измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ШИРОКИМ ВЗГЛЯДОМ
Именно так смотрят на жизнь мультимедийные головные устройства такого формата.
Именно так мы будем смотреть и на них самих.
Challenger DVA-9700 Velas VDM-MD700BTV Sony XAV-E60 JVC KW-AVX720
Откуда такая широта взглядов? У объектов нашего теста она обусловлена анатомией, точнее говоря, ограничениями на размер «лица», ещё точнее — размером стандартной ниши — 178 х 100 мм. То есть на первый взгляд всё обстоит как раз наоборот: 1,78:1 — это самая что ни на есть стандартная геометрия экрана, называемая когда Wide, когда (существенно реже) Full, в общем — 16:9. Но — вещи не таковы, какими они кажутся, не забыли? (Это изречение в первую очередь и полностью определяет суть кино и телевидения, но на самом деле — почти всего в этом мире.) В данном случае кажущаяся идиллическая картина с форматом экрана сразу исчезает, когда мы вспоминаем, что на той же двухдиновой панели нам, кроме экрана, надо разместить хотя бы минимум кнопок. Прежде всего — кнопки включения и выгрузки диска, но весьма желательно к ним добавить по паре кнопок переключения треков и управления громкостью. Набор кнопок можно расположить рядом с дисплеем (с одной стороны или с обеих) или же снизу от него. Почему не сверху? А закрывать ладонью дисплей (который почти всегда находится ниже глаз), думаете, удобно? Так вот: если кнопки располагаются рядом с дисплеем, геометрия его получается «уже широкого», с соотношением сторон, скажем, 1,68:1. Такие участники нам прежде встречались, но нынче просматривается тенденция делать двухдиновые аппараты с экраном стандартной геометрии, даже если кнопки находятся сбоку. Ну а те аппараты, у которых «железные» (то есть не виртуальные) кнопки находятся снизу, предсказуемо демонстрируют широту взгляда: дисплей у них «шире широкого».
Стоило ли этому, казалось бы, частному вопросу посвящать целый абзац? А дело в том, что ни один источник (из известных мне) не умеет формировать картинку для дисплея произвольной геометрии, DVD-плеер при настройке позволяет выбрать из двух вариантов — Normal и Wide. (То, что Normal представлен в двух вариантах — PS и LB — своего рода атавизм: при разработке стандарта считалось, что изготовитель диска может записать картинку в двух вариантах, да только этой возможностью никто, кажется, так и не воспользовался). То есть, если плеер (в режиме Wide) даёт «стандартно широкую» картинку, а у дисплея иная геометрия, искажения неизбежны. В Normal появление геометрических неточностей неизбежностью не является: программа пересчёта в видеопроцессоре может учесть, какую часть пикселей (по горизонтали) требуется реально задействовать. Может, но не хочет. Вернее, конечно, не хотят авторы разработки — мало кому охота тратить дополнительное время (которое — деньги) на внесение изменений в display list (программу для видеопроцессора), когда готовый плагин поставляется вместе с процессорным «железом». Кто-то, наверное, поинтересуется: о какой величине искажений идёт речь? Если 1,90 разделить на 1,78, получим 1,067 — то есть дополнительная растяжка изображения (по горизонтали) составит 6,7%. Неужели это так мешает? Думаю, что мешает несильно. Но, с другой стороны, зачем? Почему мы трепетно относимся к звуку и хотим услышать всё «как на самом деле», а глазам должны систематически предоставлять недостоверную информацию? А ведь глаза трудятся на нас изо всех сил, не жалея никаких нервов.
Впрочем, если уж начистоту, то и к звуку китайские товарищи (когда им доводится работать над проектом от начала до конца) относятся без особого пиетета. Как вам понравится полоса по входу Aux, ограниченная частотой 14,8 кГц (-1 дБ)? Кассетный плеер, конечно, послушать можно, только не из дорогих, на дорогом уже будет слышна разница. Хотя я всё же должен признать, что опыт приходит, нынче почти не встречается таких откровенных ляпов, когда полоса дискового плеера ограничена снизу частотой 80 — 100 Гц. Однако затраты на микросхему тюнера до сих пор остаются одной из статей экономии, а в последние пару лет в этот перечень вошли и микросхемы усилителей — как видно, в Срединной Империи научились делать свои, «альтернативные» чипы. Иначе я не могу объяснить, как это получается, что КНИ усилителя независимо от уровня не опускается ниже 0,3%, а выходная мощность, измеренная по стандартному значению этого показателя (1%), составляет менее 6,5 Вт. А ещё интересно наблюдать на экране анализатора спектра, как в выходном сигнале «сидит» частота строчной развёртки 15,6 кГц — в таких случаях она и определяет относительный уровень шумов дискового проигрывателя. Кстати, однодиновые мультимедийные «головы», у которых дисплейный блок держится особняком, никогда в подобном замечены не были. Но, может, всё ещё впереди?
Что-то я всё про звук да про звук. А что же видео? Ну, что касается источника этого самого видео, то есть DVD-проигрывателя, то тут давно уже проблем нет. Те 460 — 470 телевизионных линий разрешения, которые у нас получаются по испытательной таблице, определяются фактически возможностями интерфейса (композитное видео). С использованием выхода S-Video (который когда-то назывался S-VHS, но теперь об этом предпочитают не вспоминать) разрешение по чёрно-белому изображению сильно не меняется, улучшается в основном разрешение по цвету. Ну а при использовании компонентного сигнала разрешение по ч/б становится чаще всего выше 500 твл, и этого на поверку достаточно даже для экранов существенно большего размера, нежели те 15 дюймов, которыми располагают наши самые взрослые потолочные мониторы. В общем, качества нормально записанного DVD, как правило, хватит даже для домашних условий, что бы там ни говорили адепты Blu-ray. Что же касается дисплеев головных устройств, то тут далеко не всё так однозначно. Конечно, сегодня редки экраны с малоконтрастной синевато-коричневой картинкой, которой щеголяли «наши» дисплеи (в первую очередь наиболее доступные) ещё года три-четыре назад. Но по естественности цветопередачи мониторы головных устройств всё же существенно отставали (и отстают) не только от домашних ЖК-панелей, но и от «наших» же потолочных мониторов. Мы этот факт обычно объясняли крайне малыми размерами пикселей: у семидюймовой панели с ходовым физическим разрешением 480 размеры пикселей ровно в 1,5 раза меньше, нежели у домашней панели 42 дюйма с разрешением 1920 (Full HD). А что до скромных углов обзора, то они, действительно, в первую очередь определяются размерами пикселей. Но придётся признать: бережливость производителей тоже играет немалую роль, полагаю, именно этим фактором объясняется невысокая контрастность изображения и далеко не запредельная естественность цветопередачи среднестатистического дисплея. Доказательством по методу от противного послужил дисплей одного из участников: при физическом разрешении W-SVGA (800 х 480 — это на шесть дюймов!) по углам обзора он уступает «коллегам», но у него и контрастность серьёзная, и цветопередача довольно-таки живая. Кстати, дисплеи с таким разрешением нам попадались и прежде (конкретно — трижды, «фамилии» аппаратов начинались буквами «P» или «S»), но это были отнюдь не дешёвые головные устройства. А сегодня впервые такой дисплей задействован в аппарате (не буду пока называть производителя, потом сами найдёте) вовсе не верхней ценовой категории. Могу только предположить, что этот производитель показывает нам пример безотходной технологии и использует обрезки матриц от ноутбуков VAIO.
По мере того как всё большее количество управляющих функций нашей техники реализуется программно, она становится всё более доступной и всё менее удобной. Одно с другим связано напрямую — вместо разработки громоздких алгоритмов реагирования на нажатие кнопок можно воспользоваться универсальной операционной системой, но управление будет идти в диалоговом режиме, и вместо того, чтобы смотреть на дорогу, вам требуется искать на дисплее подсказки и виртуальные кнопки. Вообще, по медлительности реакций некоторых аппаратов создаётся ощущение, что за кулисами всего стоит Windows Mobile — система универсальная, но нетерпимая к процессорам с низкой производительностью.
Как и всегда, в подходе к функциональному оснащению мультимедийных (или аудиовизуальных) головных устройств производители придерживаются двух разных стратегий. Согласно первой, в аппарат стремятся уместить всё что можно. И хотя аппараты с навигационной системой остались за рамками (ценовыми) нынешнего теста, видно, что «истинно мультимедийные» собратья одного из участников отличаются от него лишь блоком приёмника GPS и, естественно, навигационным софтом. У другого из таких «универсалов» удвоенный комплект выходов аудио: тут тебе и выходы привычного формата «двойное стерео», и многоканальные выходы 5.1. Честно говоря, я даже и не думал, что такое возможно без установки двойного комплекта ЦАПов.
Коль скоро я уже перешёл на частности, можно заключить: всё, что мне хотелось сказать о «двухдиновых» вообще, я уже сказал. А значит, теперь остаётся быстренько пройтись по «умолчаниям» и перейти к «телу» теста. Благо умолчаний даже меньше, чем в тестах несложных CD-ресиверов — неспроста тексты по AV-«головам» получаются такими пространными. Считаем, что тюнер оснащён декодером RDS, обеспечивающим поиск по 29 типам программ и ожидание по одному из них (News), как и синхронизацию часов по коду CT. Будем также исходить из того, что АМ-тюнер работает в диапазоне длинных и средних волн и располагает одним банком памяти (6 пресетов, как всегда). Неявным образом предполагаем, что с флэшки USB считываются файлы форматов mp3/WMA, все другие аудио/видеоформаты будут перечислены явно. В отношении способностей к чтению CD-текста умолчаний сегодня не будет, среди AV-«голов» не так уж редко встречаются пробелы в образовании. Но если сказано, что читается CD-текст, то непременно читаются и тэги, я этого даже говорить не буду. Что касается сервисных функций и дополнительных режимов воспроизведения диска, то на этот раз я воздержусь от их перечисления, не далее как в прошлом номере мы вплотную занимались этим вопросом.
МЁД & ДЁГОТЬ
Давно известно, что включать в одну группу изделия, цена на которые различается более чем в полтора раза, занятие неблагодарное: самые доступные аппараты, как правило, не имеют шансов на победу. Слова «как правило» заметили? Хорошо, потому что всяко бывает. В этот раз «всяко» не было, логика «платишь — получаешь» оказалась не нарушена. Но вы взгляните на вопрос по-другому, ваш опыт читателя должен это позволять. Групповой тест даёт наиболее наглядное представление о том, что вы теряете, приобретая средства, сэкономленные при покупке той или иной модели. И наоборот.
На этот раз между собой соревновались два последних участника. И победу одержал представитель Sony. При этом, по моему мнению, будь видеотракт проигрывателя DVD настроен чуть более тщательно, его преимущество могло бы оказаться более существенным. С другой стороны, если бы мы сочли, что некоторые недоработки в алгоритмах управления заслуживают более низкой оценки за удобство, то преимущества не было бы вовсе. Математически же, сопоставляя оценки, приходим к вердикту: Sony — «Лидер», JVC — «Фаворит».