измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Тогда, в 80-х, я не понимал, что СОИ — это не научно-техническое, а политическое понятие, а в политике слова заменяют смысл, а не содержат его. Как бы там ни было, но оборонительная стратегия составляет нынче основу военной доктрины подавляющего большинства государств, кроме тех, где заправляют самые отчаянные товарищи. Но, между прочим, признаки оборонной стратегии можно при желании обнаружить и в нашей отрасли.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА
JVC KD-AVX20 | Pioneer DVH-P4100UB | Sony MEX-DV150UE
Позицию наиболее заслуженных производителей car audio в отношении AV головных устройств иначе как оборонительной назвать трудно. Впрочем, уточню: в секторе наиболее дорогих и продвинутых «голов» столпам отрасли пока что обороняться не приходится, на олимпийские высоты никто из «молодых драконов» пока не покушается (открыто). Что же касается более демократичных разновидностей мультимедийной техники, а также (и тем более) DVD-ресиверов, то здесь прессинг со стороны безвестных доселе производителей из Китая и (в меньшей мере) Кореи ощущается в полной мере.
В области мультимедийных головных устройств «новые китайцы» делают упор на функциональность, включая в состав аппарата TV-тюнеры и непременно оснащая их карточным слотом, в дополнение к ставшему уже почти уставным USB. Оборонная стратегия грандов состоит в поддержании высоких технических характеристик и, в частности, обеспечении достойного качества изображения на встроенном дисплее. Что же касается DVD-ресиверов, то и здесь принципы нападения и обороны, в общем, те же, хотя и менее очевидны. Нападающая сторона стремится повысить функциональную оснащённость головных устройств, снабжая их точечными ЖК-дисплеями. На вооружении обороняющейся стороны остаются высокие технические характеристики производимой аппаратуры, тем более что «нападение» этим видом оружия практически не пользуется. Впрочем, один из ведущих производителей, ставший в своё время родоначальником аппаратов с микродисплеями, отказываться от подобных устройств не собирается.
Как вы, наверное, поняли, симпатии автора на стороне «ведущих», и, поверьте мне, вовсе не в силу привычки или консервативности характера. Просто быть и казаться — это далеко не одно и то же, даже в переживаемую нами эпоху постмодернизма, когда «всё равно всему». Не возникает у меня симпатий к аппаратам, которые как будто делают всё, что надо, но при этом качество картинки у них среднее, звучания — и того ниже, а в ходе эксплуатации вы будете отказываться от некоторых функций просто потому, что они мало приспособлены к эргономике прямоходящих.
Я, конечно же, не рискну утверждать, что у грандов с эргономикой полный порядок. Мы же с вами понимаем, что чем больше функций реализуется программно, тем менее удобно ими управлять. Как и то, что программные «кнопки» дешевле «железных». Как и то, наконец, что отвести «персональную» кнопку под каждую из функций AV-аппарата попросту невозможно (даже пульт ДУ охватывает их не все). Но продуманное сочетание «твёрдых» и «мягких» кнопок позволяет сильно облегчить управление, да и от пользовательского интерфейса многое зависит. И тут ветераны, несомненно, на голову впереди молодёжи.
Думается, со стратегией обороны мы разобрались. Но где же тут инициатива? Помнится, в прежние времена именно в технике, произведённой ветеранами отрасли, появлялись новшества — декодеры AAC, DivX (в общем случае — MPEG4), возможность чтения CD-текста и тэгов, — которые позволяли не только сдерживать натиск наступающих, но и отбросить их на «заранее подготовленные позиции». Нынче всеми этими способностями обладает и техника молодых производителей (правда, платить отчисления за использование декодера CD-текста они по-прежнему не хотят). Где новшества, я спрашиваю? Назовите, я жду! Не видно новшеств… С некоторым основанием к этой категории можно отнести разве только браузеры головных аппаратов. В принципе, браузер как часть программного обеспечения декодера mp3/WMA уже, как правило, предусматривается чипсетами современных AV- устройств. Но одно дело браузер, управлять которым можно только с помощью монитора, и другое — функция, вызываемая нажатием кнопки на лицевой панели, как, например, у Sony. Кроме того, к категории активных оборонительных средств, оставшихся в распоряжении некоторых грандов, я бы отнёс правильную организацию ускоренного поиска. Было уже не раз писано, что DVD-ресиверам (в машине) по наследству от DVD-плееров (в гостиной) достался ускоренный поиск с фиксацией — чтобы выйти из этого режима требуется либо нажать кнопку Play, либо последовательно пройти все «скорости». Функция и вообще не очень удобная, когда требуется «перемотать» часть одного трека на CD, и уж совсем, если «оператор» находится за рулём. Гранды чаще всего (хотя и не всегда, к сожалению) либо делают в своих головных устройствах поиск без фиксации, либо он по-разному работает на дисках аудио и видео. Тут они, конечно, молодцы. Но можно ли на основе данного довольно скудного перечня оборонительных средств сформировать оборонную инициативу — решайте сами.
Что же касается звучания, то это именно тот вид боевых действий, в котором позиции грандов не только не ослабевают, но, кажется, демонстрируют некоторую тенденцию к усилению. Я не склонен отзывать свои прежние утверждения насчёт того, что универсальные (то есть AV) проигрывающие устройства по качеству звучания, как правило, уступают специализированным звуковым аппаратам. Просто разница становится не столь драматичной. Если честно, процесс сближения двусторонний, но если звуковые «головы» сделали полшажка вниз, то AV головные аппараты, на мой взгляд, сделали полный шаг вверх. Правда, до самых музыкальных (и редких в наше время) звуковых «голов» им всё ещё осталась изрядная дистанция, но мне уже не кажется невозможным участие в соревнованиях по SQ систем с AV головными устройствами категории существенно ниже «Статусной».
Вы заметили, что о головных устройствах «молодых драконов» я сегодня высказывался особенно нелицеприятно? Легко, знаете ли, обсуждать недостатки отсутствующих… Это я к тому, что в сегодняшнем тесте DVD-ресиверов продвинутой ценовой категории заявлены только представители самых известных и уважаемых фамилий. Правда, и этих оказалось не так много, как ожидалось. Начинаем загибать пальцы. Или нет, лучше так: загните сколько-то пальцев по числу известных вам грандов, а сейчас мы их будем разгибать. Panasonic, как вы, вероятно, знаете, официально автомобильную технику к нам не завозит. (Неофициально, наверное, кое-что найти можно, но я об этом ничего не знаю, в смысле не должен знать.) Kenwood завозит мультимедийные «головы», а DVD-ресиверы остаются в Европе, россияне, похоже, их уже переросли. Clarion своих поклонников DVD-ресиверами нынче не радует. Те DVD-ресиверы, которые предлагает Alpine, для группового теста не вполне подходят даже по цене. Сколько пальцев осталось растопыренными? У меня три. Ровно столько и будет сегодня участников.
Тут, в принципе, можно было бы поставить точку и перейти собственно к тесту, тем более, как вы уже (надеюсь) поняли, он сегодня не самый пространный даже по меркам прошедшего 2009-го. Но думаю, что в любом случае следует избавить вас (и меня) от повторов, поэтому сейчас перечислим те особенности аппаратов, которые в тесте я упоминать не буду и которые принимаются по умолчанию. Начнём по иерархии снизу. То есть с тюнера. ЧМ-тюнер располагает тремя банками (по шесть пресетов, конечно), АМ-тюнер довольствуется одним. Между прочим, исключения встретятся не только по второй, но и по первой части этого утверждения. При работе в RDS осуществляется синхронизация часов по коду CT, поиск по 29 типам программ (PTY) и ожидание по одному из них, News. С накопителя USB считываются звуковые файлы форматов mp3/WMA и видеофайлы DivX. (На самом деле мы имеем дело с сочетанием видео и аудио в MPEG4, и подразумевается, что читается то и то, но лишь в комбинации.) С диска считываются те же вездесущие форматы mp3/WMA, а также DivX и старенький VCD, как с функцией PBC, так и без неё. Как обычно, принимаем, что в плеере реализованы три дополнительных режима воспроизведения: повтор, сканирование и воспроизведение в случайном порядке. А также три сервисных функции: включение при загрузке диском («включение диском»), выгрузка диска без включения аппарата («пассивная выгрузка») и загрузка диска, если он не был удалён из слота в течение разумного времени («спрятать диск»). И ещё считаем, что с пульта ДУ возможен прямой ввод номера трека (или главки на DVD) — для «голов» с DVD-плеером это такая же естественная функция, как и три дополнительных режима воспроизведения для любых «наших» головных устройств. Чтение CD-текста и тэгов для аппаратов столь славных фамилий само собой разумеющееся, однако кириллицу в число достоинств по умолчанию вводить пока не станем. В этой части теста естественным будем считать присутствие декодера DTS. На самом деле типичным является как раз его отсутствие, но сделанное допущение позволит мне явным образом этот факт отметить и в очередной раз выразить своё несогласие со сложившейся ситуацией. Но вот теперь уже точно ничего не мешает нам выяснить, как у участников обстоят дела с инициативами.
Название рейгановской программы создания систем противоракетной обороны мне всегда казалось противоречивым. Если это инициатива, то почему оборонная, а если всё же оборонная, то какая же она инициатива?
МЁД & ДЁГОТЬ
Ну что, на троих? Раз так вышло, будем на троих. Наибольшее число баллов из тройки участников набрал Pioneer. Интерфейсные возможности аппарата достаточны для построения на его основе весьма развитых аудиовизуальных систем. Картинка на выходе производит очень неплохое впечатление, впечатления от звука, возможно, ступенькой пониже, но тоже могут быть расценены как положительные, а это не так уж часто случается с мультимедийными устройствами. Так что «Лидер». Разница в набранных баллах у двоих оставшихся участников минимальна. Если звучание Sony оценивать не по общей шкале, а применительно к AV-аппаратам, то ему был бы положен лишний балл за CD, и тогда бы он сравнялся с JVC. При этом сохранилась бы своего рода специализация: Sony явно лучше по звуку, JVC — по видео. Справедливо будет рекомендовать обоих, имея в виду, что адресованы они несколько разной аудитории.