Студия: Autotop Sound. Руководитель проекта: Антон Платонов
МАШИНА ДЛЯ ШЕФА
Можете по составу аудиосистемы определить тип музыки, который предпочитает хозяин машины? А образ жизни? А профессию?
- Тип системы: аудио
- Состав: 3-полосный фронт + тыл + outdoors + сабвуфер
- Источники: Alpine CDA-9887R, iPod
- Усилители: Kicx KAR 4.90, 4.150, MacAudio Z2200
- Акустика: Hertz ML 165, HV 165L, HL 70.4, HT 25, MacAudio CRX 2.16
- Сабвуфер: MTX T7510
Я вот уже довольно часто могу. А когда начинал в этой рубрике, максимум, что удавалось — обозначить рамки дохода и степень приверженности автозвуку. Это и вы сможете. Автомобиль — «Лансер» девятого поколения, это когда они ещё по-доброму улыбались (посмотрели на вид спереди), на лице Lancer X утвердилась презрительная ухмылка, снимка под рукой нет, сами найдёте, если не помните. То есть доход — средний, даже скромный, я бы сказал. 2004 год выпуска, конечно, скромный. А система — будь здоров, Alpine «с верхней полки», трёхполосный фронт, все дела. Пропорция ясно показывает: наш человек, до мозга костей наш.
Теперь — более сложное упражнение. Если опустить промежуточные выкладки, пропорция фронта и сабвуфера вкупе с пропорцией фронта и тыла (компонентного) выводит нас на заключение: предпочитаемая музыка — не детские хоры и даже, пожалуй, не Deep Purple, а нечто более современное и электрическое. Короткое интервью с владельцем подтвердило: электроника и drum’n’bass. А вот звено системы, обозначенное outdoors, это куда и про что? Это как раз — про образ жизни и профессию. Не стану больше мучить задачками по дедукции (что особенно удобно, когда знаешь ответ). По профессии хозяин «Лансера» — повар, по должности — шеф-повар одного из московских ресторанов. Кстати, если бы машиной оказался нафаршированный «Ягуар» или S-Class, я бы в такой ресторан заходить поостерёгся, что там в тарелке после «Ягуара» останется… А так зайду как-нибудь, уже по знакомству.
Так вот. Наш шеф-повар к музыке относится серьёзно, дома — напольники Polk Auido и всякие «Ямахи», но дома от души послушать не дают соплеменники, а drum’n’bass не от души лучше вовсе не включать. Так был заложен первый камень в фундамент системы. А в ходе дальнейшего строительства определилось ещё одно требование. Вернее — два смежных. Шашлыки уважаете? Вот и хозяин «Лансера» уважает, а по роду его занятий и талантов в его присутствии мало кто отважится священнодействовать с шампурами.
Поэтому машина должна была оказаться: чтобы «электроника» в салоне заглушала электричку на параллельных дороге путях — раз; чтобы можно было этим эффективно поделиться с друзьями по пикнику — два; шеф-повар пикника прибывает на мероприятие гружёным плотнее всех, значит, с багажником надо как-то поаккуратнее — это три. И без запаски на поляну лучше не соваться, а то закукуешь там до конца выходных.
С этим и приступили. Машина в исходном состоянии была, по выражению руководителя проекта, «дырявая». В смысле — без единого аудиокомпонента. Что облегчило первую фазу — тотальную виброизоляцию материалами, которые теперь можно и не называть, StP, кажется, заняли монопольное положение на нашем рынке.
Состав фронтальной акустики сформировался почти сразу (но всё же — почти). Вначале предполагался готовый трёхполосный комплект Hertz серии Hi-Energy, позже от него остались серединка и твитер, а басовую головку заменили с апгрейдом, у ML 165 верхний мидбас получался лучше, чем у HV 165L. Этим, впрочем, позже нашли другое применение. Басовики в дверях установлены всерьёз, на подиумах из фанеры и стекловолоконной шпатлёвки, с доворотом осей. Компактные СЧ-диффузорники поместились вместе с пищалками в стойках, при этом за спиной у HL 70 выгорожены объёмы примерно по 650 кубических сантиметров объёма.
Тыловая акустика — это два самостоятельных корпуса, выклеенных по деревянному каркасу из… карпета. Антон со товарищи обнаружили: если найти правильную разновидность материала и смолу нужной консистенции, этот материал значительно удобнее в работе, чем стекломат: один слой даёт приличную жёсткость оболочки, два — более чем достаточную. В этом проекте дали ещё пару слоёв «стекла», но больше для очистки совести. Так были сделаны два корпуса объёмом по 7 л, где разместилась компонентная акустика MacAudio.
Корпуса сабвуферов — комбинированной конструкции, часть, обращённая внутрь багажника — из фанеры, то, что заглублено в крыло — стеклопластик, здесь в основном стекломат, поскольку и размеры, и требования к жёсткости другие. Корпуса сабвуферов имеют объём 28 — 30 л. Не в том смысле, что примерно, а один — 28, а другой — 30, так получилось по условиям компоновки, можно было выровнять по меньшему. Но решили попробовать два слегка разных корпуса настроить на одну и ту же частоту 38 Гц подгонкой длины тоннеля. Результатом остались довольны, особенно после того, как тоннели слегка подтормозили слоем синтепона на входе.
Усилители всех трёх направлений (фронт — тыл — сабвуфер) собрались внутри плоского откидного отсека на полу багажника. Один четырёхканальник работает на фронт и тыл, второй, мощнее — на два сабвуфера в схеме «двойной мост». Для доступа к настройкам откидывается верхняя крышка с 8-миллиметровым стеклом, способным выдержать вес любого пикникового оснащения, сам поддон с усилителями поднимается на двух газовых упорах, открывая доступ к запасному колесу, чтобы не совсем пропадал объём отсека запаски, буферную ёмкость подвесили под коробом с усилителями.
Третий усилитель, двухканальный MacAudio, работает параллельно с тыловыми каналами KAR 4.90, но его выходы коммутируются через реле с помощью выключателя в багажнике. Замкнутые контакты отправляют выходной сигнал усилителя на акустику outdoors, смонтированную на пятой двери так, что когда она полностью открыта, динамики смотрят осями излучения горизонтально, то есть — аккурат на публику.
Отсек «уличной» акустики построен по схеме, аналогичной тыловым боксам: основание (обивка пятой двери), опорные кольца динамиков, карпет со стекломатом изнутри. Объём сделан общий — 14 л на оба канала, а снаряжение — освободившиеся после работ на фронте Hertz HV 165L, здесь оказавшиеся оптимальными в силу повышенной «басовитости», очень необходимой при работе в условиях открытого пространства. И такая же пара пищалок, что и на фронте. Скидок на уровень компонентов для «уличной» акустики не делалось. Шеф-повар, не проявляющий заботы о публике — это нонсенс, это было бы непрофессионально…
В ходе «подгонки» системы к заказчику в трёхполоске Hertz появился НЧ-компонент из более высокой серии
«Бороду» в центре торпедо отрастили подлиннее, чтобы поставить туда бортовой компьютер. Ну и держатель для iPod, без него ездить скоро запретят
Чтобы добиться требуемого положения НЧ-головки, на дверях вырастили изрядные подиумы
Могучие боксы тыловой акустики подвешены на самых задних стойках кузова. Панель с «уличным» MacAudio может откидываться при сложенной спинке
Крышка со стеклом и подсветкой открывает доступ к усилителям
Сабвуферные корпуса суммарным объёмом 58 литров, конечно, отъели часть объёма багажника, но и оставили немало
Отсек усилителей целиком поднимается двумя газовыми упорами