ВЕТЕР ЗАПАДНЫЙ, УМЕРЕННЫЙ
Он дул весь год. Даже при умеренной силе этого времени хватило, чтобы перенести главную европейскую выставку по car audio на 400 километров к востоку.
Если кто не помнит предыстории этого погодного феномена, напомню. Всю жизнь (всю жизнь нашего журнала, впрочем, это одно и то же) в апреле в городке Зинцхайме на самом западе Германии проходила выставка «Car + Sound». Соотношение размеров мероприятия и населённого пункта кое-кого терзало, это примерно как MIMS в Серпухове. И были голоса, что надо бы туда, где богатство, огни и международный аэропорт. За Штутгарт очень агитировали. Администрация выставки сначала дрогнула, сказала — будет вам Штутгарт, потом взяла свои слова назад, поклявшись при людях: Зинцхайм форева и аллес. Потом безо всякого предупреждения перенесла очередную выставку в Кёльн, эдакий Свердловск на Рейне, я там был и свою позицию по поводу этого решения высказал ровно год назад. Выставка в Кёльне стала откровенно провальной и вкупе с разными другими вещами, происходившими в мировой экономике, произвела на свет подозрение, а не похоронили ли вообще светлый весенний праздник звуковой сцены и труда.
Дальше — больше. В недрах индустрии зародилась мысль не просто перенести выставку на новое место, а начать новую, с нуля. Это значит — с другими организаторами. Не без влияния, как я подозреваю, главы EMMA и интригана континентального масштаба Алекса Клетта (мир ему) решение было принято и поддержано несколькими именитыми фирмами — потенциальными участниками праздника. Местом был выбран Лейпциг, поводом (это в золотой век Зинцхайма можно было без повода, теперь — дудки) — автосалон «класса Б», вроде Московского, по имени AMI (Auto Mobil International, именно так, раздельно). Даты — стандартные, начало апреля.
Навигационные системы Pioneer AVIC, самая древняя (1990) и самая новая (2010)
Выдержав мхатовскую паузу, былые организаторы «Car + Sound» отозвались: их выставка будет под прежним названием, но в совсем уже новом месте, городке (опять!) Фридрихсхафен на брегу Боденского озера, прицепом к «Bodensee Tuning Show». В мае. Разрываться, как обезьяна из анекдота, не хотелось, надо было решать. Выбрал Лейпциг, отчасти потому, что знаю: Клетт себе плохих карт не сдаёт. «Car + Sound 2010» должна открыться примерно в день, когда вот это будет печататься в Вильнюсе, что там будет/было — узнаю потом. А сейчас — Лейпциг, федеральная (теперь уже) земля Саксония.
Для любителей коротких ответов на очевидные вопросы. Удалась ли выставка? Да. Хороша ли новая площадка? Да. Могло ли быть лучше? Да. Жаль ли потраченного времени? Нет.
Теперь — подлиннее. То, что сейчас несёт на себе уже 90-летней выдержки логотип «двойное М», которым нам натирали нюх в советское время, дескать, зайдите в партком за характеристикой, и милости просим к нам в ГДР, возвышается теперь над совершенно иным и совсем новым выставочным комплексом, на мой взгляд — самым удобным из виденных мной. Огромный (утверждают — самый большой в Европе) арочно-стеклянный эллинг — это хребет комплекса, там красота, тусовка и выездные экспозиции автомобильных музеев. От хребта, как положено, отходят рёбра, тоже стеклянные, ведущие к выставочным залам, все одного размера и формы, но каждый — про своё, и каждый устроен так, что не заблудишься даже нарочно. Нам достался один, даже полтора, если считать площадку EMMA. Это немало, учитывая, что все залы — большие и что остальные пять занял полновесный автосалон и выставка всяких сопутствующих автомобилям железяк и покрышек. Не буду в этот раз выстраивать свои впечатления в алфавитном порядке, как в прошлом году, это тогда было вынужденной мерой. Просто встанем рядом и пойдём, я по дороге буду рассказывать, что думаю по каждому отдельному поводу.
Навигационные системы Pioneer, приспособленные к VW Touran и Golf V
Первым нам попадается на глаза кто? Ну разумеется, можно было догадаться. В этом году Pioneer отмечает 20-летний юбилей своей первой (а значит, как утверждают историки вопроса, первой вообще) автомобильной навигационной системы. 1990 год, AVIC-1, как видим, обозначение для этого вида техники фирма выбрала сразу и надолго. Рядом с антиквариатом — новейшие разработки: флагман навигационной линейки AVIC-F20BT и навигационно-мультимедийные устройства, адаптированные под установку взамен штатных в популярных моделях автомобилей. В роли реципиентов лидируют VW и Ford, а на право быть донорами, как мы вскоре увидим, претендует не только Pioneer.
Раз уж пошли по «головастикам», следующая остановка — JVC. Революционных разработок фирма не показала, но по выбранному пути идёт уверенным шагом. В частности, был представлен новый мультимедийный комбайн KW-AVX72DT, в котором, ко всему прочему, уже встроенный тюнер цифрового телевидения DVB-T, в Москве такое тоже работало, недели две во время Олимпиады, потом, кажется, выключили, электричество кончилось. А ещё — очень фасонистое новое поколение двухдиновых устройств без экрана, но с развитыми коммуникативными навыками.
Kenwood по самому актуальному пути в развитии головных устройств пошёл заметно дальше. Появились первые «бездисковые» медиаресиверы с обозначением KIV, появилось целое семейство аналогичных устройств «скрытого базирования», где собственно медиаплеер убран с глаз и с торпедо, а на поверхности лишь дисплей и коммандер на манер того, что стоят в дорогих Audi и BMW. И вновь — тема ШГУ: Kenwood в шкуре VW. Или Ford. Что показательно: не Lexus, с которого бы начали, будь Kenwood фирмой российской.
А вот это, куда барышня рогом показывает — первое ШГУ на платформе Kenwood, для VW, разумеется
На стенде Sony… А, собственно, что тут смотреть? Ну, магнитолка. Оказалось, что магнитолка — первая ласточка принципиально нового для Sony направления, и устроена затейливо. Лицевая панель DSX-S200X откидывается как обычно, но за ней — не щель для диска (диски — в топку, таково веление времени), а выезжающий поддон, на который вам вольно положить iPod, iPhone или Walkman, соединив его с устройством шнуром, если надо — через прилагаемый переходник. Задвигаем поддон, закрываем панель и получаем привычное по форме и полноценное по содержанию управление плеером.
Смело шагнувший в своё время в направлении бездискового car audio Clarion показал и известные модели такого рода, и несколько новых, но как-то без уместной по этому поводу помпы.
А вот Blaupunkt. Прославленная марка, настоящее немецкое качество, так, кажется? Душераздирающее зрелище. Гордость Blau в её нынешнем виде: три модели CD-ресиверов, все могут читать mp3 (Ja!), у двух есть USB (Oh, ja!), у одной — вообще Bluetooth (das ist fantastisch!).
Ладно, ну их, пойдём к итальянцам, у них веселее будет. Первый итальянец на нашем пути — вечнорыжий Джанантонио Филисетти и его Macrom. В числе прочего, относительно ожидаемого (акустика, усилители, мультимедиа всякая) — забавная новинка: мультимедийный подголовник, несколько отличающийся от других, нами уже виденных. Во-первых, шторка на экране, во-вторых, предельно облегчённая замена кожаной обшивки требуемой по цвету, в-третьих, возможность отстыковать подголовник от основания, не вытаскивая всё хозяйство из спинки сиденья вместе со стальными штырями.
Blaupunkt. Das ist fantastisch, однозначно
А ещё у Филисетти появился новый брэнд. Называется StP, где-то, мне кажется, название попадалось. «Стандартпласт» (вот, вспомнил) уже не первый год показывает пример упорства и целеустремлённости: в Зинцхайме они присутствовали под зонтиком своих латвийских дилеров, даже в провальном Кёльне оговорили себе местечко под боком у EMMA. В Лейпциге StP присутствовали, что называется, полной ступнёй, как российская компания (в проспекте сказано… Подождите, сейчас посмотрю. А, вот: разработка акустических материалов для военного применения во времена Советского Союза. Даже подлодка проекта 677 нарисована). Macrom теперь продаёт StP в Италии и ещё где-то, на стенде были и агитировали меня за эти волшебные материалы даже дилеры StP из Израиля, а этим что-то продать — задача не для слабого ума и не для посредственного товара. Промежуточно подытоживая: ивановцам — респект. Латыши же (судя по слогану на стенде «Less Noise More music» — те же самые) выступали отдельно, это они умеют. Под брэндом Silentcoat и в сопровождении ЗАЗ-958М.
Однако не отвлекайтесь, у нас ещё итальянцы не все кончились. Авангард итальянского car audio, Elettromedia, привезли в Лейпциг, по большому счёту, всего одну вещь, но, видно, зная ей цену, не стали смазывать картину всяким прочим. Это — вторая в истории фирмы акустика под маркой Audison. Нашумевшую первую, Thesis, мы знаем и помним. Новое семейство позаимствовало имя у одного из компонентов Thesis — среднечастотника Voce (голос, это понятно). Родство с Thesis видно невооружённым глазом: V-Cone, складчатый гофр и прочее. И такой же, как у Thesis, трёхдюймовый диффузорный среднечастотник. Отличия — упрощение конструкции в её наиболее дорогостоящих узлах, например — аэродинамика корзин, они остались литыми и похожи по геометрии, но сечение спиц не столь мудрёное (а стоимость изготовления — не столь высокая), как у «Тезисов». Любопытно, что по цене Audison Voce будет не выше Hertz Mille, а чуть ниже, так, модельные ряды Audison и Hertz впервые пересекаются на ценовой шкале. И ещё: удивительным образом в состав нового семейства включены и коаксиалы, с выносными кроссоверами, разумеется, и купольными пищалками, но всё же — коаксиалы.
Мелкосерийные усилители The End. В каждом сундуке — два канала по 8 Вт
Другие интересные жители Апеннин — фирма Mosconi и её мозговой центр — Иван (вернее, Ivan, он по-русски ни бум-бум, даже неловко), тоже Mosconi. Если бы в прошлом году не пошёл по миру Тициано Джакомони, глава и основатель GT Trading (Steg и Audio System), про Ивана никто бы и не узнал. А он-то как раз и разрабатывал усилители для GT Trading. Марку Audio System спасли немцы, возглавлявшие в концерне отделение акустики и сабвуферов. Теперь фирма Mosconi, выйдя из тени GT Trading, работает под своим именем и под знамёнами Audio System одновременно. Среди новинок немало интересного. Упомяну лишь одну, ну, на самом деле — две. В новой серии AS (а это как раз и означает Audio System) предусмотрена возможность установки в слот на панели управления модулей, которые либо меняют конфигурацию кроссовера, задавая альтернативные пределы регулирования, либо вводят принудительную коррекцию АЧХ под особенности акустики салона конкретного автомобиля. Причём, что характерно, модуль — это не набор резисторов, а полноценная схема активного кроссовера или частотного корректора с питанием от усилителя.
До немцев, значит, дошли. Ну и отлично. Славный сын германского народа Хайнц Фишер довольно глубоко продвинулся в область внутри автомобильной интеграции, направление, как мы знаем — сильно актуальное. Новейшая разработка — сверхкомпактный усилительно-процессорный модуль Helix PP80. Судя по заявленным характеристикам — какое-то чудо нанотехнологий. Габариты по корпусу — 150 х 150 х 40 мм. Внутри — восьмиканальный усилитель с мощностью на канал 60 Вт (нормальных ватт, RMS), разумеется — импульсных, работающий в каком-то неведомом классе HD, это как D, но намного круче; и цифровой процессор с третьоктавным эквалайзером, кроссовером и блоком временных задержек, причём всё это — по принципу Plug-and-Play, с управлением по CAN-шине. Что хочет, то и делает…
Традиционные участники EMMA на ламповых усилителях HSS
Ещё немцы. Вернее, сначала — немка, вот она стоит, что-то рисует, наверное — новую акустику German Maestro. Задавал вопрос о взаимоотношениях German Maestro и MB Quart и тем и этим. Ответы совсем разные, но всё объясняющие. MB Quart (в лице немецкого дилера, компания теперь формально — часть американского концерна Maxxsonics): «Да эти… самозванцы… кто у них будет покупать… Правда, нам тут новые усилители прислали, какие-то они на Микки-Мауса похожие, вы их не фотографируйте…» German Maestro говорили мало: просто показывали на свои изделия. И сразу стало ясно, где живут те, кто делал MB Quart в золотую пору марки.
Сейчас пойдём к другим немцам, но по дороге задержимся у единственного шведа на выставке. Хозяева DLS, по всей видимости, не были до конца уверены в состоятельности лейпцигского проекта, поэтому не стали городить стенд, зато привезли свой новый автомобиль с собственным именем Revolution. Две фотографии говорят сами за себя, Revolution и есть.
Теперь — к немцам, на площадку EMMA. Формально здесь открывается германский сезон соревнований, но на деле тут всё очень по-международному, вон, даже турки пожаловали (не те, что всегда там живут, а которые пока в Турции). Площадка EMMA интересна тем, что там можно встретить экзотические модели аудиокомпонентов, которым не место на основных площадях выставки. Вот, например, я нашёл маленькую фирму, выпускающую (только спокойно) однотактные транзисторные автомобильные усилители, работающие в классе А от начала и до конца. Всё как у домашних ламповиков: 8 Вт на канал при тепловыделении, как у электрокамина… Или традиционные участники соревнований, выступающие на итальянских ламповых усилителях HSS. Они, чтобы было понятнее, всегда ставят рядом с машиной эдакую виолончель с припасами, очень помогает свежести восприятия.
Майк Крюк в Лейпциге был в роли тренера. Соперники разбежались…
А вообще я шёл сюда к вполне определённому немцу. Тому самому, который «один немец». К Майку Крюку. Здесь он выступал в роли тренера Сьюзан Штрайцель, постоянной участницы (и неоднократной победительницы) германского чемпионата, машину ей делал Майк. Мне же было интересно другое — новый проект безумного Майка. Он, как оказалось, есть и уже в работе. Поделюсь даже небольшой победой над Германией. Майк стал показывать фото багажника новой машины, восемь или около того «Дженезисов», вынутых из корпуса и помещённых на какую-то криогенную систему охлаждения, я взялся угадать марку головного устройства. Майк приосанился, мол, нипочём не угадаю. А ответ для меня был очевиден задолго до того, как Майк приступил к проекту. Никакого. Компьютер и скрупулёзный выбор звуковой карты и софта. Уел «одного немца», пустяк, а не зря съездил. Кстати, Майк сокрушался, что ему, возможно, некого будет сокрушать на предстоящем еврофинале. Разбежались, мол, русские, а без них ему неинтересно. Желающие могут считать это официальным вызовом на поединок. Класс «Эксперт без ограничений». Фору не даёт. Willkommen…