измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Если кто не знает, английское слово «display» не только существительное, но и глагол, означающий «отображать». А потому этот заголовок идеально подошёл бы к монитору, если бы я имел в виду лишь утилитарные, а не философские функции предмета рассмотрения.
ОТОБРАЖАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Вообще говоря, «предмет» должен был попасть в рассмотрение ещё в прошлом номере, в рамках группового теста. Kenwood оказался у нас в редакции буквально через несколько дней после того, как работа над соответствующим материалом была закончена, — отчего материал, кстати, и трансформировался из группового теста в «Ринг». Памятуя о том, что мультимедийные «головы» данной ценовой категории до одиночного теста, как правило, не доходят, решено было всё же пропустить этот аппарат через лабораторию, как бы в дополнение группового теста. Как говорили (вернее, писали) прежде, «возвращаясь к напечатанному». И о чём мы, между прочим, ничуть не пожалели, поскольку головное устройство от «Кенвуда», как нам кажется, отображает не только картинку на экране, но и некоторые тенденции в развитии автомобильной мультимедиа.
Тенденция заключается в том, что мультимедийные «головы» становятся всё более открытыми внешнему миру, готовыми «общаться» с самыми разными устройствами. Но — эта столбовая дорога развития буквально в самом её начале претерпевает разветвление, вернее, ветвлений становится всё больше. По одной из крайних «дорог» движутся аппараты, в которых есть всё (или почти всё): ТВ-тюнер, Bluetooth-трансивер и навигация. По самому дальнему от неё направлению идут «головы», в которых ничего из перечисленного нет, но которые обладают интерфейсом, позволяющим всё это при желании подключить. По другим дорогам, как нетрудно догадаться, идут аппараты, занимающие промежуточное положение. С какими из этих разных по своей стратегии мультимедийных устройств нам (точнее, вам) по пути? Это, естественно, вам и решать. Лично я бы избегал крайностей. В частности, BT-трансивер (по-русски будет «приёмопередатчик») это нынче не роскошь, учитывая, что таким интерфейсом нынче оснащаются все сколько-нибудь деловые мобильные телефоны, наладонники и нетбуки. А вот ТВ-тюнер — это на любителя, учитывая не только техническое качество приёма в авто, но и художественный уровень передаваемых программ. (В некоторых странах познавательная функция ТВ-вещания заметно выше, там и отношение к этому вопросу может быть не столь однозначным — но мы же здесь и сейчас.) Навигационная система — нужная вещь, особенно в мегаполисах, вот только загвоздка в том, что специализированные «навигашки» работают частенько лучше, нежели системы, которыми комплектуются готовые мультимедийные «головы». Тем более что внешнюю навигацию обновить, что ни говори, проще. Но вообще сам по себе принцип, когда пользователь приобретает «центр соединений», а к нему уже добавляет всё, что требуется персонально ему, мне кажется вполне логичным. К тому же если за такой центр не требуют лишних денег.
С Kenwood KVT-54DVDR мы имеем как раз такой случай. У него полный комплект шин и достаточно развитый AV-интерфейс. Поясню в очередной раз, что «+2» в первой строке таблицы описания интерфейсных возможностей относится к звуковым выходам в составе AV-выхода. Kenwood готов работать в двухзонном режиме, и на AV Out может быть направлен сигнал от любого источника, кроме тюнера, навигации и (почему-то) BT. (Логика этого «почему-то» становится понятной, если исходить из того, что по BT подключается только телефон, а не плеер.) Камеру заднего обзора подключить можно, но только вместо AV-источника, и это, пожалуй, единственная недоработка в интерфейсе. Да, iPod подключается через USB и персональный AV-вход (потребуется кабель KCA-iP301V). Выходы Rear могут быть переконфигурированы в режим Sub. Чтобы покончить с интерфейсом, добавлю ещё, что цифровым входом звука аппарат оснащён, хотя в наставлении по монтажу на его счёт сказано «do not connect», что в переводе означает: «Кенвуд» не предлагает своего процессора, который можно сюда подключить».
В качестве защитного средства предусмотрен ввод четырёхзначного кода. Имеется провод последовательного интерфейса для подключения адаптера кнопок на руле. Конечно, рулевые кнопки обеспечивают управление лишь малой долей функций AV головного устройства, поэтому без персонального пульта ДУ здесь не обошлось. Конструкция пульта далеко отошла от «карточки», он приобрёл толщину, достаточную для того, чтобы его было удобно держать в руке. Многие кнопки разнесены на значительное расстояние, что тоже прибавляет удобства. Но в нажатии они слишком лёгкие, и это минус. Мониторный блок убирается дисплеем вверх (а не вниз, как в большинстве конструкций), как бы ложится на спину, а не падает лицом вниз. У дисплея четыре угловые позиции вверх и три вниз, углы от +35 до -20 градусов — достаточно, в общем. А ещё у него четыре позиции по степени выдвижения, но даже в заднем своём положении дисплей существенно закрывает «вид» на кнопки лицевой панели аппарата. Среди них и кнопки управления громкостью — они, конечно, продублированы виртуальными кнопками на сенсорном дисплее, но энкодер с той же задачей, думается, справлялся бы лучше. Звуком управляет трёхполосный параметрик с шестью предустановками. На НЧ набор центральных частот включает восемь значений, от 40 до 150 Гц, далее — 0,5/1/1,5/2 кГц на СЧ и 10/12,5/15/17,5 кГц на ВЧ. Набор частот среза фильтров ВЧ (для Front и Rear независимо) состоит тоже из восьми позиций: 40/60/80/100/120/150/180/220 Гц. Фильтр НЧ также отключаемый (в режиме Sub), здесь перечень немного короче, 50/60/80/100/120 Гц, хотя всё необходимое, как нетрудно видеть, есть и здесь. Для акустики Front, Rear и Sub можно выбрать корректировку АЧХ в зависимости от размера.
У кнопок нижнего ряда два цвета подсветки — красный и зелёный. Что же касается кнопок на дисплейном блоке, то для них предусмотрен десяток заводских цветов, а по RGB вы можете выбрать из… сейчас посчитаю… 1, 2… всё, ровно 32768 вариантов. Диммер автоматический (по габаритам) либо ручной, по счастью, для управления им не обязательно выходить в главное меню. Но вот переключать формат кадра можно только через меню (минимум шесть нажатий кнопок). Для каждого источника формат назначается отдельно, но как на дисках, так и на USB-устройствах видео может быть в разных форматах. Меню настроек состоит из 14 страниц и построено в основном в двух уровнях, правда на нижнем уровне может быть до четырёх последовательных «экранов». Логика в целом понятна, но почему цвет фона дисплея устанавливается в «Системных настройках»? И вообще фирменная концепция сменных «экранов» и разных чувствительных зон на них по-прежнему вызывает вопросы. (В частности, при воспроизведении DVD вам предлагается управляться с четырьмя «экранами» с разным набором функций в каждом.)
АМ-тюнер работает в диапазоне длинных и средних волн. Пресеты выводятся списком по шесть штук. Можно вывести привычные кнопки (только виртуальные) в ряд, если вы сообразите, как добраться до этого «экрана». Нужная частота вводится с пульта напрямую. Заполнение банка ЧМ-тюнера занимает 2,5 с, станции заносятся, начиная с текущей частоты. В RDS — по стандарту: синхронизация часов (CT), ожидание News и поиск по 29 типам программ. Правда, возможен ещё поиск по глобальным признакам «речь» или «музыка».
С накопителя USB успешно считываются AV-файлы MPEG2 и 4, но не MPEG1, а также, что особенно радует, полноценные звуковые файлы WAV. Браузер выводит папки по уровням либо файлы в папке, но как только вы выбрали папку нижнего уровня, начинается воспроизведение первого файла, даже если вам был нужен вовсе не он.
С дисков считывается CD-текст и тэги, с кириллицей аппарат проблем не испытывает, даже шрифт довольно приятный. Быстрый поиск на CD фиксированный, скорость пятикратная. В «компрессии» поиск идёт немного шустрее, скорость 6 — 7-кратная. Из сервисных функций не реализована одна — «спрятать диск». Дополнительные режимы воспроизведения присутствуют в полном составе. Подготовка к воспроизведению дисков (CD/mp3/DVD) заняла, соответственно, 7/10/7 с.
DVD-плеер ориентирован на диски региона 5. Аппарат воспроизводит VCD (на которых тот же MPEG1) как с PBC, так и без неё (кто не знает, что это, тому, знаит, и не надо). Аппарат читает также записи в DTS. Поскольку меню Setup является частью общего меню настройки, добраться до него можно всегда, но управлять настройками удастся, лишь если диск выгружен. В меню две страницы и восемь позиций (два уровня), лишнего ничего нет. Языковые предпочтения задаются двухбуквенным кодом, похожим на доменные зоны в Интернете. Языковые предпочтения в меню DVD передаются. Адресный поиск осуществляется по всем нужным позициям (номер главки и части, а также время части), хотя не сказал бы, что набор адреса удобен. Пункты меню диска можно выбирать напрямую с экрана, если вы, конечно, выйдете в нужный «экран». А вот выбирать пункты вводом цифр не удаётся, системы их (цифры) воспринимает как информацию для поиска. Для быстрого поиска предусмотрены три скорости, от 3-х до 20-кратной.
Слушаем. Можно сказать, что мужским голосам на CD недостаёт яркости, можно и по-другому: голоса звучат мягко и комфортно. Интонации кажутся чересчур сдержанными: самым информативным, среднечастотным нотам не хватает прозрачности. Женским голосам побольше бы полёта, а может, и напевности. Контрабас глубокий и подробный, структура и ритмика бас-гитары тоже в порядке. Скрипки как будто отделены от слушателя тонкой занавесью, но на верхних нотах подробности выявлены даже рельефнее, из-за отсутствия лишней яркости. Звучание рояля передаёт скорее его сущность, нежели богатство обертонов инструмента и высокое качество записи. Словом, звучание в этом формате более музыкальное, чем подробное.
Задник сцены в mp3 (как всегда, начинаем с битрейта 128 Кбит/с) на месте, хотя тыловой тембр я бы не решился назвать точным, даже с учётом особенностей формата. Второй план слегка отодвинут, но в своей позиции стабилен. Поверху динамика поджата довольно чувствительно. Верх не вполне оформлен по атаке. Звучание рояля скруглённое, хотя и без послеударных дополнений. Бас-гитара сравнительно честная, но влияние компрессии, конечно, ощущается, атака не всегда предсказуемая. С удвоением битрейта тыл уходит назад, однако не теряется окончательно. Второй план остаётся там, где и был. Рояль стал яснее, хотя общая интерпретация изменилась мало. А вот поверху динамика ощутимо расширилась, да и верх теперь оформлен лучше.
Щелчки зажигалки в DD показались несколько вялыми, да и удары «по мясу» как-то не убеждают, хлёсткости в них нет. То же касается и стрельбы, тут уже хлёсткость есть, но не та, что надо. А между боями отмечаем, что диалоги («М» с коллегами) звучат очень ясно. Атмосфера действа разреженная и расплывчатая. Стекло, как кажется, бьётся слишком долго. Однако звук бас-гитары подробный и объёмный. Барабаны узнаваемы, хотя и не очень динамичны. Вокалу недостаёт проникновенности, но с артикуляцией у них полный порядок.
В DTS та же фонограмма звучит подробнее, те же удары «в нюх» теперь не в пример правдоподобнее. В музыкальном сопровождении можно уже ощутить акустику студии, а динамика барабанов на порядок интереснее, чем в DD. А в оркестровой музыке удаётся почувствовать объём концертного зала и даже различить звуковые планы мощной струнной группы.
Полосу «чернее чёрного» DVD-плеер не воспроизводит. Уровень яркостных шумов в NTSC выше среднего, но без явных регулярных составляющих. В PAL уровень шума средний. В режиме паузы действует память на поле. Ширина переходов между цветными полосами 0,25/0,25/0,3% (NTSC) и 0,25/0,3/0,3% (PAL), на редкость достойные показатели для «композита». Центр картинки на внешнем мониторе смещён на 1% вправо и на 2% вверх — всё в допуске, хотя и на пределе. Различаются по две градации чёрного и белого. Уровень цветовых шумов средний. На контрастных цветных переходах присутствует незначительная (весьма) окантовка по сбросу яркости. У лиц живой цвет и комфортная насыщенность.
На своём дисплее регулируются яркость, контрастность и уровень чёрного, все — в пределах от 0 до ±10. Первый из них, яркость тыловой лампы подсветки, можно в дневном режиме поставить на максимум и забыть. Оставшиеся два были в результате настройки установлены на +3 и +1. Цветовой тон слегка смещён в зелёную область. Отмечаем повышенную засветку левой части экрана и идём дальше. У дисплея четыре режима представления кадра. В Full и Normal картинка «своего» формата передаётся без геометрических искажений. В Zoom изображение Normal искажений тоже не претерпевает, но обрезано на обычные 22% по высоте. Есть ещё режим Just, при котором растяжка картинки варьируется от 23% по центру до 50% по краям. Яркостные шумы от себя дисплей не вносит, структура и интенсивность их такая же, как и на внешнем мониторе: в NTSC повыше, в PAL — на среднем уровне. Картинка безукоризненно отцентрована по горизонтали и смещена вверх на 1,2%. Ширина цветных переходов (сначала NTSC, потом PAL, как всегда) 0,25/0,2/0,3% и 0,25/0,35/0,5% — неплохо в целом, а не будь последнего показателя, было бы замечательно. Окантовки на контрастных переходах почти нет, при правильном сопряжении источника и дисплея здесь всё определяет источник. Горизонтальные линии мелкой сетки по большей части воспроизводятся и имеют регулярный характер. Цветовая температура дисплея невысокая, и белый цвет воспринимается как желтоватый, соответственно, и красный имеет морковный оттенок. Лица красноватые в NTSC и розоватые в PAL. Насыщенность «оптимистичная», то есть она повышена, но не настолько, чтобы это мешало.