Студия: God Mode Sound. Руководители проекта: Алексей Голышин, Николай Шавладзе, Азамат Аббасов
Действительно, а что это у нас на одну беззащитную «Мазду» навалилась целая многонациональная (это сразу видно) команда? Может, они поодиночке ничего не умеют?
ТРОЕ НА ОДНОГО
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Sound Monitor ICD-500X + DTA-500X
- Усилители: Sansui SM-A807DL, Alpine PDX-1.600
- Акустика: Alpine SPX-177A, ScanSpeak D2904/6000-00
- Сабвуфер: Magnat ADR 300
Наверное, умеют. Все три фамилии, а у одного достаточно и имени, дают устойчивые результаты при поиске на сайте журнала. Причём находятся друзья-приятели в первую очередь в рубрике «Арена». Как бы по очереди. Сделанная руками Алексея Hyundai Elantra стала чемпионом России в 2007 году, Елена Марук на «черепашке», где тоже ступала нога человека по имени Алексей, оказалась чемпионкой (наверно, так) России спустя год, сам Алексей в 2009 году стал чемп… нет, «победителем финала Украины». Не чемпионом, потому что — не хохол. Чемпион — на второй строчке в итоговой таблице. В 2008 году лавры национального чемпиона примерил и Николай. Азамат некоторое время запрягал (такая привычка, оказывается, свойственна не только славянам), а потом как поехал — мама дорогая. В 2009 году стал чемпионом и России и почти сразу же, без передышки — Европы (надеемся, он простил наш журнал за то, что в репортаже в Еврофинала перепутали его фотографию с другим участником. В онлайне уже поправили).
Так что, получается, умеют и по одному. Однако в этом году собрались вместе и учинили новую студию с причудливым именем. Дебютная (не по жизни, а под этой маркой) работа вам сейчас и будет представлена, в меру сил.
Хозяин этой машины — человек довольно странный, в самом хорошем смысле из известных нам смыслов. Он различает моду и стиль, качество и год выпуска, а это сегодня становится редкостью. Даже машина, которую он пригнал в студию — это не нынешняя Mazda 6 (у которой за фарами растут остромодные «уши от жопы»), а прежняя, неброских форм. Значительная часть аппаратуры уже лежала в багажнике. Источник — редкостный и никак не остромодный комплект из 6-дискового транспорта Sound Monitor ICD-500X и, как называется в фирменном каталоге, «цифрового предусилителя» DTA-500X. Модель 2000 года, это, между прочим, последний год прошлого века.
С собой были и усилители, два Sansui (давно видели последний раз? Никогда? Ну, это ещё недавно…) урожая то ли 1996, то ли 1997 года. И два мидбаса для фронтальной акустики, такой же выдержки и тоже купленные путём целенаправленной охоты на аукционах. Мидбасы — Alpine SPX-177A. Последняя буква в индексе выдаёт то, что скрывают привычные первые буквы и цифры, — возраст. На наших страницах эта модель упоминалась в последний раз в 2003 году. Выбор сабвуфера был не окончательный, но там же, в багажнике, лежал коллекционный Alpine DDDrive. Если кто помнит, конечно.
Вообще (и по вполне объяснимым причинам) профессионалы не любят, когда машина на установку приезжает «с приданым». Но в данном случае азарт оказался сильнее практичности. Не каждый день приходится работать с такими экзотическими компонентами. Начали с самого сложного, заключив, что потом будет проще. Самое сложное — установка головного устройства. Рассчитанные строго на совместную работу ICD и DTA вместе образуют блок габаритов 2DIN. И хотя теоретически транспорт можно вынести куда-нибудь в укромное место, решение было поставить оба блока головного устройства совместно в центральную консоль.
От природы там, разумеется, была штатная «голова», эдаких невнятных габаритов, «ни два, ни полтора» в буквальном смысле. Но это ещё ладно, выяснилось, что «в голове» сидит часть управления климатом и, что уж совсем ни в какие ворота, блок включения аварийной сигнализации. Не только кнопка, но и мозги. И при отключении штатной музыки становилось холодно, противно и некому руку подать. В смысле — руку помощи. В смысле — ежели что. Результатами имплантации нового головного устройства в студии теперь гордятся, по их данным (нет оснований не доверять), это — прецедент установки двухдинового аппарата в такую машину. Процесс происходил так: фронтальную панель сняли и отложили для дальнейшей доработки под габариты связки Sound Monitor. Электронные потроха за лицевой панелью раздраконили, удалив то, что можно было удалить без ущерба для самочувствия, этим оказался штатный 6-дисковый транспорт. Остальное было распределено в подторпедном пространстве, с выводом на органы управления компьютерными шлейфами и перепайкой крошечных светодиодов подсветки и индикации. Когда стало окончательно ясно, что всё это может штатно работать и даже ничего не подозревающий дисплей по-прежнему пытается произвести впечатление на лохов гордым Bose Sound, фронтальную панель пустили в передел.
Дальше, как и предполагалось, проще. Мидбасы на роль утвердили, как не утвердить, это же неповторимая вещь с диффузорами из смеси целлюлозы и конопли, честное слово. Сейчас такие днём с огнём не найти, все скурили, наверное. Посадочные места в дверях оказались довольно удачными, несмотря на то, что штатная сетка отражала былое увлечение супружеской пары Mazda/Ford акустикой размером 5 х 7 дюймов, опора была сделана под 6-дюймовые «Bose Sound» и оказалась достаточно жёсткой, при этом стало возможно ограничиться только виброизоляцией. Сетку, разумеется, отправили в музей Bose Sound (такой зелёный, с крышкой, слева от въездных ворот), поставили нормальную, металлическую.
Пищалки решено было ставить не на стойки (мастерам что-то не понравилось в углах их наклона), а на треугольники зеркал. Эти уже в свою очередь тоже понравились не очень своей миниатюрностью, приготовленные для установки пищалки — горячо любимые продвинутой публикой «Сканы» компактны по сравнению с другими моделями Scanspeak, но по автомобильным меркам всё же довольно крупные, особенно в глубину. Поэтому подиумы для пищалок оказались сильно вытянуты в сторону салона, иначе оси было бы не развернуть как надо («по-человечески», — Н. Шавладзе).
Установка «по-человечески» усилителей означала в концепции этой системы расположение их под передними сиденьями и подключение «побортно». Система, как вы наверное, уже догадались — процессорная, с поканальным включением. Не догадались? Это я виноват, надо было предупредить: на языке прошлого века «цифровой предусилитель» могло означать и (у Sound Monitor) означало «процессор». Включение усилителей по такой схеме, помимо очевидных (и не главных) выгод, сокращения длины межблоков и сохранения высокого переходного затухания, преследовало и другую — выравнивание нагрузки на блоки питания, при традиционной схеме одному двухканальнику (мидбасовому) всегда дышится намного труднее, чем другому, работа на пищалки — это почти холостой ход.
Осталось решить вопрос с сабвуфером. Забавно, что в штатной комплектации машины он был. Таинственного устройства пластиковый кругляк внутри запаски, притянутый насквозь (!) её же фиксирующим болтом. Кому любопытно — в музее лежит, слева от ворот.
А там, где поначалу обнаружился штатный сабвуфер, прописали усилитель для сабвуфера. Укоротили фиксирующий запаску болт, по размерам диска запаски сделали опору в виде пробки, плотно входящей в диск, на ней, в силу общеизвестной компактности, поместился 600-ваттный моноблок Alpine PDX. При этом все подходящие к усилителю провода сделаны с запасом и собраны в единый жгут, так что в случае необходимости достать запаску из неё вынимается «пробка» с усилителем и откладывается в сторонку, длина жгута позволяет.
Сабвуфер построили нормальный, «человеческий», с некоторой даже прозорливостью. Дело в том, что заказчик окончательно в своём выборе не мог утвердиться довольно долго. В числе претендентов на часть объёма багажника были уже упомянутый DDDrive, Polk Audio серии SR, Audio Art RW-12 и так далее. Решили пойти по такому пути: ящик (то, что ЗЯ, даже не обсуждалось) рассчитали на объём 28 л, самый популярный среди рекомендуемых, заметили, наверное. А глубину выбрали по самому громоздкому из претендентов, таким оказался Magnat ADR 300. Как в воду смотрели: именно на нём, пятом или шестом из побывавших в корпусе, выбор и остановился. Отсюда и несколько необычная форма корпуса: основной объём заглублен в крыло, при этом фронтальная панель — ступенчатая, обеспечивающая необходимый простор внутри. И после того как окончательный выбор был сделан (под расписку), защитный гриль намертво приклеили на место. Всё, с этим проектом закончено. Ещё бы, трое на одного…
На фреске, украшающей стену студии, нарисованы ещё двое. Значит, есть вакансии
Стилистика двухблочного Sound Monitor даже не из рубежа веков, так делали в самом конце 70-х
Начинка центральной консоли была раздраконена и заново соединена удлинёнными шлейфами
Ювелирная работа: светодиод размером с припаянный к нему провод
Когда всё заработало, стало пора кроить переднюю панель по новой мерке
«Было и стало». Даже похоже…
Двери Mazda 6 мастера похвалили, в дело пошло всё, кроме сеток
Чтобы пищалка «вывернулась» из тесного треугольника на требуемый угол, подиум сделали сильно вытянутым в салон
Даже шильдики именные. Фасонисто работают…
Штатная опора мидбаса оказалась, благодаря рельефной форме, вполне даже жёсткой
В обивке двери сохранился атавизм 5 х 7. Один из участников проекта — врач по образованию, он и удалил
«Конопляный» раритет встал как штатный
Здесь яснее видны пропорции «штанов, пришитых к пуговице»
Усилители не только подключены, но и размещены каждый со своего борта
Басовый моноблок не выступает за пределы опоры, которая, на манер пробки, вставлена в диск запаски
Когда выбор сабвуферной головки признали окончательным, гриль приклеили намертво и даже повесили что-то вроде пломбы
Основная часть объёма сабвуфера уходит в крыло, но фронтальная панель сделана ступенчатой, под самый громоздкий из динамиков-кандидатов
SQ
Интересно, конечно, звучат винтажные компоненты, даже когда среди них полновесный цифровой процессор. Первое, что привлекло внимание — очень ясно выраженная фокусировка, причём даже не отдельных звуков, а их групп, принадлежащих одному источнику, иногда казалось, что граница кажущегося источника звука нарисована на торпедо. Рояль, например, находился строго над козырьком приборов и ни в один момент своего места не покинул. При типовой, казалось бы, компоновке двухполосной акустики сцена не проявляет желания свалиться на краях, в этом отношении систему надо записать в весьма удачные. Голоса, как мужской, так и женский, звучат нейтрально и кажутся довольно компактными. Из семи барабанов крайние правые (6 и 7) слиплись, остальные расположились строго на предписанных местах, а изменение тембровой окраски — минимальное. Не нулевое, но минимальное. Бас почти весь локализовался на торпедо, и лишь отдельные нотки проявляли неуместную в данном случае прыть, выпрыгивая на слушателя.
RTA
Самый заметный (и уже услышанный) дефект на АЧХ — горб в зоне ответственности сабвуфера, на 50 Гц. Вот это-то в лицо и выскакивало, тут к гадалке не ходи. В остальном АЧХ выглядит очень сбалансированно и нейтрально, узкий провал на 500 Гц вызван «стояком» салона, его видели, но править не стали, коррекция узких провалов (то есть «вверх» по усилению) способна принести больше вреда, чем пользы. Поведение системы на самых верхних частотах характерно для классических мягких куполов, они не лезут в ультразвук, зато корректно воспроизводят весь ВЧ-диапазон.