НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ…
Почему не на первый-третий? Вроде так было бы логичнее: мидбас, твитер и кроссовер. Но у нас сегодня принцип расчёта будет иным.
Phonocar Pro-Tech 2/819 | Signat H16/T2/C2 | MTX T6S652 | Boston S60 | Hertz ESK 165 | Zapco i-6.2 | German Maestro AS 6508 | PHD MF 6.1 Kit | Eton POW 172 | Focal Polyglass 165VB
К методике и технологии расчёта мы непременно вернёмся. А пока обратимся к истокам. Ещё пару лет назад в предисловии к каждому тесту акустики у нас непременно обсуждалось, какое место занимает данный типоразмер (в номенклатуре изготовителей и в автомобильном салоне), его плюсы и минусы. Обсуждалось не раз и не два, а потом, как показалось, можно сделать и перерыв. Теперь, думается, уже пора зайти «на следующий круг».
Компонентная акустика с мидбасами размерности 6,5 дюйма (165 мм) занимает лидирующие позиции в списке продаж автомобильной акустики. Получилось это не случайно — у «шестёрок», действительно, есть определённые плюсы перед меньшими калибрами. Во-первых, это увеличенная басовитость, то есть более низкая частотная граница в сравнении с «пятёрками» и тем более «четвёрками». Этот факт позволит с большим комфортом согласовать мидбасы с сабвуфером, проще говоря, выбор возможной частоты раздела с использованием «шестёрок» будет шире. А в том случае, если ваша аудиосистема обходится без саба, доля информативного баса, которую отыграют мидбасы, будет больше. Не так уж редки ситуации, когда «шестёрки» отыгрывают в салоне весь бас, то есть нижняя частотная граница в этих условиях уходит в область инфразвука. Естественно, по уровню достижимого звукового давления фронты уступают почти любому сабвуферу. Почему «почти»? А потому, что по суммарной площади излучающей поверхности пара головок 165 мм обходит любой восьмидюймовый сабвуфер, а тогда, казалось бы, и первенство по звуковому давлению должно принадлежать им. Но только при условии, что допустимый ход диффузора у всех одинаков, а поскольку конструкция сабвуфера допускает, как правило, более значительное смещение диффузора, то и преимущество по звуковому давлению будет, как правило, на его стороне. Впрочем, какое там «как правило» — всегда…
Вполне допускаю, что максимальное звуковое давление для кого-то не столь важно, сколь «аудиофильность» звучания, в частности, отсутствие нелинейных искажений. Названную зависимость можно сформулировать иначе, специально для аудиофилов. Вследствие большей площади диффузора та же самая величина звукового давления достигается «шёстёрками» при меньшем значении хода диффузора, что означает — при меньших нелинейных искажениях. Опять, как правило, здесь тоже нет однозначности, изредка бывает и так, что нелинейности падают с ростом амплитуды до определённого значения — но мы же с вами сейчас говорим об общих закономерностях, а не о частностях.
Поскольку площадь диффузора 6,5-дюймового мидбаса больше, нежели у любого другого «круглого» калибра, то и отдача при прочих равных условиях должна быть выше. Правда, «прочих равных» чаще всего не получается. Подвижная система, естественно, у «шестёрки» тяжелее, но если на неё ставится такой же магнит, как и на «пятёрку» (а такое теперь случается ещё чаще, чем случалось прежде), выигрыш по площади почти уравновешивается проигрышем в массе, и чувствительность может остаться практически той же. Как оно получается на самом деле, это мы обсудим чуть позже, пока говорим об общих закономерностях. Тем не менее, даже сравнив графики АЧХ, можно заметить, что «перекос» осевой характеристики в сторону высоких частот у «шестёрок» наименьший, а поскольку пищалки во всех типоразмерах акустики данной серии используются одни и те же, очевидно, что разница вызвана большей отдачей мидбасов.
Так уж повелось в технике (и не только, впрочем), что минусы гуляют под ручку с плюсами. Как было не раз уже писано, характеристика направленности излучателя в значительной мере обусловлена геометрическими причинами: больше размер диффузора — раньше (с ростом частоты) начнут проявляться направленные свойства, или же, если зайти с другой стороны, на фиксированной частоте они будут проявлены в большей мере. А поскольку частоты среза фильтров (как и схема кроссовера) для данной серии акустики суть константа, то чем больше размер мидбаса, тем более строгие требования он предъявляет к углам установки. Плюс не надо забывать, что головка с большим эквивалентным объёмом требует в общем случае и большего размера оформления. А значит, если установка в объём двери для данного мидбаса нежелательна (полная добротность Qts ниже 0,6), оптимальный объём ЗЯ окажется «неудобным», то есть больше 5 — 6 л. Совокупность этих ограничений, случается, приводит к тому, что в некоторых инсталляциях проще бывает избавить «шёстёрки» от работы с верхней серединой (где проявляется направленность), дополняя акустику до трёхполосной системы.
Теперь, после того, как мы в очередной раз вспомнили, как должно быть по теории, можем посмотреть, как оно получается «по жизни», конкретно, в пределах группы участников сегодняшнего теста. А получилось примечательно: почти все они охотно рассчитались «на первый-второй» по полной добротности Qts. У «первых» (их ровно половина группы) полная добротность выше 0,9. У «вторых» (этих — почти половина) добротность ниже 0,6. И лишь один из участников выразил «особое мнение», показав обычную для фри-эйрной акустики добротность 0,77. Примечательна тут, конечно, группа «первых». Мы давно уже подметили, что в более дорогих комплектах акустики добротность мидбасов, по статистике, получается меньше — изготовители не рассчитывают на системы без сабвуферов и не пытаются любым способом восполнить количество басов за счёт их качества. Но, наверное, идеология «бумбоксов» овладевает широкими массами производителей акустики. Либо же идеология экономии проявляется во всё более злостной форме. (Тут можно бы, конечно, вспомнить мировой финансовый «к», но он уже надоел. Вулкан — и тот надоел.) В общем, статистика такая: если для участников аналогичного теста трёхлетней давности осреднённое по группе значение силового фактора составляло 5,12 Тл м, то сегодня у меня получилось лишь 4,40 Тл м. То есть почти 15% магнита доблестные производители уже сэкономили. Дальше что? Можно, к примеру, катушечку намотать потоньше, силовой фактор возрастёт, и опять магнит сократить можно. Помните анекдот, как грифель в карандашах экономили? Кто же знал, что это про наше будущее?
Ну ладно, ладно, брюзжать на время прекращаю. Но вот вам ещё немного статистики. Сказано было, что у «шестёрок» чувствительность должна быть выше, чем у иных прочих? Тем не менее у восьми из десяти участников сегодняшнего теста она оказалась не выше 87,5 дБ/Вт (1 м). Да, всё, что не ниже 87 дБ/Вт, мы привыкли считать нормой, но, по сути, это совсем не так уж и много.
Кстати, в сегодняшней группе нам не встретился ни один участник, не обладавший длинной и (в большей или меньшей мере) славной родословной. По трое из них имеют итальянские, германские или американские корни. Так что по этническому принципу всех можно было бы рассчитать на первый-третий, оставшийся неохваченным «француз», думается, согласился бы примкнуть к «итальянцам» (не к «бошам» же, в самом деле).
Не раз уже получалось, что во вводной части к «акустическому» тесту устройство пищалок и кроссоверов у нас оставалось в стороне. Почему так? Что касается пищалок, то они, в отличие от мидбасов, являются закрытой конструкцией, кроме купола и подвеса (и ещё — апертурного диска), снаружи почти ничего и не видно. Внутри пищалки бывают одно- и двухкамерные, с разной степенью заполнения камер звукопоглотителем — одной или обеих. Но мы чаще всего узнать не можем, но даже если бы и знали, попытка включить эту информацию в тест сделала бы описание конструкции ещё более похожим на технологический регламент. (И так-то существует мнение, что некоторые позиции из описания представляют интерес только для разработчиков акустики, которые, увы, по-русски читают всё реже и реже.) А одной из главных задач разработчика купольных излучателей является установление баланса между перегрузочной способностью на низах (1 — 4 кГц) и шириной полосы поверху. Как им удаётся решить эту задачу, нам по большей части видно по результатам измерений. Вот опять статистика: у шести из десяти участников частотный диапазон простирается до 20 кГц, и лишь у троих из них частотная граница не хуже 22 кГц. И у пятерых из упомянутой шестёрки наблюдаются признаки роста КНИ на 1 — 4 кГц. Спросите, неужели нельзя как-то разрубить этот гордиев узел? Да не вопрос — подвес сделать шире. Но тогда «подвижка» станет тяжелее, и, чтобы не потерять в отдаче и ширине полосы, надо увеличивать магнит, а вместе с ним и габариты. Вы же замечали, наверное, твитеры из самых продвинутых серий всегда солидно выглядят. А чтобы их монтировать, требуются услуги столь же солидных установочных студий и соответствующие финансовые вложения.
С кроссоверами всё, как всегда, непросто. Хотя можно на этот раз обойтись самыми общими закономерностями. Дело в том, что для того, чтобы обеспечить широкую характеристику направленности излучателей, нужно им «запретить» излучать совместно. Полностью решить эту задачу может только так называемый фильтр — «кирпичная стена» (Brick wall), который работает по принципу: в полосе пропускания подавление 0 дБ, в полосе заграждения — бесконечность. Естественно, это абстракция, хотя в «цифре» к этой абстракции можно подобраться сколь угодно близко, если это нужно, конечно. Пара реальных сопряжённых фильтров всегда будет иметь область «перекрытия» полос. Господин Смолл (опять он — а что я могу поделать?) показал, что в двухполосной системе порядок фильтров не должен быть ниже второго. По моему мнению, с учётом тех частот, на которых в нашей отрасли происходит деление, без цепочки Цобеля обходиться нежелательно, а значит, минимальная конфигурация это II(Zobel) + II, а лучше II(Zobel) + III. Ну и часто нам попадаются кроссоверы с такими фильтрами? Поэтому у нас обычное явление, когда излучение мидбаса довольно серьёзно «заходит» в область работы твитера, а потому характеристика направленности на этих частотах не только будет далека от оптимума, но, что ещё более огорчительно, будет зависеть от взаимного расположения мидбаса и твитера. И потому же переход к би-ампингу с использованием активных фильтров (в этом случае Цобель без надобности) это не дань моде, а вполне разумный ход для построения бескомпромиссных систем. Если, конечно, уровень вашей подготовки не позволяет построить бескомпромиссный пассивный фильтр самостоятельно.
Теперь в телеграфном порядке перечислю некоторые конструктивные особенности компонентов, которые в техническом описании акустики будут подразумеваться неявным образом. Катушки кроссовера «воздушные», то есть не содержащие магнитного сердечника, а конденсаторы электролитические (неполярные, конечно же). Твитер непременно снабжён корпусом для заглублённого монтажа (так называемой «чашкой»). Мембрана пищалки купольная, иными словами, плоская её часть вследствие своей малости вносит незначительный вклад в излучение. Диффузородержатель мидбаса штампованный. Ширина резинового подвеса 10,5 — 11 мм, а высота ферритового кольца магнита 15 мм (если не сказано иного). Звуковая катушка, как обычно, дюймовая. Рамка решётки дополнительное уплотнение между поверхностью опоры и корпусом мидбаса не создаёт, да «шёстёркам» такое дополнение обычно и не требуется.
Как там — все рассчитались на первый-второй? Да, и давно уже. А потому к тесту, господа.
МЁД & ДЁГОТЬ
Вот что получается. В победители выходит Eton, причём с заметным отрывом, причём мы этого не совсем ожидали. Нет, фирма солидная, кто спорит, но конкретно эта модель сделана с явными упрощениями, по кроссоверу, в частности, и мы ожидали, что это аукнется. Не аукнулось, а наоборот, откликнулось, играет Eton отменно. Следующими в рейтинге идут MTX и Focal. Первый из этих двух удивил, не станем скрывать, мы больше привыкли ожидать от этого брэнда успехов в силовых упражнениях, а не в вокале. Однако факт подтверждён наблюдениями: MTX наравне с Focal оказались очень даже музыкально играющей акустикой с хорошими техническими показателями. Так что «Фаворитов» у нас два. «Рекомендацию» получают Signat и Boston, первый явно выезжает сейчас на достижениях былого времени, но выезжает не без успеха, возьмите на заметку, пока последние не раскупили.