Студия: «СТ-Вариант». Руководитель проекта: Игорь КОМАРОВ
Вы, когда в ресторан идёте, где место занимаете, внутри или снаружи, на свежем воздухе? Зависит, конечно, от погоды и от города, где происходит дело…
INDOORS или OUTDOORS?
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер
- Источник: Alpine CHA-S634
- Процессор: Audison bit one
- Усилители: Audison LRx 6.9, LRx 4.5, LRx 1.1k
- Акустика: Hertz Space 8, Morel CDM54, MT23, E.O.S. DM 150
- Сабвуфер: Kicker S12L7
В Париже, например, или в Барселоне какой-нибудь что в помещении-то сидеть? Здесь на вопрос, заданный официантом на общепринятом международном языке (английский с сильным местным акцентом), «Indoors or outdoors?», ответить можно без слов, ткнув пальцем в сторону террасы с цветочками. В других городах… на круг, я думаю, придётся 50/50.
Такая пропорция была положена и в основание этого проекта, что сделало его несколько необычным. Автомобиль, как видите, для нашего города как раз довольно обычный, это в Париже или Барселоне какой-нибудь его будут с любопытством рассматривать, «le иномарка, bien sur». А у нас это не иномарка, а BMW, и как раз с учётом этого обстоятельства начали проектировать систему. Хозяин X5 приехал, чтобы поставить в машину музыку особого свойства, но начал с мягкого, как победитовое сверло, пожелания оставить на месте штатное головное устройство. Не потому, что его звучание так нравилось, это было бы странно, а ради сохранения исходного стиля интерьера. Штатная «голова» выглядит просто, но она здесь на месте, а нештатная… Сам владелец это сформулировал довольно метко: «В BMW даже дорогое головное устройство отдаёт «Пролежнем». Сильно сказано, пусть и небесспорно, но машина — его, за ним и последнее слово.
Но главным было не это требование. Система должна была стать «двухрежимной»: мощный, на «клубном» уровне звук в салоне и возможность мгновенной трансформации системы в мобильную дискотеку на открытом воздухе («аутдорз», как сказали бы мы на международном, если бы служили официантами). Оставив выбор техники для «индорз» на усмотрение студии, владелец привёз компоненты дискотеки: пульт, вертушки и что там ди-джеям ещё полагается… Нет, не это, мы — о технике, а с этим — в журнал «Химия и жизнь».
Проектировать систему начали одновременно с двух концов: на одном акустика, на другом — источник. В отношении источника была выбрана «мера пресечения»: штатное головное устройство с экраном осталось на месте и даже почти нетронутым, что позволило ему продолжать работать дисплеем бортового компьютера, навигационной системой и показывать ТВ (тюнер у X5 был в штате). Вмешательство в штатную «голову» было направлено на придание ей роли транзитного звена в системе. Вывели «линейки» (своими силами, но на основе технологии ERTA, в наших широтах крайне популярной), учинили линейный аудиовход (таким же способом). С помощью готового эртовского адаптера подцепили к штатному устройству CD-чейнджер Alpine. Он-то и стал главным источником в режиме «индорз». Штатная «голова» работает центром управления и переключения источников. Второй источник — то самое ди-джейское хозяйство. Которое «аутдорз».
В это время на другом участке фронта возникала акустика. С самого начала, учитывая двойное назначение, да и вообще требования к звуку, ориентировались на акустику с 8-дюймовыми мидбасами. Это почти автоматически (хотя есть единичные исключения) означает трёхполосную систему, грешно заставлять басовик сабвуферного калибра играть до 3 — 4 кГц. Басовые головки Игорь, научный руководитель проекта, выбрал сразу, без колебаний, Hertz Space 8. 8-дюймовые головки с исключительно маленькой посадочной глубиной вследствие применения фронтальной магнитной системы. Из-за этого выбрал? Нет, в двери X5 можно было бы впихнуть и «восьмёрки» более традиционных габаритов. Просто именно эти Игорь считает лучшими по звуку в своей категории, что, кстати, доказывает ежедневно: у него в своей машине стоят именно такие. («И будут стоять», — добавил Игорь). Хотя, если честно, габариты Space всё-таки помогли делу…
Для размещения «восьмёрки» в двери там выстроили подиум с небольшим наклоном, материалом послужил стеклокомпозит и твердеющий от нагрева пластилин. Двери при этом лишились одного из двух карманов (меньшего), но это — невеликая плата за ресурсы, предоставляемые «восьмёркой». СЧ и ВЧ-звенья фронтальной акустики взяли марки Morel: ставший классическим купольный мидрейндж CDM54 и пищалку MT23. Среднечастотник ушёл под «родную» решётку у лобового стекла, пищалка — в треугольник зеркал, компоновка штатной акустики здесь оказалась более разумной, чем у многих других машин. Углы установки и СЧ, и ВЧ, разумеется, после пробных прослушиваний стали иными, нежели были «в штате».
Тыловая акустика… Трудный момент, сразу не скажешь, сколько полос. Арифметически — две, акустически — две из трёх. Дело в том, что тыл состоит из такого же НЧ-излучателя, что и фронт, и купольного среднечастотника, без ВЧ-звена. Это оказалось оптимальным вариантом совмещения функций. При открытых дверях тыловая акустика работает как бы колонками на авансцене, в «индорзе» вносит свой вклад в общее звуковое давление. Но не размывает фронтальную звуковую сцену.
Сабвуфер был обязан встать «в уровень» с фронтом и тылом. Этого достигли выбором головки: квадратный 12-дюймовый Solobaric по площади диффузора равносилен «пятнашке» обычных форм, при этом готов работать из не самого большого объёма. Все усилители — Audison LRx разной (по месту применения) канальности. Шестиканальный LRx 6.9 работает на фронт, четырёхканальный LRx 4.5 — на двух (из трёх) полосный тыл, моноблок LRx 1.1k — на сабвуфер, всем в итоге всего хватает.
Двигаясь к центру схемы, обе бригады, таким образом, достигли точки встречи. Успех встречи должен был обеспечить поджидавший здесь процессор Audison bit one. Бригада «головастиков» воткнула к нему на вход два межблочных кабеля, выведенные из штатной «головы», бригада акустиков межблочников приготовила побольше, хотя и покороче. Процессор поделил входной сигнал на полосы для фронта (басовики работают от 60 Гц, среднечастотники — от 1 кГц, пищалки — от 5 кГц) и низкочастотный сигнал для сабвуфера (от 60 Гц и ниже), вставив всюду требуемые для сведения сцены временные задержки. И выдал широкополосный, но тоже с требуемой временной задержкой сигнал на усилитель тылового звена, там деление полос выполняется кроссоверными модулями усилителя.
Любопытно, что блок дистанционного управления процессором устанавливать не стали, на этом настоял хозяин.
Для монтажа аппаратуры в багажнике решили пожертвовать запасным колесом (у половины машин его сейчас вообще нет и не полагается, что тут такого?). В нишу запасного колеса уходит прямоугольный ящик сабвуфера (объёмом 25 л), под ним как был, так и остался аккумулятор, минусовую клемму заменили «нашей», позолоченной, плюсовую оставили «родную», потому что — с отстрелом. Вокруг сабвуфера подковой встали все три усилителя и процессор. Для цветовой гармонии подсветку логотипов заменили созвучной остальной в автомобиле (была, разумеется, синяя).
Корпус сабвуфера конструктивно объединён с верхним фальшполом (на нижнем стоят усилители и процессор). Верхний фальшпол — фрезерованный из MDF, так, чтобы стекло встало вровень с верхней плоскостью, и поднимается на петлях не без помощи газовых упоров. Режим «индорз», таким образом, полностью обеспечен техникой. А другой режим? Для него в нише левого крыла установили блок преобразователя 12/220 В мощностью 1,5 кВт, когда надо, сюда включается вся дискотечная техника, а безупречно плоский пол багажника превращается в стол ди-джея. Теперь остаётся лишь выбрать: индорз или аутдорз?
Благодаря адаптеру ERTA на дисплей выводится и информация с CD-чейнджера
«Восьмёрки» в передних дверях вытеснили один из карманов, но в целом геометрию нарушили мало
В задних дверях стоит своеобразная акустика, как бы усечённая трёхполоска
Пол вывели точно вровень с откидной дверью
Лозунг на стекле в равной мере относится и к машине, и к аудиосистеме
SQ
Установленный на мощный басовый фундамент, женский голос кажется уменьшившимся в размерах, однако звучит на удивление деликатно, без малейшей резкости или колючести и приковывает к себе внимание, как… ну представьте себе: слева Валуев, справа Карелин. Между ними — Чулпан Хаматова. Вы на кого смотрите? На тех, кто покрупнее? Семь барабанов по ходу представления несколько меняют тембр, он «рассветляется» при движении к правой стойке, при этом левый находится левее левой, а правый — правее правой, это — безусловное достижение и для «однорежимной» системы. На соло ударных у тарелок не «обрезаны» хвосты послезвучий, чем нередко грешат процессорные системы, барабаны бьют мощно, от души. Тембр саксофона показался несколько непривычным, а бас-гитарист почувствовал себя главным в составе блюзового коллектива, к сожалению, главнее других почувствовали себя и отдельные струны на его инструменте. А голос, на этот раз мужской, вновь звучал почти безупречно, вокал у этой системы явно в фаворе.
RTA
Игорь сказал: кроссовером и временными задержками bit one работали, эквалайзер — не трогали. Это видно, можно было и тронуть в паре мест. Мощь (и особенности) звучания басов, отмеченные при прослушивании, находит и приборное подтверждение: на самом низу явно выделяется полоса вокруг «клубной» частоты 35 — 40 Гц, суббасу активно помогает сплочённый коллектив дверных «восьмёрок», на этом фоне всё, что выше 400 Гц, проигрывает по уровню, но это, впрочем, как раз соответствует пожеланиям заказчика. Однако на его месте мы бы с этой страницей ещё раз заехали в студию и попросили разобраться с нерегулярностями в полосе 400 Гц — 2 кГц, не исключено, что это можно будет сделать, и не очень налегая на эквалайзер, поиграв с частотами раздела.