Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
То, что потолочные мониторы смотрят только так, явствует уже из их английского названия — overhead monitor. И не только из него, если разобраться.
ГЛЯДЯ ПОВЕРХ ГОЛОВ
NRG DCTV-855 | Clarion OHM1088VD | Kenwood LZH-100W | Soundstream VCM-11DX
Теоретически представима такая инсталляция, где монитор подобного типа будет установлен на столе или какой-то опоре — к примеру, между передними сиденьями или чуть сзади. Но для этого надо, чтобы и картинку на дисплее можно было перевёрнуть «вверх ногами». А вот с этим как раз проблемы. И если в ходе прошлых тестов нас ничуть не удивляли мониторы, в которых была заложена и такая опция, и оборот изображения в горизонтальной плоскости («зеркальный»), то в сегодняшней группе эта функция не предусмотрена ни у одного участника. С одной стороны, правильно: такие опции вместе с операционной системой переходят по наследству от мониторов, предназначенных (как вариант) для установки на приборную панель. Если в потолочнике таковых нет, значит, по крайней мере пользовательский интерфейс разрабатывался именно для этого класса изделий, а не для монитора вообще. Но, с другой стороны, это означает, что монитор надо монтировать только «как положено», а установщику надо будет несколько умерить полёт фантазии.
Для нетривиальных аудиовизуальных инсталляций, впрочем, существуют хорошо проверенные на практике варианты, связанные, в частности, с привлечением к участию в проекте компьютерного монитора. (В последнее время в связи с появлением ультракомпактных проекторов со светодиодной «лампой» вариантов становится ещё больше.) А прелесть серийных мониторов как раз в том, что они позволяют ценой относительно скромных затрат средств и сил получить в авто видеоизображение театрального качества. Мало того, поскольку большинство мониторов для установки на потолке салона включают в себя и DVD-плеер, они закладывают основу для строительства мобильного театра по «обходной технологии». То есть для задних пассажиров, «обходя» места водителя и переднего пассажира.
Насколько полноценным получится такой театр — вопрос отдельный, и односложный ответ на него дать не удастся. Что касается картинки, всё будет зависеть от «калибра» дисплея. Большинство производителей выпускают мониторы с дисплеями 10 и 15 дюймов, некоторые дополняют ассортимент ещё и устройствами, оснащёнными 8 — 8,5-дюймовым экраном. Что касается 15-дюймовых, то тут даже нет вопроса, для мобильного театра это, вероятно, оптимальный вариант. (Мы сейчас не берём эксклюзивные решения, вроде тех, которые упоминались выше.) Впрочем, дисплей такого калибра предъявляет определённые требования к размерам салона (крыши, как минимум), так что в небольших авто и 10-дюймовый дисплей не исключает определённой «театральности». Дисплеи диагональю 8 — 8,5 мм можно считать лишь «условно театральными», хотя и они, как правило, дают картинку, выгодно отличающуюся от той, что воспроизводят мультимедийные «головы».
Отличающуюся чем? — спросите вы. Чем-чем… для начала — размерами. Наше зрение оперирует не линейными величинами, а площадями деталей (и картинки в целом), а площадь даже 8,5-дюймового экрана на круг в полтора раза больше, нежели у обычного в «головах» экрана диагональю 7 дюймов. Потом, чем меньше диагональ экрана, тем меньше оптимальное расстояние для его просмотра. Определяется это расстояние по-разному, мне наиболее практичным кажется такое правило: угол обзора экрана должен составлять 30 градусов. А это означает: если вы сидите по центру, расстояние от вашего глаза до экрана должно составлять 1,866 ширины этого самого экрана. Нетрудно прикинуть, что попытка последовать этой рекомендации при просмотре дисплея головного устройства (ширина 15,5 см) может негативным образом повлиять на зрение. Это не говоря уже о том, что правильно (то есть по центру) «поставить» голову (на этот раз — вашу) будет проблематично. Вот это и будет «в продолжение»: более удобная для просмотра позиция потолочного монитора. Что касается таких характеристик дисплея, как яркость и контрастность, то с ростом площади матрицы обе они имеют тенденцию к снижению, однако с субъективной точки зрения рост детальности (особенно по цвету) всё же склоняет весы «в плюс». А ещё при относительно узкой направленности картинки рост размера экрана существенно повышает комфортность просмотра.
Что же касается звука, то здесь ситуация не столь безоблачная. DVD-монитор это не «кинотеатр в коробке», в лучшем случае здесь присутствуют два динамика, которые к тому же за пределами речевого диапазона работают несколько своеобразно. Правда, все мониторы оснащаются ИК-модуляторами (стерео), и звук от них могут принимать любые наушники, рассчитанные на стандартные частоты (2,3/2,8 МГц). Но качество передачи по ИК-каналу никак не претендует на хай-фай, да и конструкции самих наушников часто далеки от совершенства. Кстати, в пределах сегодняшнего теста пришлось заслушать одного из участников именно по ИК-каналу, и полученные нами свежие впечатления никоим образом не послужили опровержением вышесказанного. Если не все, то многие модели мониторов оснащаются ещё и ЧМ-модулятором, позволяющим передать звук на тюнер, и от него в аудиосистему авто. Но здесь та же картина: по ширине полосы и иным характеристикам звукового тракта грошовый модулятор несравним с вещательным ЧМ-передатчиком. Одно спасает: мониторы, как правило, снабжаются и обычными линейными выходами, а поскольку входами Aux нынче оснащены практически все «головы», то имплантировать в вашу систему приличного качества звук «для кино» будет несложно. Однако и здесь никто не даст гарантии, что полоса поступающего на линейные выходы сигнала не будет уже ограничена с целью избежать перегрузки ИК-канала и наушников.
Обратите внимание: всеми этими средствами передачи звука располагают и обычные мониторы, без DVD. Получается, что DVD-плеер по звуку как бы не у дел, по крайней мере отчасти: многоканальный звук вы от него не получите. (На самом деле не выискивать же антикварный DPL-декодер для преобразования стерео в сурраунд.) Известное решение — цифровой выход звука, кому без многоканального звучания жизни нет, разберётся, что с ним делать. Однако DVD-мониторы с цифровым выходом — большая редкость, так что можно сказать, что если для показа картинки мобильного театра потолочные мониторы подходят в лучшем виде, то в качестве источника вернее будет задействовать головное устройство. Впрочем, ни для кого не секрет, что DVD-панели ставятся изготовителем в мониторы, чтобы они (мониторы) лучше продавались и проще устанавливались, отсюда и отношение к DVD-драйвам соответствующее.
В устройстве DVD-мониторов хорошо прослеживаются «контуры» его составных частей: у мониторов и DVD-плееров персональные меню, да и кнопки управления, как правило, отдельные. Функции DVD-плееров, как я понимаю, всем давно известны. Впрочем, даже здесь сказалась тенденция к упрощению, в частности, у некоторых участников сегодняшнего теста не реализована функция выбора языковых предпочтений (за что боролись отцы и деды?), у кого-то отменены всяческие адресные поиски. Да, и в рамках этого материала нам придётся на время забыть о таких «излишествах», как воспроизведение звука в DTS, декодирование файлов AAC и даже чтение CD-текста и привычных уже тэгов. Если первую позицию (и с натяжкой — вторую) ещё можно объяснить экономией, то две последние — уже за пределами добра и зла (согласно нравственному закону наступившего тысячелетия). Отсутствие цифрового выхода мы не будем считать минусом — что же поделаешь, если установлены такие странные нормы. Вообще говоря, складывается впечатление, что разработчики данных устройств глядят на окружающих (с их потребностями) тоже поверх голов. Ну складывается, что ж теперь…
Ну ладно, что есть, с тем и начнём работать. По умолчанию будем считать, что DVD-плеер читает диски всех регионов, что функция Resume работает до момента выгрузки диска и что в режиме паузы у плеера задействована память на поле, так что точки теряют регулярность, а на наклонных линиях появляются «ступеньки». Ускоренный поиск фиксированный, если в DVD-ресиверах от производителей с давними традициями ещё есть какие-то варианты, то здесь как раз без них. Впрочем, коль скоро DVD-мониторы не предназначаются для того, кто находится за рулём, то и трагедии мы тут не видим. И не будем говорить о функциях драйва, которые традиционно называем «сервисными»: в этих устройствах они не реализуются, поскольку включаете (и выключаете) вы монитор, а DVD питается уже от него. Считаем также, что в «компрессии» на дисплей выводится список в один столбец: здесь либо папки одного уровня, либо файлы в папке. Перемещаться по списку, как правило, можно свободно.
С функциями монитора на первый взгляд всё просто: ему надо преобразовать видеосигнал в картинку, и сделать это по возможности честно, независимо от того, в какой системе кодировки цветности и в каком геометрическом формате он передаётся. Плюс передать звук дальше и при необходимости воспроизвести его самостоятельно с минимальными купюрами. Ну а дальше по мелочам: потолочный монитор (в отличие от экрана или монитора домашнего) обязательно должен иметь «походный» режим, когда он никому не мешает и как можно меньше напоминает о своём присутствии. А поскольку он частенько вытесняет с потолка плафон, ему приходится брать на себя и функции светильника. Начнём с самого простого, то есть с конца списка. Раньше, когда встроенные лампы были действительно лампами накаливания, мы, помнится, фиксировали их ток потребления. Теперь почти везде используются белые (относительно) светодиоды, которые скопом потребляют не более 100 мА, по сравнению с аппетитом панели с плеером (1,0 — 1,5 А) это такие мелочи, о которых и говорить не стоит. Светильник, как и положено, может включаться как вручную, так и по сигналу от концевика двери. Угол открывания монитора на самом деле не такая маловажная позиция, как может показаться. Особенно если оптимальный угол просмотра положительный, то есть глаза зрителя должны находиться выше перпендикуляра к плоскости дисплея. Какой рост у типичного зрителя с заднего сиденья — прикинули? Чтобы у него/неё глаза находились в «плюсе», дисплейный блок надо развернуть вниз конкретно, а никак не на распространённые 110 градусов (отсчет мы ведём от походного положения). Вообще думается, что у правильного overhead-монитора оптимальный угол должен быть отрицательным, это, во всяком случае, логично. Памятуя о нефантастических возможностях DVD-плеера (по части звука в первую очередь, но не только), понимаем, что у монитора должно быть два AV-входа, чтобы один из них зарезервировать для «головы». А второй вход — для камеры (чтобы, скажем, сразу же отсмотреть отснятый материал) или для игровой приставки — их задние пассажиры страсть как любят.
А теперь возвращаемся к началу, то есть к видео. Было уже достаточно сказано о том, что по субъективному качеству картинки, да и по объективным показателям, потолочники пока что не оставляют «головам» никаких шансов. Но есть одна позиция, по которой и здесь всё далеко не безоблачно. Это геометрические искажения. Кто-то шибко умный придумал, что если взять дисплей промежуточной геометрии 1,66:1 (5:3), то можно сэкономить на программе преобразования форматов — типа искажения будут незначительными для картинки как формата Regular, так и для Wide. Я бы посмотрел на происходящее под иным углом: ни в том, ни в другом формате вы не получите точной передачи геометрических соотношений. Впрочем, даже если выбор формата кадра предусмотрен, не факт, что программа-интерполятор будет рассчитана именно на такую ненормальную геометрию — и опять же неискажённую передачу геометрии вы не получите ни в Wide, ни в Normal.
Хотелось поделиться размышлениями о причудливых, даже революционных, путях развития передовой технической мысли, но, видимо, придётся оставить их на другой раз. А пока что поглядим поверх голов — интересно, что увидим?
МЁД & ДЁГОТЬ
В сегодняшней довольно неоднородной (даром что небольшой) группе лучше всех показал себя Clarion. Единственное, что ему можно инкриминировать — несколько пренебрежительное отношение к дискам DivX. Впрочем, изготовитель и не обещал ничего на этот счёт. «Лидер», и всё тут. Позицию «Фаворита» занял Soundstream. «Лидеру» он уступает главным образом по звуку. Зато без запинки работает с DivX, и у него есть гнездо USB, а это сейчас в цене. Остальные двое участников тоже по-своему интересны. Kenwood — благодаря наличию цифрового выхода можно рекомендовать для «театральной общественности». NRG как раз, наоборот, подойдёт тем, кто не собирается от звука требовать слишком многого. И кто не собирается идти на значительные траты. Но вопросы к ним возникли, поэтому решено было рекомендации сегодня не давать.