измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Этот Pioneer, пожалуй, наиболее титулованный аппарат из современных головных устройств: по итогам конкурса EISA он признан лучшим продуктом года в номинации «Автомобильный хай-энд компонент».
НОМИНАЦИЯ
Награды за головное устройство или навигационную систему года «Пионер» получал, как не получать. Но такой многозначительный титул — впервые. Конечно, правильнее было бы составить своё мнение об этом аппарате ещё до того, как упомянутый конкурс состоялся. Только не надо в причинах такой медленной реакции винить редакцию — просто у нас не принято тестировать модели, которые официально в родные пенаты не завозятся. Возможные обвинения я могу переадресовать всем соотечественникам и коллегам по автозвуку: мало мы стали приобретать техники car audio, оттого её производители внесли соответствующие коррективы в расстановку приоритетов поставок. Конечно, виноват тот самый мировой финансовый, который на нас с вами почему-то сказался больше всего. Впрочем, главное, что знакомство всё-таки состоялось. Вот и начнём знакомиться, а анализ рынка оставим людям, которым за это платят.
Представление о классе головного устройства DEX-P99RS даёт омеднённый корпус аппарата, который, как мы знаем, является прерогативой настоящего хай-энда, не затуманенного скидками на современную действительность. Впрочем, это далеко не единственная позиция, отличающая его от подавляющего большинства головных устройств, даже весьма продвинутых. Хотя бы и то, что DEX-P99RS (букву «X» в третьей позиции обозначения модели видите?) не CD-ресивер, а вовсе даже CD-тюнер. Хотя и это далеко не всё. Но лучше, наверное, как всегда, по порядку.
Дизайн передней панели перекликается с внешним оформлением ставших уже легендарными аппаратов из «золотого фонда»: McIntosh, Nakamichi, Denon… Тех самых, которые не были заряжены многочисленными «фичами», зато проигрывали CD на таком уровне качества, до которого «головам» более поздней разработки так и не удалось подняться. Ну, почти… По традиции (той самой) господствующее положение на лицевой панели занимают два регулятора. Правда, в соответствии с теперешними течениями сами «крутилки» (металлические, разумеется) заметно ниже, чем это требовалось по канонам эргономики. И потом, энкодеры это всё же не аналоговые потенциометры. Но тут никакого противоречия нет: аппарат современный и выполнен на современной базе. Что, кстати говоря, и сделало возможным снабдить его дистанционным управлением. Пульт ДУ — настоящий «камушек», даже более чем настоящий. Это в том смысле, что в профиль он, наверное, выше, нежели любой из «камушков», встречавшихся мне прежде. Дело в том, что пульт предназначен не только (а может, и не столько) для работы в «ручном» режиме, но и для крепления на руль — для этой цели он снабжается специальным ложементом. Кольцо с нажимным кругом по центру заменяет правый энкодер на лицевой панели (строго говоря, это не энкодер, а мультиконтроль). Правда, функции привычного «креста» удаются этому кольцу не в полной мере. Левому энкодеру передней панели на пульте соответствуют кнопки управления громкостью и выбора источника. Вообще, пульт позволяет «добраться» почти до всех функций аппарата, включая и настройки меню головного устройства, но исключая выгрузку диска. В комплекте предусмотрен ещё один ложемент, на который удобно будет вешать пульт, если он используется в «ручном» режиме. Есть гнездо для подключения адаптера к кнопкам на руле — оно, впрочем, присутствует на головных устройствах Pioneer любого уровня.
Алгоритм съёма передней панели несколько непривычен, хотя особых сложностей не возникает. Постановка её по меньшей мере удобнее, чем у многих «голов». Тыловое гнездо USB снабжено 1,5-метровым кабельным удлинителем. Шина IP-Bus позволяет подключить к аппарату любое шинное устройство Pioneer, кроме чейнджера (да кому сейчас нужен чейнджер?) это может быть iPod (вот это другое дело) либо Bluetooth-адаптер CD-BTB200. Для iPod/iPhone понадобится соединитель CD-IU50 или (для более старых моделей) CD-IB100II. Можно соединиться с айподом и посредством обычного кабеля USB/Dock.
Внешние устройства с аналоговым звуковым выходом подключаются либо через гнездо 2,5 мм на нижнем ребре передней панели, либо к шине посредством адаптеров CD-RB20/RB10. Выходов четыре пары. Много? Нет, в самый раз, если акустика трёхполосная: Sub, НЧ, СЧ, ВЧ. Если посчитать, должно получиться шесть фильтров (полосовые фильтры, это, как вы понимаете, и фильтр ВЧ, и фильтр НЧ). Но тут инженеры Pioneer Corp. решили ни в чём себе не отказывать и снабдили полосовыми фильтрами все четыре полосы. Итого получается уже восемь фильтров с независимыми настройками (шаг — 1/3 октавы). Диапазон перестройки в основном полный: от 25 Гц до 20 кГц для фильтров НЧ и от 20 Гц до 16 кГц для фильтров ВЧ. Исключение — фильтры полосы твитера: здесь ФВЧ перестраивается от 800 Гц, фильтр НЧ — от 5 кГц. Все фильтры отключаемые, кроме опять же фильтра ВЧ полосы твитера (чтобы сгоряча не спалить пищалку). Для всех фильтров можно назначить крутизну от 6 до 36 дБ/окт. со всеми (а не избранными) промежуточными значениями. Для любой полосы вводится персональная аттенюация, максимально — до 24 дБ с шагом 1 дБ; для полосы сабвуфера диапазон продолжен и в плюс до +6 дБ. Диапазон вводимых временных задержек — до 394 см с шагом 0,77 см (если помните, мы когда-то считали, что шаг 2,5 см — уже неплохо). Эквалайзер третьоктавный, как положено, у него 31 полоса (от 20 Гц до 20 кГц), шаг регулирования 0,5 дБ.
При этом (концепция аппарата «гулять, так гулять») не только временные задержки, но и настройки кроссовера и эквалайзера могут быть выполнены для правого и левого каналов независимо. Есть и автоматическая настройка звукового процессора с использованием комплектного измерительного микрофона. Словом, если звуковой процессор с такими возможностями нам прежде и встречался, то не больше одного. И вообще очень похоже, что победа в номинации EISA лишь положила начало цепи побед этого аппарата.
OEL-дисплей на передней панели, как положено, контрастен. Между прочим, на него выводится величина напряжения питания — думается, спортсмены это оценят. Яркость в дневном режиме регулируется от 0 до 15. Если установить на максимум, то яркости будет, в общем, достаточно. В вечернем режиме уровень подсветки всегда гасится на пять позиций (при условии, что результат не ниже нуля). Диммер автоматический (по включению габаритов), отключаемый. Для подсветки кнопок предусмотрены 5 заводских цветов, плюс можно назначить любой из 125 по RGB. Их яркость диммером не управляется, но из меню настроек можно выбрать одно из трёх значений яркости. Меню настроек «головы» состоит из трёх страниц плюс страница начальных настроек (включается в режиме «выключено»). Есть выбор языка интерфейса из семи основных европейских, включая русский в его особой, непривычной, хай-эндной версии, то есть без ошибок.
АМ-тюнер с одним банком пресетов работает в диапазонах средних и длинных волн (что почему-то приветствуется в консервативной Европе). Список станций ЧМ-тюнера выводится по всем банкам, но автоматическая настройка затрагивает лишь один из них, текущий, и длится 10 с. Ручной поиск нужной частоты только пошаговый. Часы есть, но по CT они не синхронизируются.
С накопителя USB, кроме общепринятых форматов, считываются файлы WAV и AAC — как было сказано, аппарат вполне современный, без каких-либо скидок на хай-энд, вернее — даже с «функциональной наценкой»: WAV с внешнего носителя это предельно высококачественный сигнал, так что — по специальности.
Из сервисных функций в дисковом проигрывателе не реализована «спрятать диск». Понравилось то, как шустро аппарат перемещается по трекам, а также то, что для открытия панели и выгрузки диска кнопку Eject надо нажать лишь однажды. Не понравилось, как мелко выводится номер трека. Разумеется, читается CD-текст. С тэгами, написанными кириллицей, у «Пионера» проблем не возникает. Правда, список треков выводится только при наличии текста (эту не самую располагающую к себе особенность мы встречаем у «Пионеров» уже не впервые). Зато, как ныне умеют только аппараты Pioneer, при работе с «компрессией» выводится битрейт. Браузер выдаёт список папок по уровням либо файлов в папке. Ускоренный поиск на CD и в mp3 неспешный (зато точный), примерно 8-кратный. Начальное считывание CD и диска с WMA заняло 6 с, с тестовым диском mp3 аппарат ознакомился вдвое быстрее.
Звучание на CD отличает мягкая и одновременно собранная подача мужского вокала. Породистый звук, даже есть та самая лёгкость на середине, отсутствие которой так часто портит впечатление от даже довольно амбициозных «голов». Интонации передаются точно, хотя порой где-то возникает ощущение, что они не совсем естественные. Женский вокал тоже лёгкий и комфортный, и лишь затухание в студии кажется чуть затянутым, как будто кем-то аккуратно (и профессионально) внесена дополнительная реверберация. Контрабас весьма объёмистый, но слегка расплывчатый. Бубен звучит несколько обтекаемо, но маракасы чистые и музыкальные. Звучание рояля собранное, и масштаб соблюдён точно, хотя и не всегда возникает ощущение, что перед тобой живой инструмент. Звучание скрипок чуть заливистое, словно перегретое эмоциями.
Задник сцены в mp3… (Ну ладно, раз играет mp3, послушаем, как играет. А вдруг случится чудо?) Так вот, задник сцены теряется где-то вдали. Вокал второго плана отступает от своего места, правда выбранной позиции он придерживается стабильно. Поверху динамика сжата, и средние планы ощутимо тесноваты, но на то она и компрессия. В звучании рояля хорошо сбалансированы динамика и детальность. Бубен оформленный, хотя и чуть бесплотный. Динамика барабанов определённо не напрягает. Бас довольно правильный, для этого битрейта (128 Кбит/с) даже правильный вполне. Переходим к удвоенному битрейту. Тылы сцены по-прежнему в отрыве, но второй план уже занял своё место. Поверху динамика теперь почти не ограничена. В звучании рояля появилась рассыпчатость, и верх (конкретно — бубен) теперь наполнен как надо. Да и динамика барабанов передаётся должным образом. Совсем уж чуда не произошло, но к нему 99-й подошёл на пару шагов ближе, чем другие.
Pioneer DEX-P99RS, серийный №000183EW
ЧМ-тюнер
- Диапазон CCIR
- Чувствительность, мкВ 1,2
- Полоса частот (-3 дБ), Гц 25 — 9800
- Отношение сигнал/шум, дБА 62
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,53
- Вход Aux
- Полоса частот (-1 дБ), Гц 12 — 20500
CD-проигрыватель
- Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ -0,3/-0,5
- Отношение сигнал/шум, дБА 106
- Переходное затухание (1 кГц), дБ 94
- Линейность ЦАП (-90 — 0 дБ), дБ +0,4/-0,2
- Динамический диапазон (EIA/EIAJ), дБ 103
- Вибростойкость, мм 220
- Уровень сигнала на линейном выходе, В 5,0
Аудиосекция
- Регулировки эквалайзера, дБ
- от ±11,7
- до ±12,0
Характеристики тюнера произвели не самое выгодное впечатление. У него не европейская коррекция, да и уровень шумов не вполне соответствует тем стандартам, с которыми мы привыкли подходить к продуктам Pioneer. Кстати, и по уровню сигнала тюнер далеко не идеально согласован с 5-вольтовым выходом дискового проигрывателя. Частотная полоса по входу Aux ограничена фильтрами DSP — на спектрограмме хорошо видно, как начиная с 21,5 кГц АЧХ резко уходит «в пол». С характеристиками дискового проигрывателя картина весьма оптимистична. Уровень шумов и вообще-то редкостный, а для процессорного аппарата просто уникально низкий. Даже динамический диапазон на высоте. (По японскому стандарту этот параметр определяется как уровень КНИ в процентах, измеренный на сигнале -60 дБ — с прибавлением тех самых 60 дБ. 106 дБ, значит, КНИ = 0,5%. Это — там, на -60 дБ, где от квантованного сигнала CD должны были остаться рожки да ножки, не поддающиеся опознанию.) Высокая вибростойкость обеспечивается механическими мерами, буферная память процессора перекрывает лишь около 2 с цифрового потока. Абсолютная полярность выхода, конечно же, соблюдена, при таком уровне реализации аппарата неточность в этом вопросе была бы особенно огорчительна. Минимальная задержка сигнала на выходе (процессорное время) составляет 6,6 мс — у подавляющего большинства предшественников этот показатель заметно меньше.
Для иллюстрации работы звуковых настроек мы немного с ними пошалили, вот следы наших шалостей.
На первом графике — несколько из множества доступных АЧХ кроссовера, нетрудно видеть, что кривые реализованы «как в книжке», без всякой отсебятины. Заметьте заодно и решительность, с которой фильтр DSP обрубает все ультразвуковые составляющие.
На втором — регулятор одной полосы эквалайзера (1 кГц) последовательно переведен в крайние положения. Сказано килогерц — имеем килогерц (отклонения от «номинала» по частоте нигде не превышают ±2%), сказано ±12 дБ — получите. Разве что на крайне низких центральных частотах диапазон регулировки эквалайзера несколько ниже, чем на прочих.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- CD-тюнер
- КТО
- Pioneer DEX-P99RS
- ПОЧЕМ
- 60000 руб. (очень ориентировочно)
- ЭТО — ПЛЮС
- Пульт ДУ с установкой на руле
- Может работать с кнопками на руле
- Особо развитый звуковой интерфейс
- Мощный звуковой процессор (DSP)
- Русский пользовательский интерфейс
- Читает на кириллице
- Читает WAV по USB
- ЭТО — МИНУС
- Не самый удачный тюнер
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- Номинация правильная. Награда — тоже
- РЕЙТИНГ
- Радио 7
- CD 9
- Оснащенность 9
- Эргономика 8
- Звук (CD/mp3) 9/8
- Итог 41,5