкатана, то эра многоканальных усилителей настала до того, как одноканальные усилители получили широкое распространение. Многоканальный усилитель явился развитием четырёхканального: была просто добавлена пара каналов с повышенной нагрузочной способностью. Если «обычные» каналы могут включаться мостом на нагрузку с импедансом не меньше 4 Ом, то басовые каналы (часто, но не всегда) допускают в мосту нагрузку 2 Ом. А дальше произошло углубление специализации: если басовые каналы всё равно включаются в мост, то можно проделать эту операцию внутри усилителя, тем самым упростив монтаж снаружи. Позже басовые каналы обзавелись собственным источником (по меньшей мере — собственным напряжением) питания. А в нынешние времена всё чаще встречаются так называемые «гибридные» усилители, в которых басовый канал реализован усилителем в классе D, а все прочие пока что работают в традиционном классе AB. От специализации проиграли только те, кто рассчитывал все каналы многоканального усилителя использовать в режиме стерео (подключение трёхполосной акустики способом три-ампинга) — пятиканальный аппарат такую возможность им не предоставит. По счастью, осталось ещё некоторое количество шестиканальных аппаратов, если поискать, то найти можно, один такой встретится нам и в сегодняшней группе.
Думаю, не будет лишним прикинуть, какую мощность басового канала можно считать достаточной, а какую минимально необходимой. Ответ, как всегда, зависит от способа включения. Для начала предположим, что четыре широкополосных сигнала усилителя нагружены на фронт и тыл, которые пользуются в вашей системе равными правами. (Пусть это как бы и не совсем правильно, но мы живём в как бы свободной стране.) Казалось бы, правильнее всего взять кривые распределения спектра музыкального сигнала и по ним рассчитать, какая требуется мощность усилителя. В частности, из канонической кривой распределения IEC явствует, что ниже 100 Гц сосредоточено менее 14% мощности сигнала. Даже если учесть, что тот материал, который слушают в машине, под каноническую кривую не подпадает, всё равно получится, что мощность на сабвуфере не должна быть больше, чем на любом из остальных каналов. Но дело-то в том, что максимальная мощность усилителя и спектральное распределение мощностей звукового сигнала не соотносятся никак. Надо танцевать от амплитуды, а тут всё просто: амплитуда колебаний в диапазоне от 80 до примерно 300 Гц постоянна. По счастью, амплитуды источников складываются векторно, а не арифметически, так что на четыре канала мы получаем не учетверение, а лишь удвоение амплитуды. Чтобы обеспечить такую амплитуду, измеренная (на синусе) мощность сабвуферного канала должна быть в четыре раза выше, чем мощность каждого из оставшихся четырёх каналов. Это требование несколько ослабляется тем фактом, что реальная (с учётом акустики салона) чувствительность среднестатистического сабвуфера выше, чем чувствительность акустики. Но оно же и усугубляется тем, что многие из нас предпочитают слушать музыку с «перекосом» спектра в сторону низких частот. Как резюме можно считать, что сабвуферный канал должен быть примерно втрое мощнее остальных. Но это при прослушивании музыки в «квадрофоническом» режиме. Естественно, если четыре канала используются для включения фронтов би-ампингом, суммарная амплитуда понизится в корень из двух, требуемая мощность басового усилителя станет вдвое меньше. То есть полутора-, максимум двукратного превосходства сабвуферного канала над сателлитными уже достаточно.
С мощностями многоканальных усилителей, выражаясь языком спасательных служб, ситуация стабильная. Если, к примеру, двухканальные аппараты делаются под разные запросы по мощности, то для многоканальных (которых в линейке всегда немного) выбираются наиболее ходовые показатели мощности. В частности, в сегодняшней группе выделить по этому показателю мы смогли лишь одного участника. Тут, наверное, надо напомнить, что оценку мы выставляем по суммарной мощности усилителя, но соотношения мощностей сабвуферного и сателлитных каналов между разными моделями различаются: у кого-то ощущается приоритет басов, у других же, напротив, превосходство басового канала над остальными не столь существенно. Обобщённо можно сказать, что на нагрузке 4 Ом мощность сабвуферного канала выше, чем у каждого из остальных (тоже на 4 Ом, конечно), в 1,5 — 2,5 раза. Если пятый канал нагружен на 2 Ом, то его мощность будет в 2,5 — 3,5 раза выше. Теперь, если вернуться на абзац выше, где мы определяли необходимое соотношение мощностей для разных вариантов использования усилителей, можно будет сделать любопытный практический вывод. Вот он: в инсталляциях с фонтом и тылом желательно подключать к басовому каналу нагрузку 2 Ом, при работе только с фронтом достаточно сабвуфера с импедансом 4 Ом. Получается, что если у вас система с грамотным построением звуковой сцены, то и пятиканальный усилитель будет работать в более лёгком режиме, а значит, потенциально обеспечит бас более высокого качества.
И, наверное, не только бас — теоретически, по крайней мере. Дело в том, что присутствие в одном устройстве мощного басового усилителя и относительно маломощных усилителей фронта влияет и на работу широкополосных каналов. Во-первых, через источник питания, вызывая модуляцию его напряжения в такт току потребления басового канала. Во-вторых, тоже через источник питания: у более мощного источника выше ультразвуковые наводки, а следовательно, меньше отношение сигнал/шум и переходное затухание между каналами. Впрочем, все эти проблемы удаётся купировать путём применения раздельных источников для басового канала и для всех прочих. А переходное затухание, кстати говоря, и в двухканальных усилителях иной раз бывает не блестящим.
Типичный пятиканальный усилитель — вещь специализированная, рассчитанная на использование по схеме «Фронт/Тыл/Сабвуфер». У большинства из них сабвуферный канал и не может работать в широкополосном режиме. Соответственно, мы не считаем минусом, когда в небасовых каналах доступен лишь фильтр высоких частот. Хотя для би-ампинга фронта требуется, чтобы в одной паре каналов диапазон перестройки фильтра ВЧ добивал до 5 кГц, а в другой паре был предусмотрен режим полосового фильтра. Усилители с такими возможностями тоже встречаются, хотя они и в меньшинстве, что, наверное, естественно, ибо такие инсталляции (с использованием многоканальных аппаратов) в меньшинстве тоже. Вообще, качество реализации фильтров многоканальных усилителей, по крайней мере в пределах сегодняшней группы, внушает определённый оптимизм. То есть разработчикам как-то удалось «придушить жабу» и начать ставить в регуляторы частоты среза счетверённые подстроечники. Впрочем, встретилось и другое решение: регуляторы ставим по-прежнему, сдвоенные, но фильтр ВЧ реализуем третьим порядком, так что эффективная крутизна (от -10 дБ и вниз) меняется не от 12 до 6, а от 18 до 12 дБ/окт. Решение, конечно, не потрясает своей стройностью, но по крайней мере такой фильтр достаточно эффективен во всём диапазоне.
В пределах нынешней группы не встретилось ни одного участника с входами высокого уровня, что, в общем-то, странно: действительно, что может быть естественнее, чем использование многоканального усилителя для решительного, одним ударом, апгрейда штатной системы? Хотя не так уж сложно организовать переходник от симметричного сигнала на несимметричный, главное, чтобы диапазон перестройки чувствительности усилителя это допускал. Так что отсутствие входов уровня громкоговорителей мы к категории минусов не относим. Зато в эту категорию попадает узкий диапазон чувствительности усилителя, когда на минимуме регулятора усиления (Gain) чувствительность остаётся выше (то есть меньше) 3,5 В. Кстати, напомню: два входа сабвуферного канала, как правило, работают в режиме суммирования, поэтому, подавая сигнал лишь на один из них, вы как бы загрубляете чувствительность вдвое. Впрочем, встречаются усилители, в которых входные цепи реализованы хитрым образом, и об этом будет сказано в комментарии к измерениям. По умолчанию считаем, что входной сумматор работает именно как сумматор, а не как-то там ещё.
Как и отдельно стоящие басовые усилители, многоканальные аппараты обычно снабжаются дистанционным регулятором баса, или по крайней мере предусматривают его подключение. Причём чаще всего изготовитель «забывает» написать, чем именно управляет регулятор — усилением басового канала либо же работает как буст, изменяя АЧХ сабвуферного канала. Разница тут, на мой взгляд, принципиальная: буст меняет структуру низов, создавая тот самый «желудочный» бас, который многими считается необходимым атрибутом звучания в машине. Регулятор уровня хотя и тоже меняет спектр сигнала, но влияние его отчасти сходно с работой тембра НЧ, тогда как функции буста может взять на себя только параметрик в «упакованном» головном устройстве. Сами можете сделать вывод, какая из реализаций дистанционного регулятора полезнее, скажу только, что в большинстве усилителей этого теста дистанционный регулятор работает как управляемый аттенюатор, уменьшая чувствительность басового усилителя. Именно такую его функцию будем подразумевать по умолчанию.
Как правило, многоканальные усилители умеют работать не только с пятью (шестью), но и с четырьмя входами, что, в общем, естественно: не все «головы» снабжаются тремя парами выходов, а при доводке штатной аудиосистемы больше четырёх выходов зачастую взять просто негде. Отсутствие такой возможности это определённо минус. Ну а возможность работы с двумя входами — своего рода бонус, который тоже может пригодиться.
На этом изучение матчасти можно закончить. Пора переходить к практическим занятиям, вооружения сегодня пусть и не очень много, зато оно самое современное и уж точно не самое простое.
МЁД & ДЁГОТЬ
Отрадно заметить: при небольшом числе участников их уровень оказался изрядным, поэтому ту или иную форму признания получат больше половины явившихся на тестирование. Больше всех набрали баллов двое: Magnat и Kicker. Оба усилителя — удачные, но второй из них заработал победные баллы, в том числе, и за удобство установки, что, конечно, важно, но всё же не так, как другие характеристики. Поэтому «Лидером» теста становится Magnat, а заслуженным «Фаворитом» — Kicker. С минимальным зазором за этими двумя призёрами идут ещё двое: Kicx и JL Audio, у второго — очень интересные характеристики, его бы мы рекомендовали тем, кто за преимущества в звуке готов пожертвовать чем-то менее важным. Такого рода «Рекомендацию» этот аппарат и получает.