На заре развития артиллерии крупные орудия заряжались ядрами и использовались для прицельной стрельбы. Пушки меньшего калибра нередко снаряжались картечью для обстрела площадей, занятых живой силой противника.
ПЛОЩАДЬ ОБСТРЕЛА
Autofun AS-520 | Auditor Rip-130S | Kicker ES5.2 | Kicx QS5 | Magnat Profection 213 | X-Program X-SC52 | Challenger MS-13.2 | Art Sound AR5.2
Может, и правы были предки? Если вам надо «обстрелять» значительную площадь, наверное, нет смысла связываться с орудием большого калибра? Применительно к акустике ответ на этот вопрос будет, скорее всего, положительным. Но, как было сказано, односложный ответ — не обязательно ложь, но почти всегда полуправда. В том смысле, что есть и другие варианты.
Начнём именно с них, с других вариантов — пусть они нам немного не по теме, но для общего развития знать о них будет полезно. При профессиональном озвучивании помещений лучшие результаты на верхних частотах и верхней середине дают рупорные системы: кластеры рупоров либо секционированные рупоры. Рупорный кластер — это группа независимых излучателей, собранных вместе, каждый из них даёт почти плоскую волну, развёрнутую под небольшим углом относительно соседней, и все вместе они доносят свою порцию излучения до заданной площадной цели. Секционированный рупор строится на одиночном драйвере (наличие секций позволяет минимизировать отражения от стенок рупора), дисперсия излучения по ширине у него шире, чем по высоте, и такой излучатель даёт примерно цилиндрическую волну. Чтобы рупорный излучатель (или кластер) сумел «обстрелять» зал не только по ширине, но и в глубину, применяют так называемые линейные массивы, где излучатели образуют в вертикальной плоскости кривую линию, напоминающую букву «J». Нам бы так…
Впрочем, мы с вами, как правило, не ставим себе таких сверхзадач — «перекрыть» всю площадь салона с одинаковым качеством. Нам бы озвучить два передних кресла. (Решение задачи по принципу FTP мы считаем тривиальным — в ряде случаев достаточно развернуть все излучатели на «нос» водителя, пассажир обойдётся.) Наверное, неплохо было бы J-массив поставить, но у нас даже одиночные рупоры не очень приживаются — места мало. Значит — головки прямого излучения. Те же самые неумолимые законы акустики гласят, что чем меньше диаметр излучателя, тем шире у него дисперсия излучения (это величина, противоположная направленности). Проще говоря, у «пятёрок» она лучше, чем у «шестёрок», а у «четвёрок» лучше, чем у «пятёрок». Мало того, одновременно с сокращением размеров диффузоров смещается вверх частотная граница поршневого режима работы, а эффект, связанный с распространением волны по материалу диффузора, становится менее заметным. Так что у динамиков меньшего размера выше потенциал в части честного воспроизведения средних частот. Бери мидбасы меньшего размера, и будет тебе счастье?
Может, и будет, вот только за счастье придётся заплатить. Во-первых, чувствительностью. Много раз было уже писано, что некоторые функциональные ограничения приводят к тому, что масса подвижной системы головок с ростом их размера растёт медленнее, чем площадь, а потому чувствительность возрастает, или, если пойти в другую сторону, по мере уменьшения размера динамиков чувствительность их падает. Усиливает эту тенденцию тот факт, что для головок с малым эквивалентным объёмом Vas, которые, в двери работают, как в акустическом экране (а не в ЗЯ), изготовителям приходится удерживать довольно высокое значение электрической добротности, то есть невысокое значение силового фактора Bl. Казалось бы, так ли уж важно, какая там чувствительность — что у нас, ватт в усилителях мало? Оно, конечно, но есть ещё и «во-вторых». Заключается оно в том, что для создания той же величины звукового давления диффузору меньшей площади требуется более значительное перемещение, а значит, и искажения тут будут выше. К той же закономерности можно подойти с другой стороны: максимально достижимая величина звукового давления по мере уменьшения размеров диффузора будет также уменьшаться. Можно при желании изыскать ещё и третий минус: мидбасы меньшего размера имеют более высокую частоту резонанса, а потому и басовые возможности у них ниже. Впрочем, «пятёрки» (а именно о них у нас сегодня речь) с басами всё же справляются относительно успешно, а при использовании сабвуфера серьёзных проблем с сопряжением, как правило, не возникает.
Для тех же, кто решил, что чаша минусов у 13-сантиметровой акустики явно перевешивает, сейчас добавим гирьку на другую сторону. Те из уменьшенных мидбасов, которые имеют не слишком высокую (ненамного выше 0,7) добротность, благодаря малому эквивалентному объёму легче приживаются в компактном оформлении (конкретно — в кикпанелях, но не только). Согласен, не для всех это большой плюс, но всё же по части плюсов и минусов у «пятёрок», на мой взгляд, паритет с «шёстёрками». А то, что на рынке их позиции понемногу ослабевают, связано во многом с неакустическими соображениями.
Начнём с того, что недорогие компонентные системы в подавляющем большинстве случаев приобретают для замены штатной акустики, а многие автопроизводители согласились на калибр 6 — 6,5 дюйма как на стандарт де-факто, и такая акустика становится первым претендентом на установку в штатные места. Почему согласились? Ну, во-первых, в отсутствие сабвуфера более надёжно передают бас именно «шестёрки». Во-вторых, поставщик акустики для автозавода берёт за них чуть больше, а значит, автопроизводитель сдерёт за них тоже больше, но уже намного. Навар автопроизводителя на штатной аудиосистеме составляет львиную долю её отпускной цены, поэтому и качество её не идёт ни в какое сравнение ни с чем. Теперь возьмём менее типичный (для акустики рядового качества), но всё же достаточно распространённый случай: её приобретают для заказной инсталляции. Тут потребитель хочет получить максимум, а потому и акустику размера 6 дюймов он приобретает более охотно. Хорошо, что мы теперь знаем: «шестёрки» гарантируют максимум далеко не по всем позициям…
В сегодняшнем тесте собралась группа из наиболее демократичных представителей компонентной акустики размера 13 см. Примечательно, что самые басовитые экземпляры сосредоточились в завершающей части. Это и понятно — магниты для акустики, которая уже превысила начальный ценовой уровень, берутся более серьёзные. А значит, сколько-нибудь приемлемой чувствительности можно уже добиться, не облегчая сверх нужды подвижную систему, а значит, не уводя вверх частоту собственного резонанса Fs. Теперь нам осталось перечислить некоторые типовые конструктивные особенности компонентов системы, которые будут приниматься по умолчанию, что даст нам возможность избежать нудных повторений в техническом описании участников.
Разнообразие материалов диффузоров не убывает, так что в этом плане никаких умолчаний нет и быть не может. А вот «букет» возможных материалов подвесов куда беднее, это лишь резина и вспененный полиуретан. (Конечно, рецептура резины, как и полиуретанового сырья, может различаться, но тут уж пускай химики разбираются.) Считаем, что подвес резиновый и ширина его 10 мм. Центральный колпачок, как правило, выпуклый пластиковый. Диффузородержатель штампованный, исключений в сегодняшней демократичной группе даже и не было. Кстати, проблемы звонкости у компактных корзин 13 см, в сущности, нет, так что в пределах сегодняшнего теста я не буду заострять внимание на этом параметре. Зато имеет смысл упомянуть, позволяет ли конструкция мидбаса добиться дополнительного уплотнения между монтажной поверхностью и корпусом за счёт рамки решётки — если, конечно, рамка с решёткой монтируется сверху обода. Высоту феррита магнита принимаем равной 15 мм (возможно, стоило бы ввести стандарт на габариты — 80 х 15 мм, но мы так далеко заходить не будем). Уплотнительное кольцо считаем изготовленным из жёсткого пластика и имеющим среднюю высоту (то есть примерно соответствующую высоте подвеса). Диаметр звуковой катушки, как обычно, равен примерно 25 мм. Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм типа «лопаточка». Описание конструкций пищалок у нас получается существенно более коротким, потому и умолчаний будет меньше. Мембрана ВЧ-головки имеет купольную форму, тогда и размер соответствует диаметру купола. В состав принадлежностей пищалок всегда входят корпуса для монтажа в толщу установочной поверхности, называемые в народе «чашками». Так что о «чашках» мы и не говорим. Если пищалка может поворачиваться в корпусе на угол больше 20 градусов, мы называем его «достаточным». Если угол меньше, мы говорим, что он «небольшой» (измерить угол бывает непросто, и не факт, что такие подробности были бы востребованы). По устройству кроссоверов договорённость такая: катушки без магнитных сердечников, а конденсаторы оксидные (электролитические), если не сказано иного.
Так, ну всё. Кажется, пристрелялись. Начинаем плановый обстрел.
МЁД & ДЁГОТЬ
Наивысшую суммарную оценку получил участник, оказавшийся в ряду, выстроенном по цене, последним, в этом, увы, есть логика. Art Sound не только лучше всех воспроизводит нижние частоты (а для акустики такого калибра бас — больной вопрос), но, по нашему мнению, Art Sound превзошёл других и по точности звучания. За что и становится «Лидером».
Наступая победителю на пятки, финишировал ещё один участник, произведённый компанией DLS под маркой X-Program. Определивший отрыв балл достался ему за качество исполнения, но пусть кто-то мне скажет, что это неважно. Пусть скажет, а мы тут послушаем… Нет желающих? Значит — «Фаворит», и точка.
Хотя точку ставить ещё рано. Ещё двоим участникам мы даём нашу «Рекомендацию». Во-первых, это Kicx, акустика, выполненная весьма грамотно, а с учётом цены — и подавно. А во-вторых, Сhallenger — единственный из одноклассников, который мог бы конкурировать с победителем по качеству звука.