измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
МОЛОДЫЕ И МЛАДШИЕ
Только один раз в году мы проводим тест CD-ресиверов, ценовой диапазон которых ограничен лишь с одной стороны — сверху.
Supra SCD-504U | Sony CDX-GT24EE | Pioneer DEH-1200MP | JVC KD-R407 | Clarion CZ109ER
Раньше этот диапазон назывался «до 120 у.е.», однако теперь в связи с известными событиями долларовые границы несколько сместились. Но по-прежнему в этот диапазон попадают головные устройства относительно молодых производителей и самые младшие модели в линейке грандов — и то не всех. Техника, конечно, несложная, но я бы не стал вот так сразу смотреть на молодых и младших свысока. Неправильно это, и вот почему.
Все мы знаем, что головное устройство — основа любой аудио (или даже мультимедийной) системы в авто. В том смысле, что какова «голова», таково и «тело». DVD-ресивер со специфическими мультимедийными наворотами плохо смотрится во главе чисто звуковой системы. Исключения бывают, но они затем и существуют, чтобы привлечь наше внимание к правилу, из которого они — исключения. Или, если зайти с другого конца, нет смысла ставить продвинутое звуковое головное устройство, если вы планируете обходиться без внешних усилителей или ограничиться только усилителем сабвуфера. Нет, случается, конечно, что «голову» берут «на вырост», но в конечном итоге возможности системы и головного устройства всё равно придут в гармонию.
С другой стороны, структура продаж головных устройств (а может, и любой бытовой техники) напоминает пирамиду, основу которой составляют именно наиболее простые и доступные аппараты. У молодых пирамида усечённая (сверху), у ветеранов — уходит острым пиком в облака, но фундамент по конструкции практически одинаков. Две-три модели «голов» начального уровня сложности во всех смыслах держат на себе всю линейку техники для автомобиля данного производителя.
Обратите внимание: я не сказал просто «начального уровня», а использовал старомодное словосочетание «начальный уровень сложности». Не то чтобы мне совсем уж чужда ностальгия по тем временам, когда изготовитель был озабочен качеством продукции, во всяком случае, не меньше, нежели снижением его себестоимости, но употребление глубоко (казалось бы) советского словосочетания вызвано вовсе не этим. Дело в том, что наиболее простые «головы» это всё же не совсем аппараты «начального уровня». Они лишь устроены проще, а качественный уровень нередко имеют практически такой же, как и более сложные аппараты в линейке.
Как нетрудно догадаться, в силу известных экономических причин изготовитель не заинтересован разрабатывать несколько «платформ» для своей производственной программы. Вернее, так: серьёзные фирмы имеют, как правило, парочку эксклюзивных (в той или иной мере) головных устройств, которые могут и должны быть созданы на другой схемотехнической основе — неспроста их и обновляют не так часто, как иные прочие. Ну а всё то, что под определение эксклюзива не подходит, должно в основе своей иметь одинаковое устройство — так проще и дешевле, а значит, только так и правильно. А дальше можно искусственно развести… Кто сказал «на деньги»? Ну, может, и так, но я имел в виду развести модели по степени оснащённости функциями. Диммер, гнездо USB, количество линейных выходов, наличие пульта ДУ — с помощью этого инструментария удаётся сформировать линейку если не целиком, то в значительной мере. Хороший эффект даёт смена софта — оснащённость звуковыми регулировками и фильтрами (ВЧ/НЧ) почти полностью определяется именно этим. Как и перечень читаемых форматов. К примеру, когда я сую в слот недорогого аппарата диск с файлами AAC (зная, что старшие модели из той же линейки охотно работают с этим форматом) и он отказывается его читать, присматриваюсь внимательнее. Аппарат-то спокойно считал VTOC, а то, что вместо надписи «Tr1 00.00» он вывел на дисплей безапелляционное «Please eject disc» и заблокировал кнопки (кроме той самой Eject), значит, что его так научили. Генерал Лебедь когда-то сказал: «Дурак — это не отсутствие ума, это — такой ум…» Понимаете, да? Ум есть, но научили — по-другому.
Может, когда-нибудь такими нехитрыми фокусами производители и будут ограничиваться, но пока что они поступают более откровенно и очевидно. В дорогие аппараты ставятся более продвинутые дисплеи, и дизайн «лица» у них поискуснее, а в наиболее доступных «головах» и пластмасса берётся как бы более дешёвая. (Я сказал «как бы», прикинув, как может стоимость пластика повлиять на конечную цену всё-таки довольно высокотехнологичного продукта. ) Что же касается звука… Ну, при каждом удобном случае мы напоминаем, что наши оценки звучания имеют хождение лишь в пределах данного теста. Отзывать это утверждение я не намерен и на сей раз — действительно, «девятка», которую честно заслужил аппарат по цене 130 у.е., и «девятка», полученная аппаратом чуть ли не на порядок дороже, определяют несколько разный характер звучания. Но если не брать эксклюзив, а сравнивать «головы», не так далеко разбежавшиеся по ступеням иерархической лестницы, можно прийти к выводу, что различия в звучании тех и этих не помрачают ум слушателя.
Однако если принять на веру, что различия в звучании, мягко говоря, не очень существенны, то что же получается? Что покупатель «продвинутого» аппарата переплачивает вдвое-втрое за красоту дисплея и за несколько более широкий перечень звуковых регулировок? Ну, во-первых, не только. Функционал — вот божество современного рынка. За ваши деньги природный ум головного устройства научат чему надо, без дураков… А впрочем, производители не очень и скрывают, что доход от продаж моделей разной ценовой категории перераспределяется. Как вы думаете — откуда и куда? Но, с другой стороны, и пусть с ним: то, что одни назовут «понты», другие характеризуют как функциональность, комфорт и радость от владения.
Что-то мы сегодня говорим лишь об экономике да о психологии потребления, а когда же о технике будет? Да прямо сейчас, тем более что в силу специфических особенностей предмета разговор будет не длинный.
В недорогих головных устройствах предусматриваются три, максимум — четыре (если есть гнездо USB) источника, и один из них — тюнер. Полноправный ли? Этот вопрос в последнее время стал дискуссионным, поскольку технические характеристики тюнеров очевидным образом показывают тенденцию к снижению, золотой век радиовещания мы определённо оставили позади. В каждом тестовом сезоне нам всё реже встречаются тюнеры, которые удовлетворили бы по уровню шумов требования стандартов Hi-Fi 70-х годов прошлого века, когда (замечание для молодых и младших из числа наших читателей) FM-тюнер считался источником высококачественного сигнала в уровень с пластинкой и выше магнитной ленты. Есть ещё некоторые характеристики, которые мы не считаем нужным измерять и приводить, но которые косвенно проявляются при других измерениях. В частности, полоса удержания несущей у теперешних тюнеров стала заметно уже, чем в приёмниках Sony, JVC или Kenwood прежних лет. Причины, в общем, ясны: гранды не видят экономической целесообразности в разработке собственных микросхем аналоговых тюнеров, а чипы прежних разработок не всегда совмещаются с форматом шины управления теперешних систем. С другой стороны, эфир нынче настолько густо заселён, что широкая полоса удержания тюнеру попросту не нужна. В частности, в Москве я насчитал в диапазоне CCIR почти полсотни станций (49, если уж быть точным) с шагом между несущими 0,4 или 0,5 МГц. Кстати, попутно поинтересовался, многие ли вещатели используют в качестве источника компрессированные файлы сомнительного битрейта. (Технически — многие ли программы имеют характерную «обрезку» спектра выше частоты 16 кГц.) У меня получилось около 40%, понятно, что дальше — больше. Большая часть приверженцев «компрессии» включает в вещательный тракт всяческие «улучшайзеры», которые обогащают спектр выше 16 кГц и одновременно увеличивают интермодуляционные искажения в слышимом диапазоне. В общем, каково вещание, таковы и тюнеры, так что в некотором росте их шумности трагедии нет, а показатели чувствительности у них, как правило, очень достойные.
Оставляют ли нынешние производители без внимания дисковые проигрыватели? Ничуть. Они пользуются точно такими же правами, по крайней мере уровень шумов у них тоже повышен. Мне даже любопытно стало — как это с использованием ЦАПа 24-битового разрешения некоторые производители ухитряются получить уровень шумов -83 дБА? Мне известен один способ — пренебрежение аналоговой фильтрацией выхода, им, судя по всему, наиболее часто пользуются разработчики, на такое предположение наводит рост спектральных составляющих помех с частотами выше 20 кГц.
Теперь осталось быстро перечислить те характерные особенности участников сегодняшнего теста, которые будут приниматься по умолчанию. Одна пара линейных выходов и (а как вы думали?) линейный вход, или, как его принято называть, вход Aux. 18 пресетов ЧМ-тюнера и 6 пресетов АМ-тюнера, «перекрывающего» диапазон длинных и средних волн. При работе в RDS тюнер позволяет вести поиск по 29 стандартизованным типам программ и обеспечивает режим ожидания по одному из них, News. Осуществляется также синхронизация часов по коду CT. С накопителя USB (если соответствующий интерфейс предусмотрен) считываются файлы mp3/WMA. Те же форматы компрессированного звука читаются и на диске. Считывается CD-текст, а в «компрессии» — тэги. Чтение тэгов на кириллице к умолчаниям не относим, чтобы привлечь внимание к «распространенью нашему по планете». Аппарат отрабатывает три дополнительных режима воспроизведения и три сервисных функции. Диммер присутствует (ручной или автоматический — об этом будет сказано в тексте), обратную ситуацию будем числить по графе минусов. Кажется, всё. Начинаем встречу с молодыми.
МЁД & ДЁГОТЬ
Группа сегодня подобралась ровная, разброс в баллах, набранных большинством участников, составляет всего-то один. С этим пусть минимальным, но зафиксированным судьями преимуществом финишировал Clarion, он и получает звание «Лидера». Еще двое, уступив победителю лишь пол-очка, набрали одинаковое число баллов: Sony и Pioneer. Наше отношение к «головам» без линейных выходов вы знаете, нам показалось не совсем правильным поощрять эту слабость, потому звание «Фаворита» присуждается участнику по имени Pioneer, а Sony при несомненных достоинствах сегодня ограничивается «Рекомендацией».