измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Когда я был маленький (а я был, у меня на этот счёт документы сохранились), долго не мог понять, кто такие эти докеры, что, судя по тому, что неслось из радиоточки, всё время борются за свои права. Где-то за границей…
ПРОФЕССИЯ — ДОКЕР
Alpine CDE-103BT | Kenwood KDC-W7144UY | JVC KD-R807 | Sony CDX-GT737UI | Pioneer DEH-6100BT
То ли дело сегодня. Во-первых, или заграничные докеры притомились, или радиоточка сломалась. А во-вторых, я стал большим и знаю, что у слова «док» и его производных есть несколько значений…
В последнюю пару лет никого уже не удивляет тот факт, что способность управлять айподом и принимать от него сигнал является одним из главных требований, предъявляемых к «головам» категории не намного ниже средней. Эппловские плееры стали не только стандартом своей отрасли, но и изрядно потеснили позиции конкурентов. (Если только можно всерьёз говорить о конкуренции со «стручками».) Ещё два, ну два с половиной года назад можно было рассуждать о том, что носимые плееры — атрибут пешехода, который не имеет никакого отношения ни к домоседам, ни к автомобилистам. Но наиболее чуткие аналитики рынка уже тогда поняли, что тот же пешеход хочет слушать плеер и тогда, когда ему никуда идти не надо (то есть дома), и тогда, когда надо не идти, а ехать. В результате рынок наводнили домашние док-станции разной степени серьёзности, а автомобильные головные устройства обрели способность не просто принимать сигнал от плеера (через Dock-разъём), но и управлять им. Теперь уже нередко — даже штатные головные устройства, вот до чего дело дошло, сплошные доки и докеры кругом… Мы сейчас не будем пытаться анализировать, отчего это произошло, подобных исследований и без нас предостаточно. Наша задача понять вот что: в результате того, что головные устройства приобрели профессию докера, не пришлось ли им утратить, хотя бы частично, какие-то иные умения?
Вспоминаем. Управление чейнджером, а за ним и универсальная шина управления понемногу уходят в область преданий, по крайней мере в составе чисто звуковых головных устройств. Но при чём здесь «стручок»? Спрос на чейнджеры стал падать параллельно с распространением «компрессии», айпод всего лишь одна из ипостасей носителей компрессированных файлов (да и необязательно компрессированных). USB, между прочим, это тоже шина, и тоже универсальная, хотя и последовательная (Universal Serial Bus), и по ней при наличии соответствующего ПО можно тоже управлять всем, чем заблагорассудится. Вот только чем, кроме уже неоднократно упомянутого плеера? Разве что внешним DVD-плеером для театралов, оккупировавших заднее сиденье.
Распространение декодера формата AAC (Advanced Audio Coding, он же MPEG4 Audio) самым непосредственным образом связано с входом в ротацию всевозможных плееров. Но это по-любому не утрата, а приобретение. Впрочем, недалёк тот день, когда по разряду утрат можно будет провести компакт-диск в его исторически исходной форме CD-DA. Мы с вами успели заметить: головные устройства без дискового проигрывателя уже не кажутся футуристическим курьёзом, и понимаем, что скоро, наоборот, «головы» с проигрывателем 12-сантиметровых дисков будут казаться архаизмом. Или хай-эндом, что иногда то же самое. Но тут виноват не плеер, а наша с вами лень.
Помните старую мудрость о том, что лень — двигатель прогресса? («Лень стало человеку бегать на охоту — он приручил лошадь…») В наше время ей находится столько подтверждений, что все и не перечислить. Возьмём те примеры, которые нам ближе. Почему в 70 — 80-е годы прошлого века компакт-кассета основательно потеснила позиции катушечных магнитофонов? Уж конечно, не благодаря качеству звука, а потому, что кассетой пользоваться было проще, чем катушками. Компакт-диск практически вытеснил винил по той же причине, поскольку требовал меньше ручной работы, а переключать треки можно было, не вставая с дивана и не выпуская бокал из рук. А теперь представьте себе, что всей вашей фонотекой можно будет управлять по тем же принципам — конечно, тут компакт-диску ничего не светит, это лишь вопрос времени.
Тут, правда, возникают каверзные вопросы. Умная техника всё больше освобождает нас от рутинных операций, и что — мы стали больше творить? Или больше создаём действительно полезных и красивых вещей? Ответы вы и так знаете, но они выходят далеко за рамки нашего журнала вообще и теста головных устройств в частности. Впрочем, у меня заготовлен не менее каверзный вопрос, но по более близкой нам теме.
Как технический прогресс влияет на качество звука? Получается, что не очень хорошо влияет. Скажем, есть мнение (не бесспорное, правда, бесспорные и потому малоценные мнения называются по-научному trivia, мы выше этого), что по части музыкальности даже CD безоговорочно проигрывает винилу, но мы оставим в стороне эфемерные понятия и обратимся к техническому качеству. В стандарте Compact Disk Digital Audio с техническими показателями дела обстоят неплохо, но мы же с вами не раз видели, что по жизни показатели могут заметно от них отличаться. А вот в «компрессии» даже простейшие ограничения — частотного диапазона — куда заметнее. В mp3 спектр ограничен полосой 50 — 16000 Гц, причём поверху он обрезается очень резко, и это меняет характер звучания многих инструментов. Присутствуют и нехарактерные для CD-DA нелинейности. То есть на банальном синусе измеренный КНИ может оказаться очень низким, но на более сложном сигнале возникают комбинационные составляющие, связанные со способом передачи спектра. Кроме того, в компрессированном сигнале неизбежно присутствуют так называемые линейные искажения, вызывающие отклонения относительных амплитуд сигналов по отношению к оригиналу, а на слух это вызывает «наползание» звуковых планов друг на друга либо перемещение одних относительно других. Мне кто-то возразит: всё это детские болезни «компрессии», со временем будут разработаны более совершенные алгоритмы сжатия, вычислительные возможности кодеков тоже возрастут, симптомы исчезнут, красота, гармония и пиво из крана в ванной. Насчёт возможностей кодеков — согласен, теперешние «головы» обрабатывают «компрессию» куда успешнее прежних. А насчёт появления более точных алгоритмов позвольте деликатный вопрос: где они? Даже известные Lossless-кодеки (FLAC, например) в аппаратной реализации продвигаются с трудом. Производители говорят — спроса нет. Правильно, тот же FLAC скачивается по Сети куда медленнее, чем mp3, или, тем более, AAC, и если между качеством и удобством мы выбираем удобство, то тогда закономерно получаем то, что получаем.
Таковы тенденции и реалии нынешнего мира. Впрочем, сказанное ничуть не означает, что все «головы» должны звучать одинаково — вы и сами это понимаете. Просто, если вы предъявляете бескомпромиссные требования к звуку, первым делом научитесь хорошо зарабатывать. Потому что можно ещё найти (по крайней мере в столицах) легендарные головные устройства прошлого вроде McIntosh или Nakamichi старого розлива, но за них просят очень конкретные деньги. Да, с музыкальностью у них порядок, но дополнительных удобств от них ждать не приходится. Зато современные аппараты, вроде тех, которые вошли в сегодняшний тест, обеспечивают весь сервис, которого современный потребитель от них требует.
Все они, конечно, умеют вступать в связь с представителями многочисленного семейства айподов. Причём на упаковке присутствует одна и та же надпись: «Made for iPod. Works with iPhone». Если вы поинтересуетесь пояснениями к этим надписям, то прочтёте следующее. «Made for iPod» означает, что устройство было «специально спроектировано, чтобы удовлетворить требования и спецификации iPod». «Works with iPhone» означает, что устройство было «специально спроектировано, чтобы удовлетворить требования и спецификации iPhone». Чувствуете разницу? Так что не следует думать, что айпод имеет какой-то приоритет перед айфоном или наоборот. В подавляющем большинстве случаев связь осуществляется через шину USB, и лишь один из сегодняшних одноклассников оказался оснащён специализированной шиной.
За исключением «Made for…» и «Works with…» нынешние CD-ресиверы почти ничем функционально не отличаются от своих предков, рождённых два-три поколения назад. Разве что современные «головы» обрели возможность выводить список треков/файлов/папок, а также пресетов тюнера. Способность вывода списков звуковые «головы», как я понимаю, «подсмотрели» у своих мультимедийных собратьев, правда в отличие от тех у CD-ресиверов выводится от одной до пяти позиции из списка, что связано с ограниченными «изобразительными возможностями» дисплеев. А вывод списка пресетов тюнера является необходимым для тех аппаратов, разработчики которых сочли за благо обойтись без специализированных кнопок на лицевой панели.
Рисовать обобщённый портрет CD-ресивера категории немного выше среднего особого смысла нет. Достаточно просто перечислить те функциональные особенности, которые для сегодняшней группы участников принимаются по умолчанию. Непременный линейный вход (он же вход Aux) теперь, как правило, выводится на лицевую панель, иначе обвинят в недобросовестной конкуренции, у всех есть, а у вас где? Тюнер с тремя банками для станций ЧМ-диапазона и по-прежнему ещё одним банком для станций диапазона средних и длинных волн. Морзянка? Нет, от неё отказались уже года два как, прогресс за окном…
Декодер RDS с синхронизацией часов по коду CT и поиску по всем 29 стандартизованным типам программ (PTY), а также ожиданием по одному из них, News. Конечно, читается CD-текст, а в компрессированных форматах и тэги, в этом ценовом диапазоне такие функции давно уже стали нормой. Включение головного устройства при загрузке в него диска, способность «отдавать» диск без включения вкупе со «спрятать диск» мы относим к числу сервисных функций головных устройств, по умолчанию считаем, что реализованы все три. Дополнительных режимов воспроизведения мы тоже насчитываем три: повтор, воспроизведение в случайной последовательности и сканирование. Правда, третий режим в последнее время реализуется нечасто, так что по умолчанию дополнительных режимов не три, а два. С USB считываются файлы mp3 и WMA и не считываются никакие другие. Те же компрессированные форматы воспроизводятся и с дискового носителя. Если будет сказано, что с USB проигрываются файлы AAC, значит, этот же формат «проходит» и на диске, иначе и не бывает, хотя для порядка мы всё же проверяем это утверждение каждый раз.
На этом введение в контекст заканчиваю. Пора уже посмотреть, какие у нас сегодня докеры и за что выступают…
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальное количество баллов у аппарата JVC. На редкость тщательно выполненный аппарат, по технике к нему даже и придраться сложно, хотя мы это и любим, и умеем. К тому же ещё BT, это сегодня, знаете ли, архиважно. И хотя по звуку он уступил одному — двоим из «коллег», по совокупности достоинств это безусловно «Лидер». В смысле звука в чистом виде всех одноклассников переиграл (в большей или меньшей степени) Pioneer. Правда, за оснащение он получил не наивысший балл — всё-таки в этой ценовой категории две пары выходов, наверное, не идеал. Потому Pioneer сегодня «Фаворит». Пожалуй, лишь один из участников способен по звуку конкурировать с «Фаворитом» — Alpine, и его мы именно по этому критерию и рекомендуем.