Илья КОЛЕСНИКОВ, Дмитров
Иногда всё это происходит без боевого применения, что, как мне кажется, для разработчиков должно быть обидно. Звуковому вооружению моей «восьмёрки» в этом смысле повезло.
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
- Тип системы: аудио/видео
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источники: Alpine CDA-7998R, Pioneer AVH-P7900DVD
- Усилители: DLS RA40, Crunch V2800
- Акустика: Morel Dotech 6 MKII, MT-23
- Сабвуфер: Kicker CVR15
Двери | Головное устройство | Твитеры | Багажник/саб
Заболевание автозвуком началось уже в далеком 2002 году, предшествовал ему, как и у многих, домашний звук, но там не то, соседи и прочие негативные элементы, хотелось большего, в первую очередь — в смысле больших децибел, возраст был такой. Тогда я начинал строить звук в своей «классике» из акустики самого низкого ценового диапазона и первой для меня CD-магнитолы Kenwood за 100 американских рублей, это сейчас дело дошло до практически топовых линеек аппаратуры.
С покупкой ВАЗ-2108i встал вопрос об озвучивании машины, хотелось не просто звука, а хорошего, качественного звука. У машины уже имелись предпосылки к спортивной карьере, только не к звуковой, а к езде наперегонки, двигатель, подвеска и прочие узлы были тюнингованными. В дальнейшем то, что конструкция стала усиленной, пригодилось как нельзя кстати, автомобилю пришлось возить немалые тяжести в багажнике.
К этому моменту уже были некоторые компоненты будущей системы, которые благополучно кочевали по моим предыдущим авто, накопились и кое-какие знания, в том числе почерпнутые из глянцевого издания под названием «АЗ». В процессе проектирования всей системы докупались жизненно необходимые железки, материалы и прочие мелочи. В итоге нарисовалась классическая схема: поканальный двухполосный фронт плюс сабвуфер, «голова» со встроенным процессором Alpine CDA-7998R, усилитель DLS RA40, коммутированный поканально на акустику Morel, мидбас — 6-дюймовый Dotech MKII и высокочастотники MT-23. За совсем низкие частоты отвечал старенький Crunch V2800, играющий мостом на увесистый (порядка 60 кг) Kicker CVR15 в самодельном закрытом корпусе из 40-миллиметрового MDF. Соединялось всё это хозяйство линейными кабелями Daxx R88 и Phoenix Gold, акустические провода в первой версии были совсем простые, но потом были успешно заменены более серьезными Черновскими 13-го калибра. Что касается «силы», практически везде лежал Stinger «нулевого» калибра, в общем, вся система была подточена на SQ (качество звучания) но когда это всё собиралось, я слабо представлял, что это за словосочетание.
Настал час «Х», а именно лето и очередной отпуск. И работа закипела, времени было всего месяц, а планы — наполеоновские. Вооружившись цифровым фотоаппаратом, хотел для себя запечатлеть всю кухню своего творения, в итоге получилась неплохая презентация, что потом очень помогло (да и сейчас помогает, без фотоматериалов эта публикация была бы голословной). Строил машинку у себя на даче с раннего утра и до позднего вечера, и что самое примечательное — всё в одиночку, помощников не было, порой очень хотелось, чтобы выросла третья рука, теперь-то даже рад, что не выросла…
Началось всё, конечно, с тотальной разборки салона, чтобы грамотно и качественно шумоизолировать авто. Пол, потолок, арки и моторный щит обклеивались толстым «Нойзбастером» с применением промышленного фена. К дверям подход был особый, ибо мидбасам требовался эффект закрытого корпуса, в инструкции было чётко изложено: лучше всего они чувствуют себя в больших объёмах. Шумовиброизоляция в дверях клеилась в несколько слоёв с применением того же Noisebuster и, конечно же, всем известного ивановского STP. После закатки всех мыслимых и немыслимых мест началась прокладка силовых кабелей и заделка их концов в позолоченные клеммы строго по канонам автозвука: «сила» по левому борту, во избежание помех, линейные и акустические кабели — по правому порогу автомобиля, крепление кабелей осуществлялось при помощи всё той же шумовиброизоляции. В процессе оклейки крыши пришла мысль обтянуть декоративную панель практичным и дешевым карпетом чёрного цвета, что потом сыграло немаловажную роль на соревнованиях в формате «мультимедиа», хотя тогда я об этом вообще не задумывался.
После всех кабелей и клемм работа перешла на монтаж передней акустики в уже подготовленные (герметизированные наглухо, не считая лишь дренажных отверстий) двери. Мидбасам требовалось серьёзное крепление для уменьшения паразитных резонансов. В итоге они были прикреплены к деревянным подиумам и металлу двери, при этом все щели между обшивкой, подиумом и металлическим каркасом двери наглухо залеплены шпатлёвкой со стекловолокном. К монтажу высокочастотных динамиков подход был менее серьёзный по причине постоянной перемены ориентации излучения в процессе настройки звучания, пищалки то опускались ниже, то поднимались выше, менялся угол излучения, и вместе с работой процессора ГУ звук менялся на глазах (фигурально выражаясь).
Переделка накладки торпедо отняла большую часть времени, пришлось осваивать искусство малярного дела. Место для магнитолы оказалось не совсем пригодно для моего головного устройства, поскольку в рабочем состоянии высота лицевой панели составляет 1,5DIN. Место в штатном исполнении — под 1DIN, да ещё вдобавок ко всему утоплено, вот и пришлось строить новое место и перекрашивать деталь с сохранением структуры вазовских панелей, здесь мне помог антикоррозийный баллон известной марки, который при нанесении нескольких слоев прекрасно повторил заводскую структуру. По мере высыхания шпатлёвок, красок и лаков работа продвигалась по намеченному плану (с сохранением процесса в моём фотоаппарате). После монтажа ГУ был установлен цифровой вольтметр марки Stinger, который отвечал за мониторинг бортового напряжения и блок клавиш для отдельного и оперативного выключения усилителей, вся схема запитана через реле и включается от выхода Remote ГУ.
В багажном отделении царят фанера и карпет. Все панели подгонялись вручную с точностью до миллиметра. Для лучшего охлаждения усилителей (установленных поверх панелей) в боковых коробах были выпилены окна охлаждения, они же облегчили монтаж буферных ёмкостей, скрытых от глаз народа. Так как автомобиль используется каждый день, он должен быть практичным, и вся конструкция в багажнике обеспечивает оперативный доступ к запасному колесу, что немаловажно на наших дорогах. Под общую стилистику багажника переделана и обклеена карпетом панель, открывающая доступ к домкрату и задним световым приборам.
После завершения монтажа всех компонентов наступил трудоемкий процесс настройки, который занял не один день. Конечно, на слух и не без помощи тестовых дисков типа «АудиоДоктора». Поскольку многие компоненты не нуждались в обкатке, вся картина звуковых образов нарисовалась довольно быстро, и знаменитые семь барабанов звучали на тех местах и на той высоте, где им положено быть.
Получив положенную дозу наслаждения от проделанной работы и качества звучания, захотел (как и многие, я здесь далеко не первый), вынести свой труд на суд профессионалов, проще говоря — решил ехать на соревнования. Просидев не одну ночь за компьютером, сотворил довольно содержательную презентацию из накопленного фотоматериала. Проштудировав списки участников, обнаружил, что из Дмитрова нет никого, честь города, получалось, в моих руках. Лето уже заканчивалось, сезон соревнований подходил к концу, дебютировать я успел не совсем удачно в Ярославле на «Автоэкзотике», но моя позиция в итоговой таблице и общение с единомышленниками подстегнула к доработкам.
К сезону 2008 в машине появилась новая акустика Morel взамен старой Focal серии Polyglass и второе головное устройство Pioneer AVH-P7900DVD, подключённое через AUX-вход первого. При этом была доработана панель торпедо, чтобы видеоисточник оказался на положенном ему месте. Вернее — половина источника, как известно, самая габаритная часть 7900 — выносной блок. Ему был практически полностью отдан бардачок. Теперь потребовалась уже более тщательная настройка, ибо сопряжение двух совершенно самостоятельных ГУ оказалось делом не из лёгких. Последние штрихи были внесены чуть ли не в ночь перед соревнованиями. На открытии сезона ЛАС в Москве 12 апреля на площадке МТУСИ я получил свои первые кубки, сразу два: третье место за качество звучания и второе — в пляжном SPL. Через две недели на площадке знаменитой «Горбушки» открывали сезон ЕММА, и здесь я выступил довольно удачно: первое место в категории «Мультимедиа Любитель» и третье — в замерах звукового давления. Потом в Липецке убедился, что мой сабвуфер в закрытом корпусе может создать давление в салоне около 140 дБ! По итогам года я получил билет на финал России, где стал… пятым. Не «всего лишь пятым», обращаю внимание, а «пятым среди самых-самых». Что для меня было высшей наградой и доказательством не зря проделанной работы, которая изначально рассчитывалась на рядовое прослушивание музыки в любимом авто.
Сейчас моя машина благополучно перешла в руки другому хозяину, новый владелец равнодушен к автозвуковому спорту, и весь боекомплект с 73 метрами (я померил) кабелей был демонтирован и отправлен в запас. Вернее — на консервацию. Сейчас в голове зреет новый, уже более серьезный план нападения на многоуважаемых судей, но это уже — на другом авто и пока — военная тайна.
Всякое оружие проходит свойственные ему стадии: разработка, производство, боевое дежурство и рано или поздно — снятие с вооружения. На консервацию.
Двери | Головное устройство | Твитеры | Багажник/саб
Салон во всей красе
Трофеев накопилось уже на целый багажник