Не ищите этот принцип в энциклопедии, где он должен был бы найтись между принципом максимума Понтрягина и принципом Маха. Но его там нет…
ПРИНЦИП МАЛОБАСА
Студия: Sound Lab Фили. Руководитель проекта: Сергей Голубков
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + outdoors + сабвуфер
- Источник: Blaupunkt RCD-310 (OEM)
- Усилители: Genesis Stereo 100, Dual Mono, Master Kit
- Акустика: Hertz HT 25, HL 70, ESX 165, CDT HD-M6, AD W600
- Сабвуфер: Kicker S12L74
Это вас сбила с толку орфография, а если на слух, заглавная буква и слитное написание перестанут вводить в заблуждение. Так что вошедшего в энциклопедии автора у принципа нет, а сам принцип — есть, я знаю и другие примеры такого толка, когда объект есть, а слова — нету. Но это так, навеяло. А наш принцип в полную силу проявился при создании этой системы, доказав своё существование.
Олег, хозяин этой машины, приехал в студию на Горбушке (официально — Фили, но ехать — как на Горбушку) не с пустыми руками. В первый приезд они были заняты найденными в Интернете фотографиями аудиоустановки в другой машине той же модели, в качестве образца, или, скорее, руководства к действию. Там, собственно, были три вдохновивших Олега аспекта. Действительно мощная система, вся на компонентах Soundstream, оформление сабвуфера с прозрачной стенкой и подсветкой, а главное — звено outdoors, то есть часть системы для работы «на улицу». Олегу это было нужно…
Зачем? Если для вас это вопрос, значит, вы — человек необщительный, а среда обитания Олега — клубно-рейсерское сообщество, так что нужно, однозначно. С тем и приступили, до поры принцип себя не проявлял. Головное устройство решили оставить штатное, оно в B6 нескрываемо принадлежит перу Blaupunkt, хотя, как почти всякое штатное ГУ, от природы лишено линейных выходов. Ну, где как, а у нас для этого существует юридическое лицо по имени ERTA, учиняющее «линейки» всем желающим.
Схема предполагалась такая: фронт — тыл — сабфуфер плюс озвучка улицы при открытом багажнике, всё — с серьёзным уровнем звукового давления. И начали закономерно… нет, не с фронта, а с сабвуфера. Вначале была идея поставить Hertz новой серии SPL Show, уже модель была присмотрена, SX300 D. Но потом концепцию поменяли в пользу Kicker Solobaric, что в тех же габаритах давало существенную прибавку площади диффузора. И даже успели сделать пробный корпус для выбранного динамика. Вот здесь упомянутый принцип заявил о себе впервые. «Что-то мало баса…» — это от двенадцати (а по существу — пятнадцати) дюймового «Кикера»… Посовещавшись, решение приняли нестандартное. Головку оставить, акустическое оформление — переделать. «Солобарики», вообще-то, предназначены для закрытых ящиков, но под давлением неумолимого принципа этому пришлось переселиться в непривычный для него ФИ. Корпус объёмом 52 л настроили на 37 Гц с помощью двух тоннелей, расположенных на передней, выходящей в салон стенке, в обычных условиях тоннели «дуют» за спинку сиденья, в режиме форсажа спинка складывается, и все три источника басовых волн смотрят непосредственно в салон.
К этому можно было начинать подбирать фронт. Естественно, его задумали трёхполосным, в первом варианте — на комплекте Hertz HSK 163, через штатный кроссовер от усилителя Genesis Stereo 100. Технологически, следуя за логикой сохранения штатного ГУ, постарались максимально вписаться в штатные посадочные места. Опорную пластину («матрёшку», как её назвали в студии) сделали таким образом, что объёмы, на которые работают басовик и среднечастотник, разошлись по разные стороны панели двери: басовик, смонтированный на высоком опорном «колодце», излучает тыльной стороной диффузора внутрь двери, среднечастотник — в объём между обивкой и панелью.
Подключили и испытали фронтальную систему. Знаете, что оказалось? Правильно, «мало баса». И звукового давления вообще. Тогда на фронт назначили ещё один усилитель той же модели. Два усилителя подключены к разделённым (хирургическим путём) входам трёхполосного кроссовера 3W20, так что один усилитель сосредоточился на СЧ/ВЧ, второй — на том, чего оказалось мало. Давления опять оказалось мало. Теперь начались манёвры с акустикой. Для начала сменили НЧ-головку HV 165L (целевым образом предназначенную для этого комплекта) на просто HV 165 в расчёте получить от более жёсткого динамика с менее тяжёлой подвижной системой недостающие децибелы. Оказалось, что «L» для такой конфигурации всё же лучше. Следующим претендентом на место в двери оказался CDT HD-M6. Поработал он здесь недолго, был уволен с записью в трудовой книжке: «Пропал верхний мидбас». Окончательным выбором стали AD W600, с ними всё встало на свои места. Оставшиеся же без работы CDT переехали в задние двери, где до них жил компонентный набор Hertz HSK 165. Пищалка и кроссоверы остались, а в системе прописался ещё один Stereo 100. Теперь можно было заняться багажником. В той его части, которая предназначалась для озвучивания окружающего пространства. Сначала (здесь почти всё проходило эту фазу) решено было поставить два комплекта коаксиальных Hertz ESX 165, нагрузив ими, в параллельном соединении, ещё один, уже пятый по счёту усилитель. Поставили. Нагрузили. Знаете, что? Ну разумеется, «мало баса». Тогда одну пару коаксиалов заменили парой мидбасов CDT HD-M6, уже испытанных на фронте и одобренных для тыла. Но — в другом оформлении, ориентированном на уже известный вам принцип. CDT поселили в ящики пирамидальной формы, расположенные по углам багажника (что, как известно, способствует подъёму на низах), а сами ящики — это фазоинверторы объёмом примерно по 5 л, настроенные на «уличную» частоту 80 Гц. Эта акустика теперь должна была стать единственной заботой Stereo 100, к выходам которого CDT подключены через пассивные фильтры первого порядка с частотой среза около 400 Гц. Оставшаяся в крышке багажника пара Hertz теперь стала СЧ/ВЧ-звеном, и для работы с ним… ну, знаете ли, ставить для этой цели ещё один Genesis было бы нарушением принципа. Там же басов нет. А раз нет, можно что-нибудь поскромнее. Установили предел скромности — миниатюрный усилитель на мощных микросхемах серии TDA, приобретённый в виде набора серии «Мастер Кит». Нормально работает. На бас — не влияет.
Ну а завершил облик системы элемент, рабочий диапазон частот которого совершенно не акустический. Раз всё по-клубному, значит, нужно и лазерное шоу, а то как же… Выбранный на необъятных просторах Горбушки (ну хорошо, пусть будет Филей), он устанавливается (или не устанавливается, в зависимости от планов и настроения) на крышке багажника с питанием от съёмного инвертора 12/220 В.
Теперь вроде всё хорошо. Но мастеров студии не оставляет мысль о том, что в один прекрасный день в боксе снова появится Олег со своим «Пассатом» и своим принципом…
Благодаря умениям одного юридического лица любое штатное ГУ имеет право обзавестись линейными выходами
Передние двери B6 позволяют разместить трёхполосную акустику, задние не возражают против двухполосной
В обычном режиме из салона видно только защищённый сеткой диффузор «Солобарика»
«На форсаже» спинка складывается, освобождая путь басам из всех трёх стволов
Средство от «малобаса» для улицы — пирамидальные фазоинверторы по углам багажника
В укромном месте багажника — выключатели цепей Rem «уличных» усилителей
На крышке багажника — СЧ/ВЧ-коаксиалы уличной системы (стационарно) и лазерная установка (съёмно)
На «открытой выкладке» четыре усилителя. Пятый можно разглядеть справа, шестой — нигде, он маленький и прячется
SQ
Это когда-то называлось «мало баса»? Наверное, очень давно, а то и неправда. Бас — первое, что слышно в этой системе, главное, что слышно в этой системе, а иногда кажется, что единственное, несмотря на очевидно мощный трёхполосный фронт и немалую помощь тыла, как в любой системе, ориентированной на электронный «клубняк», роль тыла здесь не второстепенная. Канонические семь барабанов звучат, как положено в беспроцессорной да ещё «клубной» системе — с существенным сдвигом влево и вперёд, на водителя. Но и тембрально звучат они не как рабочие, а как басовые барабаны, все семь штук. В соло ударника малые барабаны большие, большой — огромный, а тарелки изготовлены из материала толщиной по меньшей мере 3 миллиметра. При этом надо отметить, что когда по нашей просьбе вместо стандартного, с уклоном в филармонизм, тестового материала поставили «расчётную» клубную электронику, эффект оказался совершенно другим: весьма реалистичное ощущение присутствия в местах распространения и употребления… я хотел сказать «культурного отдыха молодёжи».
RTA
Баса не мало, причём по АЧХ можно легко сказать, где его было мало и как его стало больше. Останься «Кикер» в ЗЯ, АЧХ от 80 Гц и ниже шла бы примерно ровно, при этом заметно ниже того, как идёт сейчас, с максимумом на 50 — 55 Гц. Раз уж изучаем АЧХ, заметим, что усилия фронта, тыла и сабвуфера по совместному созданию звукового давления в салоне организованы вполне удачно, суббасовый горб плавно, не теряя энергии, последовательно переходит в нижний мидбас, верхний и так далее, до самой середины. Выше области средних частот ситуация не столь благостная, с провалом на 2 кГц и максимумом излучения на верхах, приходящимся на 10 кГц, но в рамках жанровой ориентации это нормально, в клубах на скрипках вроде не играют.