Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Вообще-то, в живописи кубизм — это направление, техникой там называют нечто иное — акварель, темперу и прочее. Для них это как для нас MDF, гашёная пена или «волосянка»… А у нас — всюду техника.
ТЕХНИКА КУБИЗМА
Supra SBD-300 | Kicx ICQ-300B | Art Sound JAB 12P | Sony XS-LE121C | Alpine SBE-1243BR | Revolt BRW 12 | Hertz EBX 250 | Magnat Pro Charger 130
Решив обратиться к кубизму, мы попадаем в хорошую, хотя и тесную, компанию. Дело в том, что кроме Пикассо и ещё Жоржа Брака представителей кубизма смогут вспомнить разве только профессионалы. Можно сказать со всей определённостью, что в живописи кубизм так и не стал достоянием широких масс. У нас (в технике) ситуация иная.
В нашей отрасли желание «разобрать» реальные объекты встречается не так уж редко, порой это желание даже приводит к практическим действиям. Вот только наши приверженцы кубизма, то есть сторонники использования готовых «геометризированных форм», как раз ничего разбирать не хотят. Корпусные сабвуферы выбирают те, кто не склонен тратить время и/или деньги на построение индивидуальных сабвуферов. (Время — если саморучно на досуге, деньги — если на заказ и не бесплатно. Чувствуете логику?) Хорошо это или плохо? Наверное, такая постановка вопроса не имеет смысла. Если вас устраивает готовый саб — пользуйтесь на здоровье. В конце концов, мы же не делаем себе головные устройства или усилители (хотя примеры таких конструкций известны, но они настолько малочисленны, что общее правило не опровергают). Почему не делаем, понятно: затраты времени и сил гигантские (даже если квалификации хватит), а выигрыш перед серийным продуктом можете и не получить. С сабвуферами ситуация схожая, но не аналогичная.
Во-первых, усилия не титанические, да и затраты времени не потребуют от вас отречения от простых и привычных радостей. Во-вторых, сверхъестественная квалификация от сабвуферостроителя тоже не требуется — достаточно иметь средние навыки работы с электролобзиком вкупе с основополагающими познаниями в электроакустике. Второе при необходимости может быть заменено основами стереометрии (10 кл. ср. шк.) плюс умение читать по-печатному, начиная со слов «Рекомендуемые объёмы акустического оформления» (инстр. по прим. или ж-л «АЗ», рубр. «Однокл.»).
Есть и в-третьих: определённый выигрыш от заказного сабвуфера вы почти наверняка получите, поскольку такой саб лучше приживётся именно в вашей машине на том месте, которое ему изначально было отведено. Здесь и пока что я имею в виду именно инсталляционный аспект. Что же касается функциональных показателей, конкретно — возможности получить именно тот бас, который вам нужен: глубокий/быстрый, плотный/лёгкий/аккуратный/напористый/чумовой/всё шевелится (нужное — подчеркнуть), то тут всё упирается в вашу квалификацию и опыт. Пока не наработался опыт, то и результат может оказаться не тем, на который вы рассчитывали.
С другой стороны, корпусной сабвуфер, который производится серийно, скорее всего, будет свободен от явных просчётов. Правда, никто не сможет вам дать гарантию, что готовый сабвуфер обеспечит именно тот бас, который вам нужен. Даже напротив, серийные продукты, как правило, делаются в расчёте на некий осреднённый вкус, поэтому если вы предъявляете экстремальные требования к басам, то вам определённо следует ориентироваться на «индпошив». Но даже если вы далеки от экстремизма, понять, какой именно саб вам нужен, вы сможете, лишь откатав/отслушав несколько моделей, а такую возможность предоставят вам далеко не везде.
И всё же представление о том, что бас в автомобиле должна производить не пара «лопухов» в задней полке, а специализированная бас-машина, потихоньку (не буквально, разумеется, сами слышите на улицах) овладевает широкими массами. А в ассортименте любой техники массового применения всегда велика доля продуктов, готовых к использованию. Так что ассортимент «ящичных», то есть корпусных, сабвуферов будет только возрастать.
Обсуждение конструкций корпусных сабов мы по традиции начинаем с небольшой таблички (которая увеличивается с каждым трудовым годом), дающей статистику разбивки протестированных в разное время сабвуферов по типам оформления. Что такое ЗЯ, ФИ, да и БП, надеюсь, никому объяснять не надо. Ну ладно, БП — это полосно-пропускающее оформление, которое у нас чаще всего обозначают импортным словом bandpass. А ЗЯ и ФИ… да будет вам, смеётесь, что ли?
Да, размер сегодняшней выборки на четверть меньше обычного. Тут, как говорится, no comment. А про остальное — comment: фазики, как вы можете заметить, удерживают (или почти удерживают) свои позиции — пусть стремление к экономии затрат производителя нынче ощущается ничуть не меньше, чем в прошлом году, но, как видно, плюсы фазоинверторного оформления сравнительно с закрытым ящиком (а именно более высокая чувствительность) всё же не позволяют от них отказаться. «Крайними» оказались бандпассы — видно, из корпусных сабвуферов лучше всего продаются самые доступные, а оформление БП получается дороже любого другого, хотя бы из необходимости делать окно из плексигласа — чтобы потребитель не усомнился в наличии (за его деньги) динамика внутри.
А вот «праздник на улице» отдавать завоёванные позиции не собирается — кто не понял, это я про сабвуферы с подсветкой синими светодиодами. Не скажу, что подсвеченных сабов стало больше, но и меньше, чем в тесте прошлого года, не стало. Ну и правильно — это часть нашего образа жизни, который мы никому не отдадим. И, кстати, в конструкциях подсветки иные производители проявляют недюжинную фантазию, у одного из сегодняшних участников для организации праздника в ход пошла целая оптическая система.
Конструкции ящиков особых изменений не претерпели, материал — MDF либо фанера с внешней отделкой ворсистым синтетическим материалом (карпетом). Как вы, наверное, в курсе, изготовители сабвуферных головок обычно рекомендуют материалы толщиной не меньше 19 мм. Потому чаще всего ящики делаются из фанеры или MDF именно такой толщины. (Вообще-то, MDF берут и тоньше, но одного этого признака недостаточно, чтобы, завидев тонкую стенку, говорить, что это именно он.) И кстати, именно такая толщина стенок будет подразумеваться по умолчанию при описании конструкции сабвуфера. Чаще всего ящик имеет форму «лежачей» призмы с вертикальной передней (когда диффузор «смотрит» на вас) стенкой и наклонной задней, хотя возможны варианты. Сабвуфер такой конструкции может быть прислонён наклонной стенкой к спинке заднего сиденья. Принято считать, что для такого варианта установки оптимальный угол наклона задней стенки (то, что она становится передней по ходу движения, уже не важно) составляет 20 градусов. Но, кажется, большинство изготовителей не в курсе, что он оптимальный. Короче говоря, мы будем сообщать величину угла наклона стенки к вертикали.
Кроме габаритных размеров мы проводим в таблице характеристик и внешний объём корпуса — нам он нужен для оценки компактности, да и вам не будет лишним. Приводим мы также величину акустического объёма ящика, то есть объёма воздуха, который мы получаем по известным из 10 кл. ср. шк. формулам с учётом толщины стенок и объёма, вытесняемого портом и головкой. Как нетрудно понять, это как раз тот объём, который дают программы расчёта оформлений (ящиков) для басовых систем. Вы увидите, что иной раз акустический объём оказывается неожиданно малым для 12-дюймовых головок (а у нас преимущественно такие), и потому не стоит удивляться весьма низкой чувствительности сабвуфера. Поскольку все без исключения сабвуферы, принимавшие участие в сегодняшнем тесте, имели импеданс 4 Ом, измеренное анализатором спектра значение звукового давления совпадало с показателем реальной чувствительности в салоне. Иначе говоря, среднеквадратичное, то есть RMS, напряжение розового шума, подаваемого на сабвуфер, соответствовало мощности 1 Вт.
Как вы, наверное, поняли, это мы плавно перешли к описанию методики измерений. При измерении чувствительности и анализе спектра воспроизводимого сигнала в салоне шумовой сигнал проходит через фильтр НЧ. В противном случае широкополосные громкоговорители (ЗЯ и ФИ) будут иметь преимущество перед бандпассами за счёт воспроизведения сигнала, который в реальной жизни им всё равно воспроизводить не придётся. С другой стороны, характеристики фильтра должны быть такими, чтобы в зачётной полосе частот (25 — 100 Гц) вносимыми им амплитудными искажениями можно было пренебречь. Начиная с прошлого года мы используем фильтр с крутизной 24 дБ/окт. и частотой среза 150 Гц (по -3 дБ).
Затем в условиях лаборатории мы подаём на сабвуфер сигнал 45 Гц и поднимаем его уровень до тех пор, пока не будет достигнут КНИ 10%. Вот тут придётся сделать небольшое отступление. Дело в том, что у большинства электродинамических головок существует две «модели поведения» при перегрузке. (Исключение — твитеры, но они нас сейчас не интересуют.) По мере роста подводимой мощности начинает сказываться нелинейность магнитного поля или ограниченные возможности подвеса, в результате чего КНИ растёт. Как вариант — наступает соударение катушки и шайбы магнитной системы, отчего нелинейности, как нетрудно догадаться, тоже не убывают. (Этот вариант характерен для широкополосников и среднечастотников, реже — для «тонких» сабвуферных головок.) Одновременно наступает так называемая тепловая компрессия: по мере прогрева катушки растёт её омическое сопротивление, в результате при той же величине сигнала, поступающего от усилителя, ток (и мощность) в катушке падает, и искажения стабилизируются. Вопрос в том, при какой величине КНИ наступит стабилизация. Если больше 10%, это нас уже не должно волновать, но бывает, что меньше. Тогда мы фиксируем факт компрессии, а в таблицу, кроме предельного звукового давления, записываем максимальное значение КНИ. В качестве максимального звукового давления берём сумму показателя чувствительности в салоне и величины уровня сигнала (относительно напряжения, соответствующего мощности 1 Вт), при котором было достигнуто данное значение КНИ.
Чтобы не было недомолвок: в режиме SPL, если придёт на ум выехать на соревнования с готовым сабвуфером, все они покажут куда более высокие значения. Во-первых, потому что там на КНИ наплевать, во-вторых, на коротком «бррррр» компрессия ещё не скажется. Вроде с теоретической подготовкой всё. Начинаем работать в технике кубизма.
Год | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
ЗЯ | 8 | 4 | 6 | 4 | 0 | 4 | 4 |
ФИ | 3 | 2 | 2 | 3 | 5 | 5 | 3 |
БП | 1 | 6 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 |
МЁД & ДЁГОТЬ
Один из двоих участников, набравших максимальное количество балов — Hertz. Правда, победный балл он получил за качество исполнения, однако и по совокупности электроакустических показателей он никому не уступил. Притом, заметим, он — единственный с 10-дюймовой головкой. А то, что авторы основательно проработали конструкцию — по-любому плюс. В тех же очках финишировал и Alpine, самый громкий и мощный сабвуфер в группе. Правда, его частотная характеристика отличается более заметной агрессивностью, поэтому Alpine и не вышел в лидеры и получает сегодня звание «Фаворита». Рекомендуем мы ещё двоих участников. Первый — Magnat. Чувствительность у него на славу, а форма АЧХ находится в полном единстве с броским внешним оформлением. Второй — Revolt, он придётся по вкусу тем, кому качество исполнения басовой партии важнее громкости её исполнения.