Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
НАСТОЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Если у вас есть настольный компьютер, то, скорее всего, имеется и комплект акустики для него.
Такой, знаете, сабвуфер со встроенными усилителями и пара сателлитов.
X-Program X-WB08 | Boston G10844 | Polk Audio MM840DVC | German Maestro SW-8009 | Kicker S8C
Или у вас сателлитов пять? Это круто, но не важно, давайте присмотримся к сабвуферу. Головка — 130 мм, по-нашему, значит, пять дюймов. Что вы сказали? У вас шесть дюймов? Совсем круто, у многих «четвёрки» — и ничего… Типичные размеры ящика — 20 х 20 х 25 см, бывает и меньше, и немного больше, максимум — 25 х 25 х 30 см. Как всегда, от размеров ящика зависит и басовитость. Впрочем, насчёт басовитости тут особенно обольщаться не стоит. Басы воспроизводятся? Воспроизводятся. Что вам ещё? В общем, такие сабвуферы играют когда от 90, когда от 80 Гц, в самом лучшем случае — от 70 Гц (по уровню -3 дБ, иначе я оценивать границы не обучен). Считается, что если сделать сабвуфер более басовитым, то и ящик увеличится, и на столе его держать будет обременительно…
Так считают акустики-«компьютерщики». А между тем в car audio есть такой феномен, как сабвуферы размера 8 дюймов, которые (пусть не все, но в большинстве) вполне успешно работают в ЗЯ объёмом не больше 11 л. Переводим в линейные размеры, получаем 21 х 21 х 26 см, прибавляем толщину стенок 19 мм (которая «компьютерщикам» и не снилась), получаем те самые 25 х 25 х 30 см. Притом что такой сабвуфер с гарантией отыграет 65 Гц (а если повезёт — то и все 55 Гц) в свободном поле, а перегрузить его хилым усилителем «компьютерного театра» будет попросту нереально. А если взять фазик, то там нижняя граница в 36 — 37 Гц выглядит вполне реальной. Это опять в свободном поле, мы же с вами ещё из дому не выехали. То есть вы, может, и выехали, а я у компьютера сижу как ненормальный. Ну ничего, попозже тоже отправлюсь куда-нибудь, а пока…
Пока — к делу. В чём подвох, вы, думаю, уже догадываетесь, в особенности если читали материал «Правила игры» из №3 за этот год. Если объём ящика тот же, а нижняя частотная граница ниже, значит, чувствительность просто обязана снизиться. Правда, решение этой проблемы нынче никаких технических трудностей не представляет. Ну поставьте вы в сабвуфер усилитель не 40, а 80 Вт, он же не на батарейках, Чубайс и не заметит. Но если технических препятствий не видно, значит, существуют проблемы иного плана — финансовые или психологические. Вероятно, потребитель просто привык, что компьютерная акустика — это нечто непритязательное и недорогое, и платить за действительно качественные (и мощные) изделия не приучен.
Впрочем, вернёмся всё же в родную отрасль, а то действительно — сколько можно у компьютера сидеть? На самом деле я хотел сказать лишь, что 8-дюймовые сабвуферные головки хотя во всём (кроме размеров) и похожи на своих «коллег» иного калибра, но в действительности представляют собой нечто особенное. В том хотя бы плане, что имеют далеко не вредную привычку помещаться буквально в настольное оформление. И в том, что вследствие сравнительно высокой частоты резонанса обладают способностью (если не поголовно, то в большинстве) работать в акустическом экране. Таким умением, кроме «восьмёрок», обладают ещё и некоторые «десятки», тогда как у сабвуферов «старших» калибров из-за низкой частоты резонанса в условиях автомобильного салона возникает перекос АЧХ с усилением в сторону инфразвуковых частот. А мы договорились считать головки пригодными для «фри-эйрности» в том случае, если неравномерность в стандартном диапазоне 25 — 100 Гц не превышает 3 дБ.
Написал я последнюю фразу из предыдущего абзаца и понял, что договорённостей у нас существует много, и не все их помнят. А методика оценки характеристик сабвуферов, наверное, совсем непонятна для непосвящённых. И если её надо напомнить (а ведь надо!), то логичнее всего это сделать перед первым тестом сабвуферов в текущем году.
Параметры господ Тиля и Смолла мы определяем после часовой разминки головок синусом с частотой немного ниже частоты резонанса. Когда-то давно мы для каждого калибра фиксировали мощность. Позже поняли, что в этом нет смысла, поскольку отдача у разных динамиков сильно различается. Теперь мы фиксируем ход диффузора так, чтобы он составлял 15 — 20 мм. Усилителю, конечно, достаётся крепко (сабвуферы мы греем парами), но лично я жалоб от него не слышал. Только цвет его (был он чёрным) теперь стал, как у «калашникова», прибывшего из горячей точки. После прогрева обязательная выдержка, график испытаний мы стараемся составлять так, чтобы прогревом заканчивался рабочий день, а измерениями начинался следующий. Опорная чувствительность, которую вы видите в таблице характеристик, относится к области, где гарантированно соблюдается поршневой режим работы диффузора, в то же время — достаточно далеко от области резонанса, чтобы не сказывалось влияние акустического оформления. Чаще всего этому условию отвечает полоса частот 300 — 400 Гц. Нелинейные искажения измеряются по точкам при амплитуде входного сигнала, соответствующей звуковому давлению 96 дБ в свободном поле в этой же полосе частот.
До сих пор всё было довольно тривиально, а вот теперь пойдёт фирменная технология «АвтоЗвука». Задача стоит так: требуется оценить компактность оформления, форму АЧХ и реальную чувствительность головки. «Реальную» — значит не опорную, а ту, которая получается с учётом акустического оформления и передаточной функции салона (но без учёта отражающих свойств деталей интерьера). Решено было чувствительность определять для оформления с фазоинвертором, потому хотя бы, что в ЗЯ усиление нередко бывает отрицательным, а тот, кому реальная чувствительность важнее, выберет, скорее всего, именно фазик (или же бандпасс, но таких мало, пусть сами возятся). Рост объёма фазика всегда вызывает и рост акустического усиления (в ЗЯ тенденция та же, но проявляется она не так бурно), сопровождающийся ростом неравномерности частотной характеристики. При постоянном объёме чем выше частота настройки порта, тем выше неравномерность и больше усиление. Поэтому важно было каким-то образом задать «стандартную» форму АЧХ, по которой можно было бы определять усиление, а соответствующий объём ящика (с ФИ, напомню) выбрать в качестве одного из параметров для оценки компактности. Эта самая АЧХ определяется следующим образом: максимум должен приходиться на 35 Гц (±0,5 Гц), а ширина полосы — составлять 4/3 октавы. Скажем, если на 35 Гц Speakershop показывает на графике уровень 9 дБ, а нижняя частотная граница (по уровню 9 — 3 = 6 дБ) составляет 25 Гц, то с противоположного края графика тому же уровню должна соответствовать частота 63 Гц. «Низ» попал на 22 Гц, тогда «верх» должен выйти на 56 Гц и т.д. Почему была выбрана именно такая кривая? Мы сочли, что она представляет собой некий разумный компромисс между «колбасой» и музыкальностью. Словом, настройка с такой АЧХ имеет шансы понравиться статистическому большинству (хотя всем, конечно, не угодишь). Реальная чувствительность в итоге становится суммой величины акустического усиления и опорной чувствительности.
В ЗЯ форма АЧХ тоже меняется в зависимости от объёма ящика. В общем случае с ростом объёма акустическое усиление растёт, но меняется и форма характеристики — возрастает уровень на низах и инфразвуке. Но для каких-то из головок даже в акустическом экране (применительно к нашим реалиям — в ящике с объёмом багажника 300 л) подъём остаётся отрицательным, для других же акустическое усиление всегда положительно, а инфразвуковой «хвост» удаётся опустить лишь ценой увеличения неравномерности в том же диапазоне от 25 до 100 Гц. Выход мы увидели в том, чтобы назначить некоторые стандартные показатели неравномерности, по достижении которых и нормировать форму АЧХ. Исходя из опыта, бас с неравномерностью менее 2 дБ звучит «очень хорошо», с неравномерностью больше 4 дБ — «плохо». Конечно, у любителей «Докторской» или, скажем, салями, мнения на этот счёт могут быть совсем иными, но мы оцениваем бас исключительно с точки зрения верности передачи. Мясные деликатесы лучше получаются у фазика, а ЗЯ надо оценивать в первую очередь по точности передачи баса. Ну а поскольку компактность оформления напрямую связана с неравномерностью, мы стремимся выбрать минимальный объём, при котором с басами «очень хорошо» или по крайней мере «ещё не плохо». То есть неравномерность 1,8 — 1,9 дБ или 3,8 — 3,9 дБ (когда не получается первое). Остаётся лишь добавить, что условный объём оформления, по которому и выставляется оценка за «компактность», мы определяем как среднее геометрическое из объёмов ящиков со стандартизованными характеристиками: ЗЯ и ФИ.
Наверное, по нашей методике я разъяснил не всё, но надо что-то и на следующий раз оставить. Хотя надеюсь, что неясностей всё же стало меньше. А теперь надо, как обычно, перечислить те особенности участников нынешнего теста, которые в описании конструкции будут предполагаться как сами собой разумеющиеся. Потому, что они не особенности, а, скорее, «общности». Начали.
Диффузородержатель штампованный — мы всегда исходим из этой предпосылки, независимо от того, сколько там встретится исключений. Подвес резиновый, а центрирующая шайба плоская и с регулярной формой профиля гофров. Центральный колпачок по умолчанию выпуклый и изготовлен из пластика, даже если диффузор из целлюлозы (это «если», впрочем, ни разу не встретилось, сегодня у нас бенефис полипропилена, мир ему). Принимать какую-то высоту магнита в качестве отправной точки мы не будем, этот размер имеет сегодня столько значений, сколько участников. Полагаем, что у нижней шайбы магнитной системы внутренняя кольцевая проточка (расширяющая область безопасных для катушки значений хода диффузора), на что указывает характерный прилив с наружной стороны. Считаем, что диаметр звуковой катушки составляет 50 мм (или 2 дюйма — без разницы), хотя и отступлений от этого правила достаточно. Ну вот и всё. Участники сегодняшнего теста давно уже забрались на стол, «тонкие» помогли забраться «толстым», «восьмёрки» вообще славные ребята…
МЁД & ДЁГОТЬ
В пределах сегодняшней небольшой группы наивысшие оценки получили Boston и Polk Audio. Первый способен на АЧХ с неравномерностью 0,5 дБ, по компактности оформления и универсальности применения — выше всех похвал. Так что с этим всё ясно. Polk при отличных характеристиках ещё и сделан изумительно, один из его победных баллов получен как раз за это, а по совокупности Polk заслуженно становится «Фаворитом» теста. Хотелось бы обратить внимание на ещё одного участника. Дебютант German Maestro оказался изделием необычным: как сабвуфер он может работать только в акустическом экране, зато он единственный, кто может работать НЧ-звеном в очень мощной трёхполосной акустике. Это заслуживает «Рекомендации» (именно в перечисленных применениях).