Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Не подумайте, что я сейчас стану пропагандировать ненормативную лексику, если бы это было так, то в заголовке стояло бы «Свобода выражений». Впрочем, она в моей пропаганде не очень теперь и нуждается…
СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ
Kicx SL250 | JL Audio 10W1v2-8 | Auditor Rip 250P | Soundstream TSQ-104 | Revolt RW10 | HiVi CD 10.4G | X-Program X-WB10 | Signat Rage 10 | Macrom M1W.1044 | Eton EC10-800
Говоря о выражении, я, в сущности, имею в виду самовыражение. Человек выражается через вещи, это ясно всякому. Но не все задумываются о том, что одно дело — выражаться через то, что ты производишь, другое дело — через вещи, которые произвели другие, а ты приобрёл. Производить, между прочим, не обязательно стол-стул или буханку хлеба, или прокатный стан. Финансовый проект, компьютерная презентация — это тоже продукт, да что там: материал, который вы сейчас читаете — тоже продукт, информационный. Автомобильная аудиосистема, сделанная самостоятельно, если её создание не свелось к соединению готовых частей и установке их в штатные места — это продукт инсталляционной технологии и тоже способ самовыражения. Выбирая для дома мебель, освещение или кухонную технику, мы тоже выражаемся, но, как бы сказать, такой способ выражения вторичен. Вот я на днях видел рекламный слоган одного японского автопроизводителя: «Только твоя заслуга!». Видимо, «аффтары» как раз ориентируются на покупателя, которому другой способ недоступен. Хотя, конечно, чтобы выражаться через приобретения, надо достичь определённого финансового уровня, иначе вы так и будете покупать не то, что нравится, а то, что дешевле.
Групповые тесты сабвуферов наиболее ходовых типоразмеров мы издавна разбиваем на две подгруппы по «цене самовыражения». Помнится, в не столь отдалённые времена и в две подгруппы втиснуть ассортимент сабвуферной продукции было непросто, осилить такой тест было трудно как «писателям», так и читателям. Теперь и материал готовить легче, да и гонорар потом донести до дома не так тяжело. Хвала кризису! Или нет, я что-то не то говорю, отвлёкся…
В предисловии к тесту прошлого номера, посвящённому недорогим десятидюймовым сабам, сказано было, что участники гораздо больше различаются по внешнему виду, нежели по эксплуатационным характеристикам. Не по всем конечно, но по значению показателя EBP и величине реальной чувствительности в салоне большинство оказались настолько близкими, что мне пришли на память тоталитарные идеи из нашего недавнего прошлого. С сегодняшними участниками ситуация не просто иная, я бы сказал, диаметрально противоположная. Вот конкретные цифры. Опорная чувствительность от участника к участнику колеблется от 82,4 до 88,7 дБ/Вт. Разброс значений реальной чувствительности (в оформлении и в салоне) всегда оказывается меньше, поскольку головки с низкой опорной чувствительностью (КПД) имеют и более низкую частоту резонанса, а значит, при прочих равных условиях и более высокое акустическое усиление. (Реальную чувствительность, напомню, мы определяем как сумму чувствительности опорной и акустического усиления в ящике с ФИ, имеющем ширину полосы 4/3 октавы — не больше и не меньше.) Однако разброс реальной чувствительности получился тоже солидным — от 88,5 до 93,2 дБ, в пределах одного «класса» это немало. Величина фактора EBP от одного «индивидуума» к другому менялась от 39 до 83 с мелочью. Это и само по себе впечатляет, но главное, что среди тестовой группы не удалось обнаружить каких-то явных предпочтений: пара участников с низким значением EBP, пара с высоким, и посередине распределение довольно ровное.
Что из этого следует? Что, начиная с определённого ценового уровня, сабвуферы дают вам возможность для самовыражения. По своему вкусу вы можете выбрать головку либо с аудиофильской частотной характеристикой (с теоретической неравномерностью в салоне менее 1 дБ в «зачётном» диапазоне от 25 до 100 Гц), либо же остановить свой выбор на сабвуфере с максимальным усилением (в ФИ), хотя и не столь ровной частотной характеристикой (в ЗЯ). Относительно высокая чувствительность вкупе с невысоким акустическим усилением, как правило, влечёт за собой потребность в довольно просторном оформлении, так в нашей отрасли проявляется одна из фундаментальных закономерностей электроакустики. И тут вы имеете возможность выбрать оптимальное (для вас) сочетание отдачи и габаритов. Так что сабвуферные головки данной ценовой категории, действительно, дают простор для самовыражения.
Почему так происходит и почему, наоборот, наиболее доступные басовые головки дают таких возможностей значительно меньше? Как мне кажется, здесь ответ находится по всесильному принципу: если не видно причины, значит, это деньги. Будем исходить из того, что цена магнита пропорциональна его массе (на самом деле цена растёт медленнее, но не суть), а отдача головки пропорциональна массе и обратно пропорциональна максимальному звуковому давлению (то есть линейному ходу диффузора). Фиксируем деньги — получаем два «антипараллельных» направления (чувствительность и максимальное звуковое давление): двигаясь по одному из них вперёд, по второму надо двигаться назад. Единственный способ снижения затрат на магнит — снижать один или оба технических параметра, но при этом нельзя, чтобы они были хуже, чем у конкурентов. На поверку получается, что одновременно со снижением цен и отдача сабвуферных головок имеет тенденцию к снижению. Но это в историческом плане. А если взять «отпечаток», соответствующий данному моменту, окажется, что для наиболее доступных головок и технические параметры зафиксированы на одном уровне.
С переходом в другую ценовую категорию диктат ценовых ограничений ослабевает, появляется возможность манёвра, а уж как её используют разработчики, зависит от их личных пристрастий. Впрочем, не только. Представьте себе: производство чуть ли не всей массовой электронной техники (отнесём динамики к этой категории) сосредоточено на обозримой территории. С коммуникациями на этой территории давно уже всё в порядке, а законы страны, да и национальные традиции не особенно препятствуют обмену информацией между членами сообщества инженеров-разработчиков. Что им мешает, выражаясь понятным нам языком, «распилить» сочетания технических параметров между заинтересованными лицами? Впрочем, даже при отсутствии такого информационного обмена и при условии, что оптимальное сочетание таких показателей, как чувствительность, максимальное давление и фактор EBP, никем не установлено, распределение будет близким к равномерному. Что мы, в принципе, и наблюдаем.
Кстати, уже в который раз, о EBP. Если помните, господин Смолл в своё время вводил этот показатель (численно он равен результату деления резонансной частоты Fs на электрическую добротность головки Qes) с тем, чтобы охарактеризовать степень пригодности динамика для использования в оформлениях разных типов (фактически — ЗЯ и ФИ). Предложено (им) было считать, что головки с показателем EBP не выше 50 больше пригодны для использования в ЗЯ, те же динамики, у которых значение этого показателя 100 и выше, предпочтительно применять в оформлении с ФИ. Оба утверждения справедливы, как и то, что у большинства басовых головок для домашнего использования фактор EBP попадает между этими значениями. В нашей области — даже не большинство, а почти все. И это значит, что практическая польза от использования параметра EBP по прямому назначению невелика.
Однако некоторое время назад мы заметили, что, опираясь на значение EBP, можно предсказать: а) величину акустического усиления в оформлении с ФИ и в ЗЯ, б) степень линейности частотной характеристики в ЗЯ и в) относительный объём ящика с ФИ, позволяющим получить типовую частотную характеристику. Если в двух словах, то чем больше EBP, тем: а) меньше акустическое усиление, б) ближе к прямолинейной форма частотной характеристики и в) больший объём ящика (отнесённый к объёму Vas) требуется для достижения типовой АЧХ в ящике с ЗЯ. Удобно, согласитесь.
И вдруг — как гром средь ясного неба. В сегодняшней группе встретилась головка с весьма низким значением показателя EBP, которая наотрез отказалась следовать приведённым выше правилам, невзирая на удивлённые лица. Стали выяснять, как так… Выяснили: у этой головки показатель полной добротности Qts намного меньше электрической добротности Qes, поскольку механическая добротность оказалась необычно низкой — 1,0 (типичное значение от 3,5 и выше). Конечно, такой показатель механической добротности это далеко не норма, и мы здесь не будем гадать, как именно изготовителю удалось этого достичь. Но у нас сразу же возникло предположение, что в действительности для предсказания поведения головки целесообразнее использовать видоизменённый показатель, полученный путём деления резонансной частоты не на электрическую, а на полную добротность: Fs/Qts. Решили назвать этот показатель TBP (Total Bandwidth Product) по аналогии с EBP (Efficiency Bandwidth Product). А что, Смоллу было можно, а нам нельзя? Вероятно, впредь мы перейдём к пользованию этим показателем, а пока набирается статистика, в таблице параметров Тиля — Смолла будем публиковать и EBP, и TBP.
Все мыслимые объёмы, зарезервированные под вводную часть, я уже исчерпал. Остаётся добавить лишь то, без чего обойтись нельзя, если мы все не хотим заниматься нудным перечислением конструктивных особенностей, которые для многих участников являются в действительности не особенностями, а общностями. Итак, если не сказано иного, предполагается следующее. Диффузородержатель динамика изготовлен методом штамповки из стального листа. Нижняя шайба магнитной системы проточена изнутри, что предотвращает разрушение каркаса звуковой катушки при её энергичном ходе назад, на это указывает присутствие характерной округлости на внешней поверхности шайбы (которую в этом случае правильнее называть уже не шайбой, а магнитопроводом). Из какого бы материала ни был изготовлен диффузор, центральный колпачок (если он есть) считаем пластиковым и выпуклым по форме. (Когда мы говорим, что колпачок сопряжённый, это с необходимостью означает, что он вогнутый.) Если высота магнита не названа, значит, это 20 мм, если сказано, что она двойная, значит — вдвое больше. Диаметр звуковой катушки по умолчанию 2 дюйма, о всех иных диаметрах будет доложено. Контактные зажимы считаем пружинными, хотя, как было сказано в предисловии к тесту прошлого номера, винтовые зажимы нынче снова пошли в оборот. Самый сабвуферный способ прокладки проводов к звуковой катушке связан с фиксацией их на центрирующей шайбе (по нашей классификации, это третий способ). Явным образом ссылаться на классификацию я буду лишь в тех случаях, когда провода проложены иначе. Да, чуть не забыл — материал подвеса принимаем по умолчанию резиной, не вдаваясь в химические подробности. А вот теперь давайте, посмотрим, что собой представляют десятидюймовые сабы «продвинутой» ценовой категории, а как можно выразиться с их помощью, решать уже вам.
МЁД & ДЁГОТЬ
Оценки опять (как в первой части теста из прошлого номера) оказались на круг высокими. Выше всех — сразу у троих: Revolt, X-Program и Macrom. У последнего из них один из победных баллов получен за счёт культуры изготовления. Что, конечно, само по себе неплохо, но непосредственно на характеристики не влияет. Поэтому Macrom — «Фаворит». У Revolt и X-Program ровная АЧХ и довольно низкие искажения. Принципиальное отличие по двум показателям: первый может работать в компактном оформлении, но чувствительность у него низкая, у второго — наоборот. Что «лучше», что «хуже» — зависит от ваших приоритетов, и только. Поэтому оба — «Лидеры». Дальше с отставанием на 1 балл идут (ох, сколько вас тут) Kicx, Auditor, Soundstream, Signat и Eton. Eton — головка экстремальная: минимальный объём и минимальная чувствительность, кому-то для самовыражения будет очень кстати. Но мы его исключаем из списка, поскольку один из баллов у него как бы менее весомый (за качество изготовления). У «Аудитора» по нашим измерениям нелинейности оказались довольно высокими. Поэтому «Рекомендацию» получают Kicx, Soundstream и Signat, они хоть и непохожи, но одинаково достойно выступили.