Студия: Eclectic Audio. Руководитель проекта: Виталий Карев
Заголовок статьи владелец этого автомобиля заранее заготовил и привёз с собой, написанным на листке бумаги.
ПОЮЩИЙ ЛЕВ
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Pioneer AVH-P7900DVD
- Усилители: EOS Classic 50, Audison Lrx 4.300
- Акустика: Focal 165V, Morel CDM88, Supremo Piccolo
- Сабвуфер: CDT SQ1000
Я бы, может, выбрал другой, но подумал: а почему, собственно, нет? По сравнению с этим Peugeot все остальные, что были на страницах журнала (кстати, на сайте обнаружилось всего семь, немного…) — львята, не более. То, что они могут петь — известно и даже легло в основу изумительного мультфильма 1974 года выпуска, кто забыл или не смотрел, найдите на «Ютюбе» по слову «львёнок». По слову «лев» музыкальных номеров вы не обнаружите, Лещенко — не в счёт.
Значит — имеем прецедент. Автору этого проекта, Виталию Кареву, не чужд артистизм и владение драматическими эффектами, в телефонном разговоре он упомянул марку, но как-то забыл назвать модель. «Тут у меня «Пежо» довольно интересный, может, взглянешь?» Первые слова нашего фотографа, Саши Орлова, которые он сказал, зайдя в бокс студии, я здесь приводить не буду, они точно такие же, какими были бы ваши, и количественно (три), и, так сказать, семантически.
Да, Peugeot, всё верно. Но только очень подросший. И главное: транспорт такого размера у нас периодически появляется, хотя, если честно, мы не очень охотно его принимаем в рубрику, я говорю о всевозможных «мобильных офисах», развёрнутых в пассажирском отделении вэнов и мини-вэнов. Они хоть и на колёсах, но построены по канонам домашнего аудио, а потому — не слишком интересны.
Этот же Boxer — полноценный грузовик, как по техпаспорту, так и по фактическому использованию. Михаил Сергеевич (это хозяин «Боксера» и автор заголовка) возит на нём грузы, причём не пиццу и не цветы с доставкой, а стройматериалы. Так что грузовой отсек остался (и навсегда останется) в состоянии заводской комплектации, сухие смеси, даже повышенного качества, в музыкальных наклонностях до сих пор замечены не были.
Почему вполне себе серьёзной (посмотрите на состав) аудиовидеосистемой оказалась оснащена кабина грузовика? Или, может, это единственная машина в хозяйстве и иного варианта не было? Михаил на эти вопросы ответил легко и логично. Легковая машина тоже есть, но для свободного времени, которого оказывается гораздо, качественно меньше, чем времени рабочего. А в «Боксере» приходится проводить много времени, как в дороге, так и в ожидании погрузки-разгрузки и прочего, с чем сопряжена жизнь грузового автотранспорта и его операторов. Вот, собственно, и ответ.
Ответ поступил и на другой вопрос: а нельзя ли было попроще, «как все»? Магнитолка, пара коаксиалов — и в путь-дорогу? Оказалось — нельзя. Дома B&W и диплом по классу классической гитары, а здесь — «калоночки»? Не пойдёт, слух и душа взбунтуются. Так что приехал Boxer практически прямиком из автосалона в студию.
Назначение системы было определено так: высококачественный, без скидок, стереозвук плюс видео с дисков и из эфира, это для периодов ожидания (редкий случай, когда против подключения блокировки видео ручным тормозом возражений не было). Это и определило выбор головного устройства — «раскладушка» Pioneer ставшей уже почти легендарной модели 7900. Тот случай, когда многоформатное и многофункциональное головное устройство по звучанию не уступает чисто звуковым, кроме разве совсем уже аудиофильского топа.
Pioneer AVH-P7900DVD, как известно, состоит из «двух неравных половин». Собственно головной блок с экраном и выносной, заметно больше по размеру, где сосредоточены все функции декодирования, обработки и коммутации сигналов. В данном случае коммутации подлежали два вспомогательных источника: камера заднего вида (на легковом автомобиле — полезная подмога, на этом сундуке — вещь просто жизненно необходимая, удивляюсь, почему до сих пор не входит в «базу») и ТВ-тюнер с антенной в переднем бампере. Главное же — находящийся в выносном блоке цифровой процессор, с помощью которого предполагалось управлять работой полноценной аудиосистемы с трёхполосным поканальным фронтом и сабвуфером.
Необычность машины предопределила необычность компоновки системы. Наиболее удобным местом для электронных составляющих (всех, кроме головного блока) оказалась задняя стенка кабины, на ней, как на учебном стенде, расставлены выносной блок AVH и два усилителя. В роли усилителя для СЧ и ВЧ-излучателей фронта работает EOS Classic 50, как нарочно (да, наверное, и в самом деле нарочно) созданный для систем с такой архитектурой: никаких встроенных фильтров, только усиление в максимально коротком тракте и с небольшой, как раз для СЧ/ВЧ, выходной мощностью. Второй усилитель, 4-канальный Audison LRx — существенно мощнее, ему доверены басовые головки фронта и сабвуфер. При выбранной компоновке, помимо очевидного удобства установки, есть и другое достоинство: межблочные кабели получились короткими, соответственно, и помехозащищённость стала высокой.
При установке фронтальной акустики для басовиков использовали предусмотренные в дверях штатные места, разумеется, основательно усиленные и демпфированные, вообще виброизоляции подвергались кабина и капот, двигатель, как вы понимаете, дизельный, так что это не роскошь, а прямая необходимость. Акустика в дверях, как кажется, расположена высоко, но надо иметь в виду: сиденья в «Боксере» — не как в легковушке, они стоят на «ногах» высотой миллиметров 300, не меньше. Именно это позволило расположить сабвуфер чрезвычайно изящным образом: под центральным сиденьем установлен закрытый ящик почти кубической формы (с небольшим наклоном стенок, соответствующим наклону каркаса подушки сиденья) объёмом 15 л, внутри — 10-дюймовая головка CDT Audio. В этом отношении нестандартная геометрия салона (в данном случае — кабины) оказалась на руку, компрессионная зона в «Боксере» начинается высоко, и сабвуфер во всей полосе работает в идеальных условиях.
С фронтальной сценой необычные пропорции «помещения для прослушивания», напротив, вызвали некоторые проблемы. Сцену пришлось «ловить» довольно долго, в итоге оказалось необходимо доворачивать дверные басовики, а СЧ/ВЧ-излучатели в стойках, если вы присмотритесь, стоят не совсем очевидным образом: по глубине купольные среднечастотники CDM88 никак не превосходят Supremo Piccolo (которые piccolo по диаметру, но grosso по глубине), но в законченной установке выступают намного сильнее, это как раз — результат «ловли сцены». Которую в итоге поймали и заперли в кабине. Ну и что, что лев, пой, где сказано…
Если адрес записывать (штатная фича «Боксера») — значит, кино не смотреть. Вроде дополнительной блокировки…
Обратите внимание, как стоят СЧ и ВЧ. Выдвинутый CDM88 — итог «ловли сцены» в необычном салоне. В смысле — кабине
7900 — редкий случай удачного союза многофункциональности и премиумного звука
Басовик в двери только кажется расположенным высоко, вы посмотрите, где здесь сиденья
Штатные места сначала просто укрепили, потом понадобился и небольшой доворот динамиков
Впервые в практике студии попробовали флокирование. Неудивительно: грузовик на SQ — тоже впервые
Дизель есть дизель, здесь дополнительный аккумулятор штатный
Сетка Focal идеально подошла сабвуферу CDT. Как бы в отместку на «Фокалах» в дверях сетки от CDT
Сабвуфер — почти кубической формы, с небольшим наклоном верхней и передней стенок
Вся электроника (здесь виден лишь один усилитель) разместилась на задней стенке кабины
SQ
Есть тут какой-то элемент мистики. Откуда система в небольшой кабине знает, что играет в большом (снаружи) автомобиле? А вот откуда-то знает, наверно. Общая характеристика системы проявляется отчётливо: она увеличивает в размерах все источники звука. Причём не за счёт «плавающей» фокусировки, просто и голоса, инструменты выглядят (на слух, не придирайтесь к словам) крупными. Рояль в блюзовом треке 12 занимает чуть больше половины ширины приборной панели, но всё время — именно столько, а не «как когда». Крупными стали и ударные, тарелки меньше полметра в диаметре у музыканта нету. При этом отчётливо проявляется вертикальное разрешение системы, одни тарелки, как и в реальности, находятся выше или ниже других. Бас стабильно локализуется по кромке торпедо и ни разу не сбивается с чётко прорисованного рельефа.
RTA
Давайте все так делать: накупим себе грузовиков… Нижнебасовая часть АЧХ — мечта аудиофила, 10-дюймовая головка в 15-литровом ящичке как будто не знает, что «в мире есть печаль», а передача эстафеты фронту на АЧХ практически не угадывается. Дальше, до самых верхних частот, АЧХ охотно влезает в коридор ±4 дБ, это выдающийся результат, лишь на самом верху проявляется известный широкой общественности характер пищалок Morel, они своё берут не полосой, а чем-то ещё…