Если бы обстоятельства сложились иначе и мне довелось на постоянной основе разрабатывать акустику, я бы, наверное, особый акцент сделал на мидбасах калибра 5 дюймов. И ещё — на «овалах» 5 х 7…
КОНСТРУКТИВНАЯ ОППОЗИЦИЯ
Rockford Fosgate P152-S | Dragster DSK 572.1 | Pioneer TS-E130C | X-Program X-SB52 | Kicker KS50.2
И неминуемо прогорел бы, поскольку как первые, так и (в особенности) вторые пользуются не слишком большим спросом. Впрочем, насчёт «неминуемо» — это ещё как поглядеть, я же не сказал, что был бы намерен ограничиться только этими форматами. А что спрос невелик — так производитель его должен формировать своим предложением, а не плестись в хвосте у спроса. Возьмём классический пример из не столь уж далёкого прошлого. Как вы думаете, достигла бы компакт-кассета тех высот, на которые она вышла к началу 90-х годов прошлого века, если бы производители и разработчики ориентировались на существующий спрос? Напомню, что изначально кассета типа Philips воспринималась как формат, предназначенный для использования в «полевых» условиях и не претендующий на звание сколько-нибудь высококачественного источника аудио. Если бы производители ориентировались только на то, чтобы сделать технику подешевле, полагаю, формат умер бы, так толком и не родившись. Во всяком случае, нам бы и в голову не пришло вспоминать о кассете спустя сорок с чем-то лет после её появления. Потом, была ещё такая старинная поговорка: «товар сам себя хвалит» — обратите внимание, не вливания в рекламу, которые в большинстве случаев служат лишь для того, чтобы зомбировать покупателя, а сам товар — своим качеством и функциональными возможностями.
Словом, пятидюймовая акустика определённо находится в оппозиции к «шестёркам», как, кстати, и «овалы» 5 х 7 дюймов пребывают в конструктивной (хотя и безнадёжной) оппозиции к вездесущим «блинам» 6 х 9. О плюсах и минусах «пятёрок» в сравнении с «шестёрками» было предостаточно сказано в предисловии к тесту прошлого номера. Повторять, конечно, не хочется, но если совсем в двух словах, то можно. Минус — несколько ограниченная басовитость. Плюс — более широкая дисперсия излучения и более покладистый характер поведения диффузора на верхней середине.
Чтобы не повторяться, наверное, имеет смысл на этот раз подробнее остановиться на механизме возникновения направленности излучения. Пока что будем исходить из того, что диффузор работает в поршневом режиме, иначе говоря, каждая точка его поверхности движется синхронно и имеет одну и ту же амплитуду. Согласно принципу суперпозиции звуковое давление в любой точке пространства определяется как сумма давлений, создаваемых отдельными элементами поверхности диффузора. Пока приёмник (ухо или микрофон, что там у вас) находится на геометрической оси диффузора, разность фаз элементарных составляющих давления обусловлена только неплоскостью поверхности диффузора, а это мелочи. Точнее, это мелочи на тех частотах, на которых работают мидбасовые и среднечастотные головки. (Существует ещё соколеблющийся объём воздуха — он как бы заливает раскрыв конуса, отчего эффективная кривизна диффузора уменьшается — излучающая поверхность становится почти плоской.) Теперь представим себе, что вы сместились от оси излучателя и теперь волна от той части излучателя, которая находится к вам ближе, будет приходить раньше, чем волны от всех других участков. Величина расхождения во времени зависит только от размера диффузора и величины углового отклонения приёмника от оси, а разность фаз будет зависеть также и от длины звуковой волны, то есть от частоты сигнала. Выше частота — больше разность фаз; как только расхождение превысит 90 градусов, излучения начинают суммироваться в противофазе, и величина звукового давления с дальнейшим ростом угла быстро уменьшается. Чем выше отношение диаметра излучателя к длине волны, тем выше направленность излучения, это фундаментальная зависимость геометрической акустики. Придуман даже специальный критерий (обозначается ka), который представляет собой отношение длины окружности диффузора к длине волны; считается, что направленные свойства излучателя проявляются, начиная от ka = 2.
Но если направленные свойства излучателя жёстко связаны с его диаметром, то как же получается, что угловые характеристики акустики одного типоразмера различаются порой довольно существенно? Во-первых, направленность компонентной акустики и направленность мидбаса — это не одно и то же, тут многое зависит от кроссовера, и конкретно — от того, как происходит стыковка излучений мидбаса и твитера. Во-вторых, сделанное нами в начале обсуждения предположение о поршневом характере работы диффузора не отражает реальное положение вещей, оно лишь позволило нам сделать первый шаг. Кстати, в типичном для «наших» мидбасов диапазоне (до 5 кГц) «пятёрки» находятся ближе к поршневому режиму работы по сравнению с «шестёрками», вернее — дольше в нём остаются. А переход в модальный режим знаменуется появлением двух (как минимум) тенденций. Во-первых, это модальные резонансы, приводящие к искажениям формы частотной характеристики. Во-вторых, это сужение эффективной излучающей поверхности. Диффузор — конструкция с распределёнными массой и упругостью, которую можно себе представить как сочетание элементарных пружинок и элементарных масс, соединённых последовательно и присоединённых к генератору переменной силы. Естественно, с ростом частоты генератора амплитуда перемещения удалённых грузиков будет падать: чем выше частота, тем меньше грузиков окажется вовлечено в движение. Тем самым уменьшается эффективный размер диффузора, а значит, расширяется дисперсия излучения. Отдача при этом необязательно должна падать, поскольку эффективная масса тоже уменьшается. К слову, во времена оны люди умели делать диффузоры с таким распределением свойств (массы и жёсткости), что они сохраняли широкую дисперсию излучения до частоты порядка 10 кГц. Нынче такие головки можно найти лишь в заветных местах и за отдельные деньги (тот же Lowther или старые модели Fostex — у меня в машине такая головка трудится центральным каналом).
Теперь нам уже будет легче понять, каким образом неподвижная «пуля», установленная в центре звуковой катушки, может расширять дисперсию излучения на высоких (для мидбаса) частотах, затеняя от слушателя дальнюю часть излучающей поверхности. Естественно, о каком-то затенении имеет смысл говорить, только если диаметр эффективной излучающей поверхности существенно меньше геометрического размера диффузора. Отсюда должно быть ясно, отчего самая распрекрасная «пуля» далеко не всегда даёт желаемый эффект. Между прочим, та же геометрическая акустика объясняет (и предсказывает) расширенную дисперсию купольных пищалок: при значительном отклонении от оси купол сам затеняет удалённую от слушателя область. Правда, использовать этот эффект удаётся далеко не всем (мягко говоря) производителям, зато почти все подтверждают давно известную мудрость: купольные излучатели, как правило, не перекрывают диапазон больше трёх октав. В частности, если частота резонанса твитера не выше 2 кГц, то и диапазон его вытянуть дальше 16 кГц будет под силу далеко не всякому производителю. В то время как для излучателей с конусным диффузором (у нас их называют просто «диффузорными») и шесть октав не представляют проблемы. За примером не придётся ходить дальше прошлого номера: пищалки Bewith как раз диффузорные, и при резонансе 180 Гц они непринуждённо доигрывают до ультразвукового диапазона.
Впрочем, эта информация имеет мало отношения к нынешнему тесту — все его участники укомплектованы купольными твитерами. Как бы мы ни относились к купольникам, факт остаётся фактом: характеристики направленности у них лучше, чем у единственных, в сущности, конкурентов, твитеров типа «сбалансированный купол». Чувствительность у них, по идее, не такая высокая, как у «сбалансированных куполов» (при тех же габаритах), но я как-то нечасто вижу, чтобы её кому-то не хватало. Тем более когда пищалки работают с пятидюймовыми мидбасами, у которых чувствительность в среднем несколько ниже, чем у «шестёрок». Напомню, что средняя чувствительность системы определяется по осевой частотной характеристике как некая интегральная величина. Иначе говоря, площади, заключённые между горизонтальной линией, соответствующей показателю чувствительности, и графиком АЧХ, должны быть одинаковыми сверху и снизу. Нетрудно догадаться, что, если акустика имеет особенно драматичный перекос АЧХ в сторону верхних звуковых частот, средняя чувствительность будет выше, даже при невысокой чувствительности мидбаса. Пусть так, зато эта акустика имеет минимальные шансы получить высокую оценку как за форму АЧХ, так и за качество звучания. И ещё вопрос. Если конструкцией акустики предусмотрен аттенюатор — в каком из его положений должна оцениваться чувствительность? Ответ такой: в том, которое мы считаем оптимальным. Это, думается, справедливо, поскольку в том же положении мы оцениваем и форму АЧХ, и (в большинстве случаев) это же положение устанавливается в ходе оценки качества звучания.
Место, отведённое под вводную часть к тесту, потихоньку заканчивается, а разговор о каких-то общих закономерностях, которым подчиняются его участники, у нас так и не состоялся. Объяснение простое: самые общие закономерности, которые отличают «пятёрки» от тех же «шестёрок», нами обозначены во вводной части теста прошлого номера и частично — нынешнего. А вот каких-то общих «правил поведения» для героев сегодняшнего теста нами так и не обнаружено. Во-первых, их самих не так уж и много. Во-вторых, все они очень разные. Если пытаться провести классификацию по мидбасам, то мы придём к выводу, что один из пяти — типичный среднечастотник, другой — практически сабвуфер (!). У одного из троих прочих внутренний (упрощённый) кроссовер. Можно даже предугадать, что борьба за награды развернётся в основном между оставшимися двумя участниками, однако всему своё время. Пока что мне остаётся перечислить те немногочисленные конструктивные особенности, которые мы принимаем как сами собой разумеющиеся, и потому в описании конструкции опускаем.
Диффузородержатель штампованный, редкие исключения из этого правила будут названы поимённо. Ширина резинового подвеса 10 мм. Рамка решётки дополнительного барьера на пути акустического короткого замыкания не обеспечивает — хорошо это или плохо, но при обработке посадочных отверстий под мидбасы надо подходить к процессу со всей ответственностью. Диаметр звуковой катушки 25 мм, сиречь 1 дюйм. Акустический кабель подключается к контактам при посредстве клемм типа «лопаточка». Форма мембраны пищалки, конечно же, купол. В комплект монтажных принадлежностей входит корпус для установки «в тело» (он же «чашка»), это стандартный аксессуар, его присутствие, как и всегда, не декларируем, много чести. Входящие в состав кроссовера катушки намотаны без магнитного сердечника, а конденсаторы относятся к электролитическому типу, если не сказано иного.
Собственно, и всё. Оппозиционеры давно вышли на демонстрацию, прогнать что-то своё, заветное. Давайте послушаем, что.
МЁД & ДЁГОТЬ
Максимальные суммарные оценки у двоих участников, фамилии их Pioneer и X-Program. В подобных случаях мы, бывает, присуждаем победу и звание «Лидера» двоим, но сегодня у нас участников немного, и придётся задействовать правило «звукового приоритета». Да, оба получили высокую оценку за качество звука, но, по нашему мнению, у одного из них было определённое преимущество по этому показателю, пусть даже это преимущество не вылилось в разницу в баллах. У которого из двух? У «Пионера» — эта акустика и становится сегодня «Лидером». Второе место и звание «Фаворита» получает X-Program.
Отдельную «Рекомендацию» решено было дать участнику с формально невысокой итоговой оценкой. Однако мы не могли не отметить уникальность басовых и мощностных возможностей 5-дюймового «Драгстера». Из-за них, собственно, он и проиграл по другим составляющим вектора оценки, Михайло Васильевич верно сказал: где что убудет…