Для китайцев потерять лицо страшнее, чем потерять голову. Голова — пустяк, как учат китайцев их северные соседи: «завяжи да лежи»…
Студия: God Mode Sound.
Руководители проекта: Азамат Аббасов, Алексей Голышин, Николай Шавладзе
СОХРАНИВ ЛИЦО
- Тип системы: мультимедиа
- Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Asus MicroATX + SSD OCZ 120 Гб + HDD Seagate 500 Гб
- Процессор: Alpine PXA-H700
- Монитор: Hiinfo D650
- Усилители: EOS E100AB, DLS RA40, RA10
- Акустика: DLS No 6, No1, Scandinavia 3
- Сабвуфер: Eton EC10-800
Вот лицо… Его надо сохранить не только себе, но и собеседнику, деловому партнёру и даже неприятелю. Не простит никогда, не дай Конфуций… Что это я так на китайцах сосредоточился? Автомобиль вроде немецкой работы, из породистых, недешёвых и стильных. Но останься он таким, для нас он был бы мало интересен. А интересным (и намного более китайским) его сделала всё та же троица, дебют которой в этой рубрике состоялся совсем недавно, в прошлом номере. Они, как и тогда, артельно накинулись на спортивное купе, только теперь застрельщиком стал Азамат, он в студии — главный по «бумерам». В итоге артельной работы BMW стал интересен, даже очень, поскольку приобрёл мультимедийную систему с неограниченными возможностями, при этом не потеряв лица. На самом деле — получив новое, но это не сразу заметишь.
Что представляют собой голова и лицо этой модели BMW в урождённом виде? Голова — встроенный в переднюю панель CD-ресивер с моторизованным лицом — ЖК-дисплеем разрешения 400 х 240. Даже не сенсорным, так, настройки радио показать или расход бензина. В принципе, можно было выдрать штатную «голову», пересадив на её место что-нибудь двухдиновое многоформатное. Но это было бы банально, а главное — не востребовано. Молодой хозяин купе (а старикам в нём не место) давно, насколько позволяет возраст, не приемлет иной медиасреды, кроме как компьютерной. И приспособленный к работе на борту машины компьютер должен был стать центром мультимедийной системы. И раз старую «голову» можно беспрепятственно потерять, а новую пересаживать не требуется, решили сохранить лицо.
От штатного головного устройства сохранили привод лицевой панели и её корпус. Матрицу же, сенсорную и с разрешением 800 х 480, взяли хорошую, производства Wuhan Bluestar Technology Co., Ltd. Первое слово в имени компании по-русски звучит как Ухань, есть такой провинциальный городок в центральном Китае, с населением всего-то два Питера, ничего особенного. В гамме продукции под маркой Hiinfo обнаружились забавные модели: двухдиновые мониторы без начинки (DVD, тюнер и пр.), но со своими контроллерами, и для экрана, и для сенсорной панели. Разобрав на одном столе оба изделия, выбросили лишнее (из обоих), а оставшееся сверстали так: на место старой матрицы — новую, за ней — плату с частью новых «мозгов», остальное убрали в несколько освободившиеся недра торпедо за экраном. Штатный CD-транспорт уступил место тоже транспорту, но значительно более продвинутому — полновесному пишущему DVD. Он здесь, кстати, в основном для полноты картины, у хозяина машины дисков нет, разве кто со своим забежит…
Компьютерные кабели от монитора, сенсорной панели и DVD-драйва побежали в багажник. Где их ждал главный участник проекта — компьютер. В его основе — плата Asus форм-фактора MicroATX, сработанная золотыми тайваньскими руками и интеллектуальный блок питания M2-ATX, специализированно автомобильный, с запуском по ACC, с программируемой задержкой на выключение и всем прочим, что требуется компьютеру, который нелёгкая занесла на борт. Собственно информация хранится на двух дисках — полтеррабайтном Seagate и твердотельном OCZ на 120 Гб (но в пять раз дороже Seagate). Эту композицию дискового пространства надо прокомментировать. В ранний период развития компьютерных автомобильных систем бытовало мнение, что жёсткий диск в условиях вибраций подохнет в пять минут или на первом трамвайном рельсе, смотря что наступит раньше. Поэтому их тогда подвешивали на пружинах, всячески оберегая от внешних воздействий. Нынешние ноутбучные 2,5-дюймовые диски, как оказалось, в подобной заботе не нуждаются даже на борту тряского спортивного купе. Второй враждебный фактор в автомобильной жизни HDD — низкие температуры. Слышал от вполне себе профессионала car audio, что на морозе прихватывает гидроподшипник и при попытке раскрутиться сгорает приводной двигатель. Возможно. Но у хозяина этой системы опыт другой. В её прошлой версии диск был один, обычный HDD. И лишь однажды, когда термометр в BMW нахально показывал -28, диск не завёлся. Но при этом и не сгорел, придя в чувство по мере прогрева воздуха в машине. Но компьютер всё это время не мог загрузиться, поскольку единственный «винт» был, естественно, и системным. Вот тогда поставили второй, дорогой, по нынешним меркам — не очень ёмкий, зато всепогодный, на нём смонтирована система, а второй диск служит исключительно медиахранилищем. И если с ним всё же что-то произойдёт, потеря не смертельная — 2 — 3 тысячи рублей и закачать контент, который так и так хранится дома на RAID-массивах, как у нормальных людей. Можно, кстати, и без проводов, когда хозяин с машиной на даче, закачивать по WiFi, в городе — не удаётся из-за повышенной этажности. Зато в городе можно и не из дома закачивать, к компьютеру по USB подключён модем Yota, а на диске есть торрент-клиент, едешь себе и качаешь-раздаёшь, приехал — поставь задержку в блоке питания, пусть себе докачивает.
Портов USB, надо отметить, в машине больше, чем цилиндров в двигателе. Все они исходят из мощного, на 10 посадочных мест, хаба, для которого предусмотрен отдельный источник питания на 5 В. Часть мест в хабе заняли: DVD-привод, Yota, GPS-приёмник, фронтальный видеорегистратор, а кроме того — интерфейс системы диагностики OBD и другой, подключённый к шине i-Bus, по которой бегают собственные мысли BMW. Благодаря последнему интерфейсу переназначение функций кнопок, как на «лице», так и на руле, стало задачей чисто программной. К незанятым USB-портам можно подключить всё что угодно, на то они и USB.
Ну хорошо, компьютер работает как часы, а когда музыку играть будем? Да прямо сейчас. Содержание хард-дисков превращается в чарующие звуки в тот момент, когда сигнал с компьютера попадает на вход первого (пока) аудиокомпонента в этой системе — процессора Alpine PXA-H700. Именно здесь происходит подготовка аудиосигнала к раздаче в ветви аналогового тракта. (Видео идёт на монитор по D-Sub, это опускается за банальностью.)
Процессор же своим чередом режет, ровняет и задерживает сигналы для трёх пар каналов усиления фронта плюс один — для сабвуфера. Для автономной работы процессора к нему подсоединён блок управления RUX-H701, спрятанный за спинкой заднего сиденья, для оперативной регулировки он не используется. Далее двухканальный EOS обслуживает пищалки, 4-канальный DLS — серединки и басы фронта, ещё один DLS, моноблок, работает с сабвуфером. Вся аналоговая часть системы (начиная с частично аналогового процессора) смонтирована на боковых «крыльях» корпуса сабвуфера, межблоки при этом получились минимальной длины, а в насыщенном помехами чреве BMW это крайне важно.
Сабвуфер вначале был рассчитан под другую головку того же 10-дюймового калибра, а ей требовалось 24 л. Установленный теперь Eton довольствуется 17 литрами, объём довели до нужного монтажной пеной.
Фронтальные мидбасы установлены на месте штатных, только те стояли на обшивках и с тыльной стороны были нагружены объёмом между обшивкой и панелью двери. Посадочные места под «Нобелиумы» сделали таким образом, что динамики «играют на дверь», а степень заглубления внутрь двери подобрали по мере возможности, в купе напротив динамика проходит направляющая стекла. Штатные пластиковые сетки, разумеется, заменили металлическими с акустически прозрачной тканью.
Пищалки — в уголки зеркал по стандартному варианту, а вот среднечастотники встали на торпедо не с первого раза. Вначале попробовали их поставить вровень с поверхностью, получилось неудачно и с эстетической, и с акустической точки зрения. Во втором варианте 3-дюймовые «Скандинавии» были установлены на высоких опорных кольцах, а снизу экранированы по периферии коротким пластиковым туннелем, чтобы избежать ухода излучения в сторону щели между торпедо и лобовым стеклом.
Знал бы заранее, как устроена эта машина, принёс бы тестовый материал во «Флаке» на флэшке, а ещё лучше — на нетбуке с вай-фаем. А я, как встарь, пришёл с дисками. Так и лицо можно потерять…
В штатном обрамлении новая (уханьская) матрица высокого разрешения, кнопки перепрописаны программно
Басовик в двери выглядит 5-дюймовым. На самом деле это Nobelium 6, просто у купе дверь большая
RTA
Интересно, что объективно баса в системе немало, и тянется он низко, однако его артикуляция и локализация оказались построены таким образом, что рельеф всегда преобладает над грубым напором и ощущения салона, затопленного басами, не возникает. Выше области ответственности басового звена внимание к себе привлекает только незначительное подчёркивание нижних голосовых формант (300 — 400 Гц) с одновременным ослаблением более высоких (600 — 1000 Гц). А ещё то, как плавно, но рано спадает АЧХ на верхних частотах.
Сабвуфер в «лыжнице». А ещё — удобный случай оценить новую отделку салона
При откинутом сиденье взору предстаёт такая картина…
А вот что она означает: усилители и процессор смонтированы на «крыльях», приделанных к корпусу сабвуфера
В ходе редизайна салона все пластиковые детали, прежде бежевые, были перекрашены в радикальный чёрный
SQ
Для воссоздания реальных условий работы системы содержание тестовых дорожек всё же переписали на флэшку в виде несжатых WAV, работа с диска для этой системы нетипична. Женский голос с флэшки зазвучал воздушно, даже несколько облегчённо, при этом очень уверенно отрабатывался рельеф баса без доминанты самых низких частот, а бас отчётливо локализовался по центру торпедо. Безукоризненно расставленные семь барабанов почти так же безукоризненно сохраняли тональный баланс, разве что два крайних правых простучали чуть-чуть легче остальных. На соло ударника тарелки прозвучали легко, даже как-то слишком. И наконец, трек №12 с «АудиоДоктора» проявил две главные особенности звучания этой системы. Первая: в голосе блюзового вокалиста заметно убавилось характерной «ржавчины», он (как до него — тарелки на треке 11) оказался как будто слегка зачищенным, не в ущерб детальности и выразительности, просто как-то непривычно. В отношении звуковой сцены общий знаменатель почерка системы — уменьшение всех источников в размерах при соблюдении пропорций между ними. Небольшой вокалист, небольшой рояль, маленькие и хорошо начищенные тарелки…