Александр МИРОНОВ, Нововоронеж
ЦЕПНАЯ РЕАКЦИЯ
Нововоронеж — провинциальный городок, из достопримечательностей… да так, пустячок. Одна из первых в мире атомных электростанций, работником которой я имею честь быть.
Так бы я и работал, размеренно и привычно, способствуя генерации электроэнергии для нужд экономики, если бы не случилась цепь совершенно неслучайных событий… Непонятным мне до сих пор образом в мои тогда еще студенческие руки попал номер журнала «АвтоЗвук», может, встречали. Фото инсталляций, напечатанные там, будоражили мозг в круглосуточном режиме. Тогда я не знал, что в зону реакции влетел первый нейтрон…
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Alpine CDA-9886R
- Процессор: Alpine PXA-H100
- Усилители: DLS CA450, RA-30
- Акустика: CDT HD6, DLS UR2.5, T25
- Сабвуфер: DLS W310
Машины у меня в то время не было, но отец соглашался со мной, что музыка в машине должна быть (ну хоть так), и вот я приобрел первую акустику, которую не выбрал из того, что есть на прилавке, а специально ездил за ней на Горбушку! Так в стареньком семейном Ford Scorpio появилась музыка! В штатных местах, без шумоизоляции дверей, от кассетной магнитолки, но музыка….
Потом были другие машины, другие опыты с автозвуком, постепенно появился минимальный опыт и представление о том, что же мне нужно… В общем, первое звено в цепной реакции прошло в штатном режиме. Затем у меня появилась машина, к которой я до сих пор испытываю трепетные чувства — Peugeot 307. С точки зрения людей здравомыслящих, непрактичная, низкая, тесная и ненадежная (враки!), но… красивая (чистая правда!). К тому времени я в роли зрителя посетил все автозвуковые мероприятия в Воронеже: EMMA, IASCA… Главное, что я вынес для себя на этих соревнованиях: автозвуковая тусовка — не закрытый клуб, попробовать выступить может действительно каждый! Реакция продолжалась…
Решено было менять штатную музыку 307-го. Но как? С кем посоветоваться? Совершенно случайно в руки попал активный сабвуфер Audiobahn. Дай, думаю, приспособлю его к «штатке» да пускай бухает как умеет. За советом решил поехать в студию «Динамик», к Андрею Новозенко. Я уже знал, что Воронежу повезло с таким человеком — автозвуковым гуру и ветераном автозвукового спорта. После недолгой беседы саб был отправлен на свалку, а идея установки приобрела слегка другое направление. Цепную реакцию было уже не остановить.
Итак, первичные требования к системе: во-первых, все делаю по возможности сам, хотя от конструктивной помощи не отказываюсь; во-вторых, все установленные компоненты в машине должны органично вписываться в интерьер. Нужно найти золотую середину между стоком и вычурностью, кроме того, машина должна остаться транспортом для молодой семьи с двумя детьми. Ну и в третьих, никакого «колхоза»! Делать так хорошо, как смогу, или лучше. Итак, идея большого проекта захватила меня, но мысли об участии в соревнованиях пока были робкими и тщательно скрываемыми.
Насытившись информацией о том, как надо готовить авто к «музыке», приступил к фундаменту — шумоизоляции. Одновременно шел выбор компонентов для установки: предпочтения джазу и блюзу, но и потяжелее чего-нибудь не забыть. А ещё жене тоже надо угодить с Мадонной и Yello…
Сначала, разумеется — «шумка», это уж как положено…
Шумоизоляция проводилась в несколько этапов. Начал с багажника и арок задних колес, затем — задние двери и пол под задним сиденьем.
Одним из самых сложных моментов оказалось изготовление подиумов в передние двери. Штатные динамики были установлены французами в стиле «с глаз долой» — прикручены прямо к тонкому пластику обшивки! Естественно, это всё — в переделку. В самой технологии изготовления подиума я не придумал ничего нового: 20-миллиметровая фанера, «жидкие гвозди», винты М5 для крепежа подиума к металлу. Как раз подоспели новые динамики, я выбрал DLS R6A. Динамики ориентированы на ручку КПП. Да, чуть не забыл: за спиной динамика вырезал отверстие в металле, чтобы DLS играл не под обшивку, а на весь объем двери. После шпатлевки, клея и винтов подошла очередь обтяжки подиума. Винил взял DLS (тогда ещё продавался и по фактуре подходил) и закупил несколько пачек канцелярских зажимов, очень пригодились. Получившуюся конструкцию соединяем «как было», с изнанки пластик также проклеен виброй (это больше касается швов между пластиковыми деталями). Так получился первый вариант подиума для «Пежона».
Обивка двери «как была»
Разбираем на запчасти
Снаружи — кольцо
Внутри — тоже нечто вроде кольца
Всё сращивается в единую конструкцию
Снаружи придаётся требуемая форма
Канцтовары на службе автозвуку: фирменная технология
Завершена обтяжка винилом
И вновь «как была». Вроде бы…
Одновременно с дверными подиумами велась работа по сооружению подиумов для твитеров. Здесь были те же требования: «заводской» вид и соблюдение правил соревнований по установке. В технологии установки и отделки — снова ничего принципиально нового: шпатлевка, шкурка, клей… ну вы в курсе. Единственное ноу-хау: чтобы винил тянулся, как резинка, его можно немного греть тепловым пистолетом, а канцелярские зажимы теперь уже становятся фирменным приемом.
Я же говорил: канцелярские зажимы — великое дело
С их помощью удалось выполнить обтяжку вот таким образом
Пищалки первой, двухполосной системы на месте
Штатная «голова» выкорчевана без сожаления. А о чём сожалеть? Французские инженеры предлагали мне, повелителю, можно сказать, мирного атома, ездить в XXI веке с кассетной магнитолкой, а чтобы подчеркнуть, что и они владеют высокими технологиями, установили CD-чейнджер на пять дисков. Вместо этого французского изыска я приобрел (а если честно — выпросил на день рождения) Clarion WXZ468RMP. Выбор был сделан из соображений «чтобы CD, чтобы mp3 и чтобы встроенный чейнджер». А чтобы придать установке изящество, рамку для ГУ делаю сам на основе какой-то безымянной.
Первой «головой» в системе стал «двухэтажный» Clarion
Теперь — о самом прикольном элементе инсталляции. О сабвуфере. Он у меня в том варианте был неказистой формы, сделанный, только чтобы с музыкой ездить, пока не готов «стелс». С таким вариантом системы я проездил около полугода и довольно быстро начал понимать, что «голоса» у системы нет, и вообще… не замахнуться ли нам на Вильяма нашего… то есть на трёхполоску?! Тут и зима подоспела (время, предназначенное природой для автозвуковых экспериментов), и шальная мысль об участии в соревнованиях окончательно сформировалась в нешальную. Для этого решено было переделать фронт в 3-полосный с поканальным усилением, переделать часть проводки «по понятиям», ну и по мелочи: саб как-то оформить, документацию собрать. Цепная реакция, раз уж началась, то сама не остановится. Сердечно распрощавшись с семьей, ушел в гараж…
В качестве «серединки» для трехполоски были выбраны DLS UR2.5. Почему? Надеялся, что купольники простят ошибки в установке из-за широкой направленности. Да и к акустическому оформлению нетребовательны, у них — «с собой». Закупил новый комплект пластиковых стоек и приступил. СЧ и ВЧ-полоски ставлю по возможности ближе друг к другу, ориентирую «крест-накрест». Технология изготовления подиумов и в этот раз была классической: закрепляем кольца, натягиваем эластичную ткань… Обычно здесь идет такая оправдательная фраза, мол, колготки жены — самый что ни на есть тюнинговый материал. Это не так! Я использовал гораздо более удобный материал, плотный и тянущийся одновременно. На этикетке было написано, что это бархат, ну пусть будет бархат, добавим немного гламура в инсталл. Применение канцелярских зажимов превратилось в древний красивый обычай (вы ж с начала, надеюсь, читаете?).
Рождение трёхполоски: монтаж опорных колец
Бархат гламурнее колготок…
…а зажимы по-прежнему рулят
Примерка стоек
Завершённый продукт во всей красе
Изготовление саба-«стелса» тоже прошло без сюрпризов и открытий. Хотя строгие требования были и здесь: максимальная жёсткость, быстросъёмность и никакого урона металлу автомобиля. Там и так хватает всяких дырочек-отверстий.
Первый сабвуфер в процессе и по окончании процесса
Задняя часть нового сабвуфера со стыковым фланцем
Сабвуфер с пристыкованной передней частью
Прочность проверяем народным способом
Готово, можно ставить
Пока суть да дело, время неумолимо неслось вперед… Magnitola-Team объявила о первом межгалактическом турнире по автозвуку… Ну что, едем? Конечно! Значит — опять переселяемся в гараж, стараемся успеть всё доделать и всё подправить. Почти всё успел (последние штрихи были сделаны в ночь перед выездом, как у всех больших спортсменов).
В день своих первых соревнований волновался, как первоклассник. Я не просто на площадке где проходят соревнования, я — участник! И машину помыл заранее, и салон «в идеале», и альбом с презентацией есть, а всё равно трепет и волнение: «как оно всё будет то?» Заранее был готов потерять пару баллов за инсталляцию (защита сабвуферного динамика не соответствовала), все остальное вроде в норме… ну кроме звука, конечно, здесь пытался сам «крутилки крутить», на свой взгляд и вкус, а каковы они — будут решать судьи. С формулой «главное не победа, а участие» согласился заранее, на всякий случай. Каково же было моё удивление, когда на объявлении результатов прозвучала моя фамилия! Первый выезд — и сразу на подиум! Третье место! И сразу всё становится оправданным: и ночные гаражные посиделки, и затраченное время… А главное, моя супруга поверила, что и хобби одного может приносить удовольствие другому.
Другим результатом первых соревнований стало представление о том, что нужно менять в системе. Первое: на замену уходит Clarion, вместо него практически сразу наметился Alpine. Второе: наверное, ставим процессор. Третье: инсталл доводим до максимально возможного. Ну а третий результат — «человеческий фактор», по-простому — люди. Шикарные в общении, разные, но все слегка безбашенные! Наверное, встречи единомышленников-соперников и есть главный магнит таких мероприятий!
Вернувшись в окрестности родного энергоблока, сразу покупаю Alpine-9886 и к нему процессор Alpine PXA-H100. Можно было, конечно, взять Alpine-9887 уже со встроенным процессором, но, как говорится, «по совету друзей» отказался в пользу 9886-го. Вроде как связка из двух устройств работает корректнее, чем 9887, где «все в одном». Дальше ставлю нормальный гриль на сабвуферный динамик, заодно заказываю декоративные металлические кольца на все динамики: тебе и «впечатление от инсталяции», и «мастерство», и бонусы. Да и по звуку надо «настраиваться» более тщательно, а значит, опять мне прямая дорога к Новозенко. Вот уж здесь никак не могу умолчать об этом человеке и его коллегах в студии. Спасибо им огромное за помощь и дельные советы!
Система стала эволюционировать, развиваться и улучшаться. Были переделаны стойки с установкой металлических колец под динамики, сабвуфер стал выглядеть по всем правилам, изменились дверные подиумы, вместо Clarion был установлен Alpine, пластиковые детали перекрашены в более темный цвет, а затем покрыты лаком для красоты. Пока красились пластиковые детальки, обшил кожей руль — так, чтобы без дела не сидеть…
С таким набором переделок выдвигаюсь на следующие соревнования. Теперь это Курск. ЕММА, солидное мероприятие, лучшие машины страны, строгие судьи… А я с внешним процессором попадаю еще и в самый сложный класс «Новичок без ограничений». В тот день оказался только шестым, но, с другой стороны, первое место занял будущий чемпион Европы 2009! И опять-таки атмосфера, люди, новые знакомства…
Главным результатом «Курской дуги» стала необходимость замены мидбасов DLS чем-то более «быстрым» и менее «гулким». Разные рассматривались варианты, разные выслушивались советы. В итоге выбрал CDT HD6. Посадочное место в подиуме почти не потребовало переделок. «Почти» значит новые металлические кольца, специально изготовленный крепеж и слегка подкорректированный гриль.
А ещё — новое крепление стоек. После установки звена ВЧ и СЧ на стойки, да еще с металлическими кольцами, масса конструкции заметно возросла. Да еще и я по ходу многоразовых сборок-разборок сломал суммарно 3 клипсы на 2 стойки. На ЕММА-Курск поехал в таком виде, за что и получил минус три балла за крепление монтажных панелей. Вместо 100 возможных (на которые я рассчитывал) вышло 97 баллов за инсталляцию.
Получив урок, вернувшись, начал крепить стойки таким образом: выточил металлические скобы, в стойке сделал отверстие и нарезал резьбу, теперь «монтажная панель» практически намертво притягивается к основе. «Практически намертво» значит, что под солидным усилием руки облицовка стойки не двигается ни на чуть.
С таким набором переделок приезжаю на IASCA-Воронеж. Надеюсь и верю! Все-таки дома и стены помогают. Но в этот раз стены оказались не то чтобы совсем бессильными, но всё же какими-то слабоватыми. Результат — третье место, тем не менее рад и доволен, к тому же по инсталлу я — лучший в классе
После IASCA-Воронеж ничего особо кардинального сделано не было, но и почивать на лаврах тоже не собирался: немного подкорректировал задержки и немного подправил общий тональный баланс. Появляются и мысли о более мощном процессоре Alpine — 700/701, но понимаю, что только своими силами с доводкой звука мне не справиться. За время встреч на соревнованиях удалось послушать много разных машин и ещё больше разных мнений разных людей. Из этого коктейля постепенно начало формироваться и свое представление о звуке: мой звук должен быть с чётким, «не размазанным» басом, с максимально возможной тональной точностью и правильной сценой, с чёткой локализацией. А раз не справиться со всем этим самому, значит, прямая мне дорога снова к Новозенко.
А тут и очередное мероприятие Magnitola-Team наметилось. Едем? Конечно! Цепная реакция зашла так далеко, что захватила и любимую супругу! Один мой знакомый с форума про неё высказался, мол, это самое сильное звено в моей системе. Может, и прав…
На соревнованиях СМТ-3 на Суперпляже в Крылатском впервые удалось подняться на второе место! Судья по звуку отметил хорошую локализацию, хорошее расположение сцены (по ширине, глубине и высоте). Сам я в эти дни практически утвердился в мысли, что мои купольники DLS надо менять на играющие более низко диффузорники. К примеру, на некоторых треках Diana Krall голос как бы распадался, и не было такой желанной локализации.
Завершением сезона стал финал СМТ. К этому моменту мне казалось, что я знаю все сильные и слабые места системы. Со звуком кардинально ничего не менялось. Да и что менять, если самому нравилось, как играет машинка, и из боязни сделать хуже практически ничего из настроек не трогал. А оценки за инсталляцию по ходу сезона меня прямо-таки совсем расслабили, за что едва не поплатился на финале: строгий до придирчивости судья снял 5 (!) баллов за защиту от коррозии мест подключения динамика. И только совместное перечитывание правил вслух помогло спасти ситуацию. Финал стал драматическим по накалу: 2 балла (всего лишь!) разделили меня с победителем! Итог — второе место. Но был достигнут главный результат: я стал понимать, что мне делать со своей системой, что нужно менять, а что можно оставить. Кого слушать надо, не перебивая и записывая, а кто просто форумов начитался и выдает чужие мысли за свои. Теория цепной реакции доказана: если есть первый нейтрон, её уже не остановить. А за первый нейтрон вам спасибо…
Работа над ошибками: доведённые подиумы в дверях,..
…новое головное устройство,..
…доработанные стойки
И снова работаем над ошибками: усиленное крепление новых стоек
При замене мидбасов на CDT был изготовлен специальный крепёж…
…и доработаны грили
Грили, кстати, самодельные, а стиль DLS сохранил в знак признательности за службу…
Заодно и сабвуфер получил полагающуюся защиту