Максим НАБИУЛЛИН, Уфа
Собственно, всё просто. Но у простоты есть свои правила и досконально выполнить их — совсем не просто…
ПРАВИЛА ПРОСТОТЫ
- Тип системы: аудио/видео
- Состав: ШП фронт + сабвуфер
- Источники: Clarion DRX-9255, CarPC + USB ЗК Pegasus
- Усилители: Denon DCA-3080, Luxman CM-2100
- Акустика: Fostex FE207E, Alpine SPX-Z18T
- Сабвуфер: Hertz ML 3800
В 2006 году я решительно поменял «вероисповедание». До этого ездил на «Жигулях» и верил, что так и надо. А потом пересел на японские машины, и вера моя в них непоколебима. В очередной «японке», Toyota Camry 97 года в кузове SV40, была построена серьёзная система, где я применил весь свой предыдущий опыт и, конечно, приобрел новый. В этой машине мы с другом построили систему с трёхполосным фронтом и сабвуфером.
Система удалась, первое участие в EMMA-Уфа 2008 принесло второе место в классе «Мастер 7 каналов». Но хотелось двигаться дальше, причём двигаться именно вперёд, а не топтаться на месте. Мозг начал вынашивать планы по созданию ещё более серьезной, более достойной, более звучной системы. Уже имея опыт в процессорной системе, оставаться в уже известном формате было скучно. Появились мысли и желание нырнуть в Pure Passive и поплавать там. То есть исключить процессор, суперцифровое головное устройство и многоканальность. Еще 2005 году, работая в автосервисе, я увидел свою будущую машину, именно ту, что реально хотел. Это была Toyota Camry в старом (даже совсем старом, прошлого века) кузове V30. Большая, красивая, просторная, мощный и тяговитый мотор — мечта!
Приглядываясь и оценивая этот автомобиль, я начал прикидывать, что в его салоне можно развернуть широкую экспериментальную поляну. И наконец, четыре года мечтаний обратились в покупку. Большой белый корабль, совершенно девственный (в акустическом плане) салон и, кстати, материал салона — велюр, а не кожа. Велюр как раз то, что мне было нужно для оформления звуковой системы, потому что кожа — это зеркало, для звука, разумеется. Руки чесались уже совершенно невыносимо. Не могу, когда всё стандартно в салоне. Хотя, если честно, заводская компоновка очень строгая, простая и красивая. К моменту покупки основной план новой аудиосистемы был готов. И предварительно куплены и приготовлены все составляющие, призванные служить реализации идеи новой системы.
Собственно, нас было двое: слева — Алексей Иванов, главный конструктор аудиосистемы, справа — я, владелец автомобиля и координатор проекта
Идея заключалась в сложной простоте. Простота в том, что головное устройство не будет иметь никаких регулировок, даже тембра и баланса, не говоря уже про временные задержки, только регулятор громкости — большой и удобный. А сложность (на этом этапе, потом я ещё добавил сложностей к простоте) — в том, что такое головное устройство есть, но нужно его доработать, чтобы содержимое и чистый выходной сигнал соответствовали предъявляемым требованиям. Базой головного устройства стал старый добрый Clarion DRX 9255.
Послушав впервые его звучание, я полюбил этот ресивер. Сильно и крепко, потому что ранее мне не доводилось слушать подобного. Хотя я еще не слушал из этой линейки такие легендарные ресиверы, как Denon, HX-D1, Sony, ну и McIntosh, наконец. Хотя нет! Sony CDX-C9000 у меня был, но мой слух он не порадовал, в отличие от «клары». И вот я уже без сомнения знал, что будет источником сигнала в моей новой системе. Но в 9255 есть (ну, теперь-то уже — были…) регуляторы баланса и тембра, что, на мой взгляд, пагубно влияет на выходной сигнал. Все эти ненужные сложности были выпаяны с платы ресивера. Полностью отключил «родной» предусилитель и собрал новый, с нуля, корпус однодиновой магнитолы при этом превратился в двухдиновый, в дополняющий блок был помещен новый предусилитель и моторизованный регулятор громкости ALPS. Добавлен AUX-вход, выход на фронт/тыл, был сменён на фронт/сабвуфер путём установки в тракт фиксированных ФВЧ и ФНЧ со срезом от 63Гц. После проведенного комплекса мероприятий звук стал ещё прозрачнее и живее, хотя он и был дай бог каждому…
Акустика задумывалась как предел простоты: домашние широкополосные динамики Fostex FE207E, на них возлагалась задача воспроизведения всего звукового диапазона, кроме самого нижнего баса. Для баса был найден и куплен уже очень редкий экземпляр Hertz Mille 3800 старой версии с бумажным прессованным диффузором и разнесёнными центрирующими шайбами, по моему мнению, этому динамику нет равных по импульсной характеристике, открытости звучания и способности воспроизводить басовый рельеф. При этом динамик топовой серии — фри-эйрный, это редкость необыкновенная.
Усилители: на фронт пошёл ещё один предмет антиквариата — Denon DCA-3080 (уже твикнутый одним московским умельцем) с «хай-эндной» выходной мощностью 2 х 30 Вт, на сабвуфер — Luxman CM-2100 мощностью 2 х 100 Вт мостом. После доработок оба усилителя, как и головное устройство, не имеют никаких бортовых фильтров, только регулятор входного уровня на «Деноне», и чуть больше у «Люксмана»: напряжение входного сигнала 0,5/1/4 В, режим Direct/Balanced/Unbalanced. Всё. Разделяются полосы между фронтом и сабвуфером, как уже говорилось, с помощью фильтра на 63 Гц, вмонтированного прямо в головное устройство.
Работа по подготовке места для установки фронтальных колонок потребовала рабочего времени больше всего. Приборную панель изготовил заново, с расположением приборной доски в центре. Прочие элементы управления вообще демонтировал, «под нож» попали панель управления климат-контролем, бортовые часы/термометр/индикатор расхода топлива. Освободившееся место занял 10-дюймовый VGA монитор. Такую штуку я мечтал установить ещё в «копейку», но тогда мечта реализована не была. В то время я не смог состыковать звуковой тракт на выходе со звуковой карты компьютера, с входом AUX магнитолы, из-за некачественного питания через инвертор 12 — 220 В шум и треск преобладали над музыкой. В этом творческом тупике идея и была отложена аж на 7 лет. Вот теперь время настало…
Чтобы не ущемлять возможности видеотракта, решил ставить максимально возможный по размеру монитор, мерил даже 15 и 12 дюймовые матрицы, но они не помещались, а вот моноблок с сенсорным экраном 10,2 дюйма точно вписался в высвобожденное место панели.
В какой-то момент для коррекции на верхних частотах решили поставить пищалки. В общем-то, они оказались не нужны
Монитор в концепции этой системы был не просто видеокомпонентом, он был призван работать в связке с компьютером. В появлении компьютера в системе, ориентированной на максимальную простоту, нет никакого противоречия, даже наоборот. Ведь головное устройство Clarion 9255, кроме CD-Audio, ничего не знает и знать не хочет, а интеграция компьютера позволяет расширить границы возможностей мультимедиа в автомобиле, экономя при этом большие средства. И сам процесс, кстати, интересный, хотя уже и не такой диковинный, как раньше. В Интернете уже есть целый клуб, посвященный CAR PC, то есть интеграции мини (и не мини) компьютеров в автомобиль. Компьютер позволяет использовать навигацию, воспроизводить любые мультимедиа-форматы, а в моём случае — служить огромным банком высококачественных аудиозаписей. Конечно же, чтобы по звуку такой источник сравнялся с легендарным CD-тюнером, необходимо решить немало проблем, путь к простоте очень даже непрост.
Есть две основные проблемы. Первая — качество собственно звукового сигнала, за которое отвечает звуковая карта, вторая — не побеждённые семь лет назад шумы и наводки. С качеством преобразованного из цифры аналогового сигнала вопрос был решен ещё задолго до реализации всей этой затеи. Решён он следующим образом: в Одессе живёт один умелец, выпускающий небольшими сериями внешние звуковые USB-карты для ПК на основе PCM1793 под названием Pegasus. Хочется ещё раз сказать их разработчику и производителю спасибо, он сделал почти невозможное! Изначально эта приставка изготавливалась для домашнего использования и питалась, соответственно, от сети 220 В. Я, отслушав это чудо, связался с изготовителем и попросил в индивидуальном порядке адаптировать устройство под автомобильные 12 В с сохранением гальванической развязки во избежание попадания помех на НЧ-выход. Устройство было сделано и выслано мне на пробу. Ожидания оправдались на сто процентов. Звуковая карта играет, едва отличаясь от прославленной уже не первым поколением аудиофилов «клары». Разумеется, если исходный материал — wav или lossless (ape или flac), про mp3 мы не говорим, здесь не место для непристойностей.
Усилители смонтированы на панели в глубине багажника
Шумы. Да, шумы с установленным в автомобиле компьютером — дело неизбежное, как следствие, неизбежна и борьба с ними, и здесь надо быть готовым не только к поражению, но и к победе, она возможна. Главный источник помех — блок питания компьютера. В ходе борьбы с помехами схема питания оказалась нестандартной: от аккумулятора были протянуты как плюсовой, так и минусовой провода, при этом масса автомобиля не используется в качестве минуса питания для всех установленных устройств. Межблочные кабели собраны на проводах Tchernov Audio Cuprum Junior IC, соединители Tchernov Audio (разъемы RCA) спаяны припоем с содержанием серебра, а металлические корпуса, накручиваемые на сам штекер, заменены по технологии господина Лысенко термоусадочной трубкой.
Компьютер с монитором вытеснили с торпедо многое, что принадлежало автомобилю, решено было восстановить справедливость. Теперь управление климат-контролем салона организовано через компьютер посредством USB-модуля, приставки для ПК, которая, образно и понятно говоря, позволяет программно управлять замыканием контактов, то есть имитировать нажатие кнопок через программу на компьютере.
Дальнейшие шаги изготовления новой панели были следующими: снята панель целиком, вырезана вся внутренняя часть, оставлены лишь контур и узлы крепления панели к кузову. Сделан каркас для установки устройств (монитора и ресивера) и жёстко закреплён на каркасе панели. Затем каркас установили в салон, на своё место, заполнили монтажной пеной, после затвердевания которой с помощью гипса была выведена окончательная форма поверхности будущей панели. С этой формы был снят стеклопластиковый слепок (скорлупа) из двух частей, левой и правой, а также матрицы защитных решёток для фронтальных широкополосников. После этого всю массу из пены и гипса удалили с каркаса панели и на него установили стеклопластиковый слепок из двух частей. Так была создана новая симметричная панель с нишами для монтажа фронтальных колонок и монитора. По завершении хирургической работы с панелью её ожидала обтяжка кожей, при этом палитра салона осталась неизменной.
А это — панель приборов, теперь уже — точно готовая
С панелью закончили, установили её на своё место. Затем были отформованы и изготовлены нижние крышки «бороды»: переход от самой панели в тоннель и далее подлокотник (он же бар). «Родная» центральная часть панели у Camry с большим кармашком (такой ямой), а хотелось, чтобы было, как у «Мерседеса», с плавным и приятным глазу переходом в тоннель. Здесь и расположился блок головного устройства. Итак, панель закреплена, динамики установлены, с нижней частью панели, получившей новую форму, тоже закончено. Установлена задняя стенка, отделяющая салон от багажника, на ней смонтированы усилители, компьютер, дистрибьютор питания и вся проводка, относящаяся к аудиосистеме.
Далее были установлены в приготовленное место выточенные металлические кольца для динамиков и смонтированы сами динамики. Положение и наклоны монтажных колец для них были определены продолжительным прослушиванием, в несколько заходов. В окончательном положении монтажные кольца для динамиков были прикреплены к металлической трубе кузова, находящейся под панелью. Очень твердая конструкция, не позволяющая колонкам создавать какие-либо вибрации на месте установки. Изначально, как планировали, взяли домашние Fostex FE207E. В своём роде уникальные по характеристикам широкополосные динамики. Но верха им не хватало, поэтому систему дополнили кольцевыми ВЧ-излучателями из комплекта Alpine SPX-Z18T (по сути — те же ScanSpeak 7000). Сигнал на ВЧ-головках отсечен от 4 кГц фильтром, собранным на плёночных конденсаторах. Даже ещё не прогретая система уже подавала признаки хорошего, домашнего звука. Но за время работы, а длилась она 3,5 месяца, уши уже забыли, что и как надо слышать. Так что разогревать всю систему пришлось вместе со своими ушами…
Новейшее изменение в системе: динамики ручной работы заменили «Фостексы», сделав пищалки окончательно лишними
ScanSpeak 7000 (ну хорошо, пусть будет Alpine) и Fostex FE207E спелись прекрасно, полгода я наслаждался, думая, что это верх совершенства. Конечно, иллюзию разрушило появление на горизонте многообещающей АЧХ картинки альтернативных ШП-динамиков. Это хэнд-мэйд под заказ. Они меньше калибром, «Фостекс» — 200 мм, а эти — 144 мм в диаметре, с двойным магнитом, бумажным подвесом и диффузором и очень редким сочетанием второго диффузора и фазовыравнивающего тела в центре звуковой катушки. Как оказалось, «Фостексы» при всех своих достоинствах всей правды не говорили, точнее, не пели. С новой акустикой я поначалу даже отключил пищалки совсем, слушая только ШП-стерео с сабом. Вполне достойно играют и без пищалок, но неугомонное желание экспериментов привело к тому, что пищалки теперь выведены на тумблер через реле, чтобы сравнивать, какой звук с ними, а какой — без. По личным ощущениям от прослушивания музыкального материала на своей, на данный момент уникальной и индивидуально построенной системе: звук поражает лёгкостью, прозрачностью, разрешением. Система способна действительно играть, а не воспроизводить, любой материал, и, кстати, как уже не раз подмечалось в статьях, в процессе инсталляций, действительно, могут меняться (и реально изменились) музыкальные предпочтения. Система легко играет джаз, рок, электронику, инструментал, оркестр, да вообще всё, что погружалось в привод ресивера, ни один диск ещё не расстроил своим звучанием. Что дальше? Дальше я сменю межблочные провода на Tchernov Classic, послушаю усилитель Celestra, переделаю оформление интерьера, в частности панели, и, конечно же, выступлю на ЕММА-Уфа 2010. Всё просто…
Источники | Сабвуфер | Торпедо | Настройка