Так фильм Стивена Спилберга назывался в оригинале. У нас — «Инопланетянин», длиннее, а главное — означает не то же самое. Не совсем то же…
E.T.
Ареал
Ну действительно: «инопланетянин» — житель другой планеты, а Extra-Terrestrial, как у Спилберга — значит житель не нашей планеты, про другую ничего не сказано. Может, он теплостойкий и на звезде живёт или, наоборот, морозоустойчивый и обитает в вакууме, во время летнего отпуска греясь в потоке элементарных частиц. Нам это неведомо…
Как неведомо и то, на какой планете (или в промежутке между какими) живут создатели этой акустики. То, что японцы вообще не совсем жители Земли, хорошо известно. Только обитатели этой тектонической складки земной коры умеют терять сознание от восторга, наблюдая за полётом бабочки, просить у начальства разрешения вернуться раньше времени из единственного в году недельного отпуска, потому что «без работы скучно». Только в японском есть слово «кароси» — внезапная смерть «у станка», вызванная переутомлением от работы, без которой, как уже говорилось, скучно.
Но эти — даже не японцы. Не говоря уже о том, что слово «Bewith» отсутствует в словарях всех живых и мёртвых языков нашей планеты, свою продукцию они разрабатывают так, как будто никогда не слышали, как это делают жители планеты Земля.
Акустику Bewith я встречал уже несколько раз при разных, но одинаково редких обстоятельствах. Первый раз один из продвинутых московских установщиков привёз в редакцию динамик из комплекта Bewith Confidence, доставленный с планеты Япония в ручной клади, в количестве 2 шт. Результаты обследования инопланетного груза не просто впечатлили — поразили. По земным представлениям, акустику, во-первых, так не делают, во-вторых, такую сделать нельзя, порядковый номер заключения зависит от того, смотрите вы на неё или испытываете. Полезши в Интренет, с изумительной лёгкостью вышел на сайт фирмы, что неудивительно, когда ищешь по слову, отсутствующему в словарях. С интересом поразглядывал картинки и козявки, которыми были написаны все без исключения комментарии к ним, неяпонской версии сайта не было и в помине, как не предполагалось распространения продукции хотя бы в Европе или Америке (не говоря уже о нас, многогрешных).
Однако в прошлом году Bewith впервые прилетел в Европу открыто и с ясными намерениями. На выставке «Car + Sound 2009» в Кёльне (первой и последней в этом дурацком городе) был стенд Bewith, и были демоавтомобили с закрашенными, как в бане, стёклами, чтобы при прослушивании ничто не отвлекало. «А к девочке присмотрись, девочка правильная, присмотрись к сержанту…» — сказал я себе голосом капитана Жеглова, и, видно, не один я так себе сказал. Спустя несколько месяцев Bewith появился и на нашей части планеты, официально, эксклюзивно, доро… Впрочем, ладно, всё равно рано или поздно узнаете: да, дорого, не без того. И тогда я сказал уже голосом Саида: «Встретите Джавдета, не трогайте его, он мой…»
Физиология
У внеземной цивилизации, выпускающей акустику Bewith, есть свои законы, разительно отличающиеся от земных. Так, например, калибр мидбаса признаётся только один — 130 мм. Во всех моделях акустики (их три плюс модификация типа Special Edition). Позиция фирмы: «Это столько, сколько надо, и нечего разводить пересортицу». Есть три модели сабвуферов, у них калибр… 180 мм. «Это столько, сколько…» и так далее. Концептуально (и габаритно) одинаковы и пищалки, они диффузорные (!), калибром 50 мм. Все. То, что на Земле уже 50 лет назад изобрели купольную пищалку, а некоторое время спустя перешли на неё поголовно, перенеся диффузорные в зал технических курьёзов времён индустриализации, там наверняка знают, наблюдали через радиотелескопы, но сделали по-своему. Первой к нам попала модель Reference. По меркам Bewith это entry level. Полный комплект — это мидбас R-130, пищалка R-50 и кроссовер R-NW.
Первое, что не может не броситься в глаза: диффузоры и мидбаса, и пищалки существенно не осесимметричны, проще говоря — ось звуковой катушки смещена от центра, соответственно, у образующих диффузора и радиус, и наклон к оси — переменные по окружности. Зачем это нужно? Первое, что приходит в голову — разумеется, для управления характеристикой направленности. Верно, и об этом, пусть крайне лаконично, упоминают в своей литературе и разработчики. Но — вторым пунктом. Первым аргументом в пользу такой геометрии они считают другое — управление зонным режимом работы. Про это они — тоже лаконично, поясню за них в земных терминах.
Когда динамик выходит из поршневого режима, возникает зонный режим, обусловленный конечной жёсткостью диффузора, теперь участки диффузора перестают двигаться строго синхронно, а соответственно, и излучают уже не в фазе. На АЧХ зонные колебания естественным образом проявляются в виде изрезанной АЧХ, а как может быть иначе? Одни участки диффузора колеблются синфазно, и их излучение складывается «полной ступнёй». Другие — со сдвигом по фазе, их вклад в общее дело уже не такой, каким мог быть. Третьи — вообще колеблются в противофазе с другими и «отъедают» часть звукового давления. Размер и положение таких зон — функция частоты, отсюда и причудливость (той или иной степени тяжести) АЧХ в области зонного режима.
Плата кроссовера в половину натуральной величины. Элементов не то чтобы безумно много, но всё же больше, чем у обычного двухполосного кроссовера
Легче всего возникают кольцевые зоны, поскольку жёсткость диффузора по окружности одинакова в силу симметрии, и именно ей дали бой инопланетяне. У несимметричного, с переменной по окружности жёсткостью, диффузора условий для образования обширной кольцевой зоны с вредительским фазовым сдвигом нет, такие зоны возникают, но маленькие, подрывная деятельность оказывается хаотичной, в сумме — АЧХ без выраженных пиков и провалов. Это — логика разработчиков, насколько она сообразовалась с практическими результатами, нам предстоит выяснить.
Остальные элементы конструкции мидбаса можно назвать привычными: литая алюминиевая рама с мощными спицами П-образного сечения, тоже, разумеется, наклоненными по-разному; жёсткий пластиковый диффузор с едва заметной кривизной образующей; очень мягкий центральный колпачок; довольно широкий конгруэнтный (у Евтушено подхватил словечко) подвес; провода к 30-миллиметровой (дюймы для внеземной цивилизации не указ) звуковой катушке (по документам — из обвитого медными жилами арамидного шнура) размашисто кинуты поверх центрирующей шайбы от винтовых зажимов прямо на звуковую катушку. Разумеется, на диаметрально противоположные стороны каркаса, разумеется — с «длинной» стороны диффузора, чтобы влияние жёсткости проводов было минимальным и уравновешенным, здесь уход от симметрии как раз не приветствуется.
Калибр головки, строго говоря, не 130 мм, это они так, чтобы землянам было понятнее. Диаметр диффузора по середине гофра составляет 110 мм, это ненамного, но больше, чем у любой «пятёрки». И в стандартное отверстие тестового бокса, где «пятёрок» перебывало несколько сотен, R-130 встать отказался, ему требуется отверстие диаметром 130 мм (для нормальной «пятёрки» — в среднем 115, а то и меньше).
К пищалке придаётся пластиковый бокс на 75 мл, а при желании её можно установить в отдельный литой корпус с грилем на титановых винтах, тоже, между прочим, слегка несимметричным
Про затейливые характеристики направленности я уже немного знал, по первой, случайной встрече, но только сейчас появилась возможность выяснить все детали. Разумеется, наиболее важны характеристики направленности для пищалки, и то, что она такая, только обостряет любопытство. То, что называется пищалкой, в комплекте Reference (да и в остальных тоже) — миниатюрная диффузорная головка с диаметром диффузора (тоже «кривого») 46 мм по середине гофра, на первый взгляд трогательно повторяющая конструкцию мидбаса: конструкция корзины и материал диффузора такие же. Второй взгляд (а он должен быть всегда наготове) показывает, что это не уменьшенная копия мидбаса: центральный колпачок здесь жёсткий, кривизна образующей мидбаса заметно больше, гофр — полукруглый, магнитная система — неодимовая. В комплекте к пищалке имеется бокс из жёсткого пластика объёмом 75 куб. см, в небогатом наборе параметров, сообщаемых изготовителем, указывается полоса частот именно при установке в этот боксик (390 — 26000 Гц). Кстати, в качестве отдельного аксессуара можно прикупить литой алюминиевый бокс с защитной решёткой и комплектом титановых (!) крепёжных винтов для установки R-50 «отдельно стоящим предметом». У него объём побольше, около 100 мл, но это дела не меняет (как выяснится потом).
Кроссовер по размерам превосходит остальные компоненты: это — мощный литой корпус, с одной стороны два комплекта входных клемм, на случай би-вайринга, с другой — выходы на головки, и никаких переключателей — «там всё сделано как надо, и нечего…». Не заглянуть в межзвёздный кросс было, разумеется, немыслимо, оказалось, что элементов внутри необычно много для двухполосного кроссовера без настроек, при этом сами компоненты — без пафоса, разве что некоторые оксидные конденсаторы шунтированы плёночными. Позже выяснится, что характеристики фильтров куда как неординарны, но это — тоже позже…
Про зрение и слух
Хорошим тоном при аудиоэкспертизе считается не видеть результатов измерений перед прослушиванием, у наших соседей «Салона AV» это соблюдается неукоснительно, у нас — когда как. Стараемся, но не всегда получается. При прослушивании Bewith — получилось, во многом потому, что в обращении с таким необычным продуктом я не решился доверять лишь собственным ушам. Вернее, им я доверял меньше всего. Результаты измерений я уже видел и находился в некотором замешательстве, а это не лучшая исходная позиция для прослушивания.
Впрочем, сначала — об устройстве тестовой инсталляции. Тут дело вот в чём: Bewith сообщает крайне мало параметров своих головок. Импеданс, рекомендуемая мощность усилителя (написано «Power Handling», но раз через тире…) и полоса частот. Эту характеристику R-50 я уже упоминал, с мидбасом R-130 получается немного сложнее. В общих характеристиках акустики изготовители говорят: R-130 — для фри-эйра, следующая в линейке модель Accurate A-130 — для фри-эйра или фазоинвертора, топовая Confidence C-130 — только для фазоинвертора. Параметры ФИ сообщаются: 4 л с настройкой на 40 Гц (ничего себе, для «пятёрки»-то).
Тестовый бокс с площадкой под кроссовер. Собственно акустический объём — как видите…
Так что вроде бы наш комплект надо молча ставить в стандартный 35-литровый бокс и не париться. Однако отечественный импортёр Bewith вместе с образцом комплекта дослал нам пару ящиков, сделанных в точном соответствии с рекомендациями изготовителя, и мягко посоветовал: «Попробуйте в них тоже, может, понравится».
«Где наша не пропадала», — сказал я себе голосом очередного киногероя и соорудил такую структуру: акустика была смонтирована в любезно подогнанные ящики, они поставлены на стойки и подключены вначале к усилителю Boston, ещё не демонтированном со стенда после теста, а позже, когда события стали развиваться драматически — к домашнему Bryston B100-SST (кто привык мерить на деньги — это 7000 американских долларов).
Вредительство под фанеру
Начал я с того, что в один из вечеров, когда опасающийся кароси личный состав разбрёлся по домам, зазвал в редакцию Александра Лысенко. Кто знаком с историей автозвука в России, поймёт, что это было нетрудно, он же поймёт, что это было лучшим, что я мог сделать. Зная, зачем зван, Лысенко прихватил десятка два (на глаз) дисков, по которым брался наиболее эффективно оценить звучание новинки.
Дальше было интересно. После первого получаса Лысенко сказал: «Так, мне всё ясно, сейчас расскажу…» В последующие несколько часов эта фраза повторялась не раз, со стандартным продолжением: «Вот только ещё этот дисочек поставлю». Как вы думаете, судья с самых первых и до самых последних соревнований в этой стране никогда акустику не слышал? Или дисков из своей фонотеки?
В конце концов после четырёх звонков из дома: «Вы что там, совсем уже?» (три ему, один — мне) вердикт был оглашён с нетипичной для этого конкретного эксперта категоричностью. «С точки зрения звуковой сцены это лучшая акустика, которую я когда-либо слышал». До него я это тоже заметил, и даже когда на месте эксперта сидел маэстро (а я пристроился в сторонке, на месте, с которого, знаю, даже хорошая домашняя акустика даёт привязку к ближней колонке), впечатление было очень необычное и сильное. Невзрачные ящички вели себя, как будто они тут ни при чём, где-то за ними стояли, ходили, а иной раз и бегали (был и такой диск) музыканты, и всё, что они играли, пели или топали, возникало в воздухе в самом подробном, естественном и захватывающем виде.
Чтобы настроить ФИ объёмом 4 л на 40 Гц, тоннель, даже при диаметре 3 см, нужен больше 30 см длиной. Потому и кривой…
На тысячу раз прослушанных фрагментах проявлялись детали, которые раньше тонули в звуковой каше той или иной степени густоты, для опыта Лысенко зарядил в проигрыватель диск с записью, подвергшейся сильной компрессии при мастеринге, из-за этого слушать её в машине он не мог. А в машине, напомним… ну да вы знаете. Или могли узнать… Здесь эта запись неожиданно раскрылась, разошлась по сцене и по спектру, звуки отлипли друг от друга, чудеса, одним словом.
По поводу тонального баланса у эксперта были комментарии, впрочем, не носившие деструктивного характера и качественно довольно точно соответствовавшие тому, что я знал по итогам измерений. Но что удивительно: качественно, а не количественно.
И ещё такой эпизод, напрямую касающийся и тональных способностей акустики. На одном из дисков у Лысенко играют три контрабаса, ставя диск, он объяснил: они стоят треугольником и настроены по-разному. Мог не объяснять: они стояли треугольником, а инструменты были настроены… подождите. Давайте вспомним: мы сейчас слушаем 5-дюймовую акустику в 4-литровых корпусах, играющую пьесу для контрабасов.
На следующий день я попросил послушать акустику заносчивых хай-эндщиков из соседней редакции. Первая реакция была предсказуема: «Вот эту фанеру? Ты бы нам ещё китайскую балалайку из «Эльдорадо» завёл…» Ну, понятно, они только что откатали свою программу: слева от «фанеры» стояли напольные Dynaudio, справа — B&W, куда нам тут…
С гордостью заявляю: с помощью комплекта акустики Bewith Reference мне удалось на сутки дезорганизовать работу сразу двух редакций — своей и соседней. Reference не выключалась целый день, все, кто мог, перетаскали в комнату прослушивания все диски, какие были, а на следующий день принесли ещё кое-что из дома. Реакция от «фанеры-балалайки» у одного из хай-эндщиков к обеду сменилась на «будь у меня машина, о которой я мечтаю, хотел бы туда это поставить». О чём он мечтает, вам лучше не знать, я знаю и осуждаю за снобизм и нескромность. К концу дня это было уже «чёрт с ней, с машиной, я это домой хочу. Сколько? Да это копейки…» Ну, у них курс копейки особый, но всё равно показательно. К середине второго дня для укрепления трудовой дисциплины я акустику отключил. Сказал, что надо возвращать. Но пока не вернул, просто спрятал…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Компонентная акустика 130 мм
- КТО
- Bewith Reference
- ПОЧЕМ
- 69000 руб. (полный комплект)
- 43000 руб. (головки без кроссовера)
- ЭТО — ПЛЮС
- Низкие искажения во всём диапазоне
- Уникальные характеристики направленности
- Необъяснимо волшебное звучание
- Необъятные инсталляционные возможности
- ЭТО — МИНУС
- Многое до сих пор непонятно…
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- E.T.
- РЕЙТИНГ
- Конструкция 9
- Частотная характеристика 7
- Чувствительность 7
- Басовый потенциал 9
- Звук 10
- Итог 42