Студия: SoundLab. Руководитель проекта: Александр Лысенко
Вот уж не думал. Ведь сколько лет прошло. Но привычка просматривать прошлые работы студии, прежде чем приступать к очередной, принесла забавный результат…
ЗАДОМ НАПЕРЁД
- Тип системы: аудио/видео
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine DVA-9965R, CHA-S624
- Процессор: Alpine PXA-H701
- Монитор: TME-M860
- Усилители: Sinfoni Amplitude 50.4x, Shadow 50.2 SPX, Xetec P2 EVO
- Акустика: CDT Audio ES643, Scanspeak 13M/8640-00, Morel Supremo Piccolo
- Сабвуферы: Xetec G-10 XLS
Пять с лишним лет назад, в феврале 2004 года, тогдашний заведующий этой рубрикой Сергей Гаврилюк назвал свой материал «Ехали медведи». Это было про Landrover из Надыма, с аэрографией на тему этих животных. Делали машину в AV Studio, что означает того же Александра Лысенко, только одетого по тогдашней моде. Вторая строфа бессмертного произведения Корнея Чуковского, где про кота задом наперёд, была помянута справочно, в надымском «Дефендере» нос и корма находились в обычных позициях. А вот здесь и знаменитый кот-диссидент, и другие фигуранты той давней притчи оказались бы вполне уместны. Почему — вы увидите (именно увидите, а не просто прочтёте) совсем скоро, а прямо сейчас надо бы ответить на вопрос, который вы не задаёте, а должны бы. Почему вы, не пропускающие ни одни автозвуковые соревнования, эту машину видите впервые? Может, потому, что постройку системы закончили только вчера вечером? Нет, гораздо раньше. Уже почти год. А может, она и не предназначалась для спортивной деятельности? Предназначалась. Именно для неё. Так как же это вышло?
А вот как. Два любителя, в разное время установившие в свои машины аудиосистемы в студии Лысенко и с одинаковым успехом потом занимавшие призовые места на соревнованиях, решили объединить усилия в спецпроекте. Построить (руками и мозгами того же мастера) систему, которая будет наводить ужас на соперников на соревнованиях любого ранга. Так, чтобы «волки от испуга скушали друг друга». Чтобы, как слониха из того же канонического текста, «села на ежа». Чтобы… впрочем, загляните в первоисточник, там картина всеобщей деморализации показана очень рельефно. Причём сначала в SQ, а потом — в EMMA Racing. В этой последовательности или задом наперёд, неважно.
Для своего мегапроекта друзья где-то достали экземпляр нечастой у нас Toyota MR2. Состояние приобретённого образца было, как бы сказать… Назвать эту машину «убитой» было бы так же легковесно, как сказать про Юлия Цезаря «недавно ушедший от нас». Салон, например, судя по виду, был не просто убит, а уже не один раз похоронен. И это было на руку авторам идеи: пилить и кромсать блестящее и ненадёванное психологически труднее.
Бюджет проекта в целом особенно не ограничивался, здесь мы снова обратимся к литературному первоисточнику. Как там?.. Вот: «Бедный крокодил жабу проглотил». Друзей было двое, в отличие от крокодила, оба — небедные, так что с жабой расправились в два счёта. Результат при таком подходе, обратите внимание, нетривиальный. Компоненты системы дорогие, кто спорит, но не фантастически дорогие, самоцелью была не цена, а оптимальные для этой системы характеристики.
Без обсуждения в аудиотракт было принято головное устройство, не раз уже говорилось: этот, формально, AV-источник Лысенко считает оптимальным именно для звуковых систем высшей категории. И не раз доказывал: правильно считает. Столь же единогласно на свои посты были приняты пищалки Morel Supremo и сабвуферные головки. Остальные компоненты, как теперь принято говорить, «отслушивались» в домашней студии, и отнюдь не все оказались в системе в первоначальном виде. Вот двухканальный сабвуферный Xetec оставлен нетронутым. «Там ни убавить, ни прибавить», — таково мнение автора системы. А уже два оставшихся усилителя пошли в доработку. В четырёхканальном Sinfoni Amplitude были удалены кроссоверы, а выходные каскады загнаны в режим, по току покоя пограничный с чистым классом А. Кроссоверов (при неизменном режиме выходных каскадов) лишился второй Sinfoni, мидбасовый. Компоненты с именами и погромче не избежали хирургии. Хронологически именно на этой машине впервые использовался переделанный («разогнанный», как выражается Александр Валентинович) процессор Alpine. В зелёной Peugeot (прошлый номер) были применены такие же переделки, уже испытанные: в двух парах каналов заменены компоненты, кроме того, улучшен блок питания. Дебютом в этой машине стал и ламповый предусилитель, позже (то есть теперь) запущенный Лысенко почти в серию.
Наиболее трудоёмким стал отбор кандидатов на НЧ и СЧ трёхполосного фронта. И те и другие планировались «ящичные». В отношении среднечастотников это требование логично и несложно для выполнения, что же касается НЧ-звена фронта, то здесь для использования оформления ЗЯ было целых две причины. Во-первых, действительно, внятный, герметичный, жёсткий ящик обеспечивает гораздо лучший контроль характеристик басового звена, нежели дверь, при любой степени виброизоляции остающаяся в душе дырявой жестянкой. А во-вторых, с «шумкой» и усилением дверных конструкций по-любому было не развернуться: двери уже переделали на «ламбо», и вес их увеличивать надо было крайне осмотрительно. Значит — ящики, решено. Дальше происходило своего рода «встречное проектирование»: оценивалась величина объёма, которую можно выгородить в этих дверях, и одновременно подбиралась головка, оптимально работающая в таком объёме. Пересечение этих двух линий поиска дало: динамик — CDT Eurosport, объём — около 7,5 л.
Среднечастотниками стали довольно редкие в наших краях Scanspeak 13M/ (и традиционная для этой марки цепь цифр после), с фланцем и магнитом как у «пятёрки», притом что диффузор, как положено доброму мидрейнджу, миллиметров 80). Опыты показали: 13М оптимально работает в двух литрах, обеспечивая неправдоподобно ровную АЧХ и фантастические импульсные характеристики, что для СЧ-звена ещё важнее.
Порода сабвуферной головки не обсуждалась даже с самим собой, слегка обсуждалось количество. В принципе, одной «десятки» XLS на такой салон было бы достаточно, но Лысенко решил поставить две. Во-первых, кузов здесь Targa, при снятых панелях крыши он становится наполовину кабриолетом, так что некоторый запас не повредит. А во-вторых, Лысенко планировал поиграть с временными задержками между… двумя сабвуферами, для достижения оптимальной локализации.
Ну вот, состав и компоненты ясны, настало время всё выбранное разместить в машине наилучшим образом. Вот тут-то на первый план и выходит описанная в литературе манера одного кота ездить на транспорте. MR2 — машина среднемоторная, факт известный. И, были случаи, удавалось в ней разместить аудиооборудование более или менее традиционным образом. Но здесь это оказалось невозможным. Компонентов много, некоторые — довольно капризные (ламповый пред, ставший «горячим» СЧ/ВЧ-усилитель, «разогнанный» процессор). А обстановка в заднем (позади мотора с турбонаддувом и прочими пирогами) багажнике такова: через полчаса бутылка воды без газа становится пригодной для заваривания чая, с газом туда лучше вовсе не класть. К счастью, среднемоторная машина — это «задом наперёд» на 90% (остальное приходится на задний багажник, у настоящих заднемоторных нет и его). Впереди есть другой багажник, нельзя сказать, что очень просторный, но дальше это уже вопрос квалификации.
События в багажниках развивались как положено, задом наперёд. Впереди стоял аккумулятор, по-заграничному маленький, но место всё же занимал. Его перенесли назад (где, вообще-то, у машины с двигателем сзади ему самое место). Новым аккумулятором стала 100-амепрчасовая Varta, это более чем вдвое превышает ёмкость оригинальной. Но главное — Лысенко опытным путём определил: батареи Varta серии Dynamic в модификации для солнечной России имеют увеличенный разрядный ток не только в стартерном, но и в импульсном режиме, так что заморачиваться с «Оптимами» и прочим не было резона.
Для выполнения стартерных функций новый аккумулятор был соединён с двигателем гораздо более короткими, чем прежде, проводами, а другая пара проводов калибра 0AWG протянулась в передний багажник, преодолевая по пути разнообразные преграды. Самая суровая из них — моторный отсек, там провода защищают стальная броня и стеклопластиковые короба, а при проходе через стальные переборки — оригинальные защитные узлы из водопроводного полипропилена. В вывернутом «сзади наперёд» фронтальном багажнике «сила» упирается в блок предохранителей-автоматов, отсюда питание раздаётся по потребителям, а они по большей части здесь и собрались.
Три усилителя образуют двухэтажную структуру: в верхней части в коробе из толстого плексигласа находятся два фронтальных Sinfoni, модифицированные и перекрашенные в тематический тёмно-красный. Этажом ниже живёт сабвуферный Xetec. Все три усилителя работают в условиях принудительного охлаждения бизнес-класса. Воздух забирается из интерьера переднего багажника через фильтр (салонный от какого-то «Фольксвагена») двумя вентиляторами, часть его по каналу гонится внутрь прозрачного отсека с двумя Sinfoni, другая часть идёт вниз, на сабвуферный Xetec. Три вентилятора поменьше выгоняют нагретый Sinfoni воздух обратно в багажник, на дне которого находится вторая воздуходувка, уже — вытяжная, там на выходе тоже фильтр, этот — чтобы в систему не попадала всякая гадость из-под днища. Чуть в стороне от усилителей стоят слаботочные элементы тракта: процессор и ламповый предусилитель с выносным блоком питания.
Теперь — акустика. Басовое звено трёхполосного фронта и его оформление были уже согласованно выбраны: CDT ES и 7,5 л закрытого объёма. Конструктивно это воплотилось в жизнь следующим образом: внешняя стенка ящика формовалась по «родной» пластиковой обивке, в одном месте (на «10 часов» по отношению к левому динамику, или на «2 часа» — к правому) надставленной на несколько сантиметров. Отформовали, сняли источник вдохновения — нижнюю часть обивки, отпилили и выбросили. В намеченном месте было приформовано кольцо под динамик. Когда всё затвердело и приняло нужные формы снаружи, изнутри болгаркой было удалено лишнее, это и дополнительный объём дало, и улучшило условия работы динамика, устранив тесноту вблизи тыльной стороны диффузора.
Вторая часть выклеивалась вначале как плоскость. Ею бы она и осталась, но по предварительным расчётам при этом 2 л объёма бы не хватило. Поэтому после отверждения задней, плоской, части дверного короба она была установлена на место и по месту, с учётом имеющихся внутри дверей конструкций, из вспененного полистирола (так любимого рекламщиками и прочими оформителями) были выклеены приблизительно прямоугольные закоулки, уходящие внутрь дверей насколько возможно. Потом по этим закоулкам (изнутри, это важно) была вновь положена стеклоткань на смоле. После того как рекламный пластик оторвали, на задней стенке образовался нарост, не доходящий до внутренних элементов двери ровно на толщину удалённого пластика.
Теперь — сборка. И вновь — в авторской, креативной манере. Внутренняя и наружная стенки были установлены на свои места, а потом в заранее намеченных местах в них просверлены отверстия и вклеены так же заранее заготовленные стеклопластиковые трубки, с ними ящики приобрели конструктивную жёсткость ещё до выклеивания верхней стенки. А после выклеивания — тем более.
После установки ящиков на место выяснилось: увеличившееся выступание динамиков в салон стало препятствовать нормальному закрыванию дверей, концы нижней части торпедо заменили другими, выклеенными из стеклопластика по форме реальных дверей. Это была нижняя часть приборной панели. От верхней же осталась только узкая полоска у лобового стекла. Остальное — новое, выклеенное по лекалам из того же рекламного пластика. Новая приборная панель стала симметричной, с головным устройством в центре, 8-дюймовым сенсорным монитором — под ним, справа — чейнджер, слева — «гонщицкий» комплект приборов Pivot: спидометр, тахометр и указатель температуры. Всё остальное перенесли что в центр, что — в правую часть торпедо. Проводка системы вентиляции изменилась, поскольку по углам должны были появиться корпуса среднечастотников, «аудисты» без труда узнают выходные решётки от Audi TT. Стеклопластиковые боксы СЧ-излучателей сделаны съёмными, у лобового стекла они цепляются за торпедо эдаким «зубом», а впереди притягиваются единственным винтом. Пищалки… Ну, на фоне предыдущего можно сказать: поставлены самым обычным образом.
Два сабвуферных ящика (по 15 л каждый) стоят за сиденьями, снаружи оба выглядят на 90% деревянными, рельефный секлопластик — только внизу, где ящики уходят между поперечинами кузова. Внутри же все стенки оклеены «стеклом», на задней стенке сделана выборка под магнит динамика, там не хватило нескольких миллиметров глубины, а между собой параллельные передняя и задняя стенки соединены стальными шпильками.
Читатель со стажем заметит: многие из применённых здесь решений уже всплывали в других работах этой студии, вернее — этого мастера. Взять хотя бы стяжки-распорки в закрытых корпусах. Или — скрытое, на вытяжном шнуре, расположение панели прямого управления процессором, в данном случае блок управления прячется в подлокотнике. На самом же деле именно здесь эти и другие решения были применены впервые, так получилось, что эта машина чересчур долго сидела «в засаде». Теперь пришла пора выйти в свет. Как пойдёт дело — никто не знает. Возможно, как в первой части бессмертной поэмы, где «…только и видно, как уши дрожат». А может — как в части второй, где неожиданный противник, воробей, люто клюнул таракана, было такое мероприятие… Посмотрим, пусть события развиваются в обычной последовательности, а не задом наперёд…
торпедо | акустика в дверях | усилители | сабвуфер
Если бы можно было ездить с поднятыми дверями, все три излучателя оказались бы рядом…
Из центрального бокса на шнуре вытягивается блок управления процессором, используемый при настройке
Два сабвуфера, каждый со своим каналом усиления, дали возможность дополнительно поиграть с задержками
Что здесь у нас? Слева направо: предохранители слаботочных цепей, автоматы силовых, усилители фронта в прозрачном боксе и входной фильтр их системы охлаждения
При поднятом боксе становятся видны сабвуферный усилитель с окном для подвода воздуха и ламповый пред
Нагретый воздух из отсека Sinfoni вытряхивается тремя маленькими вентиляторами, а потом под днище машины — ещё двумя большими, их отсюда не видно
Мотор здесь тоже есть, куда же его девать?
Новый аккумулятор стал единственным обитателем заднего багажника
SQ
Ну ладно, вы сами-то как думаете? Что вот эта вот машина при прослушивании оказалась тупой посредственностью? Начнём с того, что такую Лысенко не стал бы не только показывать, но даже и упоминать. Впрочем, случай теоретический: плохих машин этот негодяй не делает, у нас бланки за лучшую систему из-за него кончаются…
Здесь интересно другое — индивидуальные особенности звучания. Первое, что обращает на себя внимание: привязка звуков к акустике в приличных системах не наблюдается. Но здесь это как-то почти демонстративно: все шесть динамиков фронта делают вид, что к исполняемому произведению никакого отношения не имеют. Притом отметим, что все шесть физически стоят довольно близко к водителю.
Другая особенность, очень хорошо слышимая на дорожке 11 — ощущение контролируемой динамики инструментов: «хвосты» послезвучий ударных тянутся, когда должны, и обрываются под рукой музыканта, когда он того потребует. Локализация баса — эталонная, на кромке новопостроенной приборной панели, и здесь возникает редкое ощущение идентификации даже самых глубоких басовых звуков с реальным инструментом, чаще бас кажется живущим своей отдельной басовой жизнью. Должен «Тараканище» порвать звериное царство, просто обязан…
RTA
Басовая и нижнесредняя части АЧХ выглядят как-то даже не совсем реально, будто нарисованные. И, заметьте, на самом низу, на знаковой отметке 20 Гц система и не думает выдыхаться. Ощущение реализма приходит только от 400 Гц и выше, но и здесь спектральное поведение системы — отменное, по-другому не скажешь.