измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Сегодня дают «Аиду»
Чем отличается Верди от Моцарта? Один написал 23 оперы, другой — 28. Один симфонии писал с детства, другой за всю жизнь — ни одной. У одного была борода, у другого — нет.
Или нет, борода здесь, наверно, ни при чём, это я зря ляпнул, чур, не считается. Если бы Верди побрился, он что, хуже музыку стал бы сочинять? Надо с другого конца зайти: что у них общего? Это как раз вопрос простой, любой ответит: и Mozart, и Verdi — двухканальные усилители с ламповыми каскадами на входе. Оба носят марку E.O.S.
Про Моцарта (того, австрийского) его земляк и приятель Йозеф Гайдн сказал: «Потомкам не суждено увидеть такой талант ещё сто лет». Он ошибся. Его почти что тёзка Джузеппе Верди появился на свет через полвека с небольшим. Наш Verdi (который E.O.S.) увидел свет всего лишь через два года после E.O.S. Mozart 1 (см. «АЗ» №2/2008), в наш век всё происходит быстрее…
Теперь давайте знакомиться с продолжателем классических оперных традиций. Усилитель E.O.S. Verdi (полное имя длиннее, но мы будем по-простому) оформлен в узнаваемом фирменном ключе: сдержанная чернота корпуса и золото регуляторов и входных разъёмов. Главная примечательная особенность нового усилителя, как и было сказано — ламповый входной каскад. Он здесь задуман и выполнен таким образом, что определяет не только характеристики усилителя, но и… объём его выпуска. В экземпляре, поступившем к нам на тестирование, в качестве входных ламп стоит пара американских двойных триодов 12AU7A производства Sylvania (близкие аналоги европейских ECC82, выпускались с 1958 по 1964 год). И не просто пара, а пара подобранная, идеологу этой разработки Вячеславу Леонидовичу Резникову (можно было говорить, или это секрет?) удалось найти источник подобранных ламп на их, ламп, исторической родине, но их количество по понятным причинам не бесконечно, поэтому тираж Verdi в этой модификации не превысит первых десятков экземпляров.
Раз уж довелось залезть внутрь аппарата, обращу внимание на необычно большой номинал «банок» в фильтрах источников питания. Источник питания у каждого канала свой, и в каждом плече у них «заряжено» почти по 10000 мкФ, если быть точным — по 9400 мкФ. Для высокочастотного источника питания это много, у нас обычно довольствуются номиналом 2200 мкФ. У лампового каскада свой источник питания — там напряжения, как вы понимаете, несколько иные. Выходные транзисторы рассмотреть не удалось, они полностью закрыты металлической пластиной по всей длине корпуса, но по имеющейся информации (источник можно разгласить? Ну всё, всё, не буду…), произведены компанией Motorola.
Суммарный номинал плавких вставок 60 А на источник питания, или на канал, что здесь одно и то же. Сильноточные зажимы принимают зачищенный кабель диаметром 8 мм (питание) и 6,5 мм (выход). В отличие от первенца ламповой «композиторской» серии Mozart 1 у Verdi появилась как бы борода. (Что-то она мне сегодня покоя не даёт, я имею в виду, разумеется, фильтры.) Фильтры сделаны с намёком на предназначение усилителя: только ФВЧ (значит — только фронт, для сабвуфера можно найти что-нибудь совсем транзисторное). Диапазон перестройки частоты среза от 20 до 200 Гц. Иных излишеств у Verdi принципиально нет. Зато есть регулятор Bias, по-нашему — тока покоя выходных транзисторов. Регулятор позволяет изменить ток покоя процентов на двадцать, даже в минимальном положении регулятора он остаётся довольно высоким — по моим расчётам, не менее 200 мА (в каждом канале, конечно же, токи скопом не считаются).
Включаем. Через 20 секунд синяя подсветка обрамления окошка сменяется на сдержанно красную. Плюс подсветка ламп с тыла — для этого, кстати говоря, использовали миниатюрные лампы накаливания, чтобы сохранить стилистику. Пока усилитель разыгрывается специально для этого предназначенным прогревочным диском (он входит в комплект), перечисляем «под протокол» состав аппаратуры. Источник — CD-проигрыватель Bryston BCD-1. В качестве предусилителя задействована соответствующая часть интегрального усилителя Bryston B100 SST. Контрольные громкоговорители всё те же, Monitor Reference Gold 20. Набор дисков мы слегка модернизировали (в сторону усложнения материала).
1. Charles Mingus Sextet with Eric Dolphy. 2 CD. Blue Note, 2007.
2. Creedence Clearwater Revival, «Cosmo’s Factory». Fantasy, 1983.
3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
4. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.
5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
Диск [2], самое начало. Даже удивительно, насколько, оказывается, чётко поставлена перекличка трёх гитар во вступлении первого трека. Удивительно в том плане, что Fantasy, насколько известно, никогда в законодателях мод не ходила. Правда, ударная медь показалась немного поджатой, ударные в роке 70-х писались не так, слишком уж академично получается. Динамика рабочего барабана (10 трек) ни на йоту не отступает под натиском бас-гитары. А детальность «повествования» позволяет почувствовать разницу между ударами по барабанам (это в студийной записи, заметьте). Переходим к диску [5]. На хорошей (даже очень хорошей) громкости вокальные образы трека №4 начинают терять голографичность. Но и в сложных условиях сохраняется повествовательная слитность исполнения. Чтобы проверить этот тезис, приберегли задачку посложнее. Диск [1], живая запись 1964 года, современник ламп, которые мы слушаем. Естественно, присутствует и шипение ленты, и мелкие огрехи, когда музыкант ногтем задевает струну. Контрабас в треке №2 со второго диска обычно воспроизводится как бы сам по себе, а здесь, поди ж ты, он органично вплетается в партию духовых. Бас чересчур объёмистый, как будто микрофон закрепили прямо на деке контрабаса. Теперь диск [3]. Верхние ноты женского вокала передаются слишком ярко, а в голосе Челентано (у него мужской) появляется избыточная конкретика. В звучании гитары этот эффект не чувствуется. А вот ударная медь имеет тот же суховатый оттенок, который мы уже отметили. Фейерверк ([4], трек 13) динамичный и чётко контролируемый, не скажу, что лучший за всю историю, но один из.
В ходе прослушивания вспомнил слова одного автозвукового гуру о том, что лампы должны стоять вертикально, и не поленился побеспокоить старика Джузеппе, поставив усилитель вертикально, так, что все кабели оказались направлены верх. И вот ведь что удивительно: бас потерял изрядную долю избыточного объёма, а в женском вокале исчезли нервные нотки. Правда, сохранился чуть жёсткий оттенок на тарелках, но нельзя же так, чтобы не к чему придраться было? Ведь и у Верди (того, итальянского) были последователи…
измерения и характеристики
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
- ЧТО
- Двухканальный усилитель
- КТО
- E.O.S. AE-10tube EX
- ПОЧЕМ
- 38600 руб.
- ЭТО — ПЛЮС
- Выдающееся звучание
- Достойная мощность на любой нагрузке
- Продуманная конструкция
- Высокая устойчивость
- Широкая полоса
- ЭТО — МИНУС
- Нет линейных выходов
- ОДНИМ СЛОВОМ…
- «Сегодня дают «Аиду», ко второму акту пойду…»
- РЕЙТИНГ
- Мощность 9
- Технические характеристики 9
- Оснащённость 7
- Фильтры 7
- Удобство установки 8
- Итог 40