Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Помните бессмертный афоризм Козьмы Пруткова насчёт односторонней полноты специалиста?
Он бессмертный, потому что верный. Но в этом и скрыто некое противоречие.
ПОЛНОТА СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Auditor Rip-4280 | Kicker ZX200.4 | Polk Audio PA200.4 | SPL GRLA1200/4 | Pioneer GM-6400F | Magnat Black Core Four | Cadence XA-175.4 | Art Sound PA 85.4 | Alpine MRP-F300
Вот скажите, кому вы доверите лечить зубы — специалисту или дилетанту, который до стоматологии опускается, лишь когда у него остаётся время от занятий Аюр-ведой и приобщения к эзотерическим знаниям? Пусть даже к числу его интересов относится и построение аудиосистемы в авто — поговорить с ним, может, будет и занимательно, только пусть зубы в это время не трогает. Да и говорить будет интересно на любую тему, за исключением той, в которой вы сами являетесь специалистом, односторонним в своей полноте…
В мире вещей отношения между универсальностью и специализацией сложнее. Вы себе можете представить экскаватор для песчаного грунта? Или, наоборот, только для глиняного? Нонсенс, не так ли? Словом, несомненно существующая тенденция к специализации уравновешивается противоположной тенденцией — к универсальности. Кстати, вторая тенденция получила особенно мощное течение по мере развития цифровой техники. И в общем случае бывает даже сложно сказать, что лучше — универсальное или специальное. К примеру, кому-то (и таких большинство) нужен плеер, который читает все мыслимые форматы, а кто-то не признаёт никакой компрессии, ему подавай только wav, но зато чтобы он воспроизводил его с аудиофильским качеством. То есть для первых лучше универсальное, для вторых — специальное. Или взять усилитель…
А что тут брать? Совершенно и бесповоротно универсальных усилителей не бывает по определению (это даже если не выходить за рамки нашей отрасли). Хотя бы и по мощности — совершенно ясно, что запросы подводимой мощности у сабвуфера и пары пищалок (при поканальном подключении) будут немного разные. Но даже если оставить в стороне сабвуферы с их действительно незаурядными аппетитами, то окажется, что требования к усилителям для работы с разными полосами тоже различаются. Правда, эти различия касаются уже в меньшей мере мощности, а в большей — возможностей кроссоверов. Фильтры универсального усилителя должны уметь перестраиваться в пределах, скажем, от 60 Гц до 5 кГц, а для полной интеграции в «поканалку» им желательно бы иметь ещё и полосовой режим. Часто такие встречаются? Редко. Усилители эти обычно стоят конкретных денег, а современная жизнь уже приучила нас к тому, что вещи должны дешеветь (по крайней мере что касается электроники). А главное, универсальные аппараты далеко не всем нужны, большинство потребителей до сих пор искренне считают, что автомобильная система — это фронт, тыл и сабвуфер (а то и просто фронт и сабвуфер), и ведь они в немалой степени правы. Наиболее же развитые системы строят чаще всего из набора двухканальных усилителей (хотя лично я не вижу ничего плохого в том, чтобы мидбасы и пищалки «качать» четырёхканальным). Потому, наверное, четырёхканальники, за редчайшим исключением, рассчитываются на работу в одной из двух вышеупомянутых простейших схем.
Такие вот рассуждения приходят в голову при знакомстве с материалами теста четырёхканальных усилителей «слегка продвинутой» ценовой категории. В этой категории ценовые ограничения уже не столь обременительны, казалось бы, можно уже позволить себе универсальные фильтры. Но нет. Из девяти участников лишь один может в известной мере претендовать на звание обладателя универсальных фильтров. (На самом деле участников было десять, но один из них не дожил до конца теста. У нас это случается, хотя не всегда так везёт. Имя усопшего традиционно не оглашается. Aut bene, знаете ли, aut nihil, не мы это придумали.) У выживших качество фильтров, мягко говоря, не потрясает, по мере перестройки частоты среза меняется и добротность АЧХ, и крутизна спада. Ну не хотят производители озаботиться тем фактом, что фильтры с разной крутизной спада принципиально не могут обеспечить в зоне раздела ровную частотную характеристику. Несколько раз нам встретились усилители с честной частотной характеристикой фильтров, но с фиксированной частотой среза. Такие фильтры, как обычно, получают у нас ещё более низкую оценку. Почему? Во-первых, кто это сказал, что изготовитель (при всём уважении) должен за меня решать, на какой частоте мне сопрягать фронт с сабвуфером? Во-вторых, даже при условии, что АЧХ фильтров сопрягаются идеально, далеко не факт, что у саба и фронтов идеальная АЧХ и тем более — что салон вашего авто не имеет резонансов вблизи частоты сопряжения. Словом, фильтры должны перестраиваться, всё остальное — происки врагов мирового автозвука. Диапазон перестройки, если всё же не выходить за рамки массовых вариантов использования, должен составлять где-то от 60 до 160 Гц, а если с запасом на упомянутые нерегулярности акустики и салона — до 250 Гц. Если диапазон поверху шире, хотя бы до 500 Гц, это даёт возможность использовать усилитель и в трёхполосной акустике, для комбинации СЧ/ВЧ-полос. Разделение между полосами среднечастотника и твитера можно осуществить и с помощью пассивного кроссовера (что нередко и делается).
Честно говоря, принципиальность в оценке качества и возможностей фильтров лишний раз укрепляется тем фактом, что придраться к техническим характеристикам усилителей становится всё труднее. (В самых дешёвых аппаратах с этим проще, но речь-то сегодня не о них.) Производители сообразили, что имеет смысл повысить тактовую частоту источника питания — сразу же уменьшился измеряемый уровень шума (выросло подавление его взвешивающим фильтром IEC A) и улучшились показатели переходного затухания. К тому же, как я понимаю, китайцы научились разводить печатные платы так, чтобы сильноточные и слаботочные цепи усилителей не сидели друг на дружке, как бывало раньше. Словом, высшая оценка за технические характеристики в сегодняшней группе стала нормой (её получили семеро участников). Пока что азиатские товарищи продолжают экономить на мощностях источника питания. То есть не на той мощности, на которую он может выйти, перед тем как «лишиться телесности» (как говорят буддисты), а на величине потерь, возникающих в источнике при возрастании тока нагрузки. Чаще всего считается, что «просадка» источника не должна превышать 15%, тогда прирост мощности усилителя при переходе от нагрузки 4 Ом на 2 Ом в любом случае не будет меньше 45%. Так нет, сегодня нам попадались усилители, у которых этот показатель ещё ниже.
А сейчас я хочу ещё раз обратиться к свежей мысли, которая сегодня уже высказывалась: индивидуальные требования к мощности усилителей ощутимо различаются — в зависимости от конкретного варианта использования, чувствительности акустики и личных предпочтений владельца. Собственно, как раз по этой причине в линейке любого уважающего себя производителя предусматривается несколько моделей идентичной архитектуры, различающихся между собой лишь выходной мощностью (и габаритами, естественно). Поэтому, если в нашем тесте вам встретится аппарат, который устраивает вас по всем показателям, кроме мощности, вы имеете полное право подобрать себе его ближайшего родственника из той же линейки.
Чем должен быть оснащён четырёхканальный усилитель, помимо собственно усилителей мощности и фильтров? На этот счёт у меня было достаточно пространное публичное выступление в предисловии к тесту прошлого номера. Поэтому здесь можно ограничиться лишь кратким перечислением опций по мере убывания важности (как нам это видится). Итак: входы высокого уровня, басовый регулятор, линейные выходы. Присутствие входов высокого уровня для четырёхканальников (по нашему мнению) главнее, нежели наличие линейных выходов, поскольку именно такие усилители (наряду с пятиканальными) чаще всего используют для лёгкого апгрейда штатной аудиосистемы. А в подобных случаях попытка добраться до линейных выходов головного устройства сразу же переводит апгрейд из лёгких в «менее тяжкие». Басовый регулятор позволяет привести басы в соответствие со вкусами владельца и возможностями системы сабвуфер/усилитель. Ступенчатый буст по большому счёту не решает ни первую, ни вторую задачу, он предлагает выбор «всё или ничего», а потому мы всегда и оцениваем его ниже. Думается, что присутствие басового регулятора в обеих парах каналов не обязательно — слишком уж редки такие варианты инсталляции, в которых четырёхканальник работает на два сабвуфера.
МЁД & ДЁГОТЬ
Абсолютным «Лидером» сегодня стал Art Sound, к его суммарному результату никто из коллег не смог даже близко подойти. Да и вообще по своим возможностям этот усилитель явно выбивается из общей массы. «Фаворит» — Magnat. Этот усилитель умеет много такого, чему большинство одноклассников не обучены. Претендентов на «Рекомендацию» оказалось трое: SPL, Cadence и Alpine. Не без колебаний решено было рекомендации выдать, но сделать каждому по замечанию: у Cadence оно относится к АЧХ на верхних частотах, спад 0,7 дБ на 17 кГц при определённых условиях может оказать влияние на звучание. У SPL всё наоборот: не спад, а неустранимый подъём, который может изменить структуру низкого баса. У Alpine по этим и подобным позициям всё чисто, но мощности, в сравнении с другими претендентами, немного. Так что всех троих рекомендуем с оговорками, важность которых зависит от ваших личных приоритетов.