Этот сабвуфер можно в равной степени считать фазоинвертором и трансмиссионной линией. Длина его тоннеля — 1,5 м, значит, по теории он будет излучать вплоть до длины волны вчетверо больше длины тоннеля, то есть 4 х 1,5 = 6 м, это — 50 Гц. А вот почему и вот как появился на свет этот сабвуфер.
перевод с немецкого: Евгений КРУТОВ
БАС В ОДНОЙ ПЛОСКОСТИ
Элмар Мишелс (по паспорту Elmar Michels, там же по-нашему не понимают) — главный редактор ведущего германского издания по нашей тематике, что ясно из названия — «Car & HiFi». Лаконичен. Точен. Беспощаден… нет, это не надо. Темой владеет великолепно, а кроме того, знает и ценит пиво, домашних кошек и классические Volvo. Ну и вообще красавчик, разве не видно?
(1). Машина (VW Golf IV), в которую предстояло установить сабвуфер, была переделана на «альтернативное топливо». Иначе говоря — сжиженный газ. При этом газовый баллон занял нишу багажника вместо запасного колеса, поэтому естественное решение отпадало. Пришлось придумать другое, тоже альтернативное.
Размеры — в миллиметрах. Чёрным дана длина перегородок, красным — расстояние между ними в этом месте. Высота всех перегородок — 90 мм.
(2). Для начала надо было определить точные очертания фальшпола-основания всей конструкции. Для этого был вырезан шаблон из картона.
(3). Чтобы фальшпол можно было установить, края надо немного закруглить, насколько это помогает, вы очень скоро выясните, приступив к установке.
(4). Нарисовав на основании «план строительства», начинаем приклеивать стенки лабиринта, фиксируя их на время отверждения клея.
(5). В процессе установки перегородок полезно скруглять острые углы, вклеивая туда деревянные вставки.
(6). При желании для большей надёжности можно герметизировать стыки силиконовым герметиком. После этого на внутреннюю поверхность основания и стенки лабиринта наклеиваются маты из звукопоглощающего материала. Ваты, например.
(7). Прорезаем отверстия для динамика и «чашки» с контактными зажимами. Динамик для такой конструкции нужен, разумеется, плоский. В данном случае это Helix E300. Кромки на выходе лабиринта скругляются для устранения шумов, а прилегающая часть внутреннего объёма окрашивается в чёрный цвет для создания эффекта невидимости.
(8). В нашем случае высоту фальшпанели задаёт усилитель, установленный на верхней панели. Если усилитель будет где-то ещё, надо не забыть предусмотреть зазор между фальшпанелью и верхней плоскостью сабвуфера для свободного хода диффузора.
(9). Вместо решётки, прорезанной над диффузором, можно просто предусмотреть зазор по периметру фальшпанели, бас найдёт себе выход и там.