Студия: W.R. Customs. Руководители проекта: Сергей Герловский, Дмитрий Кривогузов
Честное слово, я не раз такое слышал про нынешних эстрадных старлеток быстрого приготовления. «Готовится к выпуску долгожданный дебютный альбом»…
ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕБЮТ
Гадал, конечно, как не гадать: почему он долгожданный, если дебютный. Потом дошло (у меня это иногда бывает долго, обмен веществ такой). Это значит, какая-нибудь фифа с двусложной кликухой (имён у них сейчас по большей части нету) попрыгала несколько раз по сцене в дезабилье и под ещё не запрещённую пиротехнику, малолетки в зале опупели и стали ждать, для них любое ожидание — это долго, поскольку по правилу простых процентов заметно увеличивает возраст.
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Pioneer DEX-P90RS, AVH-P 5000 DVD
- Процессор: Pioneer DEQ-P90
- Усилители: Celestra RA 275, RA 150 m, DA6K2
- Акустика: трудно вот так сразу сказать…
- Сабвуфер: SsK The Immortal One 18
Нам-то что, казалось бы? Но ведь бывает «долгожданный дебют» и в хорошем смысле. Вот вы про такой как раз сейчас и читаете. Посмотрите на имена авторов этого проекта. А? Нет? Вы — новенький, наверное… Да, действительно, Сергей на этих страницах появился впервые, это — дебют в самой неприкрытой форме. А Дмитрий (он же Wrangler, тоже не без кликухи, но эта выбрана лично и от души, а не продюсером ради наживы), можно сказать, уже заслуженный автор журнала. Две «свои игры», в 2007-м и 2009-м (бедняга ТТ, выносившая два инсталла. Да ещё, кажется, ждёт третьего, к весне) плюс серия репортажей с соревнований СМТ, иные в Союз журналистов ломятся с меньшим…
И вот — дебют в новой роли, соавтора профессионального проекта новой студии. Вообще, соавторы проекта единодушны в том, что львиная доля работы досталась Сергею, но в то, что этот процесс проходил без влияния Дмитрия, поверить трудно, на это указывает повышенное содержание в проекте отвязанности на грани безумия (без обид, как журналист журналисту, ладно?).
Машина… Ну что там, машина как машина, от таких на улицах столицы только уворачивайся, так и снуют. Хозяин — хороший знакомый главарей только что официально стартовавшей студии — тоже нормальный человек, отбывая в длинную командировку (в тяжёлых условиях заграницы) заказал новой студии для почина относительно несложную работу: «привести в порядок» имевшуюся в машине довольно приличную аудиосистему. На вопрос, рассматривается ли вариант замены отдельных компонентов, он как-то легкомысленно махнул рукой: «на ваше усмотрение». Видно, мысленно был уже в тяжких условиях, а то бы насторожился. Когда А320 с другом-заказчиком на борту убрал шасси и скрылся на фоне заката, друзья — исполнители заказа почувствовали: теперь — можно. Были наготове некоторые идеи, требовался исходный материал для их воплощения. Справедливости ради, чтобы не обвинять студию в особой жестокости, надо отметить: Сергей и Дмитрий решили: заказчик по итогам проекта попадает только на компоненты, установка — за счёт заведения, как бы подарок и акция в связи с открытием одновременно.
На что из компонентов попал заказчик? Надо сказать, кое-что из использованного в системе — предмет охоты многих желающих, а кое-что другое даже не удалось коротко перечислить в сводке установленной аппаратуры, вы заметили, наверное.
Начнём с источника, это и логично, и проще остального. Источников формально два, но они не превратили систему в мультимедийную, «пятитысячный» Pioneer с экраном — вспомогательный элемент в системе, всё остальное в которой ориентировано исключительно на звук. Основной источник, звуковой — «связка чемпионов»: P90 в полном составе, «голова» и процессор. А дальше начинается экзотика той или иной степени отвязанности (иногда — на грани…). Так, все усилители (все пять, если вы ещё не посчитали на схеме) — нечастой пока у нас марки Celestra (произносите «Челестра», это добавит вам стиля и лоска, к тому же именно так — правильно). Марка эта — необычная для нашей отрасли, во-первых, это только усилители и больше ничего, во-вторых, сами усилители… У кого ещё вы найдёте в линейке широкополосные (не басовые!) моноблоки, адресованные бескомпромиссным системам, где даже два канала от одного блока питания и в одном корпусе — много. У хай-эндщиков домашних — это да, это — пожалуйста. Или вот: в спецификации к серии RA (даже не верхней, а второй сверху) указывается: в сигнальном тракте нет ни одного электролитического конденсатора и ни одного механического переключателя.
И ещё: специальными красными буквами написано нечто важное, но, увы, мне не совсем понятное: «fattore di reazione totale = 0». У нас тут есть один, которому это должно быть понятно, он сделал лицо и сказал тоже как бы красными буквами: «Zero feedback». Объяснил, называется. Хотя с этого места я уже могу без посторонней подмоги. Это — отсутствие общей обратной связи, священная хоругвь домашних хай-эндщиков, насколько помнится, до сих пор в car audio не встречавшаяся. В общем, вещь серьёзная, не для установки в качестве «проекта на выходные».
В системе усилители разделяют зоны ответственности так: один двухканальник — на пищалки. Второй (такой же, 2 х 75 на 4 Ом) — на среднечастотники, а басовые излучатели каждый работают от своего 150-ватттного моноблока. Пятый усилитель, сабвуферный, тоже Celestra, но не похож на первых четырёх ни внешне, ни схемотехнически. Это — самый отвязанный басовый моноблок, сделанный по схеме «балансный класс D». Ряд значений выходной мощности в описании начинается с 1400 Вт на 4 Ом. Дальше — сами умножите, наверное, только не забудьте, умножать придётся вплоть до одноомной нагрузки.
С акустикой — совсем беда. То есть не беда, а как бы затруднение. Ни одна из головок, установленных в трёхполосной фронтальной системе, не принадлежит изведанному биологическому виду. Пищалки, например, переделаны из домашних Vifa, но, во всяком случае, могут быть узнаны тренированным глазом. 10-сантиметровые среднечастотники при рождении назывались Audax (французская фирма, если кто не в курсе, одна из немногих, кто продолжает делать только головки, а не «товарную» акустику). Родовое имя стало стираться в памяти после перемотки звуковой катушки и модификации фазовыравнивающего тела. Басовики в дверях соединяют в себе магнит, центрирующую шайбу и звуковую катушку 9-дюймового Eton (рождённого совершенно не для жизни в автомобиле) с иным диффузором, но с врождённым «домашним» импедансом 8 Ом.
«Пятитысячный» Pioneer не превратил систему в мультимедийную. Здесь всё — про звук и только про звук
Сабвуфер — единственная головка в системе, у которой хотя бы имя не изменилось, но вряд ли вы его знаете, я, конечно, не энциклопедист, но слышу впервые, почему бы и вам не признаться в том же? Марка — SsK, собственное имя — The Immortal One, калибр — 18 дюймов, особые приметы — целлюлозный диффузор и неодимовая магнитная система.
Собранный вместе зверинец теперь предстояло установить в машине мало что подозревающего командированного. Пищалки, в ходе переделок доведенные до почти автомобильных габаритов, встали в подиумы в уголках зеркал. Сами подиумы изготовлены по ставшей почти стандартной технологии (упоминаю, потому что стандартной больше не будет): стеклопластик, шпатлёвка, алькантара. Обратите внимание: при открытой, без решётки, установке твитера нет никаких признаков крепёжных элементов. Дело в том, что отверстия в них канули в Лету вместе с выступающим фланцем, теперь габаритный диаметр пищалки сравнялся с диаметром магнита, и именно за него динамик крепится: в подиум заделан посадочный стакан, точно подогнанный под магнит, и туда с должной осмотрительностью пищалка запрессована раз и навсегда.
Среднечастотники установлены в торпедо с частичным отражением излучения от стекла, для их монтажа воздуховоды в глубине приборной панели были «на горячую» подогнуты в нужных местах. Опорные площадки под среднечастотники формировались из дюралевых колец и двухкомпонентного отверждающегося «суперпластилина» по имени «Компопласт». Отдельных объёмов у среднечастотников нет, функции акустического оформления выполняют панели акустического сопротивления, отделяющие каждый из динамиков от «подторпедного пространства». Ну а сверху — алькантара, это само собой.
Басовики теперь уже малопонятной породы работают на объём дверей, при этом установлены не совсем традиционно: опорные кольца зафиксированы как на панели двери, так и на обивке, при сборке сначала ставится обивка, кольца стягиваются между собой, уже к этому сэндвичу притягивается головка, и в самую последнюю очередь монтируется защитная решётка со своим, довольно мощным прижимным кольцом по окружности. Решётки, как эти, так и те, что на среднечастотниках, сделаны по одной технологии: точёная выпуклая деталь насверливалась на станке, после чего сверху обтягивалась акустически прозрачной тканью. Такая конструкция не исключает, в принципе, возможности установки других головок такого же (или меньшего, что нетрудно при исходном значении 9 дюймов) калибра.
Сабвуфер лютого (кажется, беспрецедентного в этой рубрике, хотя надо будет проверить ещё раз) калибра 18 дюймов неожиданно охотно вписался в размер полки под задним стеклом. Вознесём же, братья, хвалу аэродинамикам Ford Motor Company, которые это стекло так решительно наклонили. Оформление сабвуфера — закрытый ящик объёмом… ну как вы думаете, во что прилично одевать «восемнашку»? Да, вот и у авторов проекта получилось 125 л. Глубины полки для такого объёма (благодаря уже знаете кому) хватало, но собрать корпус удавалось только на месте, в собранном виде установить его возможности не наблюдалось. Корпус сабвуфера одновременно стал и новой задней полкой: штатную вырезали, оставив только узкую полоску по периферии, а поверх неё выклеили новую, слегка рельефную полку с прорехой для диффузора, из карпета, пропитанного полиэфиркой. Когда всё это отвердело на месте, новую полку усилили «стеклом», довели до ума наружную поверхность и… Ну, разумеется, алькантара, не винил же.
На корпусе сабвуфера, при всём его величии, нашлось место только для сабвуферного же усилителя, таковы его размеры. Остальные же, благо по корпусу они одинаковы, разбросали по наклонным подиумам по бортам багажника, построенным по очередной «поисковой» технологии. Почему-то работа «по текстилю» авторам системы не пришлась по душе, они сделали так: сначала были зафиксированы рамки вокруг усилителей, а потом поверхность вокруг была вылеплена из другого пластилина особого назначения, на этот раз — сырья для современных скульпторов. Делать из него целесообразно только временные модели: они получаются твёрдые и хрупкие, так что после выклейки стеклопластика (или что там клеят современные скульпторы) форма разбивается и выносится в ближайший мусорный контейнер. Ну а потом — алькантара, сколько можно повторять… Не обошлись без гламурного обивочного материала и передние сиденья. А вот задние — обошлись, там ездит собака калибра дюймов 20 в холке, такие гламур не любят. Вроде всё предусмотрели. Интересно, как встретит «долгожданный дебют» законный владелец Mondeo…
18-дюймовый сабвуфер через заднюю полку — это от души. Это — щедро и великодушно
Собственно корпус сабвуфера (ЗЯ) скрыт в багажнике. А новая полка выклеивалась по месту
Все усилители — одной марки. Четыре — маленькие и fattore di reazione, пятый — балансно-импульсное чудовище, какой уж тут fattore…
Изготовление подиумов усилителей: рамки по размерам корпусов, хрупкий пластилин, стеклопластик, алькантара… и даже до запаски добраться можно
Мало у кого (даже из итальянцев) есть усилители в формате широкополосных моноблоков
SQ
Интересное звучание, уж не скажу из-за чего, слишком много необычных компонентов в системе. Девичий голос с открывающей дорожки «АудиоДоктора» образует аккуратное звуковое облачко, парящее над центральными воздуховодами (а они в Mondeo — высоко), отзвуки, которыми изобилует эта запись, локализованы предельно чётко. Звучание обращает на себя внимание великолепной детализацией и подчёркнуто энергичной атакой, из-за последней знакомая фонограмма звучит как-то хлёстко, даже порой кажется, что в чуть ускоренном темпе. Чем-чем, а апатией эта система точно не страдает. Семь барабанов и соло на ударных (дорожка 11) выявили резерв настройки системы: крайние образы фокусируются лучше центральных. Именно так: не центральные хуже, а крайние лучше, планка здесь стоит высоко. Бас на блюзовом треке 12 оказался выписан с очень аккуратным рельефом, причём не доминировал (это притом что калибр сабвуфера уже был известен, о таком трудно забыть). Порадовала и локализация баса, он послушно ложился на торпедо, под ноги музыкантам. Турецкий барабан, детектирующий способности системы к музыкальной интерпретации самого нижнего баса, прозвучал несколько застенчиво, но внятно, с уверенной тональной разницей в ударах и с несомненным драматизмом.
RTA
Хороша АЧХ, ничего не скажешь. Сабвуфер воспроизводит отведённую ему полосу частот так, как будто не знает, что в мире есть печаль. Так, плюс-минус пару децибел. «А что, можно по-другому?» Можно, можно, видели не раз и ещё увидим. Фронтальная акустика, взявшись за дело выше 60 Гц (такова объявленная установщиками частота раздела, такова она, судя по всему, и есть), играет «в линейку», если не считать естественных в реальном мире локальных всплесков и провалов, до 16 кГц всё лежит внутри узкого, не шире ±3 дБ, коридора. В общем, анализатору «долгожданный дебют» тоже понравился.