Максим ПЛЯЦЕК (a.k.a. Rover), г. Жуковский
Бродяга — итог вольного перевода Rover с английского. Наукоград — это г. Жуковский, центр авиационной науки, так, по крайней мере, на плакатах пишут. Заголовок для сборника этюдов, я думаю, объяснил.
БРОДЯГА ИЗ НАУКОГРАДА
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Ural ConceRt CDD
- Усилители: EOS E-100AB, Macrom 41.06, Helix H-1000
- Акустика: DLS RW6, Morel Hybrid Ovation 4, Alpine SPX-F17T
- Сабвуфер: Morel Elate SW10
Пять этюдов на тему car audio
Если ник взят от неуемной тяги к путешествиям, то второе — город, в котором я родился, вырос и работаю. По профессии работаю, а её я получил в альма-матер с двуглавым, как государственный орёл, названием МЭИС-МТУСИ, перед его зданием уже который год проводится открытие сезона ЛАС. Институт связи, короче.
Land Rover Freelander в лобовом переводе звучит как «бродяга свободных земель». В какие только дебри наших свободных (ведь правда?) просторов в России он меня не завозил, и за честную службу решил я его наградить — поставить качественный автозвук, не сильно раня автомобильного тела. Об этом и этюды…
Этюд первый. Сабвуфер
В исходнике имеем багажник с распашной задней дверью и опускающимся задним стеклом без рамки: для открывания задней двери нажимаем ручку, стекло приспускается вниз, срабатывает электрозамок, дверь открыта. Можно кнопкой опустить стекло и поставить пулемёт, очень удобно. Всё это действительно важно, ниже объясню почему.
Багажник небольшой, но высокий, в полу имеет закрывающийся доп. отсек под инструмент. В общем, место под большой гроб жалко, кроме того, как я уже установил, при достойном уровне басов заднее стекло без рамки прыгало вместе с дворником и дребезжало, зашумить заднюю дверь, не нарушая подвижности механизмов, невозможно. На двери есть ниша, в неё можно положить аптечку (больше ничего не лезет). Вот сюда и решил впихивать невпихуемое. Снимаем пластмассовый кожух задней двери и полностью опускаем стекло, чтобы определиться с глубиной. Получается 76 мм, негусто.
При выборе технологии постройки (стеклопластик или фанера) важно было учитывать вес конструкции, петли хоть и железные, но на них уже дверь с колесом висит, а тут ещё и такое… Победил компромисс: фанера «послойно», сверху покрывается стеклопластиком для герметичности и защиты. Объём нужно было получить 14 л, установочная глубина динамика 79 мм, отверстия в магнитной системе нет, значит, можно вплотную к задней стенке. Погнали.
Сзади поверхность сделана рельефной для пущей жёсткости и большего объёма, максимальная толщина корпуса — 186 мм. Толщина передней стенки 18 + 18 + 6 = 42 мм, боковых — 25 мм, изнутри корпус оклеил тёплым линолеумом «белой пушистостью» наружу, нравится мне так. По корпусу стучишь, как по бетону. Синтепоном набивал сперва плотно, потом убавил, потом оставил самую малость, можно совсем без него. Вот такая получилась вещь…
Этюд второй. Мидбас
Итак, идём на фронт. Начиналось всё довольно банально: шумка дверей, изготовление подиумов, кастинг динов, матюгание, разочарование, новые надежды. Но разве кому-то может быть интересен сотней человек описанный способ оклеивания STP или трикотажная технология при монтаже пищалок, даже если последние обтянуть шкурой невинно убиенной турецкой куртки? Короче, в положенный срок на положенное место встала пара Eton 280V.
Во время кастинга попали ко мне в руки всеми опоношенные миды из государства обрезанных мужиков — Morel Hybrid Ovation 6. Кто сказал, что они в объёме двери не играют? Кто сказал, что это очень сложная в инсталляции акустика? Кто сказал, что мало кому удавалось полностью раскрыть потенцию этого чуда еврейской инженерной мысли? Умный это человек сказал, вот кто.
Правда, выход тут известный: правильное акустическое оформление, в конкретном случае — ящики. После выпиливания Буратины под гордым именем «сабвуфер» осталось до дури обрезков 18-миллиметровой берёзовой фанеры. Тогда у меня долго руки ни на что не стояли, глаза не глядели, и эти обрезки я старался не замечать. Но время собирать камни всё же пришло… Поставленное себе задание гласило:
1. Акустическое оформление — ЗЯ.
2. Подседельники.
3. Объём строго под параметры дина, можно больше, никоим образом не меньше.
4. Максимальная жёсткость ящика.
5. Подвижность кресла должна сохраниться полностью.
6. Ничего автомобильного не пилить и не курочить.
Первым делом снял параметры T — S предварительно размятых динамиков и просчитал в спикершопе. Получилось, что надо отталкиваться от 7,5 л. Больше — лучше.
Первым делом, сняв сиденье, постарался определиться, каким пространством располагаем. Обычно делают картонный или пенопластовый макет, но в моём случае это не прошло, из-за сложной конструкции тяг и распорок сиденья технология «сунь-вынь» ящика превращалась в сложный процесс: вставить под углом, оттянуть гибкую тягу, жёстко вщёлкнуть, подвинуть вперёд и вбок. Поэтому макет сразу строился из 18-миллиметровой фанеры. Создание этой «коряги» заняло больше времени, чем предполагалось: прямых углов нет, параллельных стенок тоже, жуть, короче, и всё для обеспечения нормального процесса «сунь-вынь».
Следующим этапом была подгонка углов, размеров и создание из «коряги» «дуршлага» с последующей его обшивкой 6-миллиметровой фанерой. Затем то, что уже стало можно назвать подседельным ящиком, без всяких обзывательств, сверху покрыл композитом: серпянка + эпоксидка. Изнутри пролил композитной противошумной мастикой, снаружи — антигравием, лицевую часть обтянул карпетом.
Для чего, спрашивается, такой муторный процесс? Силовой каркас из 18-миллиметровой фанеры + обшивка 6-миллиметровой фанерой + композит дали отличную жёсткость и герметичность и позволили выиграть в полезном объёме, по моим расчётам, около 1,5 л при неизменных внешних размерах. На фото видно, что ящик получился с большим количеством стяжек. На простукивание отзывается бетоном, в смысле никак не отзывается. Залил прямо внутрь, без пакетов, 8,1 л воды. Полёт нормальный, пол — сухой… Что же показали акустические измерения? В ящик был вставлен дин, измерительный комплекс (громко сказано!) собран, измерения начались. По уровню -3 дБ АС вышла на частоту 56 Гц. Дальнейшие опыты показали, что «Гибриды» могут играть в объёме от 7 л (тогда лучше панч) до 9 л (тогда дотягивают до 50 Гц). Дальше увеличивать объём ЗЯ я не вижу смысла, начнёт проявляться размытость баса, за что эти динамики и не любят те, кто ленится их правильно готовить. Была проверена и целесообразность заполнения. Эффект есть: немного падает чувствительность АС, немного снижается добротность, что, в свою очередь, приводит к незначительному повышению нижней частотной границы. Так что те, кто думает, что, набив синтепона в 10-литровый ящик, могут получить виртуальные 15 л — поосторожней, может прийти разочарование. Теперь настала наконец пора монтировать всё по месту. Технология «сунь-вынь» упростилась до просто «сунь», так что трудности не встретились уже никакие.
Этюд третий. Неудача
Одной из задач, которые хотел решить, было построение системы полностью на пассивных кроссоверах. «Морели» в ящике режутся пассивно, первый шаг сделан. В трёхполоске СЧ-звено — наиболее ответственное за построение сцены. Для получения наиболее равномерной сцены и дабы избежать привязки к ближнему излучателю, их стараются расположить как можно дальше от слушателя. Один из вариантов — кикпанели.
Для организации кикпанельной установки необходимо выделение объёма, да так, чтобы ногам, особенно — водительским, ничего не мешалось. В моей машине это сложно, на грани невозможного, поэтому я пошёл обходным путём.
Взял готовые колонки от Sony Pascal. Не ругайтесь, вещь неплохая и недешёвая — литой люминивый корпус, два 2,5-дюймовых СЧ дина в фазоинверторном оформлении, между ними — пищалка. Доработал — один СЧ вынул, на его место воткнул пищ в обойме, фильтры переделал. От 230 Гц играют без проблем. Вроде всё хорошо — мидбас пассивно порезан на 280 Гц, СЧ играют от 230, проблем с состыковкой быть не должно. Это в теории. На практике получилась кривая, и что самое обидное — ненастраиваемая система. Любимая Тарья жалуется о своей нелёгкой финской судьбе где-то около правой (или левой?) коленки. Милен Фармер превратилась в какую-то скулящую минетчицу, но при этом Леонард Коэн поёт в центре торпедо, Нопфлер выдаёт свои знаменитые гитарные рулады, примостившись чуть левее, лампочка с «Фокал Тулс» бьётся в правом верхнем углу стекла, а электронное mp3 создаёт этакое невесомое облачко перед моськой и никуда не привязывается. Короче, облом. Как сказал папа глист: «Сынок, самое страшное — это свет в конце туннеля…» Так что продолжил я построение процессорной трёхполоски на иной базе.
Этюд четвёртый. Реабилитация и апгрейд
Смотрим на дверь. Там — штатное место под 16 см, уже дополненное скрытым под обшивкой подиумом из 18-миллиметровой бакелитовой фанеры. В этом месте кто только не побывал — и «Морели», и «Блаупункт», и даже ИЖ! Но это в прошлой, двухполосной жизни. В наследство от неё достались капитально зашумленная дверь и проводка. Миды переселились под седло, и это место было отдано под СЧ. На эту роль выбрал Morel Hybrid Ovation 4, расчёт по данным производителя показал, что они требуют ЗЯ 0,85 л.
Преемственность: после сабвуфера из остатков фанеры зробились миды, из остатков от мидов — акустическое оформление под СЧ. Технология — на фото. С этим я и выступил на ЛАС 2008, хорошо выступил, первое место в классе. После получения вполне приличного результата стали меня посещать разные зловредные мыслишки, и ход их был таков:
1. Morel HO 6 — есть по сути своей низкодобротный мидбас, весьма неплохо справляющийся с серединой.
2. Eton 280V — пищалка с редкостно низкой резонансной частотой и просто рождена для двухполоски.
Итог стал крамольным: не слишком ли жирно использовать акустику, преимущества которой сойдут на нет в трёхполоске? Начал реализовывать крамольный итог. Купил пищалки от предыдущего F1 Status, это, по существу, те же Scanspeak 6000 с другими обоймами. Обоймы сразу же снял, ибо звук поганили, и выточил новые. Сваял подиумы по носочной технологии, при обтяжке использовал сверхсекретный материал, который нашёл в мусорном контейнере напротив моего гаража (а где ещё находят сверхсекретное?).
Там лежала внутренняя обивка потолка какой то иномарки. С картонного каркаса я её содрал вместе с поролоновой подложкой, засунул в стиральную машинку, вся грязь с поролоном отлетела, и у меня оказался кусок идеально тянущейся суперткани.
СЧ решил переставить в уголки зеркал. Сваял бобышки, объём вышел около 0,8 л, дырки не сверлил, только слегка набил синтепоном. Обтянул кожей, воткнул по месту. Обратите внимание: слева и справа углы разные.
Проапгрейдил и фронтальные басовики: вместо «Морелей» решил попробовать микросабвуферы DLS RW6. Производитель рекомендует им фазоинверторное оформление 9 л с настройкой 50 Гц. После разминки и измерений параметров T — S реальных динамиков оформление слегка подкорректировалось: 10 л с настройкой 48 Гц.
Подседельные ящики были доработаны в соответствии с новым планом, с этой системой я удачно выступил на впервые организованных соревнованиях Magnitola Team 2009 и крайне неудачно — на ЛАС 2009, представления о звуке у них разные.
Этюд пятый. «Мордовыворот»
Это даже не этюд, а фотоэтюд, как-нибудь расскажу подробнее. Если захотите.
Дело в следующем: всем хорош Ural ConceRt — уникальная «голова» с феноменальным количеством и простотой настроек, позволяющая нажатием одной кнопки отключить все «улучшайзеры», процессоры, эквалайзер и т.д. Всем хороша, кроме внешнего вида, который, если без политкорректности — ужас. Итог работ с «Уралом»: справа — нормальная (по виду) и по-прежнему многоцелевая (по концепции устройства) ручка-энкодер, слева — кнопка, она же — часы. Работает и тем и другим.
Летопись неудачи. Хорошая идея, но не сработало…
Фотоэтюд про CDD. Было: суперфункциональность при жуткой внешности. Стало: ещё большая функциональность и уникальный дизайн. Часы ходят, между прочим, даже на снимках видно…