Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Виталий Карев
Мы такие контракты видим в основном в кино, и то потому, что кино у нас в основном американское. На русском большинство из нас такой документ не то что не подписывали, но и в руках не держали.
БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ
Потому что на первый взгляд это дикость. Им «фазер» (это как у нас батюшка, только без бороды) втирает по заранее написанному про «пока смерть не разлучит вас», а бумага уже подписана: если разведёмся через год, тебе столько, мне столько, если через два… И так далее, в деталях, поражающих наш романтичный взор цинизмом нелинейной алгебры и современных методов бухгалтерского учёта. Хотя, если подумать (это будет уже второй взгляд), укоренись у нас такая практика, может, не пришлось бы «Снежной Королеве» в третий раз искать для своих рекламных щитов персонаж, олицетворяющий семейные ценности в их традиционном понимании.
- Тип системы: аудио/видео
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine IVA-D106R
- Процессор: Alpine PXA-H701 + RUX-C701
- Усилители: Xetec Gravity 5G-900 MK2, EOS AE-620T
- Акустика: Dynaudio MW 152, MD 102, AD 35 Neo
- Сабвуфер: CDT QES-1220
Владелец этой машины был с ней честен и разлучаться с автомобилем планировал не по рецепту «фазера» из американской брачной церемонии, а спустя довольно ясно обозначенный срок. «Дело в том, дорогая, — объяснил он, выводя машину за ворота автосалона, — что у меня есть давняя любовь». Дорогая (а S80 недешёвая) отнеслась с пониманием. Тот, кто привёл её в свой до… гараж, любит другую, зовут её Saab, она сейчас в интересном положении, скоро должна выйти новая модель. И вот на этот период (по расчётам — меньше года, такие у Saab сроки) и была куплена Volvo.
Контракт предусматривал всё: до расторжения брачных уз со снятием с учёта — грамотная эксплуатация и своевременное техническое обслуживание, а потом будет подыскан новый избранник, приличный человек (а вы других на Volvo видели?), ему машину передадут в состоянии «как новая». И ещё одно условие. На период брака, хоть бы и заранее оговоренной продолжительности, будет установлена приличная музыка. На это дело хозяин Volvo основательно подсел на предыдущей машине (марку называть?) и отказываться даже на оговоренный срок не соглашался. Теперь всё это перевести на сухой язык технического задания — и можно приступать. Только перевод получится не очень простой: «как новая» означает, помимо прочего, «без аудиосистемы, не предусмотренной изготовителем». И без травм, нанесённых автомобилю при её установке.
Вопрос о штатном головном устройстве всерьёз не поднимался, хотя употребление ему всё же нашли: штатный шестизарядный чейнджер в приборной панели — отличное хранилище для дисков, не пылятся, не царапаются и всегда под рукой. Настоящим же головным устройством стала однодиновая мультимедийная «раскладушка» Alpine IVA-D106R. Вопрос — куда? Чтобы не нарушать условий брачного контракта, Виталий Карев предложил такое решение: из приборной панели изымалась правая часть сдвоенного, как обычно, центрального дефлектора климатической установки. Воздуховод укорачивался, решётку — вон, оставалось лишь расширить гнездо до стандартных габаритов DIN. Необратимо пострадавшей при этом оказывалась только пластиковая накладка на передней части торпедо, что, как нетрудно понять, во время процедуры развода относительно легко поправить.
Внутрь торпедо Карев поместил и основательно, «как для соревнований», укрепил опорный рукав новой «головы». С головного устройства по проекту сигнал по оптике должен был попадать на процессор, то, что он окажется где-то в багажнике вместе с усилителями, было ясно, это отложили на потом, сейчас предстояло заняться акустикой фронта. Результатом подбора компонентов стало сочетание НЧ и ВЧ-головок Dynaudio с диффузорным среднечастотником Audio Development. Dynaudio — выбор заказчика, спорить с которым Карев не видел ни малейших оснований, да и кто бы увидел. Однако реализовать всю систему на компонентах датского производителя с учётом компоновочных ограничений было нереально. Среднечастотники Dynauido всегда были и остаются купольными, а такие отрабатывают свою цену только в определённых условиях, первейшее из которых — высокое расположение в салоне. Купольные мидрейнджи всерьёз начинают работать с 700 — 800 Гц, их низкое расположение чревато деградацией звуковой сцены, низкая фильтрация — как минимум искажениями, а то и вовсе нереализуема. Диумвират (нам теперь это слово привычно) заказчика и исполнителя пришёл к соглашению на диффузорной 80-миллиметровой головке AD.
И низкочастотник, и «середину» удалось загнать под штатные решётки на дверях. Отчасти благодаря тому, что шведские дизайнеры сделали их большими по высоте. Отчасти — благодаря тому, что использованная головка Dynaudio MW 152 имеет нестандартный калибр, в привычных единицах это будет где-то 5,75 дюйма. Ну и миниатюрность AD 35 Neo оказалась кстати. Басовая головка установлена канонически: на панель двери через проставочные кольца, удлиненные в верхней части (снимки рабочего процесса, сделанные в студии, были трагическим образом утрачены, придётся на словах) так, чтобы там можно было разместить стеклопластиковые боксы для среднечастотников, при этом из двери изъяли некоторое количество пенопласта, которым Volvo частично заполняет невостребованные полости. Объёмов чуть меньше 300 кубических сантиметров на головку оказалось достаточно, чтобы среднечастотники могли нормально работать примерно с 400 Гц. Крупные (и непоправимо крупные, так уж они устроены) пищалки Dynaudio MD 102 каким-то чудом удалось разместить в треугольниках зеркал, не нарушая их первозданной формы.
Всё это хозяйство работает от одного четырёхканального усилителя по «полупоканальной» схеме. То есть СЧ и ВЧ — через пассивный кроссовер, взятый от двухполосной системы AD, НЧ-драйвер — напрямую от усилителя. Усилитель, вообще-то, пятиканальный, и поначалу решили было, что он станет единственным, но потом эту концепцию пересмотрели. Постановили: пусть 5G-900 работает только четырьмя каналами, а напрягаться в басовом поручили двухканальному EOS.
Оба усилителя и основной блок процессора разместили в плоском коробе под задней полкой, его почти не видно и при открытой крышке багажника. Под коробом — корпус сабвуфера предельно лаконичной формы: все углы прямые, кроме того, который повторяет наклон спинки. Объём закрытого ящика для использованной головки предписан очень малый, всего 18 л. В этой машине его сделали несколько больше, около 22 л, а крепится в багажнике он довольно остроумным способом: к полу — ничем (если не считать «липучек», на всякий случай), зато скреплён с коробом усилителей, а тот, в свою очередь, держится петлями за поперечину кузова и запорным болтом — за полку.
Из багажника расходятся акустические провода к фронтальной акустике и кабель управления к ещё одному компоненту — выносному блоку процессора. Место для него, не нарушающее условий брачного контракта, нашлось в центральном подлокотнике, ширина которого как будто точно выбрана под габарит панели управления. Может, в Швеции есть какой-то типовой брачный контракт?
Штатное головное устройство оказалось отличным хранилищем для дисков. С индикацией настройки климата…
В сложенном состоянии Alpine притворяется решёткой системы вентиляции
Найденное (почти вынужденно) место для экрана явно удачнее, чем если бы воспользовались штатным
Блок управления процессором встал в передний подлокотник как по мерке. Интересно, почему?
Штатные места под акустику проявили щедрость в отношении высоты. Но не ширины
Зачем нужны автомобили бизнес-класса? Из-за размеров заднего подлокотника: «двенашка» помещается целиком
Корпус сабвуфера в багажнике слегка цепляется за пол и крепко держится за потолок
При снятом сабвуфере «потолок» можно откинуть, при этом он окажется плоским коробом с электронным оборудованием
Перспективы развода: то, через что вы смотрите, будет ничем не занято, а то, на что смотрите — уйдёт к «Саабам» вместе с хозяином
SQ
Женский вокал, обязательная программа. Голос здесь звучит несколько холодновато, без привычной по этой, тысячу раз слышанной записи интимности. Возможно, эффект холодности возникает из-за подчёркнутой атаки. Геометрически сцена комфортно выстроена на середине глубины торпедо и лишь чуть-чуть выше её поверхности. Басовая партия заинтриговала: вроде бы бас негромкий и привлечь к себе внимание не стремится. Но его довольно скоро начинаешь сознательно слушать, получился бас вкусным и убедительным, причём не за счёт грубой силы. Семь барабанов выявили недофокусировку центрального, он разъезжается в неширокое «облачко» поверх торпедо, но тональная окраска совершенно не изменяется по фронту сцены. Дорожка №11 тоже прозвучала со своими особенностями: ударник как будто по-разному относится к барабанам и тарелкам. По тарелке — аккуратно, по барабану — от всей души. Мужской блюзовый вокал тоже показался несколько отстранённым, и рояль далеко не всегда оставался на положенном ему месте сцены. Зато интересно прозвучала бас-гитара, одновременно и осторожно, и обращая внимание на рельеф своей партии.
RTA
Связка сабвуфера с НЧ-излучателями фронта — образец спектральной идиллии, до 300 — 400 Гц АЧХ идёт практически ровно, а нескрываемый подъём на самых низких частотах — прямое следствие «избыточного» литража сабвуфера. Собственно, вот и объяснение такого звучания басов в системе: основной, информативный бас воспроизводится на уровне мидбаса и потому не выделяется из общей картины, инфранизкие в явном виде есть далеко не везде, а составляющие спектра сигнала, приходящиеся на эту область, добавляют атмосферы и убедительности нижнему басу. Идиллия заканчивается на средних частотах, по признанию Карева, ему не импонировала установка СЧ-головок под штатные решётки, где интерференция заметно испортила общий вид частотной характеристики. Положение выправляется к 4 кГц, где эстафета переходит к пищалкам, и они исправно демонстрируют «фамильную» АЧХ.