Измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
ПАРАД ФАВОРИТОВ
Спросите, сколько участников у такого парада? Много. Да, конечно: у «АвтоЗвука» «Фаворит» в каждом тесте, как правило, один. Но мы сегодня будем говорить не о наших фаворитах, а о ваших.
NRG WS-A1272 | Kicx STQ 300 | Rockford Fosgate R1S412 | Velas VLH-AL12 | Pioneer TS-W308D2 | Soundstream SW-12RE
Статистика показывает, что сабвуферов размерности 300 мм (примерно) или калибра 12 дюймов (тоже примерно) импортируется больше, чем каких-либо ещё. А значит, как нетрудно догадаться, и продаётся тоже больше, иначе мы бы имели нарушение закона сохранения материи. Ещё один закон, но уже не физики, а рынка, гласит, что доступная техника продаётся куда веселее, нежели техника более тяжёлых ценовых категорий. Так что недорогие «двенашки» как раз и относятся к числу народных любимцев.
Любить их, впрочем, есть за что (помимо цены). Тут можно в очередной раз напомнить, что по мере роста калибра головки (фактически — площади диффузора) возрастает её чувствительность и величина максимального звукового давления (при фиксированном уровне нелинейных искажений). Второй фактор можно представить в другой форме, которая будет более любезна сердцу аудиофила: снижается величина нелинейных искажений при фиксированной величине звукового давления. То есть по всем этим достоинствам 12-дюймовые сабы должны переигрывать всех, за исключением «пятнашек».
Конечно, за всякое удовольствие надо платить. Кому платить и сколько? В данном случае плата взимается в форме объёма акустического оформления — и по этому показателю сабвуферы калибра 12 дюймов проигрывают всем, кроме опять же «пятнашек». Ещё одна особенность напрямую с калибром головки не связана, однако реализуется она через определённые конструктивные закономерности, которые, в свою очередь, вызваны экономическими причинами. Как было уже писано не один (даже и не десять) раз, с ростом площади диффузора частота резонанса Fs головки имеет тенденцию к снижению, а электрическая (Qes) и полная (Qts) добротность испытывает склонность к росту. Насколько я понимаю, обе эти тенденции можно было бы купировать, при условии, что производитель согласился бы устанавливать различные по конструкции центрирующие шайбы в головки каждого калибра, и уж совсем хорошо, если бы оставил мечты о полной унификации магнитов. Но поскольку это происходит далеко не всегда (по крайней мере что касается «двенашек» и родственных им «десяток»), то мы и видим именно то, что видим.
Одновременное воздействие двух означенных тенденций приводит к неумолимому снижению фактора EBP (который, напомню, представляет собой отношение Fs/Qes) со всеми вытекающими последствиями. Если не вдаваться в подробности, последствия можно охарактеризовать одной фразой: головки с низким EBP стремятся работать с повышенным акустическим усилением. Казалось бы — что за беда, кому мешает акустическое усиление? Беда не в усилении как таковом, а в том, что ввиду низкой частоты резонанса головок оно смещается в область самого низкого баса или инфразвуковых частот. При установке таких головок в фазоинверторное оформление (ФИ) и, дабы избежать ненужной «раскачки воздуха» на частотах ниже 25 Гц, приходится выбирать довольно объёмистый ящик. Но даже в этом случае оптимальная частота настройки фильтра НЧ оказывается не выше 65 (а то и 55) Гц, что, понятно, зеркальным образом отражается на требованиях, предъявляемых к басовитости фронтов. В случае установки таких головок в ЗЯ избежать ненужного подъёма на низах удаётся за счёт выбора заведомо тесного ящика. Естественно, условия работы таких головок в акустическом экране (фри-эйре, если угодно), который в наших условиях представляет собой всего лишь сильно увеличенный ЗЯ, далеки от оптимума. Применительно к недорогим 12-дюймовым динамикам данная тенденция ещё усугубляется стремлением производителя сэкономить на цене (массе) магнита, что приводит к дальнейшему возрастанию Qts и EBP. В частности, в пределах сегодняшней группы нам не встретилось ни одного участника, способного приемлемо работать в акустическом экране — то есть такого, у которого неравномерность АЧХ в этом варианте не превышала бы 4 дБ. Да, к слову, даже в тесном ЗЯ далеко не всегда удаётся «уложить» АЧХ в музыкальный допуск «менее 2 дБ», перепад уровней между частотами 100 и, скажем, 40 Гц остаётся довольно значительным. А значит, вам остаётся одно из двух: смириться с «пыхтящим» басом либо выбирать частоту сопряжения с фронтами ниже 80 Гц.
В общем, на характеристики сабвуферов (и в первую очередь недорогих) самое непосредственное влияние оказывают как естественные, конструктивные, так и неестественные, то есть экономические, причины. (Ну не могу я считать естественными такие причины, которые приводят к появлению изделий заведомо худшего качества только потому, что их легче будет продать!) Тенденции в характеристиках сабвуферных головок остаются прежними: чувствительность снижается, потребный объём акустического оформления уменьшается. Подозреваю, в значительной мере этот процесс обусловлен и широким распространением басовых усилителей класса D, создавших предпосылки для перехода моноблоков на новую ступень мощности. (Буквально вчера просматривал тест басовых усилителей в журнале финских «братьев по EISA»: 17 из 20 участников теста — усилители класса D). Так что теперь басовый усилитель мощностью 400 — 600 Вт (КНИ 1%, 4 Ом) — самое обычное явление. Правда, есть один настораживающий фактор: при снижении опорной чувствительности головок катушки в доступных «двенашках» остаются по большей части двухдюймовыми, а значит, без угрозы для собственного здоровья они могут рассеивать 250 Вт тепловой (RMS) мощности или близко к тому независимо от того, какие цифры озвучил в мануале отдел маркетинга фирмы-изготовителя. Да, разумеется, при размахе сигнала соответствующей мощности усилителя 600 Вт синуса, на реальном музыкальном сигнале больше 250 Вт RMS на головку и не поступит. Но всё же мне не очень верится в 100-процентную надёжность такой связки.
Есть и ещё одна тенденция, которая лично мне оптимизма не добавляет: осреднённый по группе показатель КНИ для сабвуферных головок с каждым сезоном плавно возрастает. Не скажу, что все сабвуферные динамики становятся хуже, просто в каждой группе встречается один (реже — два) участника, которые портят статистику. Раньше такие «ложки дёгтя» вливались реже. А причина, как я понимаю, кроется в существующей технологии, когда новые прогрессивные модели сабвуферов (и акустики) собираются по «принципу Лего» из готовых комплектующих, производимых специализированными производствами. В результате становится не исключён вариант, когда расстояние между подвесом и центрирующей шайбой не полностью соответствует высоте диффузора либо профиль подвеса и диффузора не полностью соответствуют друг другу — в том и другом случае упругие элементы устанавливаются с начальной деформацией. В итоге на осциллограмме виден результат несимметричного ограничения подвеса либо излом «синуса» при переходе через ноль. Это помимо тех (естественных, в общем) случаев, когда возможностей подвеса на низкой частоте (50 Гц) не хватает для давления 96 дБ, принятого нами за эталон при измерениях.
Понимаю, понимаю, хочется позитива. Потерпите, будет, а пока пару слов о приводимых в наставлениях значениях параметров Тиля — Смолла. Давно известно, что соблюдение стабильных механических параметров (эквивалентного объёма Vas и массы подвижной системы Mms) — задача не из простых. Но пытаться, наверное, надо? А нынче получается так, что сообщаемые изготовителем (иногда с точностью до пятого знака) значения параметров и те их значения, которые получены в результате измерений, не соотносятся никак. То есть расхождение по Qts и Vas в полтора раза и по Fs на 20 — 25% — в порядке вещей. Известно, конечно, что на значение параметров Т — С, кроме «разминки», влияет и температура головки, и величина тока, при котором проводятся измерения, но это единицы процентов, в любом случае не более 10%. А получается так, что после выпуска установочной серии и подсчёта осредненных параметров (вот откуда берётся пятый знак) изготовитель может поменять состав клея вкупе с поставщиками подвеса и центрирующей шайбы, а головка (как бы) остаётся той же самой. Если возможности измерить эти параметры нет, то попасть «в настройки» можно разве что случайно. Разумеется, можно (и нужно) опереться на информацию, полученную от таких изданий, как «АвтоЗвук», но мы, конечно, не имеем возможности проработать все представленные на рынке модели. Кстати, измерение параметров Т — С не является столь уж сложной задачей даже при отсутствии специальных программ, и мы, если сложится, разберём варианты её решения в одном из ближайших номеров.
А теперь, как положено, переходим к перечислению тех конструктивных особенностей, на которые впоследствии (то есть в тесте) мы уже обращать ваше внимание не будем, то бишь считаем их «действующими по умолчанию». Диффузородержатель (по простому — «корзина») отштампован из стальной заготовки. Нижняя шайба магнитной системы имеет характерный прилив на внешней поверхности, указывающий на присутствие внутренней проточки, предотвращающей разрушение звуковой катушки от соударения с той самой шайбой. Центральный колпачок изготовлен из пластика и выпуклой формы. Подвес резиновый, а центрирующая шайба плоская и с регулярной формой профиля гофров. По части высоты магнита мы никаких начальных договорённостей «подписывать» не будем, ибо исключения сегодня доминируют. Диаметр звуковой катушки 2 дюйма, сиречь 50 мм с небольшим. Для подключения акустического кабеля служат хорошо нам знакомые зажимы пружинного типа, в этом исключений сегодня не было.
МЁД & ДЁГОТЬ
Вы сидите? Тогда сядьте, а то нам потом отвечать. По сумме достоинств в победители выходит сабвуфер Velas. Пожалуй, единственный его минус — невысокое акустическое усиление, но и это не повлияло на интегральную оценку. Итак, Velas — «Лидер». Теперь можете встать, уже можно. На звание «Фаворита» претендует Pioneer, он это звание и получает, есть за что. Это — единственная головка в группе, способная (теоретически, по крайней мере) удовлетворить запросы ортодоксальных аудиофилов. И единственная, способная работать в ФИ объёмом менее кубофута, это уже для не совсем ортодоксальных. В число рекомендованных компонентов мы включили Rockford Fosgate и Soundstream. По своим свойствам головки имеют определённое сходство, но у «Рокфорда» повыше чувствительность, а Soundstream способен работать в несколько более компактном объёме.